Юлия Владимировна
План-конспект НОД «Берёза-чернобровая красавица»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
- уточнить с детьми понятие «кора» и ее назначение;
- развивать у детей познавательный интерес, желание наблюдать, получать новые знания (что дерево дышит при помощи чечевичек – темных отдушин, учить детей анализировать явление природы;
- развивать у детей речь.
Воспитательные задачи:
- расширить представление детей о березе, как символе России;
- продолжать воспитывать любовь, бережное и заботливое отношение к березе.
Активизация словаря:
Кора, чечевички, чернобровая.
Материал:
Публикация «План-конспект НОД „Берёза-чернобровая красавица“» размещена в разделах
- Береза, березка. Конспекты занятий
- Береза. Все на тему березок для детей
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
Письмо - приглашение с загадкой, картинки (дрова, кора, веники, почки, сок березовый, «клубочек дружбы», телефонная запись с «голосом березы».
Предварительная работа:
Экскурсия в уголок леса, наблюдения, показ, чтение художественной литературы, беседа (что производят из древесины и коры, рисование, заучивание стихотворения (названия, автор) наизусть, использование технических средств: телефонная запись с «голосом» березы, сюрпризный момент.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, в выходные дни я была в лесу и встретила там лесника. Он мне передал для вас конверт. Давайте откроем и узнаем, что в нем написано.
Воспитатель: Да тут приглашение в гости в уголок леса. А к кому, мы узнаем, если отгадаем загадку. Послушайте внимательно.
«Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит
А в одной из теплых дней
Май сережки дарит ей…
Воспитатель: Про кого же эта загадка?
Дети: береза.
Воспитатель: Молодцы, правильно отгадали. Нас пригласили в гости к березе. А Алина знает стихотворение про березу, давайте ее послушаем:
Береза
Перекинулась фата –
Белоснежная, пушистая,
Кружевная красота!
И себя березка грустная
Не могла узнать сама-
Так украсила искусная
Ветки деревца зима.
Воспитатель: Ребята, а давайте мы пойдем в уголок леса и отыщем березу, а чтобы не сбиться с пути лесник дал мне путеводный клубочек.
Вот и пришли, давайте скажем: «Здравствуй, Чернобровая красавица!».
Воспитатель: Березы очень любят солнечный свет, простор, не боится ни трескучих морозов, ни весенних заморозков. Из всех деревьев, она самая нарядная во все времена года. Ветки березы склонились под тяжестью снега, он висит бахромой, легким кружевом. Березу называют символом России. Про нее слагают песни и стихи. И Софья знает стихотворение про березу.
Береза
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.
Сергей Есенин.
Воспитатель: Березу ценят не только за красоту, она приносит людям радость и свет, и является лечебным средством.
Ребята, расскажите, как это дерево используют люди?
Дети: - В старину на ней писали, а сейчас из коры делают сувениры, коробочки, шкатулки.
- Березовыми дровами топят печки.
- Березовый сок полезный напиток, в нем много витаминов.
- Березовым веником парятся в бане, он хорошо помогает от простуды.
- Из березовых почек делают лекарство от многих болезней.
Воспитатель: Молодцы ребята.
Воспитатель: А для чего нужна дереву кора? Как вы думаете?
Дети: кора защищает дерево.
Воспитатель: А от чего она его защищает?
Дети: От солнца, мороза, ветра, от того, чтобы не вытекал сок.
Воспитатель: правильно, молодцы.
Ребята, посмотрите, какая у березы белая кора, как снег, давайте поиграем вокруг нее, вспомним стихотворение А. Барто «Снег» и покажем движениями, как снег летает и кружится.
Снег, снег, кружится,
Белая вся улица!
Собралися мы в кружок
Завертелись, как снежок!
Воспитатель: А теперь давайте поблагодарим ее, какая она добрая, как много пользы дает людям.
Дети: Спасибо тебе, береза.
Неожиданно для детей звучит запись с «голосом» березы:
Я знаю, что любите, дети,
Вы тайны мои открывать,
Наверно, поэтому здесь все
Собрались сегодня опять?.
(пауза – дети отвечают – да)
Ну что же готовы вы слушать?
Вопрос мой не прост, а мудрен.
Мне хочется, милые дети,
Чтоб здесь был он вами решен.
Кто-то меня тут назвал Чернобровой…
Какое красивое, нежное слово!
Откройте же тайну сегодня мою:
Почему Чернобровой всю жизнь здесь стою?
Воспитатель: Ребята, почему ее называют Чернобровой?
Дети: Потому что у березы на стволах есть черные полоски, похожие на «брови».
Воспитатель: У всех ли берез на стволах есть черные поперечные полоски – «брови»?
Дети: Да, у всех.
Воспитатель: Как вы думаете дети, для чего нужны березам эти черные поперечные отметины?
Дети: Черные поперечные полоски – «брови» - нужны березам для красоты.
Воспитатель поощряя предположения, читает стихотворение:
На березках беленькие блузки
Для красы – полоски поперек,
Словно парень ласковый, по-русски
Льнет к березке вешний ветерок.
Воспитатель: Эти черные поперечные отметины на стволах берез – называют очень ласковым словом – чечевички. Давайте произнесем это новое для вас слово вслух, и мы убедимся, что оно действительно звучит нежно, ласково:
Дети (хором) : чечевички.
Воспитатель: А нежные и ласковые слова никогда не забываются.
А теперь каждый найдите себе березку и скажите ей добрые ласковые слова, какие хочется вам сказать.
Посмотрите, у всех ли берез есть черные «брови» - «чечевички». Обнимите, погладьте свое дерево, а теперь подойдите ко мне.
Подвижная игра «раз, два, три, к березе беги!».
Воспитатель: Вот сейчас, дети, я вам помогу открыть тайну нашей чернобровой красавицы.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, дерево живое или нет? Почему?
Дети: Живое (оно дышит, растет, питается).
Воспитатель: А чем же дерево дышит?
Дети: Листьями.
Воспитатель: Правильно, дерево дышит при помощи листьев. А ствол дерева дышит и при помощи чечевичек (показ указкой на черные отметины). На чечевичках имеются как бы окошечки – отверстия. Вот через них – то и проходит воздух, которым дышат березы. А зимой что происходит с деревьями?
Дети: Они засыпают.
Воспитатель: Правильно, молодцы. А как вы думаете, что происходит с чечевичками?
Дети: они закрываются.
Воспитатель: Правильно. Чечевички на зиму закрываются. А кто же их разбудит?
Дети: Весна, теплый солнечный лучик.
Воспитатель: Ребята, а наш клубочек зовет нас дальше, посмотрите, ниточка тянется в ту сторону, а давайте посмотрим, что же нас ждет?
Воспитатель: Ой, здесь еще красавица стоит. А какую же тайну она нам хочет открыть? («голос» березы).
Я, Береза, пред вами с вопросом являлась,
И тайна моя долго вами решалась.
Но дружба, упорство, стремленье узнать
Позволило тайну мою разгадать.
И хоть для меня вы все тут невелички,
Но открылись пред вами мои чечевички.
Дышу вместе с вами я воздухом чистым,
Пусть взгляд на природу будет лучистым!
Знакомый клубочек в ветвях поищите,
Друг другу приятное что-то скажите.
Прощаюсь я с вами. Домой вам пора,
До следующей встречи, моя детвора!
Воспитатель: Ребята, да береза нас хочет поблагодарить за то, что мы его любим и ценим. Скажем спасибо.
Воспитатель: Ребята, а вечером мы нарисуем березу с чечевичками на ее стволе, и отправим письмо леснику, а он покажет ваши рисунки всем березками, и они будут радовать березку в долгие, темные, зимние ночи.