МААМ-картинки

План-конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего возраста по теме: «Звук и буква [М]»

Светлана Гусева
План-конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего возраста по теме: «Звук и буква [М]»

Коррекционно-образовательные цели:

• учить произносить звук [М], выделять его среди других звуков в логах и словах, формировать понятие «согласный звук»;

Коррекционно-развивающие цели:

• учить звуковому анализу и синтезу, чтению слогов с изученными буквами.

• развивать фонематическое восприятие, слуховое и зрительное внимание, память, мышление, общую, мелкую и артикуляционную моторику детей

Коррекционно-воспитательные цели:

• развивать навыки самоорганизации и контроля;

• воспитывать желание приходить на помощь.

Публикация «План-конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего возраста по теме: „Звук и буква [М]“» размещена в разделах

Оборудование: картинка с изображением Мальвины, конверт с буквой М, обозначение звука [М], видеоматериал – «Логопедические распевки» Т. С. Овчинниковой, условные обозначения гласных и согласных звуков, карточки, предметные картинки, в названиях которых есть звук [М], синие карандаши, магнитная доска, бубен.

Ход занятия:

1. Организационный момент. (Игровая минутка на развитие фонематического слуха)

Логопед: ребята, придумайте слова, которые бы начинались со звуков [А], [О], [У].

По мере называния слов дети занимают места.

2. Сообщение темы занятия. (Характеристика звука по акустическим и артикуляторным признакам)

Логопед: Ребята, отгадайте мою загадку:

У отца был мальчик странный,

Необычный - деревянный.

Но любил папаша сына.

Что за странный

Человечек деревянный

На земле и под водой

Ищет ключик золотой?

Всюду нос сует он длинный.

Кто же это?.

Дети: Буратино.

Логопед: правильно. Скажите, а кто постоянно учил Буратино писать, мыть руки?

Дети: Мальвина.

Логопед: (открывает доску – там изображение Мальвины с конвертом в руке)

Логопед: правильно, ребята, и сегодня к нам в гости пришла Мальвина, она вас хочет научить чему-то новому. Чему же? Давайте посмотрим, что у неё в конверте? (открывает конверт) – мы будем изучать новый звук - М.

Логопед: возьмите зеркала, произнесите его и скажите, что нам помогает произнести этот звук.

Дети (произносят звук) : губы.

Логопед: как работают губы?

Дети: закрываются и открываются

Логопед: а что еще помогает нам произнести звук?

Дети: голос

Логопед: что делает голос?

Дети: мычит.

Логопед: а пропеть этот звук можно?

Дети: нет.

Логопед: значит звук какой?

Дети: согласный.

Логопед: правильно – звук [М] – согласный. Дети, а вы знаете, почему звук назвали согласным? Я вам сейчас расскажу.

Сказка о звуках.

Жили-были звуки [А], [У], [И]. Они умели петь, их называли гласными звуками. Послушайте, как они пели: «Логопедические распевки» Т. С. Овчинниковой «Музыкальная голосилка»–.(скриншоты видеослайдов прилагаются)

- Другие звуки тоже так захотели петь.

Вышел звук [М] и не смог спеть песенку: «М-М-М»

-Какой я несчастный! Ничего у меня не получается и никто меня не слышит!

-Не печалься,- сказал звук [А], мы поможем тебе, только ты должен стоять рядом с нами – согласен?

- Согласен, согласен! – обрадовался звук [М].

- Вот и хорошо,- сказал звук [А],- теперь ты будешь согласным.

Логопед: дети, понравилась история? Скажите, почему звук стал согласным?

Дети: потому что согласился стоять рядом с гласными.

Логопед показывает букву в виде синенького человечка с колокольчиком

–Твердый звук обозначается синим цветом. (Показывает схематичное изображение твердых звуков – мальчик с синим кружочком). – А почему у этого звука в руках колокольчик?

Дети: потому что он звонкий.

Логопед: положите ручку на горлышко и произнесите звук [М] (дети произносят)

Логопед: что вы чувствуете?

Дети: горлышко дрожит.

Логопед правильно, поэтому звук [М] звонкий. Итак, мы узнали, что звук [М] какой у нас?

