Марина Афанасьева
План-конспект НОД по социально-нравственному воспитанию в средней логопедической группе «Именины домовенка Епифанушки»
▼ Скачать + Заказать документы
СП «Детский сад «Журавушка»» ГБОУ СОШ №1 г. Похвистнево
Самарской области
ПЛАН-КОНСПЕКТ
непосредственно-образовательной деятельности
по социально-нравственному воспитанию
с элементами фольклора
на тему:
«Именины садовенка Епифанушки»
в средней группе «Колокольчик»
Подготовила и провела:
Афанасьева Марина
Александровна
г. Похвистнево
Публикация «План-конспект НОД по социально-нравственному воспитанию в средней логопедической группе „Именины домовенка Епифанушки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2013
Цель: Формирование знаний у детей о народных традициях, поверьях, фольклоре.
Интеграция: Образовательные области
«Познание» :
• Воспитывать любовь и уважение к культуре и быту русского народа, к народным традициям;
• Развивать умение работать в коллективе, взаимодействовать, работать внимательно, сосредотачиваться, планировать и контролировать свои действия.
«Социализация» :
• Развивать умение детей понимать и оценивать поступки других, объяснять свои суждения;
• Формировать положительные взаимоотношения между дошкольниками, побуждать их к добрым поступкам;
• Дать возможность проявить взаимопомощь и взаимовыручку
«Коммуникация» :
• Обогащать словарный запас (оберег, домовой, садовенок);
• Закреплять умение участвовать в совместной игре, вести короткие диалоги в ситуациях творческого и игрового общения;
• Активизировать работу органов артикуляции при произнесении речевых упражнений, развивать интонационную выразительность речи;
• Произносить стихотворение, при этом выполняя массаж.
«Художественное творчество» :
• Закрепить знания о русских народных костюмах;
• Развивать творческие навыки в процессе изготовления оберегов из тестопластики;
• Развивать интерес к театрализованной деятельности;
Активизация словаря: Оберег, домовой, садовенок.
Материал: Атрибуты русского быта, русская народная одежда, шкатулка, записи народных песен. Изображения кукурузы, перца, чеснока, лука, гороха, фасоли, ягод рябины. Макет окна дома с наличниками. Фитболы, платочки, пряники. Плакаты с русскими народными пословицами – «Друзья познаются в беде», «Старый друг лучше новых двух», Дружбу помни, а зло забывай», «Новых друзей наживаю, а старых не забываю».
Предварительная работа: Чтение книги Т. Александровой «Домовенок Кузя». Рассказ воспитателя о происхождении домовых, о значении оберегов.
Содержание непосредственно-образовательной деятельности :
В зале (групповой комнате) воссоздан интерьер русской избы. Хозяйка (воспитатель) встречает гостей (детей).
В: - Здравствуйте, гости дорогие, милости прошу в мой дом! Гость на двор – хозяйке радость!
Дети здороваются.
Д: - Мир вашему дому, здоровья всем!
В: - Спасибо, проходите, присаживайтесь на самые удобные скамейки, на самые мягкие подушки. Красному гостю – красное место! Угощу я вас пряником медовым да чайком сладеньким!
(Дети рассаживаются на пуфики).
В: - Давайте-ка для начала познакомимся с вами. Я – Хозяюшка. А тебя как зовут? (обращается к ребенку).
Игра «Назови ласково»
(дети ласково называют свои имена)
В: - А у нас сегодня праздник! Именины у нашего домового Епифанушки. А вы, мои хорошие, знаете, кто такие домовые? Откуда они взялись?
В: - В старину была легенда о том, как неверующих людей наказали и обязали на вечные времена сторожить воды, леса, горы и дома. Кто в тот момент был дома, тот и сделался домовым, остальные кто лесовиком, кто горным духом. Как вы думаете, что делает домовой, чем он занимается?
Д: - Домовой защищает от всего плохого дом, людей и животных, которые там живут. Он помогает хозяйке заниматься домашней работой. Он не любит ленивых и может подшутить над нерадивыми.
В: - Правильно, домовой оберегает хозяйский дом и двор. Где в доме обычно живет домовой?
Д: - Он любит жить на печке или за печкой, в лапте, или в бане.
В: - Молодцы! Вы такие умные! А я знаю, что домовые такие же разные, как и люди. Каждый хозяин зовет своего домового по-своему. У нас, у русских – дедко, хозяин, а еще как?
Д: - Доможил, батанушка. Если он маленький – Домовенок.
В: - Правильно. Другие народы зовут его по-другому: украинцы – домовой дед, белорусы – господарик, поляки – хованец. И у нас живет домовой Епифанушка. Он как и вы, еще маленький, он домовенок.
Воспитатель показывает Епифания.
В: - У тебя, дружок, имя интересное, красивое. Д сам ты вон какой молодец! Гости дорогие, давайте поздороваемся с Епифанушкой.
Коммуникативная игра «Здравствуй, друг!»
Е: - Вот здорово! Я ведь действительно очень умный.
В: - Конечно! Только какой же ты Домовенок, если в детском саду живешь? Дети, подумайте, как можно назвать Епифанушку?
Д: - Садовенок!
Е: - Ой, мне нравится. Я садовенок Епифанушка.
В: – Мы слышали, что вы, домовята и садовята, жилище оберегаете. Это правда?
Е: - Правда! Правда! Мне помогают обереги. С давних времен люди свои дома украшали оберегами из природного материала.
В: - Правильно. Кукуруза оберегает здоровье детей; перец защищает от ссор в семье; чеснок, лук отгоняют нечистую силу; горох и фасоль – чтобы в доме всегда был достаток; ягоды рябины оберегают женскую красоту, молодость. Что такое оберег?
Д: - Предмет, оберегающий от чего-либо злого, нехорошего. Раньше считали, что одежда тоже была оберегом. В домах есть лазейки для нечистой силы – двери и окна. Для защиты их украшали наличниками и ставнями.
Дети рассматривают эти детали.
В: - Совсем забыла, ведь у садовенка Епифанушки именины, праздник, а на празднике должно быть весело: игры, песни, подарки, угощенье.
Е: - Мне нравится игра «Прятки с платком»
Игра «Прятки с платком»
Очень любим в пряталки Дети, взявшись за руки,
Мы играть, идут по кругу.
Очень любим прятаться
И искать.
Вы скорее приседайте, Приседают, кладут руки на
Глазки быстро закрывайте. Колени и закрывают глаза.
Проигрыш. Воспитатель проходит сзади детей и накрывает кого-нибудь из них большим платком, так, чтобы спрятать ребенка полностью.
Кто к платочку подойдет Дети смотрят друг на друга, стараясь
И того, кто спрятался, назовет? угадать, кто спрятан под платком.
(Любое имя) подойди, Ребенок, названный по имени, подходит
…., назови! К тому кто, под платком.
С окончанием песни называет имя. Ребенок снимает платок и кричит: «Я здесь!»
В: - Епифанушка, а детки у нас умеют разделять горох, фасоль и кукурузу.
Дети под музыку вместе с Епифанушкой и Хозяюшкой начинают перебирать бобовые.
Пальчиковая гимнастика «Ватрушки»
Тюшки-тютюшки! Хлопают в ладоши.
Будем печь ватрушки!
Тесто замесили мы, Пощипывают себя по бедрам.
Сахар положили мы, «Посыпают сахарный песок»
Пальчиками обеих рук.
Ягоды, творог – «Лепят пирожки» (то одна рука сверху,
то другая).
Тюшки-тетюшки! Хлопают в ладоши.
Кушайте ватрушки! Вытягивают руки вперед,
развернув ладони вверх.
В: - Гости дорогие, наигрались, развлеклись? Пришло время спеть хвалебную песню нашему садовенку Епифанушке.
Д (все вместе) :
Комар пищит, каравай тащит.
Комариха верещит, кучу веников тащит!
Кому поем – тому добро! Слава!
Е: - Спасибо!
В: - На именины подарки дарят. Дети как вы думаете, не сделать ли нам обереги для нашего садовенка и для групповой комнаты?
Все изготавливают обереги из тестопластики.
В: - Какие же именины бывают без угощений! (Угощает детей и садовенка пряниками.) Вот и закончился праздник именины садовенка Епифанушки.
В: - Аня, что тебе сегодня понравилось на занятии? А тебе Лера? Маша, за что ты хочешь сказать спасибо Епифанушке?
До свидания, дорогие дети,
Дай Бог тому, кто в нашем дому.
Дорогим гостям, милым детушкам
Мы всегда рады. До новых встреч!