Альбина Сибгатуллина
План-конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Театр кукол на Руси»
▼ Скачать + Заказать документы
План-конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Бльшекайбицкий детский сад «Миляшкай» Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан»
Конспект занятия в старшей группе по развитию речи «Театр кукол на Руси»
Воспитатель: Сибгатуллина
Альбина Альбертовна
с. Кайбицы, 2013
Публикация «План-конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе „Театр кукол на Руси“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Театр. Конспекты театрализованной деятельности
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2013
Развевающие задачи : развивать в ребенке способность эмоционально откликнуться на художественный вымысел игры: развивать эстетические чувства детей; пластику рук.
Образовательные задачи: расширить общий кругозор ребенка; ознакомить детей с историей возникновения театра, его традиции.
Воспитательные задачи: воспитывать интереск истории своего народа.
План проведения :
1. Вводная часть. Рассказ педагога о том, с чего начиналось искусство театра на Руси (ярмарочные представления).
2. Речевая разминка: русские народные заклички,зазывалки, скороговорки.
3. Актеры-петрушечники. Петрушка как главный персонаж русских народных кукольных представлений. Показ куклы и ее оживление.
4. Заключительная часть, подведение итогов.
Оборудование: кукла петрушка, иллюстрации из книги Симонович-Ефимова «Записки петрушечника» и статьи о театре кукол.
Ход занятия:
Педагог. Давным - давно не 10 и не 100, а много раз то 100 лет назад жили-были люди смелые и веселые. Им нравилось народ веселить, на посмешище зло да недостатки всякие выставлять, а добро да смекалку славить (если слова «смекалка», и др. не понятны детям, их стоит обсудить). И назвали этих людей-скоморохи. Они придумывали веселые представления, в которых смеялись над жадностью, глупостью, воровством, трусостью. Главным героем этих представлений был простой веселый смекалистый мужик. Конечно же, никакого театрального здания к которым мы с вами привыкли, у скоморохов не было. Они были странствующими актерами,переезжали из города в город и давали свои представления на улицах и площадях в дни ярмарки праздник.
Педагог показывает иллюстрации. Скоморохи запросто общались со зрителями, вовлекая в свою игру. Чтобы привлечь внимание к своему представлению скоморохам быть и музыкантами, и дрессировщиками, и акробатами, и жонглерами, и актерами. А уж искусство скороговорки они знали в совершенстве, переговорить могли кого угодно.
Хочу вам предложить представить себе на месте этих веселых скоморохов и приговорить некоторые заклички и шуточные скороговорки. Педагог импровизирует в зависимости от подготовленности и желания детей. Тексты повторяем хором и по одному, сопровождая жесты движениями. Скороговорка длится на несколько частей и даются различные задачи:рассказ невероятной истории спор, сплетня и др.
Солнце красное встает,Всех на ярмарку зовет. Разливай и квас, и мед,Веселись честный народ. Разыня-Федот,Что стоишь,разинуврот?Налови нам галокЦелыйпосужонок.
Рыжий, рыжий, конопатый,Не ходи у нашей хаты. Ходи во поле гулять,Конопушки собирать.
РасфуфыриласьМарфута:Фу-ты,фу-ты,фу-ты,фу-ты. На марфуте три фуфайки, Десять фартуков из байки.
Рева корова. Вот тебе обновка:Два ведерка под глаза,Чтоб котилась слеза.
Козел-мукомол,Кому муку молол,А кому не молол. От того, кому молол,Получал по ватрушке. А от того кому не молол,Получал по макушке.
А еще некоторые скорогорохи в своих представлениях стали использовать куклу. И так, познакомьтесь – это Петрушка. Как вы думаете, ребята. Что нужно сделать, чтобы оживить его. (Ответы детей).
Правильно актеры надевали Петрушку на руку и оживляли его при помощи движения кисти и пальцев. В современном театре тоже есть такие куклы, они показывают перчаточными. И пока вы будете рассматривать нашего героя, я вам про него расскажу. Петрушка быстро стал главным героям русских народных кукольных представлений и очень нравился зрителям. Как вы думаете,почему? (дети говорят о том, что петрушка веселый,смешной). Правильно ребята, а одевали Петрушку в красную рубаху и колпачек с кисточкой. В петрушечных представлениях обычно участвовали два актера:один играл на шарманке, а другой, которого называют петрушечником из-за ширмы показывал кукол (на правой руки был Петрушка, а на левой- все остальные персонажи). Петрушка так же,как и скоморохи, высмеивал различные недостатки людей. Как вы думаете,какие? (ответы детей).Правильно. И вот в конце представления, а жадный цыган, и обманщик лекарь, и даже сам черт были наказаны смелым и веселым Петрушкой. А сейчас мы переключаемся в те далекие времена на одно из таких представлений. Педагог с куклой начинает представление.
Собирайся, народ!К вам Петрушка идет. На голове колпак,В кармане медный пяток. Я сейчас веселье затею, И от улыбок ваших разбогатею! Педагог: А вы хотите сами попробовать его «оживить»?Дети по очереди водят куклу и проговаривают уже знакомые им скороговорки. Заканчивают представление педагог с Петрушкой. Петрушка: Ну,ребятишки,девочки и мальчики, мое вам почтение,расстаемся с вами до следующего представления. Педагог: Ну что же,ребята,скажете Петрушке «досвидание»,нам пора возвращаться. Думаю, такого знакомства вы еще раз захотите увидеть его. А он с удовольствием придет к вам в гости. А сейчас я хочу вас спросить, что вам больше всего запомнилось и понравилось из того, что вы увидели, узнали, попробовали (ответы детей).