МААМ-картинки

«Поможем Великому волшебнику Мерлину». План-конспект занятия по знакомству с элементарными физическими явлениями

Ольга Новикова
«Поможем Великому волшебнику Мерлину». План-конспект занятия по знакомству с элементарными физическими явлениями
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей «Дружба», поселок Первомайский, Тамбовской области.

План – конспект

непосредственной образовательной деятельности с одаренными детьми 6-7 лет по знакомству с элементарными физическими явлениями.

Тема: «Поможем Великому волшебнику Мерлину».

Подготовила педагог Новикова О. И.

Апрель 2014 учебный год.

Публикация «„Поможем Великому волшебнику Мерлину“, План-конспект занятия по знакомству с элементарными физическими явлениями» размещена в разделах

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Физическая культура», «Здоровье», «Социализация», «Художественное творчество».

Задачи.

«Здоровье». Сохранять правильную осанку в положении сидя, стоя. Совершенствовать основные движения в соответствии с музыкальным ритмом. Продолжать развитие мелкой моторики кистей рук. Способствовать снятию перенапряжения, перегрузки и утомляемости за счёт переключения их на разнообразные виды деятельности. Сохранить и укрепить физическое здоровье детей с помощью разминки и общеразвивающих упражнений.

«Физическая культура». Развивать координацию движения детей, совершенствовать двигательные умения и навыки в сочетании с ритмом.

«Социализация». Воспитание положительных моральных качеств. Побуждать к скромности, учить проявлять заботу об окружающих, доброту, с благодарностью принимать помощь. Побуждать детей на добрые дела.

«Коммуникация». Развивать умение общаться со сверстниками и взрослым, грамотно отвечать на вопросы. Расширять и активизировать словарный запас. Словарная работа: летучесть, упругость, текучесть, свойство.

«Познание». *Продолжать знакомить и закрепить представление детей о механических свойствах твердых тел, жидких, газообразных, упругих, хрупких. Вспомнить с детьми и закрепить переход твердого состояния тел в жидкое и наоборот, их условиями. *Формировать основы системного мышления и логического анализа при составлении моделей перехода твердого состояния в жидкое и наоборот. Развивать память, образное мышление детей. *Развивать и совершенствовать доказательную речь, умение обобщать, делать выводы, решать проблемные ситуации. *Воспитывать коммуникативные умения и навыки. Воспитывать доброту, заботливость, любовь к окружающим.

Демонстрационный материал. Предметы: металлический брусок, деревянный брусок, мяч, мяч дырявый, пружинка, резина, стеклянная пластина, мел, песок, ткань, вода в сосуде, молоко, воздушный шарик, духи, уксус 2%, пластилин, свеча, фольга, таз с водой, Пузырек с крышкой, спички, пассатижи, шоколад, тарелочка, салфетки. Подбор картинок по теме для демонстрационного показа детям через проектор. Видео - ролик. Шкатулка, письмо, йод, емкость под раствор йода, вата. Набор картинок с изображением предметов с разными свойствами.

Раздаточный материал: 5 листов формата А4, карандаши, модели в тарелочке для каждого ребенка, составленные задания для индивидуального выполнения.

Психологический настрой.

Перед тем как мы начнем наше занятие, давайте настроимся на рабочий лад.

Сделайте глубокий вдох, выдох.

Вдохните здоровье, выдохните болезни!

Вдохните добро, выдохните неприятности!

Вдохните уверенность, выдохните беспокойство!

Нам легко и приятно.

Посмотрите, что это? Сундук. А что в нем? Письмо. (Разворачиваю) Чистый. Ой. Ребята, я знаю, оно заколдовано. Сейчас мы его расколдуем.

Написать письмо лимонным соком или раствором лимонной кислоты. Чтобы его прочесть, растворить в воде несколько капель аптечного йода и слегка смочить бумагу.

- Я Великий волшебник Мерлин. Решил создать себе помощника: чтобы он умел летать, чтобы он умел плавать и не тонул, чтобы он мог менять свое тело. И когда уже все было готово, то злой Черный Колдун превратил все предметы в пыль, а я – окаменел. Помогите!

Воспитатель.

- Нам нужно открыть главную тайну предметов, какие у них свойства, сообщить об этом Мерлину и тогда чары Черного Колдуна рассеются.

- Ну что же, мы поможем ему, поспешим, ребята, в нашу исследовательскую лабораторию. Сначала вспомним правила: внимательно слушать, аккуратно работать с оборудованием. Будем исследовать.

На столе находятся предметы: металлический брусок, деревянный брусок (тв, мяч, пружинка, резинка (упр, стеклянная пластина, спички, мел (хрупк, песок, вата, ткань, вода подкрашенная, молоко (жид, шарик надутый, духи, уксус (газ).

Воспитатель.

- Эти предметы имеют одинаковое, твердое состояние? (Все предметы имеют разные свойства).

- Да, предметы имеют разные свойства: твердое, жидкое, газообразное, хрупкое, упругое и мы обозначаем их условными значками.

- То, что сохраняет форму – это твердое.

- Что меняет форму – жидкое.

- Летучесть – газообразное состояние.

- Текучесть – жидкость.

- У вас у каждого есть по одному значку, которое обозначает жидкое состояние предмета, твердое, газообразное, хрупкое, упругое. Вы находите предмет и обозначаете его состояние, положив условное обозначение рядом.

- Но мы все знаем, что свойства предметов можно менять. А бывает и так, что твердые, жидкие и газообразные состояния предметов часто действуют вместе.

Детям предлагается ответить на вопросы:

Вода – это жидкость.

- До каких пор можно наклонить стакан? (Только до края) картинка, выполнение задания на листочках.

Налить воду в сосуд, затем в полиэтиленовый пакет. (Вода занимает все пространство вширь). Опыт ставят дети.