Дети: согласный, твердый, звонкий.

Логопед: правильно, а теперь давайте поиграем.

3. Игра «Хлопни в ладоши» (Развитие фонематического слуха)

Логопед: я буду называть звуки, а вы, когда услышите звук [М], хлопайте в ладоши:

А –У –М –И –У –М –О –У –М

Логопед: я буду называть слоги, а когда вы услышите звук [М], хлопайте в ладоши:

КА – СА – МА – КО – СО – МО.

Логопед: а теперь я буду называть слова, а вы, когда услышите звук [М], хлопайте в ладоши: МАЙКА, ДОМ, МАМА, СОН, МАК, НОС, ИЗБА, СТУЛ, МАРТ.

4. Игра «Найди картинку» (развитие фонематических процессов)

Логопед: найдите на картинке предметы, в названии которых есть звук [М]

(МАСКА, ДОМ, МАК)

Логопед: правильно, а теперь назовите, что нарисовано на картинках (дети называют) : МЫШКА, МУХА, МАЛЬЧИК, МУЖЧИНА, МОСТ, МАШИНА)

Логопед:

На какой звук начинаются эти слова?

Дети – на звук [М]

5. Физминутка «Бегу – мычите, присяду – молчите» (развитие общей моторики)

Логопед: по команде «Беги» вы бегаете и произносите звук [М], а услышите удар в бубен, присаживаетесь и замолкаете.

6. Знакомство с буквой (развитие мелкой моторики)

Логопед: а теперь ребята, присядем за столы (работа с карточками)

Скажите, почему я вам дала синие карандаши?

Дети: потому что звук [М] твердый согласный.

Логопед: посмотрите на карточку – найдите слова, в названии которых есть звук [М]

Дети по карточке называют слова МАК, ДОМ, ЛАМПА

Логопед: В слове ДОМ, где живет звук [М]?

Дети – в конце (закрашивают в схеме последнюю клеточку)

Логопед: в слове – МАК?

Дети: вначале (закрашивают первую клеточку)

Логопед: а в слове ЛАМПА?

Дети: в середине (закрашивают среднюю клеточку)

Логопед: проведем пальчиком по трафарету. Как будем писать букву ЭМ.

Дети выполняют движения. Раскрашивают букву синим карандашом…

7. Игра «Найди правильную букву». Логопед показывает правильно и неправильно написанные буквы – дети находят только правильные в своих карточках.

8. Чтение слогов с изученными буквами.

Логопед: давайте почитаем. Показывает на сочетания звуков АМ, УМ, ИМ. Дети повторяют отраженно, затем самостоятельно.

9. Игра «Назови, что слышишь?».

Логопед: Дети, я буду называть слоги, а вы говорите, сколько какие звуки услышали : АМ

Дети: два: [А] и [М]

Логопед: ИМ

Дети: два: [И] и [М]

Логопед: УМ

Дети: два: [У] и [М]

Логопед: Правильно, молодцы. Ребята, я поняла, послушайте, а ведь не зря Мальвина пришла к нам в гости. Ну-ка, произнесите её имя –

Дети: Мальвина.

Логопед: с какого звука начинается её имя?

Дети: со звука [М]

Логопед: уважили мы нашу гостью и нашли в её имени нужный звук.

10. Подведение итогов:

Логопед: ребята, что мы сегодня делали на занятии?

Дети: познакомились со звуком[М],

Логопед: какой он?

Дети: согласный твердый, звонкий.

Логопед: что еще делали – рисовали, играли.

Логопед: дома с родителями вспомните как можно больше слов, которые начинаются со звука [М].

Публикации по теме:

НОД по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста «Звук [М] и буква М» Тихонова А. С., воспитатель МАДОУ №9 «Незабудка» города Дубны Московской областиТема: Звук и буква «М»Составление слов, прочтение их, звукобуквенный.

Занятие по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе для детей с НЗР по теме «Звук М и буква М. «Маленький Мук» Занятие по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе для детей с НЗР по теме «Звук М и буква М. «Маленький Мук» Цели: Образовательные:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
План-конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего возраста по теме: «Звук и буква [М]»
Опубликовано: 18 мая 2015 в 21:13
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД