МААМ-картинки

План-конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [Ш]»

Екатерина Фролова
План-конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [Ш]»

План-конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [Ш]».

Тема: «Автоматизация звука [Ш]»

Ребенок: Маша, 5 лет. 6 месяцев, ОНР (3 уровень)

Цель занятия : Автоматизация звука Ш в слогах, словах и предложениях.

Задачи:

• Вырабатывать движение губ вперёд, обнажая верхние и нижние зубы укреплять мышцы губ, их подвижность;

• Отрабатывать движения языка вверх, развивая его подвижность. Способствовать

Публикация «План-конспект индивидуального логопедического занятия „Автоматизация звука [Ш]“» размещена в разделах

растяжке подъязычной связки;

• Закреплять правильное произношение фонемы;

• Развивать мелкую моторику пальцев рук;

• Уточнить артикуляционный и акустический образ звука Ш;

• Уточнить характеристику звука;

• Закрепить графический образ буквы Ш;

• Формирование умения опознавать заданный звук в словах, слогах, изолированно;

• Совершенствовать динамическую организацию движений;

• Формировать навыки образования существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами;

• Обучать навыкам согласования числительных с существительными в ед. и мн. числе;

Автоматизировать звук Ш в тексте;

• Развивать слуховую память;

• Развивать словесно-логическое мышление;

• Формировать мотивацию к познавательной деятельности;

• Воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающим.

Оборудование: Бумажный конверт с приглашением, изображение Крошки Енота, изображение корзинки с банкой варенья и бубликами, звуковая дорожка с изображением змеи, изображение лесного домика, изображение сторожевого пса, коробочка с буквами, изображения сказочных героев: Чиполино, Буратино, Шапокляк, Чебурашка, Мальвина, Шрек, Винтик, Шпунтик, Фунтик, Шарик, изображение лабиринта с ромашками, воздушный шар.

Орг. момент.

Логопед :

-Здравствуй, Маша! Сегодня я получила конверт. Хочешь узнать, что в нём лежит?

Маша:

-Да.

Логопед : (открывает конверт, показывает приглашение, читает его)

- А в нё м лежит приглашение от Крошки Енота: «Жду всех в домике лесном, поиграем, отдохнём». Отправимся в гости?

Маша:

-Да.

Основная часть.

Логопед :

-В гости мы пойдём не с пустыми руками. Давай посмотрим, что я собрала в корзинку для Крошки Енота. (Показывает изображение корзинки, из которой видны: банка варенья и бублики). Я приготовила ему баночку варенья. Давай сделаем упражнение «вкусное варенье.»

Улыбнись, открой рот и языком в форме чашечки облизывай губу, делая движения сверху вниз. Можно продолжить движение и убрать язык в рот, не разрушая «чашечки».

Маша выполняет упражнение.

Логопед читает стишок :

Как будто варенье лежит на губе –

Слижу его «чашечкой» в ротик себе.

Логопед :

- Что ещё лежит в корзинке:

Маша:

- Бублики.

Логопед :

-Давай сделаем упражнение «бублик».

Зубки сомкнём, губы округляем и слегка вытягиваем вперед. При выполнении должны быть видны и верхние и нижние зубки. Удерживаем «бублик» под счет до 5-10.

Маша выполняет упражнение бублик.

Логопед читает стишок :

Бублик мы изобразили —

Плавно губы округлили.

Их теперь нельзя смыкать,

«Бублик» надо удержать.

Логопед :

-В нашей корзинке осталось много свободного места. Давай насобираем грибов.

Сто грибов в лесу найдем,

Обойдем полянку.

В кузовок мы не возьмем

Бледную поганку.

Мы обшарим все дубы,

Елки и осинки

И хорошие грибы

Соберем в корзинку.

Покажи мне, как ты умеешь делать упражнение «грибок».

Улыбнись, широко открой рот, присоси язык к нёбу, чтобы подъязычная связка была натянута («ножка гриба»). Удерживай в таком положении 5-10 секунд.

Маша выполняет упражнение «грибок».

Логопед читает стишок :

Широко открою рот,

Будто щёлкну я вот-вот.

Присосу язык на нёбо,

Челюсть вниз — и вся учёба.

Логопед :

- Для того, чтобы узнать, какой звук мы сегодня будем учиться правильно произносить, тебе нужно внимательно послушать стихотворение:

Что за странный шум вокруг

Шелестит листва мой друг.

Осень на порог пришла,

Шапку, шарф надеть пора”. (Логопед утрированно произносит звук [Ш])

- Ты догадалась какой звук мы сегодня будем произносить?

Маша:

Да, звук Ш.

Логопед :

-Правильно, сегодня мы будем учиться правильно произносить звук Ш.

-Мы уже почти пришли к домику Крошки Енота, но на тропинку вылезла змея, которая начала оставлять за собой узоры (следы) и шипеть. Давай подождём, пока она проползёт, а потом пойдём по её следам. (Логопед даёт ребёнку изображение змеи и узорчатой тропинкой). Сначала проведи по линиям пальчиком, а потом карандашом. Не забывай шипеть, как змейка.

Маша выполняет упражнение и шипит: ШШШШ.

Логопед :

- Что делают губки, зубки, язык, когда мы произносим звук Ш?

Маша:

- Губы «Колечком», зубы «Заборчиком» с небольшой щелочкой, язык вверху и похож на «Чашечку».

Логопед :

- А какой воздух мы выдыхаем, когда произносим звук Ш?

Маша:

-воздух тёплый.

Вот мы и пришли к домику Крошки Енота. Его дом охраняет пёс, которого зовут Шарик. Какой звук первый в слове Шарик?

Маша:

-Ш.

Логопед :

- Правильно, звук Ш. Звук (Ш) - согласный или гласный? ;

Звонкий или глухой? ;

Твёрдый или мягкий?

Маша:

- Согласный, глухой, твёрдый.

Молодец, правильно. Крошка Енот, чтобы развлечь своих гостей, приготовил интересные задания:

(логопед даёт ребёнку коробку, внутри которой лежат буквы).

Логопед :

-Открой коробку и достань буквы, которые в ней лежат. Посмотри на них внимательно и покажи ту согласную букву, которая является домиком звука Ш.

Маша раскладывает буквы, ищет букву Ш и показывает её логопеду.

Логопед :

-Следующее задание: Игра «Поймай звук». Хлопни в ладоши, когда услышишь звук «Ш». З, С, Ш, Б, В, Ж, Ш, Л, М, Ш.

Теперь похлопай, когда услышишь слог, в котором есть звук «Ш».

По, Ша, То, Шу, Ма, Пу, Ши, Ми, Шо.

Маша хлопает.

Логопед :

-А сейчас настало время немного размяться. Крошка Енот приготовил нам вот такую весё лую зарядку:

Звериная зарядка.

Раз – присядка, два – прыжок.

Это заячья зарядка.

А лисята как проснуться (кулачками потереть глаза)

Любят долго потянуться (потянуться)

Обязательно зевнуть (зевнуть, прикрывая рот ладошкой)

Ну и хвостиком вильнуть

(движение бедрами в стороны)

А волчата спинку выгнуть (прогнуться в спине вперед)

И легонечко подпрыгнуть (легкий прыжок вверх)

Ну, а мишка косолапый (руки полусогнуты в локтях, ладошки соединены ниже пояса)

Широко расставив лапы (ноги на ширине плеч)

То одну, то обе вместе (переступание с ноги на ногу)

Долго топчется на месте (раскачивание туловища в стороны)

А кому зарядки мало – начинает все сначала.

Маша выполняет зарядку.

Логопед :

- Следующее задание, которое предлагает нам Крошка Енот «добавь слог». Я буду произносить слоги, а ты добавлять слог ША. Посмотрим, что у нас получится.

Ка, ча, кры, лап… .

Маша добавляет слоги и произносит слова: каша, чаша, крыша, лапша.

Логопед :

-А теперь, ты будешь добавлять слог ШИ.

Камы, клави, малы, гру… .

Маша добавляет слог и произносит слова: камыши, клавиши, малыши, груши.

Логопед :

- Следующая игра называется «Скажи как я». Я буду произносить чистоговорки, а ты повторяй за мной.

Ша –ша – ша – наша Маша хороша

Шо – шо – шо – учусь я хорошо

Шу – шу – шу, шу- шу- шу– я тебе рукой машу

Аш- аш- аш, аш- аш- аш –мы построили шалаш

Ош – ош – ош, ош – ош – ош, у меня на блузке брошь

Маша повторяет за логопедом.

Логопед :

- В гостях у Крошки Енота сегодня собралось много сказочных героев. Давай определим, у кого из них имя начинается на звук Ш. Я буду показывать и называть героя, а ты будешь хлопать, когда я назову того, чьё имя начинается на звук Ш. (Логопед показывает картинки с изображениями героев и называет их имена).

Чиполино, Буратино, Шапокляк, Чебурашка, Мальвина, Шрек, Винтик, Шпунтик, Фунтик, Шарик.

Маша хлопает, когда услышит слова: Шапокляк, Шрек, Шпунтик, Шарик.

Логопед :

- Кто из этих сказочных героев нравится тебе больше всех?

Маша называет героя.

Логопед :

-У тебя есть возможность подарить этому герою букет цветов. Для этого тебе необходимо пройти по лабиринту, посчитать и собрать все ромашки. (Логопед дает ребенку нарисованный лабиринт с изображением ромашек.)

Маша водит пальцем по лабиринту и считает: одна ромашка, две ромашки… пять ромашек.

Логопед :

- Следующая игра называется «Назови ласково». Послушай слова, назови ласково.

Шар, шапка, шорты, мешок, шишка.

Маша:

-шарик, шапочка, шортики, мешочек, шишечка.

