Получи документы

План-конспект занятия по изодеятельности в подготовительной к школе группе «Русская матрешка»

Марина Чернышова
План-конспект занятия по изодеятельности в подготовительной к школе группе «Русская матрешка»

План-конспект занятия по ИЗО-деятельности

в подготовительной к школе группе

Тема: «Русская матрешка»

Образовательная область: художественно-эстетическое развитие.

Направление: изобразительная деятельность (рисование).

Цель: Формирование умения рисовать матрешку с натуры, по возможности точно передавая форму, пропорции и элементы оформления «одежды» (цветы и листья на юбке, фартуке, сорочке, платке).

Программные задачи:

Публикация «План-конспект занятия по изодеятельности в подготовительной к школе группе „Русская матрешка“» размещена в разделах

Обучающие:

- Закреплять представления о декоративно-прикладном искусстве - русской матрешке;

- Закреплять умения рисовать орнамент.

Развивающие:

- Способствовать развитию умения различать матрешки народных мастеров из Сергиева Посада, Семенова, Полхов-Майдана;

- Развивать познавательный интерес, интерес к истории и культуры России, творческие способности, фантазию и наблюдательность.

Воспитательные:

- Воспитывать любовь и уважение к творчеству русских народных мастеров;

- Содействовать развитию эмоциональной отзывчивости на произведения народного декоративно-прикладного искусства.

Интегрируемые образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Предварительная работа:

- сюжетно-ролевые игры: «Мини-музей матрешек», «Магазин матрешек»;

- рассматривание, обследование и сравнение матрешек;

- рассказ воспитателя о истории создания матрешек, особенностях внешнего вида и декора, способах изготовления матрешек с показом презентации «Русская матрешка»;

- чтение художественной литературы про матрешек : В. Д. Берестов «Матрешкины потешки»; Приходько В. «Веселые матрешки», «Матрешка на окошке»;

- пение песни про матрешек и разучивание плясовых движений (Хороводная песня-танец «Матрешка-матрешечка»);

- дидактические игры: «Разложи и собери матрешек вместе», «Подбери узор для фартука матрешки».

Демонстрационный материал:

1. Иллюстрации с изображениями матрешек;

2. Изделия русских мастеров, среди них много матрешек;

3. Элементы костюмов для детей (сарафаны, ленточки в волосы, русская народная кепка).

Раздаточный материал: силуэты матрешек из бумаги, простые карандаши, баночки с водой, кисти белка № 3 и № 12, гуашь, ватные палочки.

Ход занятия:

Организационный этап: Зал условно поделен на 2 части: «Ярмарка» и «Творческая мастерская».

Три ребенка наряжены в коробейников: мальчик в русской народной кепке и девочки в русских сарафанах.

Мотивационный этап:

Педагог: Ребята, хотите побывать на ярмарке русской деревянной игрушки?

Дети: Да, хотим!

Педагог: Тогда, добро пожаловать на ярмарку!

Дети коробейники:

Подходите, подходите!

На товары поглядите!

Привезли издалека

Мы не ситцы, не шелка

И не кольца, и не брошки,

А веселые матрешки.

Педагог: Ребята, а вы знаете, что в каждой стране есть свои сувениры. И в нашей огромной стране России, тоже есть свой сувенир. Как думаете, какой?

Дети: Матрешка.

Педагог: Правильно, матрешка. Рассмотрите матрешек на нашей ярмарке и расскажите какая она.

Рассматривание матрешек и ответы детей.

Дети: Румяная, в нарядном сарафане, на голове яркий платочек.

Педагог: Матрешка – настоящая русская красавица. Ребята, а что держит в руках матрешка?

Дети: В руках у нее то серп и хлебные колосья, то уточка или петушок, то корзинка с грибами, ягодами или цветами.

Игровая деятельность:

Педагог: На русской ярмарке всегда было много игрушек: деревянные резные гусары, барыни, кормилицы, щелкуны, каталки, Богородские медведи, кони и матрешки. Вырезанная из деревянной чурки игрушка имела простую форму. Раскраска тоже была условной. Краски брались самые яркие. Сочетанием красного, синего, желтого и зеленого мастер добивался красочности, нарядности и декоративности. Несложными инструментами создавали разнообразные игрушки.

Ребенок 1:

Пыль клубится по дорожке,

Едут с ярмарки матрешки

На баранах, на быках,

Все с гостинцами в руках.

Педагог: Казалось ничем уже не удивить покупателя! Вдруг мастер разломил одну матрешку пополам, а в ней другая поменьше. Раскрыл ее, а из нее еще одна смотрит! Что за невидаль! Это вызывает восторг не только у детей, но и у взрослых. Ожидание чуда повторяется вновь и вновь.

Ребенок 2:

Ростом разные подружки,

Но похожи друг на дружку.

Все они живут друг в дружке,

А всего одна игрушка!

Педагог: Ребята, из каких городов вы знаете матрешек?

Ответы детей: Матрешки из Сергиева Посада, Полховского Майдана и Семенова.

Педагог: Давайте найдем на ярмарке матрешки из Сергиева Посада. Как вы их узнали?

Дети: Матрешки из Сергиева Посада украшены довольно скромно, цвета не очень яркие, одета матрешка в сарафан с фартуком, на голове платочек.

Простая форма игрушки, изображение лица и наряда. Матрешка выражает обобщенный образ русской красавицы : круглое лицо, яркий румянец, черные брови, небольшой рот.

Педагог: Ребята, к нам в гости на ярмарку еще приехали матрешки из Полховского Майдана и Семенова.

Давайте получше рассмотрим их.

Ребенок 3:

Взял я в руки кисть и краски,

Стал волшебником из сказки.

На матрешке яркий сарафан

Расписал под Полховский Майдан.

Педагог: Чем матрешки из Полховского Майдана отличаются от других?

Дети: Полхово-Майданские матрешки можно сразу узнать по необычной форме головы, характерному цветку и традиционному для этой росписи малиновому цвету. Яркие и сочные краски звучат во всю силу. Рядом с малиновым ложится темно-зеленый, а синий – с желтым. Все элементы объединяет черный контур. Мастера из Полхов-Майдана выработали свой, особый стиль декоративной цветочной росписи. Они стремятся так украсить свою матрешку, чтобы цветы, ягоды и листья сплошным ковром закрыли ее фигуру. Лицо матрешки окружают забавными кудряшками.

Педагог: А теперь рассмотрим Семеновскую матрешку. Какая она?

Дети: У Семеновской матрешке на фартуках яркие букеты, изображение которых сочетается с формой и размером игрушки: чем больше матрешка, тем крупнее цветы в ее букете. Основной цвет сарафана – красный. Черный контур обозначает край фартука и рукава кофты. На голове традиционный платок, украшенный по кайме.

Педагог: Много интересных игрушек на ярмарке. Все матрешки хороши.

Практический этап:

Педагог: Ребята, хотите попробовать себя в роли настоящих мастеров умельцев.

Дети: Хотим!

Педагог: Мы с вами превратимся в мастеров-игрушечников, будем расписывать матрешек с натуры, как это делают настоящие художники.

У нас есть три мастерские, в первой мастерской расписывают Семеновские матрешки, во второй - Полхово-Майданские матрешки, в третьей - матрешки из Сергиева Посада. В каждой мастерской на столе стоит своя матрешка. Вы можете выбрать любую мастерскую.

Дети самостоятельно выбирают мастерскую.

Педагог: Мы постараемся передать особенности внешнего вида - форму тела, черты лица, «одежду» и красивый узор, чтобы матрешки на наших рисунках были похожи на настоящих - деревянных, расписных, нарядных и веселых.

(Дети под музыку рисуют матрешек с натуры. Педагог по мере необходимости помогает детям.)

Педагог: Последовательность выполнения работы:

- Нарисовать лицо вам поможет круг,

- Нарисуй платок,

- Проведи вертикальную линию от макушки до самого низа,

- Осторожно нанеси карандашом на лице 2 горизонтальные линии. Верхнюю часть круга занимают волосы (традиционная прическа – на прямой ряд, в средней части – глаза, а в нижней – губы и щеки. Носик обозначим 2 точками на нижней горизонтальной линии. (Вот наша матрешка и стала с носиком,

- Обрати внимание, как у матрешки нарисованы руки,

- Заполни передний фон сарафана матрешки букетом цветов.

(Дети выполняют эскизы матрешки, используя иллюстрации, карточки с элементами росписей.)

Педагог: Русские умельцы умели не только хорошо трудиться, но и весело отдыхать.

Физкультминутка:

«Нарядные матрешки»

Хлопают в ладошки

Дружные матрешки. (Хлопают в ладоши)

На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)

Топают матрешки. (Топают ногами)

Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево – вправо)

Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево-вправо)

Девчонки озорные,

Матрешки расписные.

В сарафанах ваших пестрых (Руки к плечам, повороты туловища направо – налево)

Вы похожи словно сестры.

Ладушки, ладушки,

Веселые матрешки. (Хлопают в ладоши).

Педагог: А теперь можно продолжить работу.

Теперь нам необходимо раскрасить матрешку. Декоративные цветы, украшающие матрешку, не должны появиться ранее того, как будет подготовлена однотонная раскраска основных частей одежды матрешки.

Рефлексивный этап:

Педагог: Молодцы, ребята, у вас получились очень нарядные и веселые матрешки. Из ваших работ мы сделаем выставку и пригласим родителей.

Ребята, давайте вспомним:

1. Что означает матрешка?

2. Какие черты русской красавицы отражены в матрешке?

3. Как раскрашивали матрешек из Сергиева Посада?

4. В чем особенность Семеновской матрешки?

5. Чем отличаются Полхов-Майданские матрешки от других матрешек?

6. Трудно быть мастерами умельцами?

Молодцы! Вы все хорошо потрудились. Многое вспомнили, многое узнали.

Список используемой литературы:

1. Из истории матрешки // Левина, М. С. 365 кукол со всего света. - М. : Рольф, 2000.

2. Клиентов, А. Е. Две Матрены, три Матрешки и еще Матрешечка! : русская матрешка // Клиентов, А. Е. Народные промыслы. - М. : Белый город, 2003. - С. 10.

3. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий. методические рекомендации. -М. : КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА, 2007.- С. 144.

4. Русская матрешка // Каштан Н. И., Митлянская Т. Б. Народные художественные промыслы: учеб. пособие. - М. : Высшая школа, 1980. - С. 129.

Публикации по теме:

Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности в старшей группе «Русская матрешка» Программное содержание: Цель: приобщение детей к декоративно-прикладному искусству России через знакомство с игрушкой – матрёшкой. Образовательные.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми средней группы «Русская матрешка» «Русская матрёшка» Вид деятельности: познавательная деятельность. Цель: познакомить детей с русской народной игрушкой матрёшкой. Задачи:.

Конспект непосредственной образовательной деятельности «Ох уж это русская матрешка» Цель НОД: Продолжать воспитывать в детях любовь к народным традициям через художественно – эстетическое воспитание. Образовательные задачи:.

Конспект непосредственной образовательной деятельности: «Русская матрешка»Конспект непосредственной образовательной деятельности: «Русская матрешка» Цель: Познакомить детей с народной игрушкой – матрёшкой и ее историей. Развивать творческие способности детей через познание (ознакомление.

Конспект образовательной деятельности в подготовительной к школе группе «Елочка» Интеграция образовательных направлений: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое.

Конспект занятия «Русская матрешка» Конспект занятия «Русская матрешка» для детей первой младшей группы Цель: Формирование представления о народной игре, игрушек, забав.

План-конспект комплексного занятия «Русская матрешка» План – конспект комплексного занятия во второй младшей группе. Тема: «Русская матрешка». Образовательная область: познавательное развитие.

План-конспект комплексного занятия в подготовительной к школе группе «Красавица-матрешка» цель: Формировать знания детей о русской матрешке задачи: образовательные: Пополнить знания детей об истории русской матрешки; закрепить.

План — конспект НОД в подготовительной к школе группе по музыкальному развитию. Тема: «Защитники страны» Задачи: • развивать патриотизм, любознательность, • развивать интерес к музыкальным видам деятельности; • развивать эмоциональную отзывчивость,.

План мероприятий к проекту «Русская матрешка» План мероприятий к проекту «Русская матрешка» (подготовительная группа) 1. «Матрешка – душа России» (История русской матрешки) - Почему.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
План-конспект занятия по изодеятельности в подготовительной к школе группе «Русская матрешка»
Опубликовано: 27 июня 2015 в 20:02
+21Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД