Кристина Секисова
План-конспект урока «Соли» (11 класс)
▼ Скачать + Заказать документы
План-конспект урока по теме «Соли» 11 класс
Секисовой Кристины Александровны – учителя химии
Планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижений.
Виды планируемых учебных действий Учебные действия Планируемый уровень достижения результатов
ПРЕДМЕТНЫЕ Формулируют и воспроизводят понятия «Соли» «Комплексные соли», «Химические свойства солей»,
Проводят опыты, наблюдают, описывают наблюдения Усвоение понятий
Публикация «План-конспект урока „Соли“ (11 класс)» размещена в разделах
- Соль. Изучаем соль
- Соль. Конспекты занятий
- Старшая школа 11 класс
- Старшая школа. 10-11 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
освоение алгоритма написания взаимодействия солей с простыми и сложными веществами
действия по образцу
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ Регулятивные УУД Преобразуют практическую задачу в познавательную
Планируют собственную деятельность
Осуществляют контроль и оценку своих действий Управление свей деятельностью на уроке
совместное с учителем и одноклассниками действия учащихся
Познавательные УУД Проводят наблюдение, анализ, выдвигают предположения (моделируют процессы) и осуществляют их экспериментальную проверку совместные (групповые, выполняемые под руководством учителя
Коммуникативные УУД Обмениваются знаниями между членами группы для принятия эффективных решений Навыки сотрудничества: совместные (групповые, выполняемые под руководством учителя
ЛИЧНОСТНЫЕ Проявляют устойчивый интерес к поиску решения проблемы. Мотивация на решение проблемы устойчивый познавательный интерес
Вид урока : Комбинированный урок
Тип урока : проектно - исследовательская деятельность
Форма организации деятельности учащихся: групповая.
Средства обучения
компьютер; проектор.
оборудования для лабораторного опыта;
периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева;
презентация «Соли»;
«Рабочая тетрадь. Путеводитель по творческой лаборатории».
Реактивы: цинк, раствор: соляной кислоты, сульфата меди (медного купороса, карбонат натрия, гидроксид натрия, хлорид бария, хлорид железа (III, гексацианоферрат (II) калия.
Подготовка к уроку
Рисуется логико-смысловая модель на листе А1, для каждой группы готовятся задания на листе А4 (приложение к уроку).
Структура урока
Этапы урока
I. Вводная часть
Психологический настрой учащихся на урок - 3 мин.
II. Мотивация
Формирование цели и задач урока учащимися - 5 мин.
III. Решение проблемы
Организовать деятельность обучающихся на усвоение новых знаний и способов деятельности - 16 мин
IV. Выводы
Формулирование выводов по уроку – 2 мин.
V. Самооценки
Выставление оценок за урок – 2 мин.
VI. Домашнее задание - 2 мин.
Ход урока
I. Вводная часть.
Слайд 1
Добрый день, уважаемые коллеги!
Сегодня мы займемся поиском истины, поработаем в творческой лаборатории. На ваших столах находятся «путеводители», в которых вы будете делать записи. Они останутся у вас после урока и будут служить кратким конспектом.
Чтобы подготовиться к сегодняшнему исследованию, выполним небольшое тренировочное задание № 1 (стр. 6) (Слайд 2). Оно поможет вам вспомнить некоторые данные о классах соединений, которые пригодятся нам в ходе урока.
Найдем путь из «химического лабиринта», ответив «да» или «нет» на соответствующие вопросы каждого этапа.
Запишите в клетках цифры, соответствующие выбранному вами пути. Давайте проверим что у вас получилось. Посмотрите на слайд с правильными ответами.
(1, 2, 3, 7) (Слайд 3).
II. Мотивация.
Итак, мы в творческой лаборатории.
В основе любого исследования лежит проблема, чтобы понять какую проблему нам сегодня предстоит решить ответьте мне пожалуйста на вопрос «О каком веществе идет речь?» (Слайд 4). Это вещество когда-то служило существенным источником пополнения казны во многих странах. Оно являлось важным предметом торговли. Из-за него велись кровопролитные войны между соседними народами, а по причине непомерно высоких налогов, устанавливаемых на данное вещество, происходили народные восстания. Например, бунт в Москве весной 1648 года.
Соль поваренная (хлорид натрия) (Слайд 5).
К какому классу веществ относится хлорид натрия?
К солям
Именно соли будут служить объектом нашего сегодняшнего исследования.
Соли - это? Что это. Этот вопрос и будет главным вопросом нашего сегодняшнего исследования.
По мере продвижения нашей работы мы будем заполнять логико-смысловую модель, которая заменит вам краткий конспект (стр. 7 тетради) Слайд 6.
Внесем в ее центр проблемный вопрос, который нам предстоит решить «Соли – это…»
III. Решение проблемы
Чтобы решить данную проблему, нам придется решить ряд проблемных задач. (Слайд 7)
Как вы думаете, какие это задачи? (формулируют задачи урока)
Первая задача: давайте дадим понятие солям. Вспомним определение солей
Соли – это сложные вещества, состоящие из катионов металла и анионов кислотных остатков. (Слайд 8)
Заполнение ЛСМ (стрелка № 1)
На какие группы делятся соли? Какими свойствами они обладают, где их применяют, мы обсудим после того, как вы поработаете в группах. Обратите, пожалуйста, внимание на с. 8 рабочих тетрадей, там даны задания для каждой группы. (Слайд 9)
На работу я вам предлагаю 10 минут, после чего мы обсудим, то, что у вас получилось.
Итак, время вышло.
Давайте послушаем представителей каждой группы.
Выступление 1 группы: Заполнение ЛСМ (стрелка № 2). Слайд 10, 11
Соли делятся на : основные, средние, кислотные, двойные, комплексные, смешанные и гидратные – по составу.
По растворимости в воде: растворимые, нерастворимые и малорастворимые.
Выступление 2 группы: Заполнение ЛСМ (стрелка № 3). Слайд 12
Соли, имеющие в своем составе комплексные ионы, относятся к комплексным солям.
K4[Fe(CN)6]
Комплексообразователь Fe
Лиганды CN
Внутренняя сфера [Fe(CN)6]
Координационное число 6
Внешняя координационная сфера K4
Название соединения: гексацианоферрат (II) калия
Выступление 3 группы: Заполнение ЛСМ (стрелка № 4). Слайд 13
Химические свойства солей:
Соль + МеталлСоль1+Металл1
Соль+ Кислота Соль1+кислота1
Соль + ЩелочьСоль1+ основание
Соль 1+ Соль2Соль3+Соль4
Эти свойства доказали опытным путем (результаты опытов)
Инструкция к лабораторным опытам
1. В чистую пробирку налейте 1 мл (6-8 капель) карбоната натрия Na2CO3, добавьте такой же объем раствора соляной кислоты HCl. Что наблюдается?
Напишите уравнение протекающей реакции между растворами соли и кислоты, назовите полученные вещества.
2. В пробирку с гранулой цинка прилейте 1 мл (6-8 капель) раствора сульфата меди (II) CuSO4. Что наблюдается? Как изменяется окраска раствора?
Что образуется на грануле цинка? Какие признаки реакции доказывают, что реакция протекает? Напишите уравнение протекающей реакции между металлом и раствором соли, назовите полученные вещества.
3. В чистую пробирку налейте 1 мл (6-8 капель) сульфата меди (II) CuSO4 добавьте такой же объем раствора NaOH. Что наблюдается?
4. Какие признаки реакции доказывают, что реакция протекает? В чистую пробирку налейте (6-8 капель) 1 мл сульфата натрия Na2SO4 добавьте такой же объем раствора ВаСl2. Что наблюдается?
5. В чистую пробирку налейте 2 мл хлорида (III) железа FeCl3 добавьте 2-3 капли гексацианоферрата (II) калия K4[Fe(CN)6]- желтая кровяная соль. Что наблюдается?
Сделайте вывод. Результаты запишите в виде таблицы
Мы приближаемся к концу нашего исследования.
Давайте перечислим области применения солей
Выступление 4 группы: Заполнение ЛСМ (стрелка № 5). Слайд 14
Применение солей:
1. В медицине
2. В сельском хозяйстве в качестве удобрений
3. В пищевой промышленности
4. В строительстве
5. В производстве стекла
6. В бытовой химии: в производстве СМС и лаков, красителей, мыла
7. Для устранения жесткости воды;
8. На производстве
Задание: существует большое количество интересной информации о солях проанализировать информацию на с. 18 вы сможете дома, прочитав в рабочей тетради с. 18.
IV. Выводы
В ходе работы на уроке Ваш конспект – логико-смысловая модель – должна выглядеть приблизительно следующим образом (Слайд 15). Давайте сравним эту модель с той, которая получилась у нас.
Они похожи?
Похожи.
Выполните задания для самоанализа (стр. 17) (Слайд 16, и дайте ответы на вопросы.
Что такое соли. Какие бывают соли? Какую роль они имеют для человека?
Соли бывают кислые, средние и основные, комплексоны. Они нужны и важны для организма человека, но их должно быть в меру.
V. Самооценки.
Поставьте каждый себе оценку за сегодняшний урок. (Слайд 17).
VI. Домашнее задание (Слайд 15). (Слайд 18).
Выучить основные определения «Рабочей тетради. Путеводителя по творческой лаборатории». Существует большое количество интересной информации о солях, проанализировать информацию на с. 18 вы сможете дома, прочитав в рабочей тетради с. 18.
Спасибо за урок. (Слайд 19).