Логопед :

- Мы весело провели время в гостях, но нам пора отправляться домой. Ведь в гостях хорошо, а дома лучше. Давай попрощаемся с Крошкой Енотом и повторим фразу: В гостях хорошо, а дома лучше.

Маша:

- В гостях хорошо, а дома лучше.

Логопед :

- Обратно мы пойдем той же дорогой, через лес. Предлагаю собрать букет ландышей и подарить их маме. Повторяй за мной предложения: (логопед читает по одному предложению, а ребёнок повторяет)

Ландыши.

Ландыши любят тень под дубками. Подойдешь к месту, где ландыши. Ландышей видимо-невидимо. А на некошеном лугу ромашки и мышиный горошек. Рядом, у речушки, камыши. Колышет ветер камышинки. Шуршат они, нарушая тишину. Нарвешь ландышей - и домой. Хороши ландыши!

Маша повторяет текст по одному предложению.

Заключительная часть.

Логопед :

- Наше занятие подходит к концу, но мы не прощаемся со звуком Ш. Он сегодня отправится к тебе в гости. Дома ты с родителями выполнишь новые задания, которые находятся у тебя в тетради. (Логопед вклеивает в тетрадь ребёнка задания на дом)

[Ш]

Упражнение № 1. Произносить (читать) слоги.

ша – шо – шу ши – ше – ша

шо – шу – ша ше – ши – шо

шу – шо – ша ши – шу – ше

ше – шу – шо шу –ши – ша

Следить за тем, чтобы при произнесении звука [ш] кончик языка был поднят к альвеолам, а боковые края языка прилегали к верхним боковым зубам. Звук [ш] произносить длительно и твёрдо.

[Ш]

Упражнение № 2. Сосчитай до пяти.

Один камыш, два камыша….пять камышей.

Один шалаш, два шалаша…. пять шалашей.

Одна шуба, две шубы….…пять шуб.

Одна школа, две школы….…пять школ.

Одно шило, два шила….…пять шил.

Следить за тем, чтобы при произнесении звука [ш] кончик языка был поднят к альвеолам, а боковые края языка прилегали к верхним боковым зубам. Звук [ш] произносить длительно и твёрдо.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

Логопед :

- Чем мы сегодня занимались на занятии? Что тебе больше всего понравилось?

Маша:

- Мы учились правильно произносить звук Ш. Мне понравилось собирать ромашки по лабиринту.

Логопед :

- Ты сегодня хорошо потрудилась, правильно произносило звук Ш. Возьми себе этот весёлый шарик. (Логопед дарит ребёнку воздушный шарик).

Публикации по теме:

Конспект индивидуального логопедического занятия «Игры с Тигрой» (автоматизация звука [р]) Цель: комплексное решение всех задач речевого развития с использованием мультимедийных технологий, автоматизация звука [р] в речи. Задачи:.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [Р] в речи»Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [Р] в речи» Конспект логопедического занятия на тему: «Автоматизация звука [Р] в речи. Коррекционные задачи: 1. Автоматизировать звук [Р] в слогах,.

Конспект индивидуального логопедического занятия на тему «Автоматизация звука [Р] в слогах, словах» .

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [Ж] в предложениях и связном тексте» Тема: Автоматизация звука [Ж] в предложениях и связном тексте. Цели: Коррекционно – образовательные: отработка артикуляционных упражнений.

Конспект индивидуального логопедического занятия в подготовительной группе «Автоматизация звука [р] в слогах и словах» Цель: Коррекция произношения звука [р] Коррекционно-образовательные задачи: - закреплять умение произносить звук [р] изолированно, в слогах,.

Конспект индивидуального логопедического занятия в старшей группе «Автоматизация звука [С]» Цели: Автоматизация звука [с]. Задачи: - Закрепить у детей правильную артикуляцию звука [с]. - Автоматизировать звук [с] в слогах, словах,.

Конспект индивидуального занятия по коррекции звукопроизношения «Автоматизация звука [Ш]» «Путешествие в страну «Правильной речи». Цель: автоматизация звука [Ш]. Задачи: 1 .Коррекционно-образовательные: -упражнять в правильном.

Конспект индивидуального занятия. Автоматизация звука [Ш] в слогах, словах, предложениях Цели: - закрепить артикуляционный уклад и изолированное произнесение звука «Ш»; - автоматизировать звук «Ш» в слогах, словах, предложениях;.

Конспект открытого индивидуального логопедического занятия по теме: «Автоматизация звука «Ш» в слогах, словах и предложениях Конспект открытого индивидуального логопедического занятия по теме: «Автоматизация звука «Ш» в слогах, словах и предложениях». Цель занятия:.

Конспект открытого индивидуального логопедического занятия «В гостях у клоуна Лоло. Автоматизация звука [Л]» Конспект открытого индивидуального логопедического занятия Тема «В гостях у клоуна Лоло. Автоматизация звука [Л]» Цель: закрепление правильного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
План-конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [Ш]»
Опубликовано: 23 ноября 2016 в 09:20
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД