Галина Калала
План-конспект по познавательному развитию в подготовительной группе «Слава хлебу на столе».
▼ Скачать + Заказать документы
План-конспект по познавательному развитию в подготовительной группе «Слава хлебу на столе».
Цель : формировать представления детей о роли хлеба в жизни человека.
Программные задачи :
Образовательные : познакомить детей с процессом производства хлеба, формировать представления о том, почему хлеб нужно беречь.
Публикация «План-конспект по познавательному развитию в подготовительной группе „Слава хлебу на столе“,» размещена в разделах
- День Победы. Конспекты занятий к 9 мая
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Развивающие : обогащать словарь детей названиями сельскохозяйственных машин и профессий людей, участвующих в изготовлении хлебобулочных изделий.
Воспитательные : воспитывать уважительное отношения к профессии людей, имеющих отношение к процессу приготовления хлеба, бережное отношение к хлебу.
Интеграция образовательных областей : «Познание», «Коммуникация», «Безопасность».
Ход занятия.
1. Организационная часть. Беседа.
Воспитатель :
-Ребята, кто знает, как хлеб приходит на наш стол? Откуда он берется? (Ответы детей). Как называются хлебобулочные изделия, которые продаются на прилавках магазинов? (Хлеб, батон, булки, бублик, рогалик, пирожки, сушки, слойки, ватрушки, торт и т. д.). - Давайте подробнее познакомимся с тем, как люди получают хлеб.
2. Рассказ воспитателя и рассматривание иллюстраций.
-Ребята, такое разнообразие хлебобулочных изделий было не всегда. Когда-то человек попробовал жевать зерна, они показались ему очень вкусными. Затем люди научились растирать зерна камнями и получать муку, а из муки месить тесто. Хлеб был грубым, тяжелым и не таким вкусным, как сегодня. Затем стали печь хлеб из заквашенного теста.
Без хлеба не обходилось ни одно застолье. Он всегда и везде пользуется почетом и уважением. Гостя на Руси встречали всегда хлебом и солью. Даже пословицы сложили! Вслушайтесь : «Хлеб- всему голова», «Худой обед, коли хлеба нет», «Будет на столе, так и стол – престол,а как хлеба ни куска, то и стол –доска».
Раньше хлеб пекли только ржаной (черный). Люди говорили: «Ржаной хлебушко - калачу дедушка».
Вот лежит каравай
У меня на столе.
Черный хлеб на столе -
Нет вкуснее на земле.
Я. Дягутите
- Ребята, было время, когда кусочек ржаного хлеба был дороже золота. Велико было значение хлеба во время Великой Отечественной войны. Не было зерна, и хлеб пекли из шелухи, целлюлозы, пырея, лебеды. И такой вот хлебушек давали по маленькому кусочку (125 грамм) на весь день. Люди понимали что хлеб - это их жизнь, ценили его, берегли даже крошку.
Сегодня в магазине можно купить хлеба, сколько хочешь, но надо с уважением относиться к каждому кусочку, не покупать лишнего и не выбрасывать хлеб. Ведь он прошел долгий путь, прежде чем появиться на полке в магазине. А кто же занимается выращиванием зерна на полях? (Хлеборобы.)
ХЛЕБ
Хлеб ржаной, батоны, булки.
Не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют,
Сил для хлеба не жалеют.
Я. Аким
На бескрайних полях люди выращивают много зерна, с помощью которого можно накормить хлебом всю страну. Каждый день в детском саду, школах, магазинах пахнет душистым, свежим хлебом.
- Ребята, давайте вспомним, люди каких профессий трудятся над созданием хлеба? (Агроном, тракторист, комбайнёр, шофер, грузчик, мукомол, пекарь.)
-Каждую осень хлеборобы заботятся о будущем урожае. Под зиму трактористы пашут землю, чтобы она была мягкая, рыхлая под снегом зимой, а весной, когда снег растает, земля наберет сполна талой воды.
Рано весной землю рыхлят, вносят удобрения и засевают зерном. Появляются первые всходы, они питаются дождями и яркими лучами солнца, растут под привольным ветром все лето. Но вот налились колосья, созрели, стали крепкими и тяжелыми. Новые заботы у хлебороба, как бы не сломились колосья и не полегли.
РУКИ ЧЕЛОВЕКА
Склонила тяжелую голову рожь,
Спасибо вам, солнце, и ласковый дождь!
Спасибо земле, что была моим домом,
И сильным рукам, моим старым знакомым!
Я. Дягутите
- С утра до ночи работают хлеборобы в горячую пору уборки урожая. Упустишь время - осыплется зерно, пропадет урожай. От комбайнов тянутся вереницей грузовики, везут зерно на элеваторы. Там оно может храниться много лет. Полны закрома нашей страны золотого хлеба.
Вот он, хлебушек душистый,
С хрупкой корочкой витой.
Вот он, теплый, золотистый,
Словно солнцем налитой.
И в каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал, пришел.
В нем здоровье, наша сила,
В нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Сохраняло, берегло.
- Длинный путь от поля до нашего стола. Действительно, сколько рук прикоснулось к нему, чтобы он стал хлебом. Чьи же руки прикасались к хлебу? (Руки агронома, тракториста, ком байнёра, шофера, грузчика, мельника, пекаря, кондитера, продавца)
3. Физкультминутка.
Тесто вылезло на стол,
А потом даже на пол Тесто убежало.
Начинай сначала.
Ладушки, ладушки,
Мы пекли оладушки.
Мы месили тесто, тесту в миске тесно.
Тесту в миске тесно.
4. Чтение сказки «Мякиш» (Б. Вовк). Беседа по произведению.
Скажите, кто такой Мякиш?
Кто сделал Мякиша? Что с Мякишем произошло?
-Как чувствовал себя Вова, когда ему не продали хлеба? Почему? Он осознал свой поступок? Как бы вы поступили на месте Вовы? Вова исправил свою ошибку? Что означает фраза «Берегите хлеб»?
Рассматривание колосьев.
- Ребята, вы знаете, что Мякиш прислал нам в группу подарок : приготовил для нас разные колоски Посмотрите внимательно, какие? Правильно. Это - пшеничные, ржаные и ячменные. Давайте рассмотрим их внимательно.
5. Подведение итогов.
Воспитатель:
Из чего делают хлеб? (Из теста.)
Из чего делают тесто? (Из муки.)
Из чего делают муку? (Из зерен.)
Откуда берутся зерна? (Они вырастают на колосе.)
Во время беседы выясняется: чтобы получить хлеб, нужно тесто, тесто делают из муки, муку - из зерен, а зерна выращивают в поле. Вспоминая вместе с детьми этапы изготовления хлеба, воспитатель мелом чертит на доске схему этого процесса, используя условные знаки.