План-конспект урока технологии в 6 классе «Вышивка»

Татьяна Дурова
План-конспект урока технологии в 6 классе «Вышивка»

Изучение нового материала

Учитель Дурова Татьяна Сергеевна

Цель

Организовать деятельность обучающихся по приобретению знаний и умений по выполнению тамбурного шва.

Основное содержание темы, термины, понятия

Вышивание, тамбур, композиция.

Планируемые результаты

Предметные умения

УУД

-знать историю возникновения и назначение тамбурного шва;

- расширить представление обучающихся о разных декоративных швах - тамбурном шве;

Личностные: формировать эстетическое отношение к миру прекрасного, воспитывать трепетное отношение к народному творчеству, национальной культуре;

Регулятивные: планирование промежуточных целей; развивать навыки вышивания тамбурного шва;

Познавательные: формировать понятие «тамбурный шов»

Коммуникативные: развивать навыки совместного действия

Этапы урока

1. Деятельность учителя

2. Деятельность учащихся

время

3. Организационный этап

4. Приветствие учащихся, контроль отсутствующих

5. Приветствие, настрой на урок.

6. Самоопределение к учебной деятельности

7. Подвести учащихся к осознанию цели урока

Просмотр фильма «Ремесло».

Здесь в каждой скатерти, салфетке, полотенце

Видны талант, душа и мастерство.

И женских рук тепло, и нежность сердца,

И ярких красок жизни торжество. (В. Ганжар)

- Давайте сформулируем тему нашего урока и цель нашего урока.

История народного творчества насчитывает тысячелетия, но она не может потерять своей актуальности в определённый период, поэтому нужно знать традиции своего народа каждому гражданину своей страны. Вывод: Язык русской народной вышивки – это письмо, только вместо бумаги применялся холст, а чернила заменялись красной и синей нитью. С древних времён считалось что писать значит- писать и украшать.

Учащиеся смотрят фильм.

Дети высказывают мнения, формулируют тему и цель, записывают в тетрадь:

-Вышивка. Технология выполнения тамбурного шва.

-научиться вышивать тамбурный шов, узнать о его применении в быту.

Актуализация опорных знаний (Приложение 1.)

-Давайте вспомним, что вы знаете о вышивке? Аукцион знаний (вопросы из шкатулки):

1. Дайте определение понятия «вышивание».

2. Перечисли инструменты и приспособления для вышивания.

3. Чему должна соответствовать длина и толщина иголки?

4. Назови простые украшающие швы.

5. Что такое композиция.

6. Как вы думаете, какие качества в человеке воспитывает вышивание?

7. Где может применяться вышивка?

Ответ: вышивание – это техника украшения изделий различного вида стежками из ниток.

Ответ: нитки, иголки, наперсток, пяльцы, ножницы.

Ответ: длина и толщина иголки должна соответствовать толщине ниток и плотности ткани, предназначенной для вышивания.

Ответ: шов «вперед иголку», «перевивы», «козлик», «петельный», «стебельчатый».

Ответ: Объединение элементов изображения в одно целое, имеющее единую форму и содержание.

Ответ: усидчивость, аккуратность, терпение, вкус

Ответ: для украшения костюмов. Свадебное приданое, салфетки, скатерти, полотенца (ручник) отделки и т. д.

Исследовательская работа с привлечением Интернет-ресурсов. Какого толкование слова «тамбур» ?

Слово нашим лингвистам.

Учитель дополняет и обобщает исследование обещающихся.

«-Буквы для вензелей на платках вышивались тамбуром; слышите ли? Тамбуром, а не гладью». (Достоевский)

Тамбурный шов представляет собой непрерывный ряд петель, выходящих одна из другой. Шов можно выполнять как в пяльцах, так и без них. В обоих случаях стежки надо выполнять движением иглы к себе. Вышивая без пялец, следите за тем, чтобы ткань не стягивалась, а петельки шва имели округлую форму. Этот шов похож на цепочку, звенья которой выходят одно из другого. Начиная вышивать, иголку из исходной точки перемещают под тканью по линии рисунка на расстояние, равное стежку. При этом рабочая нитка в виде петли остаётся под иглой. Делая последующие стежки, иголку вкалывают в образованный предыдущим стежком кружок (петлю).

Учитель предлагает учащимся найти сведения о вышивании тамбурным швом на Руси.

Обучающиеся высказывают своё обоснованное мнение: 1. (тамбур). Барабан. 2. (тамбур). Цилиндрическая часть крыши с куполом. 3. (тамбур). Пристройка у дверей, защищающая от ветра, дождя. 4. (тамбур). Закрытая площадка пассажирского железнодорожного вагона. 5. (тамбур). Вышиванье крючком на круглой раме или вязанье, при котором петля входит в петлю. 6.(тамбур). Восточный струнный музыкальный инструмент, род –мандолины.

Обучающиеся озвучивают правила ТБ и выполняют практическую работу по инструкционной карте (приложение2.)

Практическая работа(выполнение тамбурного шва)

Обучающиеся в парах оценивают работу друг друга в парах (критерии оценивания в приложении).

Физкультминутка. Гимнастика для глаз

1ученица. История применения тамбурного шва измеряется тысячелетиями. Еще до нашей эры его применяли в своих вышивках сирийцы, греки, римляне, иранцы и индусы. Постепенно этот вид искусства стал известен и во многих странах Европы. Многие считают родиной этого шва Индию или Персию. Именно в этих странах его выполняли с помощью специального крючка «арии».

2ученица. На Руси он получил распространение с 18 века. При этом в каждой области он имел свое название. Русские женщины называли его «цепочкой», швом «внакидку», или «петельным». Выполняли этот простой тамбурный шов шелком либо шерстью, льняной либо хлопчатобумажной ниткой. Рукодельницы того времени выполняли этот шов небольшим крючком с очень острым концом, легко пронзающим любую ткань.

3 ученица. Этот вид шва был очень распространен в русской народной вышивке 19 века. Особую популярность шов цепочкой обрёл в Архангельской (Каргополь, Ярославской, Костромской, Тверской и Санкт - Петербургской губерниях. Тамбурный шов использовался для отделки одежды, дворцовых интерьеров, мелких бытовых предметов, вещей церковного обихода.

4 ученица: Коллекция вышивок Смоленского музея имеет вековую историю. Ее зачин принадлежит Марии Клавдиевне Тенишевой (1858-1928, основательнице в Смоленске музея “Русская старина”. Традиционными были два вида вышивки: вышивка по целой ткани (исполнялась по счету нитей ткани — “крест”, “роспись”, “набор”, “настил”, “косичка”) и вышивка по разреженной ткани (исполнялась по предварительно подготовленной ткани, когда часть нитей основы и утка удалялись, это “строчка” и “перевить”).

20 мин.

Заочная экскурсия «Вышивка- творение мастеров» (показ слайдов)

внимание вышивка, как вид декоративно-прикладного творчества?

Какое влияние вышивка оказывала на формирование душевных качеств человека?

-величием, красотой, изысканностью, богатым декором.

-истинные мастера были люди с чистой душой и помыслами.

– Что такое тамбурный шов?

-Где можно применить ваши знания и умения, полученные на сегодня на уроке?

Ответы детей:

1.Тамбурный шов- это непрерывный ряд петель, выходящих одна из другой.

2. Тамбурный шов поможет при ремонте одежды. Цепными стежками можно пришивать накладные заплатки. Но все-таки основное назначения тамбурных швов – это декоративная вышивка узором или гладью.

Выставка творческих работ прошлых лет. (Приложение 3.)

Домашнее задание

1. Прочитать текст учебника.

Обучающиеся записывают домашнее задание.

Литература

1. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений (вариант для девочек) / Под ред. В. Д. Симоненко 2-е изд., перераб. – М. : Вентана-Граф, 2007.- 2008 с. :

2. Литвинец Э. Н. Учитесь вышивать - М. : Знание/ Сделай сам №4/ 1991.

3. М. Вышивка/ Максимова М. Кузьмина М – М. : Эксмо 2004.

Приложение 1

Карточка с вопросом.

«Передай вопрос другому»

1. Дайте определение понятия «вышивание».

2. Перечисли инструменты и приспособления для вышивания.

4. Чему должна соответствовать длина и толщина иголки?

5. Назови простейшие украшающие швы.

6. Что такое композиция.

7. Как вы думаете, какие качества воспитывает вышивание?

8. Где может применяться вышивка.

Приложение 2

Инструкционная карта: Технология выполнения тамбурного шва.

1. Вдеть в иглу нить сложенную вдвое.

2. Выполнить закрепление нитки в начале работы. Если вышивать ниткой сложенной вдвое, то закрепление нитки на ткани может быть первой петлей тамбурного шва.

! Удобнее всего тамбурный шов выполнять сверху вниз или как говорят «на себя».

3. Уложите рабочую нить слева от контура узора.

4. Прижать нить большим пальцем левой руки, ввести иголку в предыдущий прокол. Иголку вывести на лицевую сторону так, чтобы нитка оказалась под иголкой. Отпустить нитку из под большого пальца и затянуть петлю.

! Не затягивайте петлю сильно, это приведет к стягиванию ткани.

5. Выполнить следующий стежок так, чтобы острие иглы попало в точку, из которой выходит нитка.

6. Выполнить строчку тамбурного шва длиной 12 см. Выполнить закрепление нитки в конце работы.

! Классическое выполнение тамбурного шва требует, чтобы все петельки были одинакового размера!

Критерии оценки:

• Все петли стежка должны быть одинаковые.

• Петли располагать на одной линии.

• Каждая следующая петля должна выходить из предыдущей.

• В конце шва обязательно сделать стежок-закрепку. Карта пооперационного контроля к

Публикации по теме:

Конспект урока по технологии во 2 классе «Пальчиковый театр» Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2» г. Балаково Саратовской области Региональный.

Конспект урока технологии «Предметы искусства и коллекции в интерьере» в 7 классе Конспект урока «Предметы искусства и коллекции в интерьере» 7 класс Раздел: интерьер жилого дома. Цель урока: Изготовление шкатулки в технике.

Конспект урока технологии «Фонарик» во 2 классе ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Предмет: Технология Класс: 2 «а» класс Оборудование: доска, учебники по предмету, рабочие тетради, наглядный.

Автор публикации:
План-конспект урока технологии в 6 классе «Вышивка»
Опубликовано: 7 февраля 2019 в 20:25
+127Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Конспект урока по русскому языку «Правописание приставок»
Конспект урока по русскому языку во 2 «В» классе ( программа для детей с тяжелыми нарушениями речи и детей с трудностями в обучении 3 класса) Тема:...
Фотоотчет о занятии по рисованию «Военная техника»
Задачи: расширять знания детей об армии, продолжать формировать представления о родах войск, о защитниках Отечества; воспитывать любовь к Родине, чувства...
Фотоотчет о шахматном турнире совместно с родителями в подготовительной группе
Фотоотчет с шахматного турнира совместно с родителями в подготовительной группе Весь учебный год наших детей подготовительной группы посещал...
Мастер-класс по изготовлению сувенира  «Кружка в подарок папе ко Дню Защитника...
Приближается День Защитника Отечества, и ребята моей группы, по уже сложившейся традиции, были озабочены тем, что бы такое подарить папе, чем бы его...
Фотоотчет о конкурсе чтецов «О доблести, о Родине, об армии» для детей 5–7 лет
Приобщая детей к истории Родины и духовно-нравственным традициям своего народа в нашем детском саду 19. 02. 2019 года прошел конкурс чтецов: «О доблести, о...