Марине Бабаджанян
План-конспект по окружающему миру «Животные Африки»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе
Тема «Животные Африки»
Цели:
1) познакомить с самым жарким континентом – Африкой, с климатическими условиями, с животными;
2) воспитывать любовь и бережное отношение к природе;
Публикация «План-конспект по окружающему миру „Животные Африки“» размещена в разделах
- Животные жарких стран. Африка для детей
- Животные жарких стран. Конспекты занятий
- Животные. В мире животных
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
3) развивать любознательность и стремление изучать природу и живых обитателей Земли.
Предшествующая работа:
1. Рассматривание иллюстраций о животных.
2. Чтение произведений о животных.
3. Придумывание загадок о животных.
4. Рассматривание карты мира
Методы и приемы:
1. Словесный
2. Наглядный
3. Практический
Ход занятия
Материк лежит большой
Самый жаркий и сухой,
Там и лето круглый год
Кто его мне назовет. (Африка)
Воспитатель : Ребята,о каком континенте идет речь в загадке?Правильно Африка. Мы сегодня поговорим с вами об Африке и животных Африки.
- Кто покажет Африку на карте?
- А кто знает, что такое экватор? (линия, проходящая через центр земли, которая делит земной шар на Северное и Южное полушария)
Воспитатель: Экватор делит Африку почти посередине. Поэтому здесь круглый год тепло. Летом засуха, а зимой идут дожди (один сезон влажный, другой засушливый). Вдоль экватора протянулись влажные экваториальные леса. Деревья здесь круглый год покрыты листвой, их ветки так переплетены, что образуют сплошную крышу. Там живет много видов шимпанзе, обезьян, горилл. Чем дальше от экватора, тем более редким становится лес. Постепенно он сменяется саванной.
- Что такое саванна? (это бескрайние степи, поросшие высокой травой)
Среди саванны встречаются отдельные деревья – гигантские баобабы (несколько метров в обхвате). Их плоды съедобны, их очень любят обезьяны.
Вдоль многочисленных рек – густые заросли со свежей зеленью. Эти леса называются галерейными. Они остаются зелеными даже под палящим солнцем.
Нигде в мире нет такого скопления крупных животных, как в африканской саванне.
- Какие же животные обитают в саванне? В реках? (ответы детей)
Физкультминутка
Рано утром на полянке
Так резвятся обезьянки
Левой ножкой топ, топ!
Руки вверх, вверх, вверх!
Кто поднимет выше всех?
Руки вниз и наклонились
На пол руки положили.
А теперь на четвереньках
Погуляем хорошенько
Встанем, выдохнем, вздохнем
И места свои займем.
Загадка
Стоят четыре столба,
На столбах большая бочка,
По бокам два лопуха,
По концам две веревки.
- О каком животном говорится в загадке? (о слоне)
- Правильно о слоне. Что вы знаете о слоне? (ответы детей)
Слон - самое могучее и сильное животное. А что же самое удивительное у слона? (хобот)
-А зачем он нужен? Он собирает листья, плоды, проявляет нежность, защищает от врагов. Семья у слона очень большая. Где численность слонов чрезмерно возрастает, существует опасность нанести природе ущерб, ведь большому слону каждый день требуется полтонны травы.
-Послушайте следующую загадку:
Кочуют табунами,
Защищаются ударом копыт,
Бегают с большой скоростью. (зебра)
-Зебра бегает с большой скоростью. Защищается она - ударом копыт. В полёте зебра бьёт задними ногами. Такой удар может сильно повредить хищника. Кочуют зебры табунами, обычно состоящими из нескольких семей. Узнают друг друга по рисунку. Держаться вместе, поэтому чувствуют себя в большей безопасности. Как вы думаете, почему? (Ответы) Чем больше глаз, тем больше шансов вовремя обнаружить врага.
- А сейчас я загадаю вам следующую загадку:
Царь зверей – большая кошка
Порычит со зла немножко,
Спит он в логове, поев
Носит гриву, грозный… (лев)
- Льва очень трудно рассмотреть в саванне. Цвет шерсти позволяет ему быть незамеченным среди желтой, сухой травы. Он Хищник. На охоту ходят, как правило, Львицы. Они более подвижны. Нападают, главным образом, на больных животных. Уничтожая их, они оберегают здоровых животных от болезней. После удачной охоты сначала, как правило, едят львы, затем львицы и, наконец, львята. Львы не дают травоядным размножаться в большом количестве, спасая растительный мир от полного уничтожения.
