План-конспект индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков [С]-[Ш] и букв С-Ш»

Екатерина Фролова
План-конспект индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков [С]-[Ш] и букв С-Ш»

План-конспект индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков и букв С-Ш».

Тема: «Дифференциация звуков С-Ш».

Ребенок: Маша, 6 лет 2 месяца, ОНР, 3 уровень.

Цель занятия: закрепление навыка различения звуков и букв С-Ш.

Задачи:

• Упражняться в удержании кончика языка за нижними зубами;

• Укреплять кончик языка развивать подвижность языка;

• Тренироваться в удержании языка в форме чашечки наверху, у верхних зубов;

• Отрабатывать движение губ вперёд, обнажая верхние и нижние зубы укреплять мышцы губ, их подвижность;

• Уточнить артикуляционный и акустический образ звуков Ш и С;

• Закреплять правильное произношение фонем;

• Уточнить характеристику звуков;

• Закрепить графический образ букв С и Ш;

• Формирование умения опознавать заданный звук в предложениях, словах, слогах, изолированно;

• Совершенствовать динамическую организацию движений;

• Автоматизировать звуки Си Ш в тексте;

• Развивать слуховую память;

• Развивать наглядно-действенное мышление;

• Формировать мотивацию к познавательной деятельности;

• Воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающим.

Оборудование:

Кукла, бумажные ворота с замком, тропинка с буквами, изображение сказочного замка, картинки с изображениями: скакалки, шишки, шарика, слона, шашек, шоколада, свечки, стульчика, две корзинки, картинки, на которых изображены: вишни, малина, слива, санки, шарик, карточки с домашним заданием, печать для оценок.

Организационный момент.

Логопед:

-Здравствуй, Маша!

Маша:

- Здравствуйте!

Логопед:

- Сегодня к нам на занятие пришла девочка Саша (показывает куклу). У неё беда, она не может правильно произносить своё имя. (логопед говорит за куклу: Здравствуй, Маса! Меня зовут Шаса.) Какие звуки путает Саша?

Маша:

- Звуки С и Ш.

Логопед:

- Верно, Саша всё время путает звуки С и Ш. Давай научим различать её эти звуки?

Маша:

- Давайте.

Основная часть.

Логопед:

- Для того чтобы научить Сашу различать звуки С и Ш мы все вместе отправимся в сказочную страну. Но прежде чем отправиться, нам нужно почистить зубы.

Упражнение «Чистим зубы» (с внутренней стороны):

Описание. Улыбнуться, открыть рот и широким языком «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения из стороны в сторону.

Логопед читает стишок:

Зубы верхние — смотри:

Чищу «чашкой» изнутри.

Маша выполняет упр.

Логопед:

- После того как мы почистили зубы, нужно позавтракать. На завтрак мы будем пить чай из чашки и есть бублики.

Упражнение «Чашечка»:

Описание. Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме чашечки.

Логопед читает стишок:

Улыбаюсь, рот открыт:

Там язык уже стоит.

К зубкам подняты края –

Вот и «чашечка» моя.

Упражнение «Бублик»:

Описание. Зубы сомкнуты, губы округлены и слегка вытянуты вперед. При выполнении должны быть видны и верхние и нижние зубки. Удерживать «бублик» под счет до 5-10.

Маша выполняет упражнение бублик.

Логопед читает стишок:

Бублик мы изобразили —

Плавно губы округлили.

Их теперь нельзя смыкать,

«Бублик» надо удержать.

Логопед:

- Что делают наши губы, зубы, язык, когда мы произносим звук С?

Маша:

-Когда мы произносим звук С, наши губы улыбаются, зубы смыкаются, кончик языка упирается в нижние зубы.

Логопед:

- А как работают губы, язык при произнесении звука Ш?

Маша:

- При произнесении звука Ш наши губы вытягиваются в «трубочку», зубы сближены, язык поднят «чашечкой» к нёбу.

Логопед:

- Что еще мы можем сказать про эти звуки?

Маша:

- Эти звуки согласные, глухие.

Логопед:

- Правильно, молодец. А теперь мы отправляемся в сказочную страну. Для того, чтобы в неё попасть, нам нужно расколдовать ворота (даёт ребёнку бумажные ворота, на которых изображён замок со стрелочками)

Стрелочка вверх указывает, что нужно произносить звук Ш, а вниз – С. Если ты правильно произнесёшь звуки, то ворота откроются.

Маша произносит:

С-С-Ш-С-Ш-Ш-С-Ш

Логопед:

- Ура! мы расколдовали ворота. (открывает бумажные ворота.)

А теперь нам нужно пойти по заколдованной тропинке. (даёт ребёнку нарисованную тропинку, на которой изображены следы шагов, на каждом из которых написана буква С или Ш). По ней можно пройти, только если будешь правильно называть буквы, на которые наступаешь.

Маша пальцами надавливает на шаги и называет нарисованные на них буквы.

Логопед:

- Мы преодолели заколдованную тропинку и подошли к волшебному замку.

Чтобы проникнуть внутрь, нам нужно постучать. Но стучать нужно по-особенному. Я буду произносить волшебные звуки, а ты стучать. Если услышишь звук С, то стукни один раз, а если услышишь звук Ш, то два раза. Поняла?

Маша:

- Да.

Логопед:

- С-Ф-П-Ш-С-Ш-Т- С-Ш-С

Маша стучит согласно условию.

Логопед:

- Вот мы и проникли в волшебный замок. Тут собрались герои разных сказок и все они очень любят петь. Давай присоединимся к ним и попоём. Повторяй за мной: СТА-ШТА, СТО-ШТО, СТУ-ШТУ, СТЫ-ШТЫ, АСН-АШН, ОСН-ОШН.

(Логопед произносит поочерёдно слоги, а Маша повторяет за ним).

Логопед:

- А теперь нужно немного размяться. Сейчас мы будем делать зарядку:

Шли по крыше три кота, (идут по кругу)

Смотрят в небо три хвоста. (руки вверх)

Сели киски на карниз, (присесть на корточках)

Посмотрели вверх и вниз (движения головой вверх – вниз)

И сказали три кота: (руки поочередно приставлять ко лбу)

«Красота, красота!» (ритмичные хлопки в ладоши).

Маша выполняет упражнение.

Логопед:

- Пока нас не было, в замке навели небольшой беспорядок. Давай поможем нашем друзьям убрать предметы по местам, чтобы поскорей продолжить играть?

Маша:

- Давайте.

Логопед:

(даёт ребёнку картинки с изображениями предметов: скакалка, шишка, шарик, слоник, шашки, шоколад, свечка, стульчик и две небольшие корзиночки)

- Сейчас мы будем складывать игрушки по корзиночкам. В одну корзинку положим игрушки, которые начинаются на звук С, а в другую, которые начинаются на звук Ш. Называй то, что ты видишь на картинках и раскладывай по корзинкам.

Маша раскладывает картинки по корзинкам и произносит слова.

Логопед:

- Теперь мы будем играть в игру, которая называется «Закончи предложение»

Я начну произносить предложение, а ты закончишь его, с помощью картинок, которые я тебе буду показывать. (показывает картинки к каждому предложению)

В лукошке лежат… (вишни). Повтори все предложение, что получилось.

Маша добавляет слово вишни и произносит предложение полностью.

Логопед:

Женя едет на (машине). Повтори все предложение.

Маша добавляет слово машине и произносит предложение полностью.

Логопед:

-У Наташи вкусная (слива). Повтори все предложение.

Маша добавляет слово слива и произносит предложение полностью.

Логопед:

- У Люды железные … (санки). Повтори предложение.

Маша добавляет слово санки и произносит предложение полностью.

Логопед:

- У Жанны воздушный (шарик). Повтори все предложение.

Маша добавляет слово шарик и произносит предложение полностью.

Логопед:

- Молодец. А сейчас настало время весёлых историй. Я расскажу историю о том, как сегодня утром Маша, Соня и Саша ели овсяную кашу. Слушай внимательно.

Маша, Соня и Саша ели овсяную кашу. Маша и Соня кушали хорошо, а Саша стал шалить. «Сашину овсяную кашу отдадим мы кошке нашей», - шутили Маша и Соня. Саша испугался и съел всю кашу.

- Расскажи мне, что ты запомнила из этой истории?

Маша пересказывает текст.

Логопед:

-Маша, может ты тоже хочешь поделиться со всеми какой-нибудь весёлой историей?

Маша рассказывает какую-либо историю.

Заключительная часть.

Логопед:

- А сейчас настало время возвращаться из волшебной страны. Ты сегодня очень хорошо работала и научила Сашу различат звуки С и Ш. Я думаю, что Саша теперь всегда будет правильно произносить своё имя. Саша, скажи нам, как тебя зовут? (логопед произносит слова за куклу: Меня зовут Саша). Наши старания прошли не зря. А теперь мы прощаемся с Сашей. Саша, до свидания! (говорит за куклу: До свидания)

Маша:

- Саша, до свидания.

Логопед:

- Но мы не прощаемся со звуками С и Ш. Они отправятся сегодня к тебе домой.

Логопед вклеивает в тетрадь ребёнка карточки с заданиями.