- Какой из рисунков правильный? Что неправильно в первом и в третьем? (Вода текуча, она стремиться занять больше места вширь) картинка на экране.

Возьмите в одну руку небольшой резиновый мячик, а в другую - такой же по размеру шарик из пластилина. Бросьте их на пол с одинаковой высоты.

- Как вели себя мячик и шарик, какие изменения с ними произошли после падения? (Мяч подпрыгивает, а пластилин нет)

- Почему пластилин не подпрыгивает, а мячик подпрыгивает. (Мяч резиновый, он упругий, а пластилин не упругий).

- Дети смотрят изображения на экране.

- У меня два шарика, один надутый, наполнен воздухом, а другой нет. Какой будет отскакивать от стенки? (Воздух упругий) Показ.

- Бросить об пол мяч и дырявый мяч. Почему не прыгает мяч, который дырявый. (Из него вышел воздух). Показать.

Дети смотрят изображения на экране.

- Где лучше прыгать на песке или на твердом полу? (Песок сыпучий, он меняет форму. На нем прыгать плохо, он не упругий, а на полу лучше.) Картинка на экране. Детям предлагается попрыгать на полу.

- Наше тело тоже упругое.

Вода – это жидкость.

- Куда течет река? (Сверху вниз). Может ли вода течь вверх? (нет) Водопад, течет река, видео на экране.

Воздух текучий, но не такой как вода.

- Куда течет воздух? Проверим на ленточках из фольги. Ленточки из фольги над горящей свечей. (Холодный воздух течет по низу, а теплый поднимается вверх.) На экране костер с искрами, видео.

- Почему плавают рыбы, корабли, люди? (У них внутри есть воздух). - Пустой пузырек опустить в воду сначала без пробки, потом закрыть пробкой. Он не тонет. (Воздух в жидкости всегда поднимается вверх, он поднимает пузырек на поверхность. Это хорошо видно в бутылках с газированной водой). Опыт показывают дети.

Физкультминутка.

Каждый день по утрам

Делаем зарядку.

Очень нравиться нам

Делать по порядку:

Весело шагать, весело шагать,

Руки поднимать,

Руки поднимать,

Приседать и вставать,

Приседать и вставать.

Прыгать и скакать,

Прыгать и скакать.

Девочки и мальчики,

Прыгают как мячики!

- Продолжаем.

- Сегодня мы увидим, как могут твердые предметы переходить в жидкое.

- Все твердые предметы сохраняют свою форму, но ее можно изменить.

- Можно ли изменить форму куска пластилина? (Да)

- А свечи? (Да). Что для этого сделать? (нагреть) Опыт свой.

Нагреть свечу как следует (зажечь свечу и подождать жидкого состояния стеарина). Мы изменили состояние: было – твердое, стало – жидкое.

- Что надо сделать, чтобы твердое стало жидким? (Нагреть).

Обозначим это карточками-моделями. (Дети делают самостоятельно).

- Что будет со льдом, если он растает? (Превратиться в воду, жидкость).

- Что еще может таять? (Снег, мороженое, шоколад).

Показ таяние шоколада в тарелочке над свечей, в фольге, держать пассатижами.

- А для этих предметов подойдет наша модель? (Да).

Превращение предметов из твердого состояния в жидкое происходит при нагревании. Модель

А что нужно чтобы эти предметы вернулись в твердое состояние? Из жидких в твердое? (При остывании, охлаждении)

Показ: свечу в воду, и шоколад в фольге в воду опустить.

Показ модели охлаждения. Попросить объяснить модель:

Самостоятельное выполнение детьми задания, достраивание модели и объяснение.

Зарядка для пальчиков:

На каждое слово чередовать хлопки и удары кулаками по столу.

Мне нужны такие вещи:

Молоток, тески и клещи,

Ключ, напильник и ножовка,

А всего нужней сноровка

Сахар.

- Мы уже убедились, что предмет меняет свое состояние. Кусок сахара можно толкушкой превратить в песок.

- Песок это – это какое состояние? (Твердое)

- Чем песок отличается от куска? (Формой)

- Чем похож на жидкость? (Сыпучий)

- Чем отличается от жидкости? (Не принимает ровной поверхности. Каждая песчинка все - равно твердая.)

Можно ли изменить состояние сахара? (Расплавить)

(просмотр видео – ролика, плавиться сахар).

Опыт: плавление и отвердение сахара.

Получился леденец. Показ леденца детям. У него есть другие свойства. Дать потрогать. (Прозрачность, имеет цвет, гладкий, более крепкий).

Показ построения модели.

- Давайте посмотрим, какие разные имеют формы пластмассовые, деревянные и металлические игрушки.

- Как это получилось?

- Деревянную игрушку можно получить нагреванием? (Нет)

- Как же ее делали? (Вырезали)

- Металлические игрушки получают из расплавленного металла.

- Как вы считаете, что плавиться тяжелее пластмассовый предмет или металлический?

Вернемся к волшебному посланию от Великого волшебника Мерлина. Мы разгадали свойства многих предметов и вернули свои настоящие свойства и свой вид, престали быть пылью. Волшебные чары Черного Колдуна рухнули, и мы освободили Великого волшебника Мерлина.

Спасибо вам ребята!

Публикации по теме:

Образец информации о показателях деятельности педагогических работников для определения размера стимулирующих выплат Заведующему МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию.

Презентация к развлечению «Первоцветы» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 1 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Поможем Великому волшебнику Мерлину». План-конспект занятия по знакомству с элементарными физическими явлениями
Опубликовано: 10 июля 2014 в 20:30
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Поможем Великому волшебнику Мерлину». План-конспект занятия по знакомству с элементарными физическими явлениями» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Новикова (УИ 226877) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД