Надежда Пушкарева
План-конпект совместной деятельности педагога-психолога и воспитанников «Сказочная история Большой Шляпы»
▼ Скачать + Заказать документы
Возрастная адресованность: дети старшей логопедической группы с общим недоразвитием речи 3 уровня (5-6лет).
Лексическая тема: «Одежда. Обувь. Головные уборы».
Цель: коррекция нарушений развития познавательной, эмоциональной сферы детей, имеющих общее недоразвитие речи, формирования навыков социального взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Задачи:
• Создание бодрого, веселого настроения, эмоционально-положительного возбуждения;
Публикация «План-конпект совместной деятельности педагога-психолога и воспитанников „Сказочная история Большой Шляпы“» размещена в разделах
- Головные уборы. Конспекты занятий
- Головные уборы. Шляпы, панамки, шапочки
- Планирование. Планы работ
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Планы
- Сказки. Планирование по теме сказок
- Темочки
• Коррекция когнитивной сферы психики - зрительного восприятия; кратковременной зрительной и слухоречевой памяти; основных свойств внимания, связанного с координацией слухового и двигательных анализаторов; словесно-логического мышления;
• Формирование мнемических приемов запоминания;
• Коррекция операций мышления - сравнения, обобщения, классификации по сезону, по назначению;
• Активизация словаря детей по теме, коррекция связной речи;
• Обогащение опыта тактильных ощущений;
• Обогащение эмоциональной сферы, базовыми чувствами «злость-радость»;
• Формирование мышечной и психоэмоциональная раскованности;
• Коррекция негативных форм поведения.
• Формирование элементарных навыков самооценки.
Формы организации совместной деятельности : беседа; обсуждение; диалог; вопросы проблемного характера; игровые приемы; рассматривание дидактических картинок; дидактические игры; психогимнастика; прием фантазирования.
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Материалы и оборудование: яркая дамская шляпа; белая шелковая перчатка; боксёрская перчатка; пиктограммы эмоций «злость», «радость»; дидактические предметные картинки (одежда, обувь, головные уборы); лоскутки ткани (шерсть, ситец, шелк, мех); бутафория на палочке (разноцветные шляпки).
Форма организации детей: подгрупповая.
Ход деятельности
Этап: психологический настрой (создание атмосферы психологической безопасности, принятие эмоциональная поддержка дошкольников)
Психолог: Всем мальчикам и девочкам, доброе утро. Усаживайтесь поудобнее, я очень рада видеть каждого из вас на нашей встрече. (Дети рассаживаются на мягкие подушки) Ребята, а вы любите сказки? А хотите поучаствовать в одной сказочной истории? (ответы детей). Тогда вам предстоит сегодня знакомство с нашей гостьей - Большой Шляпой.
Этап: вводно-организационный (организация направленного внимания)
Психолог: Сегодня мы послушаем сказочную историю Большой Шляпы. На своем пути ей приходилось решать сложные задачи. С некоторыми из них, к сожаленью, Большая Шляпа справиться так не смогла.
Этап: мотивационно-побудительный (формирование представлений о предстоящей деятельности)
Психолог: Поэтому она просит помощи у вас. Поможем Большой Шляпе? (Сюрпризный момент – педагог показывает детям большую яркую шляпу).
Этап: актуализация (создание ситуации, в которой возникает необходимость в получении представлений и умений)
Психолог: Однажды холодным осенним днём вышла Большая Шляпа на прогулку. А навстречу ей идут: шорты, панамка, куртка, пальто, футболка, шуба, плащ, сланцы, ботинки, валенки (педагог выкладывает дидактические картинки). Смотрит Большая Шляпа и никак не может понять, почему шорты, футболка, сланцы, панамка ёжатся от холода и не могут согреться, шубе, валенкам очень жарко, и только пальто, плащ, куртка, ботинки чувствуют себя комфортно.
Этап: восприятие и усвоение (нового, либо расширение имеющихся представлений)
* Игра «Летняя, осенняя, зимняя»
Психолог: Друзья, почему замерзли платье, шорты, футболка, шлепки, босоножки?
Дети: Их носят в теплый период года, летом.
Психолог: Почему было жарко шубе и валенкам?
Дети: Это одежда для холодной, морозной погоды. Её носят зимой.
