План-конспект урока чтения по произведению К. Д. Паустовского «Стальное колечко».

Екатерина Калинина
План-конспект урока чтения по произведению К. Д. Паустовского «Стальное колечко».

ЦЕЛЬ: Продолжить знакомство с творчеством К. Д. Паустовского.

Задачи:

1.Образовательная: учить ориентироваться в тексте, развивать грамотную речь, отрабатывать навыки чтения.

2.Развивающая: развивать умения краткого пересказа, умения выделять главное, устного иллюстрирования.

3.Воспитательная: воспитывать чувство любви и уважения к окружающим, чувство гордости к родной земле и краю.

Оборудование: учебник «Чтение 6 класс» И. М. Бгажнокова, Е. С. Погостина, портрет писателя, выставка книг, текст произведения, словарь пословиц и поговорок.

Ход урока.

I. 1. Организационный момент. Приветствие. Эпиграф.

- «Стараясь о счастье других, мы находим свое счастье» - говорил Платон. Это будет эпиграф нашего урока.

2. Чистоговорка.

У бабы – бобы, у деда – дубы,

У деда – дубы, у бабы – бобы.

II. Проверка домашнего задания.

1. Составление характеристики.

- Кто составил рассказ о Варюше.

Варюша – девочка 9 – 10 лет. Живет она в деревне Моховое с дедом Кузьмой. Дед – единственный близкий человек для Варюши, она дорожит им, боится потерять. Живут они вдвоем, значит ей уже приходилось терять близких. Она проявляет заботу о старом дедушке. Ради него она одна решает идти на станцию, чтобы купить махорку. Девочка она бесстрашная, смелая, не трусливая. Без страха вступает в беседу с бойцами. Доброта и щедрость проявляются в поступке, когда она поделилась с ними махоркой. Варюша очень огорчилась, когда потеряла колечко, ведь это значило, что не выздоровеет ее дедушка, не будет у нее большой радости и не увидит она белый свет со всеми чудесами. Любопытная была, не терпелось ей побыстрее попробовать, что будет, если надеть кольцо на мизинец. А природу она любила так, что не захотела увидать весь белый свет.

2. Опровержение или подтверждение словами и предложениями из текста.

3. Чтение по ролям.

- Найдите в учебнике сцену встречи Варюши с бойцами. Прочитайте эту часть текста по ролям.

- Сколько действующих лиц нам понадобиться? (автор, Варюша, боец с бородой, второй боец)

- Что вы можете сказать о поступке Варюши? А бойца?

- Почему солдат подарил девочке колечко? (за доброту)

- Как вы думаете, колечко действительно волшебное? (мнения детей)

III. Работа над темой урока.

1. Словарная работа. Соотнеси слово с его лексическим значением. (Слова записаны на доске, значения читает учитель).

• Курительный табак низкого сорта.

• Звук, производимый ударом металла о металл или о камень.

• Свернутая из бумаги трубочка с табаком, самодельная папироса.

• Часть дома из досок, из древесины хвойных пород.

• Площадка для посадки пассажиров на железной дороге.

(Платформа, лязг, цигарка, тесовая крыша, махорка)

2. Чтение текста учащимися. (2 часть).

3. Беседа после чтения. Выборочное чтение.

- Какие приметы связанные с кукушкой вы знаете?

(Кукушка летает по деревне - к пожару. Кукушка натощак окукует - не к добру. Нельзя купаться, пока кукушка не закукует. Услышав весной первую кукушку надо позвенеть монетами или деньгами, тогда весь год не будешь нужды испытывать).

- А вы верите народным приметам про кукушку?

- Что вы думаете, когда слышите кукушку и вспоминаете приметы о том, к чему кукует кукушка?

- Верные они или ложные? Как вы считаете?

- Почему Варя смогла найти колечко?

- Зачитайте, как пришла весна.

- С кем сравнивается весна?

- В образе кого вы представляете себе весну?

- Какие цветы расцветают весной?

- Какие цветы встретила в лесу Варя?

- Как дед объяснил Варе, почему его «отпустила болезнь»?

- А чему верила она? Что она говорила деду? (зачитайте)

- Дочитайте сказку до конца.

- Почему Варя не захотела увидеть белый свет?

- «С чего начинается Родина» у Варюши?

IV. Физкультминутка.

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише.

Деревцо всё выше, выше.

(Дети имитируют дуновение ветра, качая туловище то в одну, то в другую сторону. На слова «тише, тише» дети приседают, на «выше, выше» — выпрямляются.)

V. Закрепление. Проверим, внимательно ли читали. Ответьте на вопросы.

- Внучку деда Кузьмы звали Настенька? (Нет – Варюша).

- Дед хотел вылечить свой кашель лесными травами? (Нет – махоркой).

- На станции Варюша встретила деревенского врача? (Нет – двоих бойцов).

- Боец подарил Варе стальное колечко? (Да).

- Чтобы дед выздоровел, колечко нужно было одеть на безымянный палец? (Нет – на средний).

- Варюша сможет посмотреть белый свет, надев колечко на указательный палец? (Да).

-Весна наступила после того, как Варюша надела колечко на мизинец? (Нет, оно упало в снег).

- Варюша попросила деда помочь найти колечко? (Нет Сидора).

-Варюша спешила одеть колечко на указательный палец? (Нет, потому что ее родина – самое прекрасное место на земле).

2. Работа с пословицами. - Какая из этих пословиц больше всего подходит к нашему произведению?

• Всякому мила своя сторона.

• Добрая надежда человека никогда не покидает.

• Плох тот кулик который свое болото не хвалит.

VI. Подведение итогов.

- Вернемся к эпиграфу нашего урока: «Стараясь о счастье других, мы находим свое счастье»

- В чем нашла свое счастье Варюша? (Варюша нашла свое счастье в родной деревушке, рядом с дедом, которого она любит, заботится о нем. Любит она и родную природу)

- Будет ли любить свою большую Родину человек, который так нежно и трогательно любит свою маленькую Родину?

- Подумайте и скажите, что в этом произведении сказочного, а что может быть на самом деле?

- Любите, ребята, своих близких, родителей, дом, природу, всю нашу бескрайнюю Родину.

VII. Сообщение домашнего задания.

Прочитать вторую и третью части произведения, нарисовать весну такой, какой видит ее Варюша.

Публикации по теме:

Конспект урока чтения в 3 класс для детей с ОВЗ «Осень наступила» А. Плещеев Конспект урока чтения в 3 классе Тема: «Осень» А Плещеев Цели: 1. Познакомить с творчеством А Плещеева; формировать навыки чтения, следить.

Конспект урока литературного чтения «Стихи о весне А. Н. Плещеева» Конспект урока литературного чтения Тема: «Стихи о весне А. Н. Плещеева" Задачи: • ознакомить детей со стихотворениями о весне А. Н. Плещеева.

Конспект урока чтения в 8 классе по рассказу А. Н. Толстого «Русский характер» Урок чтения Класс: 8 «В» Тема: Рассказ А. Н. Толстого «Русский характер» Цель: - показать сущность русского характера: силу духа, любовь.

Конспект занятия по технологии продуктивного чтения-слушания по произведению Алексея Дмитриева «Бездомная кошка» Цель: понимать суть прочитанного, учить внимательно слушать произведение, развитие умения сопереживать героям. Побуждать детей активно участвовать.

Конспект урока литературного чтения в 4 классе «М. М. Зощенко «Великие путешественники» .

Конспект урока литературного чтения в начальной школе «Новогодняя сказка» по стихотворениям А. Барто и С. Дрожжина .

План-конспект урока литературного чтения во 2 классе «Н. Н. Носов «Живая шляпа» по УМК «Школа России» Тема: Н. Н. Носов «Живая шляпа» Цель: познакомить обучающихся с содержанием произведения Н. Н. Носова «Живая шляпа». Задачи: учить анализировать.

Конспект урока литературного чтения в 3 классе «И. С. Соколов-Микитов «Листопадничек» Учитель начальных классов: Зубова Олеся Алексеевна Тема. И. С. Соколов - Микитов " Листопадничек " урок № 2. 17.02.2018 Цель: формирование.

Конспект урока чтения «В. Орлов «Письмо ровеснику» Литературное чтение Тип урока: изучение нового материала. Тема: В. Орлов «Письмо ровеснику». Цели: способствовать полноценному восприятию.

Конспект урока чтения во 2 классе коррекционной школы VIII вида «Е. Пермяк «Первая рыбка» Урок чтения во 2 классе. Тема: Е. Пермяк «Первая рыбка». Задачи: • познакомить учащихся с содержанием рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка»;.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Цветы
  • Цветы
Автор публикации:
План-конспект урока чтения по произведению К. Д. Паустовского «Стальное колечко».
Опубликовано: 16 декабря 2018 в 15:33
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
14 мая. День народной куклы на МААМ

Очередной тематический день посвящен игрушкам, которые дошли до нас из глубины веков. Воспользуйтесь специальной подборкой игр и занятий, чтобы познакомить детей с видами народных  кукол и сделать для...

14 мая. День радуги на МААМ

После весеннего дождя так приятно увидеть в небе радугу – чудесное явление природы, в котором семь цветов плавно переходят друг в друга через множество промежуточных оттенков. Очередной тематический день...


Горячие темочки