Наталья Криворотова
План-конспект непосредственно-образовательной деятельности с дошкольникам старшей группы «Приключения семян гороха»
▼ Скачать + Заказать документы
План – конспект непосредственно-образовательной деятельности с дошкольниками старшей группы.
Тема: «Приключения семян гороха».
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Художественное творчество», «Труд», «Физическая культура».
Публикация «План-конспект непосредственно-образовательной деятельности с дошкольникам старшей группы „Приключения семян гороха“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Фасоль, горох, бобовые
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2013
Задачи: 1. Развивать мыслительные операции, навыки исследовательской деятельности : умение выдвигать гипотезы, делать выводы на основе ранее полученных знаний. Развивать познавательную активность детей в процессе наблюдения за прорастанием семян гороха в разных условиях («Познание»).
2. Обогащать словарь детей новыми словами: лаборант, набухание, прорастание, семядоли, зародыш «Коммуникация».
3. Способствовать развитию умения работать в группе, воспитывать чувство взаимопомощи. («Социализация»)
4. Развивать умение схематично изображать условия для прорастания семян гороха. («Художественное творчество»)
5. Посредством физминутки способствовать снятию мышечного напряжения. («Физическая культура»)
6. Воспитывать потребность в приобретении трудовых умений. («Труд»)
Предварительная работа: рассматривание семян гороха, сравнивание с семенами тыквы, арбуза, огурцов. Замачивание семян. Наблюдали, как семя набухло, у набухшего семени рассматривали зародыш, семядоли с запасом питательных веществ. Провели опыт: поместили набухшие семена в различные среды. Отметили всё в листах наблюдений.
Методы и приё мы: (соотнести с методикой А. И. Ивановой «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду»)
- практические: опыт по проращиванию семян гороха в разных условиях, зарисовка карточек с изображением своего опыта, зарисовка условного обозначения «воздух», д\и «Что за чем?»;
- наглядные: рассматривание семян гороха, помещённые в разные условия, наблюдение в процессе НОД;
- словесные: вопросы к детям, беседа, создание проблемных ситуаций, рассказы детей об условиях прорастания семян гороха, выдвижение гипотез, формулирование выводов.
Материалы и оборудование: (соотнести с методикой А. И. Ивановой «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду») :
- халаты для воспитателя и детей, пластиковые стаканы и тарелочки для семян по количеству детей, ложки, карточки с изображением различных условий (демонстрационные, листы наблюдений, фломастеры, простые карандаши, д/и «Что за чем?».
Формы организации совместной деятельности.
(Соотнести с методикой А. И. Ивановой «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду»)
1. Детская деятельность : познавательно-исследовательская.
Формы и методы организации совместной деятельности : опыт «Помещение семян гороха в разные условия»; наблюдение за прорастанием семян гороха; решение проблемных ситуаций: «Что произошло с семенами? Какие условия нужны семенам для прорастания?» Цель: развитие познавательной активности.
2. Детская деятельность : продуктивная.
Формы и методы организации совместной деятельности : зарисовка карточек с результатами эксперимента (разные условия пребывания семян); зарисовка воздуха с помощью условного обозначения; зарисовка вывода эксперимента (необходимые условия для прорастания семян : тепло и влага). Цель: развивать умение схематично изображать условия для прорастания семян гороха.
3. Детская деятельность : игровая.
Формы и методы организации совместной деятельности : д\и «Что за чем?» Цель: закрепление знаний детей об этапах развития растения; развитие мыслительных операций.
4. Детская деятельность : коммуникативная.
Формы и методы организации совместной деятельности : рассказы детей об условиях прорастания семян гороха в разных условиях. Цель: развитие связной речи, обогащение словаря.
5. Детская деятельность : двигательная.
Формы и методы организации совместной деятельности : физминутка «Уж ты семечко – зерно». Цель: снять мышечное напряжение, выполнять движения в соответствии с текстом.
6. Детская деятельность : трудовая.
Формы и методы организации совместной деятельности : дети выполняют поручения, убирают рабочее место. Цель: воспитывать потребность в приобретении трудовых умений, развитие аккуратности.
Логика образовательной деятельности.
1. Деятельность воспитателя : воспитатель в белом халате, шапочке, очках берёт на себя роль профессора, приглашая детей пройти в лабораторию. Установка – я научный руководитель, а вы мои помощники – лаборанты.
