Папки-передвижки

Песочная терапия в коррекции эмоционального неблагополучия дошкольников

Главатских Марина Станиславовна
Песочная терапия в коррекции эмоционального неблагополучия дошкольников

Под эмоциональным неблагополучием понимается отрицательное эмоциональное самочувствие ребёнка, которое может возникать в разных случаях, например при переживании неуспеха каком-либо виде деятельности, особенно в ситуациях соревнования, иногда при отвращении к определённой пище или в ситуациях жёсткой регламентации жизни в детском саду. Однако наиболее острые и устойчивые отрицательные эмоциональные переживания наблюдаются при неудовлетворённости ребёнка отношением к нему окружающих людей, особенно воспитателя и сверстников. Острота и длительность этих переживаний свидетельствуют об особой значимости для ребёнка - дошкольника благополучных взаимоотношений со сверстниками.

Публикация «Песочная терапия в коррекции эмоционального неблагополучия дошкольников» размещена в разделах

Ребенок дошкольного возраста эмоционально легко возбудим, но эмоции обычно малоустойчивы. Часты эмоциональные реакции детей на ситуацию угрозы. Существует много видов эмоционального неблагополучия детей до-школьников : страх, негативизм, робость, застенчивость, агрессивность, им-пульсивность, тревожность.

Детские страхи – эмоциональные реакции детей на ситуацию угрозы (ре-альной или воображаемой) на опасный в представлении детей объект, пе-реживаемые ими как дискомфорт, желание убежать или спрятаться. Спо-собствует страхам неблагополучная атмосфера в семье.

Еще одной формой эмоционального неблагополучия является тревожность. В психологическом словаре дано следующее определение тревожности: это «индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не предрас-полагают».

Тревожность не связана с какой-либо определенной ситуацией и проявляется почти всегда. Это состояние сопутствует человеку в любом виде дея-тельности. Когда же человек боится чего-то конкретного, мы говорим о проявлении страха. Например, страх темноты, страх высоты, страх замк-нутого пространства.

Также к формам эмоционального неблагополучия относится застенчивость. Адлер ввел понятие «неуверенное поведение», обусловленное страхом критики, страхом сказать «нет», страхом контакта, страхом настоять на своем, осторожностью.

В настоящее время в психологическом консультировании практикуется одно из направлений арт-терапии «Песочная терапия». С каждым днем песочная терапия становится все более популярной. Это связано с тем, что смысл песка воспринимается сразу на двух уровнях, сознательном и подсознательном.

Песочная терапия – это направление практической психологии, использующее ресурсы песка для решения целого ряда задач: воспитание, образование, развитие личности и коррекция поведения.

Игнорирование проблемы неблагополучного эмоционального состояния ребенка может привести к развитию неврозов в младшем школьном возрасте, тяжелой адаптации к школе и снижению успеваемости, поэтому необходимо провести исследование тревожности старших дошкольников с целью выявления высокой тревожности и разработки психолого-педагогической коррекции данного состояния методами песочной терапии, для предупреждения возникновения неврозов.

Значения проблемы эмоционального благополучия едва ли нуждается в обосновании. Какие условия и детерминанты не определяли бы жизнь человека, внутренне, психологически действенными они становятся лишь в том случае, если им удается проникнуть в сферу его эмоциональных от-ношений. Внимание исследователей стало постепенно ограничиваться сравнительно узким кругом проблем, таких как: выражение эмоций, влияние отдельных эмоциональных состояний на деятельность. Сегодня же эта проблема как никогда более актуальна.

Анализируя практику песочной терапии как средства коррекции эмоционального неблагополучия дошкольников, было выявлено противоречие между необходимостью коррекции эмоционально неблагополучных состояний детей дошкольного возраста и недостаточным использованием существующих технологий песочной терапии в деятельности психологов и воспитателей детского сада.

Таким образом, в настоящее время весьма актуальным представляется использование пескотерапии для коррекции эмоционального неблагополу-чия ребенка дошкольного возраста.

Принцип «терапии песком» был предложен еще Карлом Густавом Юнгом, замечательным психотерапевтом, основателем аналитической терапии.

Большой вклад в развитие «песочной терапии» внесли отечественные пе-дагоги - Санкт – Петербурского Института специальной педагогики и психологии, которые являются авторами ряда книг по данной теме – Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке. Песочная игротерапия», Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. «Игры в сказко-терапии», Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Нисневич Л. А. «Как помочь «особому» ребенку», Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке: Практикум по песочной терапии».