-На смену саванне приходит… Как вы думаете что?
-Ярко светит солнце, земля покрыта золотистым песком, темными камнями. Годами не бывает дождей. Что же это? (пустыня)
- Почему так называется? Как вы думаете? (ответы детей)
- Правильно, от слова пусто, ничего нет.
- Какие животные живут в пустыне? (ответы детей)
Зверь я горбатый
В пустыне живу
В дальние страны
Поклажи вожу (верблюд).
- Расскажите о верблюде все что знаете.
Верблюд - хорошо приспособлен для жизни в пустыне. За день он может пройти 80км и нести груз 500кг. Шерсть помогает переносить жару и холод. Пищи в пустыне мало, и верблюд обходиться колючими кустарниками, которые другие обитатели не едят. Перед тем, как отправиться в путь, хозяин дает верблюду много воды и корма.
-Ребята, а что самое замечательное у верблюда? (Горб)
Верно! В горбах накапливается жир и вода, которые, будут они расходовать в переходах по пустыне. Чем выше горбы, тем дольше может верблюд обходиться без пищи и воды. В конце путешествия, когда жировые запасы будут израсходованы, верблюжьи горбы обвиснут и будут дрябло болтаться.
Дидактическая игра «Правда – ложь»
-А сейчас проверим, что вы знаете о животных Африки.
- У жирафа самая длинная шея. (да, правда, у жирафа самая длинная шея)
- Слон – самое большое животное. (Да, правда, слон самое большое животное)
- Львы питаются травой. (Нет, ложь, львы не питаются травой, они хищники -У крокодила острые зубы. (Да, правда, он – хищник, для его питания нужны острые зубы)
- Обезьяны сами учат детей писать и читать. (Нет, ложь, животные не умеют читать и писать)
- Ребята, посмотрите на карту. Это великая река Нил. Она даёт жизнь многим животным, растениям и людям.
По реке плывёт бревно, ох и злющее оно.
Тем, кто в реку угодил, нос откусит (Крокодил)
-Крокодилы могут жить и в воде и на суше. На берегу или островке крокодилиха делает холмик из травы и водорослей; утрамбует его, выкопает ямку, отложит туда яйца и прикроет травой сверху. Два месяца заботливая мама будет лежать возле своего гнезда. За это время она почти не ест. Лишь изредка отойдет, в воду окунуться, чтобы принести на себе воды и полить гнездо. Малыши рождаются крошечными-20-30см. Только через 10-15 лет крокодил станет взрослым, и его длина достигнет 6 метров. Но, не смотря на его размеры, крокодила не сразу заметишь. Он сидит в засаде. Подкарауливая жертву, он лежит, погрузившись в воду, а над поверхностью выступают только глаза и ноздри. Когда животные подходят, то крокодил взмахом хвоста сбивает с ног и утаскивает под воду. Поэтому, нам нужно быть осторожнее.
-Вдруг из воды показались глаза, уши и ноздри огромного зверя. Он целыми днями сидит в воде, чтобы догадаться, кто это, надо отгадать загадку.
В Африке толстяк живёт, у него огромный рот,
В зной весь день сидит в воде, думает лишь о еде,
Травку тоннами жуёт ненасытный… (бегемот)
-У нашего большого бегемота есть маленький друг. Кто это? (Бегемот дружит с птицами).
Как они ему помогают? (Птичка сидит на голове у бегемота, когда он сидит в воде, так она ловит рыбу для себя; птица бегемоту чистит от насекомых шкуру, лечит ранки).
Составление рассказов о животных по плану-схеме.
(Животное - Где живет? - Внешность, части тела - Чем питается)
-Ребята, сегодня мы встретились со многими животными. Как их называют одним словом?
-Почему эти животные не могут жить в наших лесах? Где у нас их можно встретить? (Зоопарке)
Подводим итоги.