Деятельность воспитанников : дети в белых халатах проходят в лабораторию, делятся на группы в соответствии с предыдущей проделанной работой.
Ожидаемые результаты: эмоционально настроились на познавательно-исследовательскую деятельность.
2. Деятельность воспитателя : задаё т вопросы к детям:
- Чем занимаются лаборанты?
- Коллеги, в начале недели мы с вами приступили к постановке эксперимента. В чём он состоял?
Деятельность воспитанников : ответы детей (проводят опыты, записывают результаты; мы поместили семена гороха в разные условия).
Ожидаемые результаты: развито умение поддерживать беседу, сформирован интерес к опытно-исследовательской деятельности.
3. Деятельность воспитателя : предлагает посмотреть, что произошло с семенами?
Деятельность воспитанников : дети берут свои стаканчики с семенами и карточки, которые соответствуют условиям прорастания семян, отмеченные в листах наблюдения каждой группы.
Ожидаемые результаты: созданы условия для развития познавательной активности.
4. Деятельность воспитателя : даё т задание:
- Выложите аккуратно свои семена на тарелочки для рассматривания.
- Расскажите о том, в какие условия были помещены ваши семена и что вы наблюдаете?
Деятельность воспитанников : дети выкладывают семена на тарелочки. Рассказывают об условиях. 1 гр. (тепло, влага, свет) – семена проросли; 2 гр. (сухие семена, тепло, свет) – семена не проросли; 3 гр. (холод, влага, свет) – семена не проросли; 4 гр. (тепло влага, темнота) – семена проросли.
Ожидаемые результаты: созданы условия для развития мыслительных операций; научились выявлять отличия; сформировано умение делать выводы.
5. Деятельность воспитателя : предлагает зарисовать результаты эксперимента с помощью условных обозначений.
Деятельность воспитанников : дети каждой группы зарисовывают результаты своего эксперимента.
Ожидаемые результаты: сформировано умение схематично изображать условия для проращивания семян.
6. Физминутка «Уж ты семечко – зерно».
Деятельность воспитанников : дети выполняют движения в соответствии с ранее разученным текстом.
Ожидаемые результаты: сформировано умение выполнять четко движения в соответствии с текстом.
7. Деятельность воспитателя : предлагает «коллегам» ответить на проблемный вопрос: - какие условия необходимы для прорастания семян?
Деятельность воспитанников : ответы детей (тепло, влага).
Ожидаемые результаты: обучены самостоятельно делать выводы.
8. Деятельность воспитателя : предлагает зарисовать результаты эксперимента.
Деятельность воспитанников : дети схематично рисуют необходимые условия для проращивания семян.
Ожидаемые результаты: сформировано умение схематично изображать необходимые условия для проращивания семян.
9. Деятельность воспитателя : демонстрирует свой опыт проращивания семян гороха (горох, залитый водой в стакане, находился в тёплом месте). Результат – семена не проросли. Почему?
Деятельность воспитанников : дети слушают, высказывают предположения, делают вывод: семенам не хватило воздуха.
Ожидаемые результаты: созданы условия для мыслительных операций, обучены самостоятельно делать выводы.
10. Деятельность воспитателя : предлагает придумать условное обозначение воздуха.
Деятельность воспитанников : дети предлагают – О.
Ожидаемые результаты: развито воображение.
11. Деятельность воспитателя : предлагает перечислить все необходимые условия для прорастания семян.
Деятельность воспитанников : дети делают выводы: тепло, влага, воздух.
Ожидаемые результата: обучены самостоятельно делать выводы.
12. Деятельность воспитателя : предлагает поиграть в д/и «Что за чем?» по командам.
Деятельность воспитанников : команды детей собирают из пазлов последовательность развития разных растений.
Ожидаемые результаты: закреплены знания о последовательности развития растений.
13. Деятельность воспитателя : благодарит «коллег» за сотрудничество. Предлагает сегодня закончить работу в лаборатории и продолжить далее эксперименты с другими семенами растений, поместив их в такие же условия.
Деятельность воспитанников : дети убирают свои рабочие места, помогая друг другу.
Ожидаемые результаты: сформированы навыки самообслуживания, развито чувство взаимопомощи.
Итоговое мероприятие: коллективный коллаж «Овощи, посаженные в огороде».