Программа коррекционно-развивающих занятий с использованием песочной терапии реализовывалась с детьми 5,5-7 лет подготовительной группы МБДОУ «Детский сад №5 «Цветик-семицветик»» города Новочебоксарска Чувашской Республики.

Реализация программы состояла из нескольких этапов:

На первом этапе у всех детей, участвующих в реализации программы был определен уровень тревожности с помощью диагностической методики Р. Тэммпла, В. Амена, М. Дорки «Тест тревожности». После обработки и интерпретации полученных с помощью этой методики данных нам удалось определить уровень тревожности каждого ребенка. Из результатов было видно, что высокий уровень тревожности у 30% детей, со средним уровнем тревожности 45% детей и с низким уровнем тревожности 25% детей.

На втором этапе была проведена психологическая работа с применением метода песочной терапии по коррекции неблагополучного эмоционального состояния у детей с высокой тревожностью.

На третьем этапе по окончании психокоррекционной работы по снижению тревожности у детей с высоким уровнем тревожности было проведена по-вторная диагностика по методике Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки. Проанализировав и сравнив результаты диагностического обследования «до» коррекционной работы и «после», была прослежена динамика снижения тревожности. Из результатов видно, что снизился высокий уровень тревожности у детей с 30% до 10%. Увеличилось количество детей со средним уровнем тревожности с 45% до 25% и увеличилось количество детей с низким уровнем тревожности с 25% до 65%, что является нормой.

Проведение психолого-педагогической коррекции с помощью методов песоч-ной терапии позволило оказать существенное влияние на преодоление проявлений тревожности у детей.

Системный и комплексный подход в коррекции позитивно повлиял не только на формы взаимодействия тревожных детей с окружающими, но и снизил проявление дезадаптации, проявляющееся в сниженной самооценке, неуверенности, боязни, повышенной тревожности.

Список литературы :

1. Бардышевская М. К. Диагностика эмоциональных нарушений у детей : учебное пособие / М. К. Бардышевская, В. В. Лебединский. – М. : УМК «Пси-хология», 2003. – 320 с.

2. Бреслав Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. - М. : Педагогика, 1990. - 144 с.

3. Дикманн Х. Методы в аналитической психологии. - М. : ООО "ЦГЛ «РОН», В. Секачев,2001.- 329с.

4. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Практикум по песочной те-рапии. -СПб. : «Речь», 2002.-224с.

Публикации по теме:

Анкета для родителей «Песочная терапия» Анкета для родителей «Песочная терапия» 1. Есть ли у вас дома песочница? -да; - нет; - затрудняюсь ответить. 2. Знаете ли вы технику.

Консультация для педагогов  «Песочная терапия»Консультация для педагогов  «Песочная терапия» Развитие познавательной активной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально на современном этапе, так как именно познавательная.

Песочная терапия Сегодня мы живем в очень непростом мире. Жизнь ставит нас в сложные ситуации, требующие адекватных решений. Только уверенный в себе, в своих.

Песочная терапияПесочная терапия «Часто руки знают, как распутать то, над чем тщетно бьется разум» К. Г. Юнг. Песок очень часто действует на ребенка как магнит. Иго ручки.

Песочная терапияПесочная терапия Чем можно рисовать? Практически всем, чем угодно. Кроме традиционных карандашей, мелков, красок, в своей практике я использую нетрадиционные.

Песочная терапияПесочная терапия Песочная терапия для малышей. Игры с песком занимают важное место в жизни малышей. Начинать играть с ребенком можно уже с первого года жизни.

Песочная терапия для дошкольников или «Чудесный песок» У каждого из нас есть свои воспоминания из детства, связанные с играми в песке – морском, речном или тем, что в песочницы у дома. Однако.

Песочная терапия как средство адаптации детей с 1,5–3 лет к ДОУ Песочная терапия как средство адаптации детей с 1,5-3 лет к ДОУ Цель: Выявить психолого-педагогические особенности адаптации детей; определить.

Проект «Песочная терапия» ПРОЕКТ «ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ» Подготовили воспитатели Кызыма В. А Бацеко Н. Н Краткая аннотация проекта В настоящее время значительно возрос.

Песочная терапия Одной из актуальных проблем является сегодня изучение эмоционально-личностной сферы детей дошкольного возраста. Никакое общение и взаимодействие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Песочная терапия в коррекции эмоционального неблагополучия дошкольников
Опубликовано: 14 марта 2017 в 12:50
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД