План-конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Путешествие в страну Звукофиксию»

Оксана Путенихина
План-конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Путешествие в страну Звукофиксию»

План-конспект НОД В подготовительной группе по обучению грамоте «Путешествие в страну Звукофиксию»

Цели: - закреплять понятия звук и буква;

- закреплять понятия гласный, согласный;

- упражнять в артикуляции звуков (З) и (З*);

- дать понятие свистящего звука;

- упражнять в умении давать характеристику звукам (З) и (З*);

- упражнять в произношении этих звуков в слогах, словах и предложениях;

- закреплять навыки слогового анализа и синтеза;

- развивать мышление, память и внимание;

- воспитывать навыки самоконтроля;

-воспитывать интерес к занятию.

Материал:

Раздаточный: звуковые модели, схемы предложения, схемы на положение звука в слове.

Демонстрационный: плоскостные фигурки фиксиков (Симка и Нолик, картинки к заданию. Схемы характеристик звуков.

Ход занятия:

I. Организационный момент.

Встали все ребята в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Вместе за руки возьмемся и друг другу улыбнемся! (приветствие детей)

Ребята, когда я сегодня пришла в детский сад, то на столе я обнаружила письмо. Читать его не стала, решила дождаться вас. Чтобы прочесть его вместе. А прислали его наши друзья Фиксики (выставляю фигурки)

(Читаем письмо) «Ребята помогите нам получить помогатор, пожалуйста!

Для этого побывайте с нами с стране Звукофиксии, помогите выполнить задания и узнать всё о звуках. Вот тогда взрослые фиксики дадут нам помогатор»

Ну что, ребята, поможем?

II. Практическая часть.

1 задание. Ребята, давайте вспомним на какие две группы делятся все звуки?

Дети: все звуки делятся на гласные и согласные.

(вывешивается схема)

Звуки мы что делаем?

Дети: слышим и произносим.

А буквы?

Дети: видим и пишем.

Покажите мне звуковую модель гласных звуков?

Покажите звуковую модель согласного твердого?

Согласного мягкого?

Дети показывают гласный- красный квадрат, согласный твердый- синий, согласный мягкий – зеленый.

С этим заданием мы справились.

2. Помогите Нолику найти одинаковый звук в словах. (весят картинки, дети перечисляют что на них нарисовано и делают вывод о общем звуке)

Коза, ваза, глаз, роза, заяц, гвозди, зонт, замок, кузнечик.

Дети: одинаковый звук в словах (З).

Как мы его произносим? Что делают губы и язык при произношении этого звука?

Дети: губы улыбаются, а язык прижимается вперед к зубкам.

Какой характер у этого звука, ребята?

Дети: он согласный.

Почему?

Дети: он не поет. И твердый, как лед. Обозначаем синим квадратиком.

У звука (З) есть мягкий брат, как его зовут, ребята?

Дети: Звук (З*) мягкий как травка, обозначаем его зеленым квадратиком.

А ещё ребята звуки (З) и (З*) –свистящие, потому что их можно долго протянуть, просвистеть

3. Ребята выложите вместе с симкой звуковые модели слогов: За,Зо,Зу,Зи,Зю,Зё

(после составления каждого, взаимопроверка в парах)

И с этим заданием мы справились.

4. Определить положение звуков (З) или (З*) в слове.

Длинное ухо,

Комочек пуха,

Прыгает ловко,

Любит морковку.

(Заяц)

С бородой, а не старик,

С рогами, а не бык,

Доят, а не корова.

(Коза)

Лежит веревка,

шипит плутовка,

Брать её опасно,

Ясно? (Змея)

В каких словах отгадках Звук (З) слышится в начале, в каких в середине?

Придумайте слово, где звук (З) или (З*) в конце.

Физкультминутка «Зарядка»

Каждый день по утрам Весело шагать (ходьба)

Делаем зарядку (ходьба на месте) Руки поднимать (руки вверх)

Очень нравится нам Приседать и вставать (5-6 присед.)

Делать по порядку: Прыгать и скакать. (прыжки)

5. Подбери к звуковой схеме слово. На доске звуковая модель слова Коза

Дети самостоятельно подбирают слово.

Сколько звуков в слове?

Дети: 4.

Сколько гласных?

Дети: 2

Сколько согласных? Какие они?

Дети: 2, твердые.

Сколько в слове слогов? (Деление хлопками)

Дети: 2 слога.

Какой 1 слог?

Какой 2 слог?

Можно ли было определить количество слогов не хлопая.

Дети: да, сколько в слове гласных, столько и слогов (вывод)

6. Игра «слог За в начале добавляй, слово называй»

Копать, лить, лететь, бежать, мерзнуть, готовить, вести, болеть, дать, думать, жить, клеить, пить.

7. Составление предложения с одним из слов. (по картинкам)

Самостоятельное составление схемы предложения.

Например: Роза растет в саду.

Работа по схеме.

Сколько слов в предложении?

Какое 1,2,3,4?

Какое короткое слово?

Дети: В. Его обозначаем треугольником.

Как пишется первое слово в предложении?

Дети: с большой буквы.

Что ставим в конце предложения?

Дети: Точку.

Со всеми заданиями мы справились, и фиксиков научили.

Симка, нолик, наверное вы догадались какой буквой обозначается звук (З, (З*?

Симка: Конечно. На эту букву посмотри,

Она совсем, как цифра 3.

Показ буквы З, предложить детям прорисовать её на крупе манке.

Заключительная часть.Педагог подводит итог занятия: скажем спасибо фиксикам, что они нас пригласили В Звукофиксию, мы с вами многое вспомнили и узнали новое. Что нового вы узнали?

Дети: мы узнали, что звуки (З*)-свистящие. Эти звуки обозначаются одной буквой З.

Педагог подчеркивает хорошую работу каждого ребенка на занятии.

Фиксики раздают наклейки за хорошую работу.

Публикации по теме:

Дидактическая игра по звуковому анализу и обучению грамоте «Включи телевизор»Дидактическая игра по звуковому анализу и обучению грамоте «Включи телевизор» Цель игры. Упражнять детей в определении первого звука в словах, в составлении новых слов из определенных звуков, упражнении детей в чтении.

Перспективное планирование НОД по грамоте в подготовительной группе по программе Радуга Перспективное планирование по обучению грамоте месяц неделя № П. /п. Тема, программное содержание. материал октябрь 1 Мир слов, Звуки вокруг.

Библиотека изображений:
  • Сюжетные картинки
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
План-конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Путешествие в страну Звукофиксию»
Опубликовано: 17 апреля 2014 в 14:09
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 июня. День самомассажа на МААМ

Что такое самомассаж? Это совокупность поглаживаний, растираний, разминаний, которые человек выполняет сам. Любой самомассаж не способен принести никакого вреда, а только пользу для здоровья. Взрослый...

16 июня. День круговорота воды на МААМ

Очередной тематический день посвящен сложным процессам влагооборота на нашей планете. Воспользуйтесь специальной подборкой игр и занятий, чтобы рассказать детям о круговороте воды в природе и заняться...


Горячие темочки