Надежда Вартанянц
План-конспект непосредственно образовательной деятельности «Зимушка-зима»
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей : социализация, здоровье, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, музыка, художественное творчество, безопасность, труд.
1. Активизировать воображение. Создавать условия для развития умения сотрудничать со сверстниками: формулировать собственную точку зрения, выяснить точку зрения своего партнёра, сравнивать их и согласовывать при помощи аргументации. (Социализация)
2. Способствовать становлению устойчивого интереса к правилам и нормам здорового образа жизни, здоровье сберегающего и безопасного поведения. (Здоровье)
Публикация «План-конспект непосредственно образовательной деятельности „Зимушка-зима“» размещена в разделах
3. Обогащать опыт детей, совершенствовать аналитическое восприятие. Поддерживать и стимулировать попытки самостоятельного познания детьми. Активизировать освоенные детьми умения сравнивать. Развивать интерес к познанию простейших зависимостей между объектами (сходства и отличия). Развивать у дошкольников интерес к природе. (Познание)
4. Развивать умение игрового общения со сверстниками, желание участвовать в совместной коллективной деятельности. Развивать умение участвовать в коллективных разговорах. Развивать словарь детей. Развивать умение учитывать в процессе общения настроения, эмоциональное состояние собеседника. Стимулировать и развивать речевое творчество детей. (Коммуникация)
5. Способствовать развитию художественного восприятия текста в единстве его содержание и формы, смыслового и эмоционального подтекста. (Чтение художественной литературы).
6. Формировать и активизировать у детей проявление эстетического отношения к окружающему миру в разнообразных ситуациях. Развивать эстетическое восприятие, эстетические эмоции в чувства, эмоциональный отклик на проявление красоты в окружающем мире и собственных творческих работах. (Художественное творчество).
7. Обогащать слуховой опыт детей. Развивать умение сотрудничать в коллективной музыкальной деятельности (Музыка).
8. Формировать представления детей об основных источниках и видах опасности на улице, в природе и способах безопасного поведения. (Безопасность)
9. Формировать у детей отчётливые представления о роли труда взрослых в жизни общества и каждого человека. (Труд)
Методы и приё мы:
Проблемно-поисковые методы – постановка проблемных вопросов, «Фантазёры».
Логические методы – сопоставление и сравнение.
Игровой метод – игры.
Репродуктивные методы – выполнение заданий, пересказ.
Словесные методы – рассказ, беседа.
Наглядные методы – рассматривание картин.
Самостоятельная работа.
Материалы и оборудование: лента времени, таблица с описанием изменений, снежок, пособие ТРИЗ - рассматривание картин, карточки для составления рассказа, материалы для художественного творчества, конверты, почтовый ящик, мяч, посылка с фруктами.
Логика образовательной деятельности
-Ребята, прежде чем начать нашу деятельность, давайте с вами поприветствуем друг друга. Мы с вами сегодня уже здоровались, но я хочу поздороваться ещё раз. А здороваться мы будем не обычно, а вот как:
Здравствуй друг!
Как ты тут?
Ты скучал?
Я так ждал!
Ты пришёл?
Хорошо!
Дети эмоционально здороваются друг с другом, меняясь парами.
-Вот мы с вами и поздоровались, а теперь присаживайтесь.
Дети рассаживаются в круг на стульчики.
Раздаётся стук в дверь.
- Ребята, к нам кто-то пришёл в гости, давайте-ка пригласим его зайти к нам.
Дети приглашают гостя пройти в группу и узнают в нём известного почтальона Печкина.
Дети вступают в диалог с Печкиным, да заговаривают его так, что он забывает, зачем пришёл.
- Почтальон Печкин, ты к нам пожаловал просто так или по делу?
Почтальон Печкин вспоминает про письмо, адресованное в структурное подразделение детский сад №28 «Ёлочка» в группу №6 детям старшей группы.
Почтальон передаёт письмо воспитателю и прощается с ребятами, разносить письма другим адресатам.
Воспитатель открывает письмо и зачитывает его детям.
Из письма дети узнают о жизни таких же ребят, как они сами, но только проживающих в Африке. Дети сообщают, о том, что они никогда не видели зиму и не знают о зимнем времени года ничего. А им бы так хотелось узнать о зиме, и посмотреть какая она.
- Вот задача так задача, как нам быть и ребятам о зиме сообщить, и подробно рассказать и показать?
Перед детьми возникает проблема, как же детям из Африки рассказать и показать о зиме как можно больше и они пытаются эту проблему решить вместе, высказывая свои предположения.
Все ваши предложения замечательные, но давайте вспомнить всё о зиме, что знаем мы с вами.
- Ребята давайте восстановим ленту времени, вспомнив какое время года бывает до зимы и после.
Осень Зима Весна
Дети проговаривают времена года и восстанавливают ленту времени, подбирая картинки, подходящего времени года, находя между ними отличия.
- Ленту времени восстановили, а сейчас пришла пора разобрать изменения, происходящие в зимнее время в природе и жизни человека.
Погода
Деревья
Птицы
Животные
Человек
Зимние забавы
Дети заполняют таблицу, подбирая картинки, или зарисовывают схематично изменения, которые произошли зимой.
- Молодцы, вы всё сказали верно, а сейчас я вас приглашаю поиграть и все признаки зимы закрепить.
Физкультминутка «Стоит в поле теремок». (Приём ТРИЗ)
Стоит в поле теремок, теремок.
Он не низок, не высок, не высок.
Кто в теремочке живёт?
Кто в не высоком живёт?
А сегодня в нашем теремочке живут признаки зимы.
Игра повторяется, и в теремке живут зимние развлечения.
Дети называют признаки зимы и зимние развлечения, за правильный ответ они попадают в теремок.
- Каждый человек по-своему представляет и описывает время года, и сейчас я вам предлагаю послушать стихотворение Татьяны Шорыгиной, в котором она описывает зимнее время года, так как видит.
«Зима».
Белые, мохнатые, легкие снежинки
Тихо с неба падают, будто бы пушинки.
Все они холодные и тепла боятся
Тонкие и хрупкие, могут поломаться.
Словно балерины, в воздухе порхают.
Что красивы очень, все снежинки знают.
Тихо падают снежинки,
Легкий ветер гонит их.
То построит в хороводы,
То, как в вальсе, закружит.
Ветер стих, снежинки плавно
Ниже опускаются.
Собрались в комок пушистый,
На ветру качаются.
Лишь земли коснулась вата,
И снежинки разлетелись.
По замерзшему асфальту
Закружил, понес их ветер.
Кувыркаются снежинки.
Поворачивают спинки,
Веселятся и резвятся,
Землю всю покрыть стремятся.
Королева ледяная
Мчится в ледяной карете,
И ее сопровождает
Северный холодный ветер.
А за ней бегут вдогонку
Вьюга, колкая поземка.
И несутся, словно змеи,
Серебристые метели.
Дети внимательно слушают стихотворение и проговаривают более красочные моменты, которые им понравились больше всего.
- Стихотворение вы разобрали быстро, и я вам предлагаю поиграть в игру со снежком.
Игра со снежком "Бывает, не бывает зимой и почему?"
Дети встают в круг, воспитатель называет событие, признак и кидает снежок кому-нибудь из детей. Признаков должно быть столько, сколько детей. Ребёнок, поймав снежок, отвечает, правильно или не правильно высказывание:
1. Солнце светит ярко, но не греет…
2. Дети надевают шапки, валенки, куртки и пальто…
3. Зайчик серый прыгает по снегу, собирая морковку…
4. Дети ходят в туфлях по снегу…
5. Летают ласточки, соловьи, лебеди…
6. Дети строят кормушки для птиц…
7. Можно кататься на санках, лыжах и коньках.
