Надежда Трухина
Песочная терапия, как средство развития детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация: в статье представлен анализ научных подходов к играм с песком, раскрываются влияние таких игр на развитие детей дошкольного возраста, описываются отдельные варианты игр и песком.
Ключевые слова: игры с песком, дети дошкольного возраста, развитие.
Публикация «Песочная терапия, как средство развития детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песочная терапия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Игры с песком относятся к числу привлекательных, эмоционально насыщенных и притягивающих видов деятельности. Во многом это связано с тем, что песок является натуральной, удобной в использовании, доступной и пластичной средой. Наблюдая за играми детей в песочнице нетрудно заметить высокую мотивированность, увлеченность ребёнка самим процессом игры. Уместно в связи с этим вспомнить известное выражением К. Д. Ушинского: «Самая лучшая игрушка для детей – это кучка песка!».
Игры с песком сегодня активно используется в качестве средства, метода и формы организации терапии, так называемая песочная терапия. Основоположником данного метода принято считать К. Г. Юнга. Он разработал технику актуализации активного воображения, которая считается теоретическим фундаментом песочной терапии. Суть данного метода заключается в работе с символическим содержанием бессознательного как способом самосовершенствования и саморазвития. Метод игровой психотерапии активно использовался М. Ловенфельд. Она создала технику, которую образно назвала «техникой построения мира» с использованием миниатюрных игрушек. В 1913 году детский психотерапевт Д. Калфф дополнила технику М. Ловенфельд и подход К. Г. Юнга, в результате чего возникло новое направление в психотерапии – «песочная терапия» или «sand-play». В настоящее время метод «песочной терапии» широко используется в практике работы врачей, психологов и педагогов. Нельзя не подчеркнуть и то, что данный метод весьма незначительно используется в дошкольной дидактике, не всегда продуктивно используются его возможности в развитии детей дошкольного возраста. Т. М. Гробенко, Т. Д. Зинкевич-Евстегнеевой отмечают, что песок является универсальным средством для обучения и развития детей.
Благодаря природным свойствам песка, возможности «нейтрализовать отрицательную энергию» песок выступает как антидепрессант и имеет выраженный психотерапевтический эффект. Игры с песком, как показывает анализ психологических исследований, позволяют ребенку самоутверждаться, успешно самореализовываться, что способствует восстановлению психических функций ребенка. Особое значение такие игры имеют для развития и коррекции эмоциональной сферы. Песочная терапия эффективно снимает напряжение, способствует проявлению целой палитры эмоций, снимает агрессию и страхи. Проигрывая различные ситуации с помощью игрушечных персонажей, фигурками и предметами ребёнок может создавать разноплановые картины собственного мира из песка, проявляя воображение, творческую активность. Ребенок имеет возможность произвольно изменять игровые ситуации, последовательность игровых действий, таким образом обогащая личностный опыт разрешения как внутренних, так и внешних проблем.
Игры с песком – важное средство социализации ребенка, становления и обогащения опыта общения со сверстниками. Погружая руки в песок, пересыпая его из ладошки в ладошку, зажимая в кулачках, у ребенка естественным способом развиваются тактильные ощущения, координация движений, мелкая моторика рук и, в свою очередь, речевые процессы и функции.
В процессе игр с песком проявляется и развивается познавательная сфера ребенка, так называемый «ручной интеллект», пробуждается желание экспериментировать. Ребенок непроизвольно изучает и использует свойства песка, устанавливает причинно-следственные связи при выполнении игровых действий с мокрым, сухим песком и др. Поиск новых способов реализации замыслов выступает стимулом к проявлению творческого мышления. В процессе воздания композиций на песке происходит визуализация образов с помощью разнообразных материалов. Каждая постройка ребенка, как правило, несет элементы чего-то нового, оригинального. На песке детей учат рисовать, писать буквы, целые слова, считать, что способствует развитию познавательного интереса.
Включение элементов песочной терапии в образовательный процесс дошкольных организаций должен носить последовательный и системный характер. Организации игр с песком должна строиться на следующих положениях:
- создание эмоционально комфортной среды, в которой ребенок мог активно использовать песок в игровых, познавательных и других целях; оснащение игр с песком разнообразным материалом: игрушками, формочками, предметами и др. ;
- педагогическая поддержка активности детей в процессе проживания игровых ситуаций, создания построек, конструкций, а также поддержка хаотичных, спонтанно возникших действий, связанных со снятием психоэмоционального напряжения и др. ;
- педагогическая оценка игровых действий детей, способствующая переживанию ситуации успешности, психологического комфорта и эмоционального благополучия;
- использование комплекса игр с адресным решением целого комплекса задач развивающей и коррекционной направленности.
Как показывает анализ литературы, а также практика организации игр с песком в групповой комнате необходимо оборудовать ящик (50708 см, дно и борта которого, выкрашены в голубой, либо синий цвет, емкость с водой, игровой материал. Песок для песочной терапии должен быть от белого до светло желтого цвета. Фигурки для игр должны быть не больше 10 см в высоту. Раскроем отдельные игры с песком.
Игра "Угадай-ка". В песок зарывают несколько фигурок и предлагают малышу узнать их, погружая руки в песок.
Игра "Веселые истории". Буквами алфавита выкладываются на песке несложные слова. Ребёнку предлагается их прочитать, затем воспитатель прячет буквы в песок. Задача ребенка – найти буквы и восстановить слово.
Игра "Волшебная страна". Детям предлагается создать волшебную страну, включая постройки, природное окружение, жителей этой страны и др. Затем каждый ребёнок даем название созданной стране и описывает особенности проживания в ней.
Игра «Путешественники». Дети, используя фигурки животных, сказочных персонажей передвигаются по заранее созданным из песка тропинкам, горам, рекам и т. д.
Список использованных источников:
1. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Чудеса на песке: Практикум по песочной терапии. – СПб. : Речь, 2005 -340 с.
2. Ежкова Н. С. Дошкольная педагогика. – М. : Юрайт. 2016. -182 с.
2. Сакович Н. А. Технология игры в песок. Игры на мосту. –СПб. : Речь, 2006. – 176 с.
3. Сакович Н. А. История и современные тенденции песочной терапии. // Вестник практической психологии образования. 2007. № 2. – С. 94-97
4. Сакович Н. А. Шаг за шагом в процессе песочной терапии. //Вестник практической психологии образования. 2007. №3. – С. 105-108
5. Сакович Н. А. Шаг за шагом в процессе песочной терапии (продолжение).
// Вестник практической психологии образования. 2007. №4. – С. 93-97
6. Штейнхард Л. Юнгианская песочная терапия. –С-Пб. : Питер, 2001. – 320 с.