Психолог: А почему пальто, куртка, плащ, ботинки чувствовали себя комфортно, хорошо, удобно?
Дети: Потому что они для прохладной погоды. Их одевают осенью.
Психолог: Тогда давайте разложим наши карточки с одеждой по временам года.
Педагог выкладывает четыре карточки с изображением – осени, зимы, весны, лета.
Психолог: Хорошо ребята, все верно. Значит, одежду, которую мы одеваем зимой, можно назвать как? Она какая? Аналогично (весной, летом, осенью.)
Дети: Зимняя (летняя, весенняя, осенняя).
Психолог: Молодцы, а вот когда нашу Шляпу спросили,
как можно, одним словом назвать осеннею и весеннею одежду? Она испытала затруднения. А вы знаете?
Дети: ответы.
Психолог: Она называется демисезонная, которая подходит для разных сезонов. А чем отличается одежда летняя от демисезонной?
Педагог вместе с детьми сравнивает – (летняя одежда из легкой ткани, прохладная, с коротким рукавом. А демисезонная из теплых тканей с длинным рукавом) Аналогично сравнить зимнюю одежду с демисезонной.
Психолог: Большая шляпа была рада новым друзья. И чтобы летняя одежда не замерзла она решила поиграть с ней. Она любит когда, дует не сильный, прохладный, игривый ветерок. Игра так и называется «Ветер, дует на….». Большая Шляпа всех нас зовет немного подвигаться.
Этап: динамическая пауза (смена вида деятельности, предупреждение утомляемости)
*Игра «Ветер дует на…»
Психолог: Большая Шляпа называет имена двух ребят, на которых подул ветерок, именно они должны поменяться местами, а остальные дети остаются на своих местах.
(после усвоения хода игры, дошкольникам можно предложить условия, когда участниками становятся дети, выделенные по какому-либо признаку, например, ветер дует на мальчика в синей футболке и девочку в черной юбке; на тех, кто в платьях; на тех, кто в джинсах и т. д.)
Этап: восприятие и усвоение (нового, либо расширение имеющихся представлений)
Психолог: Большой Шляпе стало интересно, из какой ткани они сшиты? Решила спросить она об этом у своих друзей. Но оказалось, что этого никто не знает. Давайте поможем Большой Шляпе узнать какие бывают ткани, и что из них можно сшить? Педагог предлагает дошкольникам различные кусочки ткани (подходят к столу, на котором лежат образцы).
Психолог: Ребята, выбирайте себе кусочки ткани. Их еще называют лоскутки ткани, познакомьтесь с ними.
Дети трогают, рассматривают лоскутки ткани. Далее взрослый просит рассказать какая она и что можно из нее сшить.
* Игра «Какая, что можно сшить?»
Каждый ребенок рассказывает, что можно сшить из выбранного кусочка ткани и какая будет одежда из этого материала.
Психолог: Друзья, смотрите у меня ткань тонкая, холодная на ощупь, зеленого цвета, это – шёлк. Из шелка можно сшить нарядное платье, юбку, блузку. А у вас?
Дети: определяют и называют ткани и что из них можно сшить (Ситец, лен, шелк, драп, кожа, мех)
Далее педагог вместе с детьми проходят к стульям, расставленных полукругом.
Психолог: Большая Шляпа была такая радостная, ведь ей удалось так много узнать нового и интересного. Она попрощалась и поспешила продолжить свою осеннюю прогулку. Потом остановилась и задумалась. А она сама то, из какого материала? Какие у нее есть детали? И кому она сама, Большая Шляпа может пригодиться?
Дети: ответы (есть поля; донышко; стенки, цветок; бусинки. Большая Шляпа - дама. Это женский головной убор).
Психолог: Материал, из которого сделана Шляпа, называется фетр, это такой вид теплой шерстяной ткани. Фетр теплый, мягкий хорошо держит форму.
Педагог предлагает потрогать поля шляпы.
Психолог: Да, ребята, Большая Шляпа красавица, модница. Она предлагает нам всем мысленно отправиться в магазин одежды.
Психомышечная релаксация в технике «напряжение-расслабление»
«Одежда на вешалке – плечиках»
Психолог: Ребята, давайте представим, что мы с вами одежда в магазине и красиво висим на вешалках – плечиках (взрослый показывает детям вешалку-плечики). Висим ровно (Плечи развернуты, спина прямая, ноги вместе, руки в стороны, мышцы напряжены, так как мы очень хотим, чтобы нас заметили и купили. О чудо, ура! Вот нас заметили и купили. Аккуратно сняли один рукав (расслабили, опустили одну руку, второй рукав, и аккуратно сложили (сгибаемся в поясе, руки свободно свисают). Нас принесли домой, повесили в шкаф на вешалку-плечики (вновь мышечное напряжение). Смотрят на обновку, радуются, какая она красивая. Затем аккуратно сняли (расслабление). Надели на мальчика (девочку). И вот наши дети в нарядной одежде пришли в детский сад. Выполнить упражнение до двух раз.
Психолог: Наша героиня, Большая шляпа, очень любит ходить в магазин. Однажды в магазине она познакомилась с Черно-красной перчаткой (педагог одевает боксёрскую перчатку) Все, кто примерял ее, становились сердитыми, Рука начинала толкаться, бить, отнимать игрушки, всем причиняла боль и зло. Педагог предлагает дотронуться до боксёрской перчатки (она жесткая, кожаная). Ребята, а вы попадали в такие ситуации, в которых были такие руки, которые были похожи на Черно-красную перчатку?
Дети: ответы (в результате обсуждения делается вывод, что никому не хочется иметь такие злые руки).
Психолог: Все, кто имели такую злую перчатку, были некрасивыми, они начинали кусаться, пинаться, говорить грубые слова. Ребята, подумайте, а какие звуки может издавать злость.
Дети: «Р», «Ш», «Ф».
Психолог: С этими руками, вы, наверное, догадались, у людей становилась совсем плохая жизнь. Со злостью трудно договориться. Но наша Большая Шляпа нашла мудрый выход и сказала «Зло злом не победишь, только хуже навредишь! Злого надо полюбить, чтоб о зле он смог забыть».
Психолог: Большая Шляпа вновь просит вас ребята о помощи, надо помочь! Что можно предложить Перчатке, чтоб победить злые чувства?
Дети: ответы (угостить конфетой, посмотреть мультфильм, поиграть вместе)
Психолог: Спасибо, ребята, вы настоящие волшебники наша Злая черно- красная перчатка превратилась в добрую веселую Белую Руку перчатку
(педагог меняет боксёрскую перчатку на белую шелковую с мягким мехом).
С ней очень приятно общаться и каждому хочется иметь именно такие руки.
Психолог: Какие они ребята?
Психолог дотрагивается до рук детей кусочком нежного меха.
Дети: Они ласковые, мягкие, нежные, и веселые.
Психолог: А радость, какие может издавать звуки?
Дети: «И», «Д», «Б».
Психолог: Правильно, молодцы. Пусть ваши ручки будут похожи только на белую Добрую перчатку.
Этап: Рефлексивно-заключительный (подведение итогов совместной деятельности, обобщение полученного опыта, формирование элементарных навыков самооценки)
Психолог: Сегодня время с Большой Шляпой прошло быстро. Интересно узнать, а вы запомнили, кого встретила наша гостья?
Дети: вспоминают названия 10 предметов одежды (шорты, панамка, куртка, пальто, футболка, шуба, плащ, сланцы, ботинки, валенки).
Психолог: Все, верно, ничего не забыли, какие вы внимательные.
Психолог: Друзья, а что сегодня для вас было сложным, трудным?
Дети: ответы.
Психолог: А что понравилось больше всего?
Дети: ответы.
Психолог: На память о встрече с Большой Шляпой, наша гостья приготовила вам сюрпризы за вашу помощь, внимание, активность (раздаются разноцветные шляпки на палочке).
Дети: Благодарят Большую Шляпу за подарок (завершение совместной деятельности, с возможностью продолжения конструктивного, творческого общения со сверстниками в группе.
Список использованных источников и литературы :
1. Карпова В. В., Мамаева В. В. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 5-6 лет. [Текст]\ СПб. : Речь, 2007 г.
2. Хухлаева, О. В. Тропинка к своему Я [Текст]\ Хухлаева О. В. - Москва, Генезис, 2007 г.