Екатерина Цибизова
План-конспект занятия по экологическому развитию детей в старшей группе ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
План-конспект занятия по экологическому воспитанию детей в старшей группе ДОУ.
Воспитатель МАДОУ д/с «Солнышко», г. Светлогорск, Калининградская обл.
Цибизова Е. В.
Цель. Формирование у детей основ экологической культуры и безопасного поведения в природе посредством игровой деятельности.
Задачи:
Образовательные:
Публикация «План-конспект занятия по экологическому развитию детей в старшей группе ДОУ» размещена в разделах
• Расширять знания детей о мире природы, о птицах и животных.
• Формировать представления о том, что человек – часть природы, поэтому он должен беречь, охранять и защищать ее.
Развивающие :
• Развивать устойчивый интерес к природе, внимание, логическое мышление.
• Развивать творческие способности детей, смекалку и сообразительность, их эрудицию.
• Развивать умение взаимодействовать друг с другом: договариваться, слаженно работать.
Воспитательные:
• Воспитывать в детях любовь и бережное отношение к природе, ответственность за сохранение красоты и богатства природы.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие.
Предварительная работа: чтение «Экологических сказок» Т. А. Шорыгина, чтение рассказов о природе, об обитателях леса, отгадывание загадок на экологическую тему, определение птиц.
Материалы и оборудование: Карточки с изображением птиц, аудиозапись с голосами птиц, изображение лесного ручья, аудиозапись звука бегущей воды, интерактивная доска, магнитный стенд.
Методы обучения:
Наглядный
Наблюдение. Смена сезонов. Изменение природы, в следствии смены сезонов. Как изменяется жизнь людей, животных, птиц.
Использование иллюстративно-наглядного материала в работе с детьми:
Знакомя детей с природой, педагоги используют разнообразный иллюстративно-наглядный материал: дидактические картины, репродукции с художественных картин, фотографии, презентации.
Иллюстративно – наглядный материал помогает закреплять и уточнять представления детей, полученные в ходе восприятия природных явлений.
Практический
Моделирование. Цель моделирования – обеспечить успешное усвоение детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними. Оно основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схематическими изображениями, знаками.
Ознакомление детей с природой в играх
Дедактические
Настольно-печатные
Словесные
Словесный метод. Рассказы воспитателя и детей, чтение художественных произведений о природе, беседы. Словесные методы используются для расширения знаний детей о природе, систематизации и обобщения их. Словесные методы помогают формировать у детей эмоционально-положительное отношение к природе.
Ход занятия:
Утренний круг :
Воспитатель: Доброе утро, ребята! Давайте встанем в круг и возьмемся за руки. Поприветствуем друг друга.
-Мы все дружные ребята,
Мы-ребята дошколята.
Никого в беде не бросим,
Не отнимем, а попросим.
Никого не обижаем,
Как заботиться мы знаем. (садимся на стулья)
Воспитатель: Ребята, какое сейчас время года? (ответ детей). Да,верно-весна. А месяц? (дети отвечают-апрель). Ребята, а назовите признаки весны.. (дети перечисляют)
Воспитатель: Говорят, что весна наступает, когда прилетают перелетные птицы. (Повторить, какие птицы относятся к зимующим, какие перелетные.)
Задание 1. Разложить перед детьми карточки с птицами. Дети выбирают карточки с перелетными птицами и размещают их на доске.
Воспитатель: Предлагаю послушать голоса птиц. Дети угадывают, что это за птица. (вкл. аудиозапись с голосами птиц: скворец, жаворонок, кукушка, соловей, грач, аист, лебедь и т. п.)
Физминутка:
Станем мы деревьями – сильными, большими.
Ноги – это корни, их поставим шире. (Ставят ноги на ширине плеч.)
Чтоб держали дерево,
Падать не давали, (Ставят один кулак на другой.)
Из глубин подземных воду доставали. (Наклоняются, ладони чашечкой.)
Наше тело – прочный ствол, (Проводят ладонями вдоль тела сверху вниз.)
Он чуть-чуть качается. (Покачиваются на носках из стороны в сторону.)
И своей верхушкой (Складывают ладони шалашиком.)
В небо упирается (Поднимают над головой соединенные руки.)
Наши руки – ветки – (Раскрывают вверху ладони, разводя пальцы в стороны.)
Крону образуют. (Смыкают пальцы.)
Вместе им не страшно, (Качают головой.)
Если ветры дуют. (Качают поднятыми вверх руками.)
Воспитатель: Дети,а вы знаете правила поведения в лесу? Чтобы это узнать,проведем игру.
Задание 2. Игра: «Если я приду в лесок» (ответ «да»-дети хлопают, ответ «нет»-дети топают).
1) Я пойду в лесок и сорву ромашку? (нет)
2) Если съем я пирожок и выброшу бумажку? (нет)
3) Если хлебушка кусок на пеньке оставлю? (да)
4) Если ветку подвяжу, колышек подставлю? (да)
5) Если разведу костер, а тушить не буду? (нет)
6) Если сильно насорю и убрать забуду. (нет)
7) Если мусор уберу, банку закапаю? (да)
8) Я люблю свою природу, я ей помогаю! (да)
Воспитатель: Весна-это пора, когда природа оживает, кругом кипит жизнь. В лесу происходит много интересного. Нужно только уметь смотреть, наблюдать и слушать. И тогда лес откроет свои тайны. Сейчас мы с вами очутимся у лесного ручья. (На экран вывести фото лесного ручья, включить звук журчащей воды.) Дети присаживаются на ковер, закрывают глаза и расслабляются.
Дети садятся на свои места.
Чтение экологической сказки «Родник». Материал подготовлен с использованием книги Т. А. Шорыгиной.
«С давних пор на дне оврага жил весёлый и щедрый родничок. Чистой студёной водой он поил корни трав, кустов и деревьев. Большая серебристая ива раскинула над родником тенистый шатёр.
Весной по склонам оврага белела черёмуха. Среди её кружевных душистых кистей соловьи, пеночки и зяблики вили свои гнёзда.
Летом разнотравье пёстрым ковром устилало овраг. Над цветами кружились бабочки, шмели, пчёлы.
В погожие деньки Артём с дедушкой ходили на родник за водой. Мальчик помогал дедушке спуститься по узкой тропе к роднику и набрать воды. Пока дедушка отдыхал под старой ивой, Артём играл возле ручейка, который струился по камешкам на дне оврага.
Однажды Артём пошёл за водой один и встретился у родника с ребятами из соседнего дома
–Андреем и Петей. Они гонялись друг за другом и гибкими прутиками сшибали головки цветов. Артём тоже сломал ивовый прут и присоединился к мальчишкам.
Как вы думаете, хорошую ли игру придумали ребята? Почему?
Когда шумная беготня надоела ребятам, они стали бросать в родник ветки и камни. Артёму новая забава не понравилась, ему не хотелось обижать добрый весёлый родничок, но Андрюша и Петя были старше Артёма на целый год, и он давно мечтал подружиться с ними.
Как бы вы поступили на месте Артёма?
Вначале родник легко справлялся с камешками и обломками веток, которыми мальчишки забрасывали его. Но чем больше становилось мусора, тем труднее приходилось бедному роднику: он то замирал совсем, засыпанный крупными камнями, то едва сочился, пытаясь
пробиться в щели между ними. Когда Андрей и Петя ушли домой, Артём присел на траву и вдруг заметил, что к нему со всех сторон слетаются большие стрекозы с прозрачными блестящими крыльями и яркие бабочки.
-
Что это с ними? подумал мальчик.
Бабочки и стрекозы закружили вокруг Артёма хоровод. Насекомых становилось всё больше, они порхали всё быстрее, почти касаясь крыльями лица мальчика. У Артёма закружилась голова, и он крепко зажмурил глаза. А когда через несколько мгновений
открыл их, то понял, что находится в незнакомом месте.
Кругом расстилались пески, нигде не было ни кустика, ни деревца, а с бледно-голубого неба, лился на землю знойный воздух. Артёму стало жарко и очень захотелось пить. Он побрёл по песку в поисках воды и оказался возле глубокого оврага.
Овраг показался мальчику знакомым, но на его дне не журчал весёлый родничок. Черёмуха и ива засохли, склон оврага, словно глубокими морщинками, был изрезан оползнями, ведь корни трав и деревьев больше не скрепляли почву. Не слышно было птичьих голосов, не видно стрекоз, шмелей, бабочек.
-
Куда делся родник? Что случилось с оврагом? подумал Артём.
Как вы думаете, что случилось с оврагом? Почему?
Вдруг сквозь сон мальчик услышал встревоженный голос дедушки:
-
Артёмка! Где ты?
-
Я здесь, дедушка! отозвался мальчик.
–
Мне приснился такой страшный сон!
–
И Артём рассказал обо всём дедушке. Дедушка внимательно выслушал внука и предложил:
-
Что ж, если не хочешь, чтобы произошло то, что приснилось тебе во сне, пойдём очищать родник от мусора. Дедушка и Артём открыли путь родничку, и тот снова весело зажурчал, заиграл на солнце прозрачными струйками и стал щедро поить всех: и людей, и зверей, и птиц, и деревья, и травы.»
Задание 3. Ответить на вопросы:
Какой вред приносят природе такие игры,в которые играли мальчики?Если бы и вправду родник пересох?
Почему Артёму приснился необычный сон?
Как вы думаете, будет ли Артём играть в такие игры после того, что случилось?
Подведение итогов:
Воспитатель: Человек в ответе за всех и все живое на Земле. Поэтому все свои знания и умения человек должен направить на охрану и защиту природы. Если мы плохо будем относиться к природе, какая планета будет?
Дети: Измученная, истерзанная, безжизненная.
Воспитатель: А если хорошо, бережно, с заботой?
Дети: Планета будет цветущая, зеленая, живая.
Воспитатель: Молодцы, ребята!
Задание 4 (творческое) : (На доске вывесить плакат, на котором изображено дерево с голыми ветвями).
Воспитатель: Дети,посмотрите- это дерево без листвы. Давайте его оживим, покрасим наши ладошки зеленой краской и сделаем листочки отпечатками ладоней.
Список рекомендуемой литературы для чтения детям:
1. Н. Романова «Муровей Красная точка»
2. М. Пришвин «Золотой луг», «Разговор деревьев», «Лисичкин хлеб», «Этажи леса», «Ребята и утята», «Журка», «Кладовая солнца»
3. Г. Скребицкий «На лесной полянке»
4. В. Бианки «Мышонок Пик», «Лесные домишки» «Синичкин календарь»
5. Е. Благинина «Одуванчик»
6. Д. Н. Мамин-Сибиряк «Серая шейка»
7. Г. Х. Андерсен «Гадкий утенок»
8. Л. Н. Толстой «Лев и собачка»
9. И. Соколов-Микитов «Год в лесу»
10. А. Н. Толстой «Сорочьи сказки».
11. У. Сведберг «Круглый год».
12Д. Р. Киплинг рассказы из «Книга джунглей»