8. Распускаются подснежники…
9. Дети кушают сосульки…
10. Приходит Новый год…
11. Дети ловят снежинки языком…
12. Температура ниже 00…
13. Можно купаться в реке…
14. Прилетают снегири…
15. Можно облизывать железные трубы…
16. Елка стоит в снегу зелёная …
В игре дети закрепляют признаки зимы и проговаривают, что нельзя делать зимой, и какие могут быть последствия.
- Писатель описывает словами свои представления, а художник пишет кистью и красками, то, что видит он.
И сейчас мы с вами отправимся на выставку, где представлены картины разных художников, на которых изображено зимнее время года.
Дети рассматривают картины и выбирают одну из картин, на которой более точно описана зима. По знакомому алгоритму дети рассказывают более подробно, а зиме, используя карточки ТРИЗ.
- По карточкам картину описали, более подробно о зиме сказали, пришло время снова поиграть и слова в предложения подставлять.
Дидактическое упражнение «Назови действие».
Воспитатель начинает предложения, дети заканчивают их.
Зимой метель. (метет).
Из снеговой тучи снежинки. (падают, летят, кружатся).
На зиму медведь в берлоге. (засыпает).
Зимой вода в реке. (замерзает) и т. д.
- О зиме сложено много пословиц, поговорок и загадок. А вы знаете пословицы и поговорки о зиме?
Дети проговаривают пословицы и поговорки, воспитатель дополняет.
Что летом родится, то зимой пригодится.
Мороз не велик, да стоять не велит.
Зима лето пугает, да все равно тает.
Снега надует - хлеба прибудет.
Будет зима - будет и лето.
Много снега - много хлеба.
Два друга: мороз да вьюга.
Береги нос в большой мороз.
Год кончается, а зима начинается и другие
- Молодцы вы все признаки зимы назвали, в игре закрепили, а сейчас придумайте рассказ о зиме. Используя в своём рассказе слова о зиме, погоде и снеге, которые вы сейчас подобрали. А я буду записывать ваш рассказ, говорите не спеша, чтобы я успела записать.
Дети составляют рассказ по кругу, используя карточки подсказки, воспитатель записывает в двух экземплярах. По окончанию составления, зачитывается рассказ и помещается один в уголок для родителей. Второй экземпляр воспитатель запечатывает в конверт для детей, живущих в Африке.
Ребята мы с вами много вспомнили о зиме, составили рассказ, но как же ребятам, проживающим в Африке более красочно показать зимнее время года?
Дети предлагают разнообразные варианты.
Дети проходят за столы, выбирают материал для рисования и приступают к работе. Включается музыка природы, и дети рисуют зимний пейзаж, красочно, ярко, чтобы детям, живущим в Африке, было понятно, что же за время года – зима.
Пальчиковая гимнастика
Раз, два, три, четыре, Загибают пальчики
Мы с тобой снежок слепили. Лепят снежок
Круглый, крепкий, очень гладкий. Показывают круг, сжимают ладони вместе
И совсем, совсем не сладкий. Грозят пальчиком
Раз – подбросим, два – поймаем, Смотрят вверх, вниз
Три – уроним, и сломаем. Роняют, воображаемый снежок, сжимают,
Разжимают пальцы рук
По окончанию работы, дети запечатывают свои рисунки в конверты и опускают в почтовый ящик, чтобы почтальон Печкин доставил их детям, проживающим в Африке.
Рисунок нарисовали, в конверт положили, в почтовый ящик опустили и в Африку отправили. Ну а сами поиграем, и на сложный вопрос ответим сами.
Дети играют в игру с мячом и отвечают на вопрос «Я люблю зиму за….».
- Ребята, посмотрите, а почтальон Печкин оставил для нас посылку. Давайте мы её откроем и посмотрим, что же в ней есть.
Дети вместе с воспитателем распечатывают посылку и находят витамины, бананы и апельсины, которые необходимы в зимнее время года.