марина лукьянова
План-конспект непосредственно образовательной деятельности детей старшей группы общеразвивающей направленности
▼ Скачать + Заказать документы
План-конспект
непосредственно образовательной деятельности
детей старшей группы общеразвивающей направленности
Тема недели: «Семья»
Темы дня: понедельник - «Моя семья»;
вторник - «Мои братья и сестры»;
среда - «Как мы помогаем дома?»;
четверг - «Профессии наших родителей»;
пятница - «Семья – это семь «я»».
Подготовила воспитатель: Лукьянова Марина Андреевна
Публикация «План-конспект непосредственно образовательной деятельности детей старшей группы общеразвивающей направленности» размещена в разделах
Дата проведения: с 29.10 по 02.11.2012г.
Оборудование: сюжетные и предметные картинки; раскраски, разрезные картинки.
Интеграция образовательных областей : «Познание», «Социализация», «Безопасность», «Коммуникация», «Труд», «Здоровье», «Физическая культура», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка».
Задачи:
- продолжать знакомить детей с понятием «семья», посредством игры «Семья», «Мамины помощники» («Познание»);
- формировать умение составлять конструкцию из четырех равнобедренных треугольников, используя схемы («Познание»);
- уточнять знания детей о родственных связях, через рассматривание семейных фотографий, посредством игры «Родство» («Познание»);
- развивать мышление, воображение, слуховое и зрительное восприятие, внимание, конструктивные способности в ходе познавательно- исследовательской деятельности, посредством игры «Поймай рыбку» и конструктивной деятельности («Познание»);
- формировать умение находить символические, цветовые, фантастические аналогии, посредством игр по ТРИЗ-РТВ «Наоборот», «Оживление предметов», а также использование системного оператора («Познание»);
- закрепить с детьми знания о предложении, формировать умение составлять предложение («Познание»);
- познакомить детей со схемой звукового состава слова, посредством игры-путешествия «В лесу» («Познание»);
- совершенствовать опыт составления рассказа о семье, используя схемы, («Коммуникация»);
- побуждать использовать пословицы в речи, закреплять умение объяснять их смысл («Коммуникация»);
- развивать свободное общение со взрослыми и детьми («Коммуникация»);
-совершенствовать грамматический строй речи, посредством дидактических игр «Какой? Какая?», «Чей? Чье? Чьи? Чья?», («Коммуникация»);
-активизировать словарь детей, посредством игры «Кто старше (младше?», («Коммуникация»);
- познакомить детей с русской народной пословицей: «Кто родителей почитает, тот век счастливым живет» («Коммуникация»);
- приобщать детей к чтению художественных произведений, развивать слуховое внимание посредством восприятия художественной литературы («Чтение художественной литературы»);
- расширять и уточнять представления детей о жанре живописи – портрете, используя репродукции русских художников И. Репина «Осенний букет. Портрет В. И. Репиной», В. Серов «Девочка с персиками», («Художественное творчество»);
- совершенствовать опыт рисования человека, передавая фигуру, соблюдая пропорции, соотношение головы и тела по величине («Художественное творчество»);
- формировать умение детей передавать в рисунке положение рук и ног человека, выполняющего физические упражнения, зарядку («Художественное творчество»);
- совершенствовать приемы лепки фигуры человека, передавая форму головы, рук, ног с учётом пропорционального соотношения частей тела («Художественное творчество»);
- совершенствовать навык метания мяча в горизонтальную цель, ползания на четвереньках между предметами, посредством игровых упражнений «Метатели», «Котята» («Физическая культура»);
- развивать двигательную активность, координацию движения, глазомер, ловкость, ориентировку в пространстве в игровых упражнениях («Физическая культура»);
- расширять и уточнять представление детей о пользе продуктов для здоровья человека посредством ситуативного разговора «О пользе продуктов» («Здоровье»);
- воспитывать любовь и уважение к близким, культуру поведения, посредством ситуативного разговора «Мы ходим в гости», «Рядом или вместе?» («Социализация»);
- расширять представления детей о профессии учитель посредством ситуативного разговора («Труд»);
- расширять знания о роли воды, воздуха, солнца в жизни человека («Безопасность»);
- расширять и уточнять представление детей о ПДД, воспитывать осторожность, внимательность на дороге, посредством игровой ситуации «Где можно кататься на велосипеде, самокате?», «Я – пассажир» («Безопасность»).
Методы и приемы:
Практические: игра, экспериментирование.
Словесные: ситуативный разговор, рассказывание.
Наглядные: наблюдение.
Логика образовательной деятельности.
Настольно – печатные игры:
1. «Что мы делаем?»
Цель: Знакомить детей с понятием «Семья». Показать, что члены семьи любят друг друга, мама и папа заботятся о своих детях. Воспитывать любовь к близким, обогащать словарный запас детей.
Ход игры: большие карточки с родственниками раздаются между игроками по 2 шт. маленькие карточки с предметами перемешиваются и выкладываются картинками вниз. Игроки по очереди берут по 1 маленькой карточке и говорят, что будет делать тот родственник, большая карточка с которым лежит у него. Например : «Бабушка сегодня будет играть со мной в хоккей!». Если такого в жизни никогда не было, карточка возвращается в стопку, если было – выкладывают на карточку с изображением бабушки. Затем берет маленькую карточку следующий игрок и т. д. во время второго круга игры, игроки выкладывают маленькую карточку на вторую большую карточку. Игра заканчивается если закончились маленькие карточки или у кого-то из игроков на одной большой карточке оказалось 3 маленьких. Он – победитель!
2. «Как мы помогаем родным?».
Цель: воспитывать у детей уважение к труду взрослых членов семьи. Сочувствие к ним, желание помочь, освободить от хлопот.
Ход игры: раздают по 1 карточке с родственниками. Маленькие карточки с предметами переворачиваются рисунком вниз и перемешиваются. Игроки по очереди берут по 1 карточке с предметом и отвечают на вопрос в соответствии с ней: «Как я помогаю своей бабушке?» (маме, тете и т. д.). Например : «Я помогаю своей бабушке варить суп», если ребенок сказал правильно, он оставляет себе карточку, если нет – возвращает в стопку. Игра ведется до тех пор, пока у кого-то из игроков не окажется 5 карточек или не закончатся карточки в стопке. Победит тот, у кого будет 5 карточек или больше всех карточек.
3. «Родство».
Цель: расширять представление детей о членах семьи и их родстве между собой.
Ход игры: ведущий по очереди задает игрокам вопросы о членах семьи и их родстве, например : «Кто это такая (ой?». Тот, кто правильно отвечает на вопрос получает фишку. Если ребенок дает неправильный ответ – отвечает следующий игрок. Игра заканчивается, когда у одного из игроков будет 6 карточек.
Он победитель.
4. «Запоминаем имена близких родственников».
Цель: уточнить знания детей о родственных связях; развивать память, речь.
Ход игры: ведущий берет одну из больших карточек (например, с дедушкой, игроки по очереди называют имена своих дедушек, тому, кто назвал:
• имя – дают 1 маленькую карточку;
• имя и отчество или имя и фамилию – 2 карточки;
• имя, отчество и фамилию – 3 карточки.
Если карточек не хватает, можно использовать любые другие. Игра заканчивается, когда ведущий показал все карточки с родственниками. Победитель тот, у кого больше всех карточек.
Дидактические игры
1.«Разрезные картинки»
Цель: развивать целостное восприятие, мышление, мелкую моторику и координацию движений рук: совершенствовать грамматический строй речи, активизировать словарный запас; воспитывать дружеские, доброжелательные взаимоотношения между детьми в работе парами.
Ход игры: разрезные картинки разложены в 3 коробки (в красной-из 8 частей, в желтой-из 6 частей, в зеленой-из 5 частей, дети, зная сложность заданий в каждой коробке, выбирают и собирают разрезные картинки, затем говорят, что у них получилось.
2. «От младенца до старика»
Цель: формировать общие представления обо всех возрастных периодах человека (а также периоде, в котором находятся они) : детстве, юности, зрелости и старости; уметь находить внешние различия у людей разного возраста, называть некоторые отличия в поведении, деятельности и образе жизни. Развивать наблюдательность, внимание, зрительное восприятие, умение сравнивать, речь; формировать самосознание.
Ход игры: воспитатель предлагает детям «прокатиться в "машине времени"». Сначала назвать, в каком возрасте дети находятся сейчас, сколько им лет Затем «отправиться в прошлое», найти свои фотографии в младенческом и раннем возрасте, разложить их в возрастающей после-довательности, начиная с самой ранней.
Потом из предложенных фотографий людей разного возраста выложить «поезд жизни» от младенца до старика. Дети могут получить по одной фотографии, построиться в порядке возрастания лет и рассказать каждый об особенностях «своего» возраста.
3.«Мальчики и девочки»
Цели: формировать умение находить сходство и различие между детьми и взрослыми разного пола во внешнем виде, поведении и деятельности; развивать умение сравнивать, обобщать, речь, внимание; формировать любознательность.
Ход игры: воспитатель предлагает двум группам детей посоревноваться в наблюдательности. Дети должны из серии предложенных картинок выбрать те, на которых изображены лица определенного пола, деятельность, которой они занимаются преимущественно, предметы быта, одежды и игрушки; рассказать, почему выбраны именно эти картинки. Выигрывает та группа, которая выполнила задание быстрее и правильнее.
Далее педагог сам группирует картинки, специально делая ошибки, которые дети должны увидеть и назвать (например, к картинке с изображением мужчины подбирается женская одежда, к мальчику — кукла и т. п.).
4.«Чей? Чье? Чьи? Чья»
Цель: формировать умение согласовывать существительные с прилагательным.
Бабушка носит халат. Халат чей? (бабушкин)
Папа носит галстук. Галстук чей? (папин)
У мамы есть шарф. Шарф чей? (мамин)
У Пети есть мяч. Мяч чей? (Петин)
Дедушка носит рубашку. Рубашка чья? (дедушкина)
Мама носит шляпу. Шляпа чья? (мамина)
Таня носит платье. Платье чьё? (Танино)
Папа надел пальто. Пальто чьё? (папино)
Дедушка надел ботинки. Ботинки чьи? (дедушкины)
Мама надела сапоги. Сапоги чьи? (мамины)
5.«Какой? Какая?»
Цель: Формировать умение подбирать признак к словам
Мама (какая) – ласковая, добрая, нежная, заботливая…
Папа (какой) – смелый, сильный, строгий, веселый, выносливый.
Бабушка (какая) - добрая, ласковая, хозяйственная, аккуратная…
Дедушка (какой) - трудолюбивый, заботливый, внимательный.
Семья (какая) - дружная, крепкая, сплоченная, многодетная, большая, спортивная…
6. «Кто старше?»
Цель: формировать умение сравнивать кто старше/младше
Папа – сын (папа старше, а сын младше).
Папа – дедушка ….
Дядя – внук…
Внучка – бабушка…
Подвижные игры
1. «Кукушка»
Цель: развивать двигательную активность, ловкость, быстроту.
Ход игры: каждый игрок выбирает себе «гнездо». И только «кукушка» не имеет своего «гнезда». На слова «Полетели – полетели», все «птицы» вылетают из своих «гнезд» и летят подальше. На слова «Все домой» игроки возвращаются и стараются занять любое «гнездышко», в том числе и кукушка. Игрок, чье гнездо займет «кукушка», проигрывает и становится «кукушкой»
Пальчиковая гимнастика
Цель: развивать мелкую моторику рук, координацию слов с движениями, речь, память.
1. «Наша семья»
(По очереди разгибайте пальчики, начиная с большого)
Этот пальчик большой -
Это папа дорогой.
Рядом с папой - наша мама.
Рядом с мамой - брат старшой.
Вслед за ним сестренка -
Милая девчонка.
И самый маленький крепыш -
Это славный наш малыш.
2. «Мальчик-пальчик»
(На первую строчку показать большие пальцы на обеих руках. Затем поочередно соединять их с остальными пальцами.)
- Пальчик-мальчик, где ты был?
- С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел.
Игровая ситуация
1. Разыгрывание сюжета «Я - пассажир»
Цель: развивать игровую деятельность; совершенствовать умение распределять роли и действовать в соответствии с ними; развивать диалогическую речь, свободное общение с взрослыми и сверстниками.
Ход игры: дети распределяют роли между собой и разыгрывают сюжет.
2. Игровая ситуация «Где можно кататься на велосипеде, самокате?»
Цель: рассмотреть различные опасные ситуации, которые могут возникнуть на улицах нашего села при катании детей на велосипеде, самокате; познакомить детей с правилами, как избежать опасных ситуаций.
- Ребята, у кого из вас есть велосипед, самокат?
-Вы умеете на них кататься?
-Как вы думаете, где можно кататься, а где нет?
-Когда вы садитесь на велосипед, самокат кем вы становитесь?
- Рассмотрите иллюстрации и определите, где ребята, правильно, исполняют правила дорожного движения, а где нет?
- Кто виноват в аварии?
-Как бы поступили вы?
Продуктивная деятельность
1. Рисование «Человек»
Цель: совершенствовать опыт рисования фигуры человека, соблюдая пропорции.
Создание «Ситуации успеха». В коробки разного цвета разложены листы с этапами рисования человека: красная коробка - чистый лист; желтая коробка – нарисованный овал (голова) и шкала деления на составные части тела человека; зеленая коробка - дорисовать левую сторону так, чтоб получился человек.
2. Рисование «Дети на зарядке»
Цель: совершенствовать опыт рисования людей, соблюдая соотношение головы и тела по величине.
Создание «Ситуации успеха». В коробки разного цвета разложены листы с этапами рисования человека в движении: красная коробка - чистый лист; желтая коробка – схема изображения людей в разных позах, зеленая коробка - дорисовать левую сторону так, чтоб получился человек в движении.
3. Лепка «Мама в платье»
Цель: совершенствовать приемы лепки, посредством изготовления фигуры человека передавая форму головы, ног, рук, пропорциональное соотношение частей.
Создание «Ситуации успеха». 1. Дети самостоятельно лепят человека в одежде. 2. Дети лепят человека по схеме. 3. Дети совместно с воспитателем лепят человека в одежде.
Конструктивная деятельность
Конструирование из бумаги «Домик»
Цель: совершенствовать опыт конструирования домика из бумаги.
Ситуативный разговор
1. «Мы ходим в гости»
Цели: формировать правила поведения в гостях; вырабатывать навык вежливости; познакомить с вариантами приветствия и прощания.
Предварительная работа: чтение сказки С. Я. Маршака «Кошкин дом»
Примерные вопросы:
- Кто в роли хозяйки и хозяина?
- Как приветствовали гости и хозяева друг друга?
- Как еще можно приветствовать?
- Как вы считаете, все ли герои сказки культурно вели себя в гостях?
- Почему вы так думаете?
- Как прощались гости?
- Как еще можно прощаться?
2. «Рядом или вместе?» (разговор по картине)
Цель: воспитывать уважение и любовь к близким людям.
Примерные вопросы:
- Почему художник назвал картину «Рядом или вместе?»?
- Как вы думаете, члены этой семьи гуляют вместе или только находятся рядом?
- Почему никто не замечает, что маме тяжело нести полную сумку и малыша?
- Наверное, ей и малышу досадно, что никто с ними не общается?
- Что бы вы хотели изменить в содержании этой картины?
Познавательно – исследовательская деятельность
Детское экспериментирование «Как достать скрепку из воды, не замочив рук»
Цель: помочь определить, какими свойствами магнит обладает в воде и в воздухе.
1. Игра «Да – нетка»
- Что у меня в руках?
-С помощью вопросов, вы можете узнать, что спрятано в сундучке.
(Примерные вопросы детей : - Это относится к природному миру?
-Это относится к рукотворному миру?
-Это относится к транспорту?
-Это относится к мебели?.
-Это относится к школьным принадлежностям?
и так далее)
- Правильно это скрепка!
2. Описание скрепки.
- Какая скрепка?
- Для чего она нужна?
3. Постановка проблемы.
- Пока мы играли, я случайно уронила скрепку в воду. Почему она утонула?
- Как же нам ее достать из воды, не замочив рук?
- Какой метод исследования мы должны применить? Ответы детей
4. Прогнозирование результата.
- Вы предложили, как нам достать скрепку. Что теперь нам следует сделать?
Ответы детей
5. Выполнение эксперимента.
1) Опускание магнита в воду.
2) Вариант предложенный детьми: магнитом проводим снаружи по стенке стакана, скрепка притягивается к стенке стакана с противоположной стороны, и выпрыгивает из воды прикрепляясь к магниту.
6. Фиксирование результатов эксперимента.
7. Вывод: вода не мешает действию магнита; магнит может достать металлический предмет даже из воды.
Экспериментальная деятельность оценивается шкалой успеха: звезда – сегодня я работал в полную силу; круг – я старался, но у меня не все получилось; стрелка – я сегодня плохо работал.
Взаимодействие с семьей:
1. Физкультурно- игровой досуг на тему «Семья – это семь+ я»;
2. Папка передвижка «Моя семья».
3. Родительское собрание совместно с детьми «Знатоки ПДД»
Создание условий для самостоятельной деятельности детей.
1. Книжный уголок.
Сюжетные картинки по теме «Семья», книжки-малышки с загадками и стихами о семье.
2. Рассматривание книг с иллюстрациями:
1) Н. Осеева «Волшебное слово»
2) В. Драгунский «Денискины рассказы»
3) Сказки Шарля Перро.
Восприятие художественной литературы
1) Стихотворения:
1. Н. Григорьева «Стенгазета в нашем доме»
2. Н. Григорьева «У меня родился брат»
3. А. Барто «Его семья»
4. А. Барто «Две сестры глядят на братца»
2) Рассказы и сказки:
1. В. Сухомлинский «Семь дочек»
2. В. Сухомлинский «Утром на пасеке»
3. Януш Корчак «Самые родные наши люди» (отрывок)
4. Е. Пермяков «Первая рыбалка»
5. Е. Пермяков «Мама и мы»
6. Л. Воронкова «Что сказала бы мама?»
3)Загадки о семье
1. Без чего на белом свете
Взрослым не прожить и детям?
Кто поддержит вас, друзья?
Ваша дружная. (семья)
2. Кто милее всех на свете?
Кого любят очень дети?
На вопрос отвечу прямо:
— Всех милее наша. (мама)
3. Кто стирает, варит, шьет,
На работе устает,
Просыпается так рано? —
Лишь заботливая. (мама)
4. Кто же трудную работу
Может делать по субботам? —
С топором, пилой, лопатой
Строит, трудится наш. (папа)
5. Кто любить не устает,
Пироги для нас печет,
Вкусные оладушки?
Это наша. (бабушка)
6. Кто всю жизнь работал,
Окружал заботой
Внуков, бабушку, детей,
Уважал простых людей?
На пенсии уж много лет
Нестареющий наш. (дед)
7. Кто веселый карапузик —
Шустро ползает на пузе?
Удивительный мальчишка —
Это младший мой. (братишка)
8. Кто любит и меня, и братца,
Но больше любит наряжаться? —
Очень модная девчонка —
Моя старшая. (сестренка)
9. Мамы старшая сестра —
С виду вовсе не стара,
С улыбкой спросит: «Как живете?»
Кто в гости к нам приехал? (Тетя)
10. Кто же с маминой сестрой
Приезжает к нам порой?
На меня с улыбкой глядя,
«Здравствуй!» — говорит мне. (дядя)