[Ш] – [С]

2. Выучить стихотворение.

Мышка.

Мышка сушек насушила,

Мышка мышек пригласила.

Мышки сушки кушать стали,

Мышки зубки поломали.

Следить за тем, чтобы звуки [ш] и [с] не смешивались в произношении. Звуки [ш] и [с] произносить длительно.

Читать стихотворение выразительно и чётко.

Объяснить ребёнку смысл незнакомых слов.

Логопед:

- Наше занятие подошло к концу. Что тебе сегодня больше всего понравилось?

Маша:

- Мне понравилось играть в волшебном замке.

Логопед:

- На сегодня мы с тобой прощаемся. В награду за то, что ты сегодня очень потрудилась, я тебе в тетрадку ставлю печать «Отлично». До свидания!

Маша:

- До свидания.

Публикации по теме:

Конспект индивидуального занятия «Дифференциация звуков [Л]-[Л’]» КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ Тема: Дифференциация звуков Л - Ль. Цель: учить дифференцировать звуки Л - Ль в слогах, словах, предложениях.

Конспект индивидуального занятия «Дифференциация звуков [с]-[ш]» План-конспект индивидуального занятия Дифференциация звуков С-Ш в словах, словосочетаниях, предложениях. Цели • уточнить артикуляцию звуков.

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [Ч]-[Щ]» .

Конспект логопедического занятия: «Дифференциация звуков [К] — [Х]» (подготовительная группа). Цель: занятия: дифференциация согласных звуков К - Г. Задачи. Коррекционно-образовательные: - учить дифференцировать звуки.

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [Л]-[Р]в словах, словосочетаниях, предложениях и скороговорках» Тема: Дифференциация звуков [Л] - [Р] Цели: Коррекционно – образовательные: отработка артикуляционных укладов для сонорных звуков; дифференциация.

Конспект логопедического занятия с детьми подготовительной группы «Дифференциация звуков [с]-[ц]» Задачи: 1. Учить слухо – произносительной дифференциации звуков [ c ]-[ Ц ]. 2. Продолжать совершенствовать навыки звуко – слогового анализа.

Конспект логопедического занятия «Транспорт. Дифференциация звуков [С] и [С’]»Конспект логопедического занятия «Транспорт. Дифференциация звуков [С] и [С’]» Тема: «Транспорт. Дифферннциация звуков «С» и «Сь» Задачи: Коррекционно-образовательные: Продолжать работу со звуками «С» «СЬ», закреплять.

Конспект логопедического занятия в старшей группе «Путешествие в страну гласных звуков и букв»Конспект логопедического занятия в старшей группе «Путешествие в страну гласных звуков и букв» "Путешествие в страну гласных звуков и букв" Цель: систематизировать знания детей о гласных звуках на примере звуков [а], [у], [и], [о],.

Конспект подгруппового логопедического занятия. Дифференциация звуков [л’] и [й] в слогах, словах, фразах Тема: Дифференциация звуков "Ль" и "Й". Цель: Коррекционно- образовательные: - Уточнить и закрепить артикуляционно-акустическую характеристику.

План-конспект логопедического занятия на тему «дифференциация звуков к и К’» Конспект логопедического занятия «Дифференциация К и К’» Программное содержание Коррекционно-образовательные задачи: 1. Познакомить детей.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
План-конспект индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков [С]-[Ш] и букв С-Ш»
Опубликовано: 23 ноября 2016 в 09:22
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
17 сентября. День «Неопалимой купины»

«Неопалимая купина» – такое название конкурсов рисунков и поделок на противопожарную тематику стало уже давно привычным. Оно произошло от библейского предания о пылающем, но не сгорающем кусте, из...

17 сентября. День космоса на МААМ

17 сентября 1857 года родился человек, без которого невозможно представить космическую историю. Константин Эдуардович Циолковский еще на заре 20 века предложил использовать ракеты для космических полетов....

Фоторепортаж «Бархатный сезон на побережье Чёрного моря»
Сентябрь, но не уходит лето, С утра до ночи птичий звон, Природа солнышком согрета, Чудесный, бархатный сезон! Стоит прекрасная погода, Ни тучки в небе...
Оригами из цветной бумаги «Осенние друзья-листочки»
Осенние друзья листочки. Работа выполнена из цветной бумаги способом оригами. После того, как были сделаны листочки, пришла идея их "оживить" и...
Фотоотчёт о занятии по аппликации «Осенний букет» в средней группе
Цель: Формирование умения составлять композицию из готовых форм. Задачи: - Закрасить листья акварельными красками в соответствии с сезоном; - Аккуратно...