Получи документы

План-конспект занятия в старшей группе «Золотая хохлома»

Татьяна Губанова
План-конспект занятия в старшей группе «Золотая хохлома»

План-конспект

непосредственно образовательной деятельности

в старшей группе «Золотая хохлома».

Воспитатель: Губанова Татьяна Николаевна.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Задачи:

Познавательное развитие:

Познакомить со сказом о Марье-искуснице.

Публикация «План-конспект занятия в старшей группе „Золотая хохлома“» размещена в разделах

Обобщить и систематизировать знания детей о декоративно-прикладном искусстве – хохломская роспись, закрепить основные элементы и цвета хохломской росписи.

Воспитывать у детей патриотические чувства к Родине: любовь, гордость, уважение к родной стране, бережное отношение к ней.

Развивать любознательность, познавательную активность.

Речевое развитие:

Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихов.

Учить определять загаданный предмет по признакам, описанным в загадке.

Обобщать речь детей выразительными средствами.

Развивать диалогическую речь, умение делать выводы.

Художественно-эстетическое развитие:

Способствовать развитию эстетического вкуса, формированию восприятия прекрасного. Закреплять умение составлять узор на выбранной форме (доска, блюдо, заполняя форму различными элементами (завитки, ягоды, листья, травка, усики, реснички, используя разнообразные приемы работы кистью. Развивать музыкальный слух, чувство ритма, навык хорового пения. Социально-коммуникативное развитие: Развивать умение детей взаимодействовать со сверстниками, доброжелательно и уважительно относиться к творчеству своих товарищей.

Методы и приёмы:

Практические: хоровод «Хохломские ложки», песня «Хохломская роспись», частушки о Хохломе, роспись деревянных изделий: досок и блюд.

Наглядные: рассматривание изделий хохломских мастеров, рассматривание детских работ.

Словесные: рассказ воспитателя, загадки, стихи, пословицы, вопросы к детям.

Материалы и оборудование:

костюмы с элементами хохломской росписи;

посуда с хохломской росписью;

музыкальное сопровождение – русские народные мелодии;

краски гуашевые;

кисти беличьи;

деревянные доски и блюда для росписи.

Формы организации совместной деятельности

Детская деятельность Формы работы

Двигательная Хоровод «Хохломские ложки».

Восприятие (художественной литературы и фольклора). Чтение стихотворений, загадок в стихотворной форме, пение песни, частушек.

Продуктивная Роспись деревянных изделий.

Коммуникативная Беседа с педагогом, отгадывание загадок.

Познавательно-исследовательская Рассматривание изделий хохломских мастеров.

Игровая Игровая ситуация.

Логика образовательной деятельности.

№ Деятельность педагога Деятельность воспитанников Ожидаемый результат

1. В музыкальном зале оформлена выставка хохломских изделий. Дети с воспитателем входят в зал под русскую народную мелодию. Рассказывает о России и её мастерах: Велика наша Родина – Россия, много городов, поселков, деревень. В них живут добрые, красивые и талантливые люди. В народе с уважением о них говорят: «Мастера на все руки», «Мастера – золотые руки». Откуда же берутся искусные мастера? Об этом известен в народе старинный сказ! (Знакомит детей со сказом о Марье-искуснице.)

(см. приложение 1).

Рассматривают выставку, слушают мелодию, настраиваясь на дальнейшую работу. Слушают рассказ педагога о Марье-искуснице. Знакомятся со старинным сказом о Марье-искуснице.

Формируются патриотические чувства.

2. Предлагает подготовленному ребёнку прочитать стихотворение.

Ребёнок читает:

«Велика Россия наша,

И талантлив наш народ.

О Руси родной умельцах

На весь мир молва идет». Слушают стихотворение. Совершенствуют художественно-речевые исполнительские навыки при чтении стихов.

3.

Предлагает детям рассмотреть изделия хохломских мастеров, рассказывает детям о ярмарке и её обычаях:

С давних времен у русского народа был обычай – устраивать веселые ярмарки, на которые съезжались из разных мест мастера и покупатели – себя показать да на других посмотреть! Вот и наши мастера приготовили товар на ярмарку. Самое время нам туда и отправится!

Эй, вы люди добрые!

Слушайте! Слушайте! Слушайте!

Как у нас бывало на святой Руси –

А то не соколы да слетаются,

А то мастера на ярмарку съезжаются!

Предлагает детям рассмотреть изделия хохломских мастеров. Становятся полукругом и слушают рассказ педагога, рассматривают изделия.

Дети рассматривают изделия. Развивают познавательную активность, любознательность.

4. Организует игровую ситуацию, где часть детей (одетые в хохломские костюмы) становятся «мастерами», а часть – «гостями» и «покупателями». Дети, одетые в хохломские костюмы, встают возле выставки с изделиями хохломы, остальные дети – покупатели и гости ярмарки.

Одна группа задаёт вопросы, вторая отвечает.

«Хохломской мастер» говорит:

-Подходите! Подходите!

На товары поглядите!

Привезли издалека

Мы не ситцы, не шелка,

И не кольца, и не брошки

Расписные чудо – ложки!

«Покупатели» спрашивают:

-Да откуда же товар,

Кто бы нам, друзья, сказал?

Примеряют роли, взаимодействуют в игровой ситуации.

5. Предлагает послушать загадку «хохломского мастера». «Хохломские мастера»:

-«Листочки, ягодки, цветочки,

Стебелёчек, завиток.

Здесь хозяева три цвета:

Черный, красный, золотой.

Как зовут товар такой?»

Внимательно слушают и отгадывают загадку (хохломская посуда). Определяют загаданный предмет по его признакам, описанным в загадке.

6. Интересуется: как догадались, что это хохломская посуда?

Размышляют, отвечают:

листочки, ягодки, цветочки, стебелёчек, завиток – это элементы хохломской росписи;

черный, красный, золотой – основные цвета хохломской росписи. Закрепляют основные элементы и цвета хохломской росписи.

7. Читает стихотворение:

«А посуда хороша,

Так и радуется душа!

Покупатели товаром любуются,

А еще интересуются!»

и продолжает развивать игровую ситуацию

Предлагает задавать вопросы «хохломским мастерам».

«Покупатели» задают вопросы: -Почему так называется ваша посуда – хохлома?

- Из чего вы делаете свою посуду?

- Как деревянная посуда становится золотой?

«Хохломские мастера» отвечают:

-Посуда называется хохломской по названию села Хохлома.

-Посуду делают из древесины липы и берёзы.

-(Сначала деревянную заготовку обмазывают глиной, потом покрывают лаком, потом натирают алюминиевым порошком и наносят узоры, затем снова покрывают лаком. После ставят в печь, где посуда и становится золотой). Закрепляют знания о народном промысле: хохломская роспись. Отвечают на вопросы, владеют диалогической речью в ситуативном разговоре.

8. Предлагает послушать выступление оркестра ложкарей. «Хохломской мастер» зазывает:

-«Налетайте! Налетайте!

Покупайте! Покупайте!

Нет изделий краше хохломы нашей! Покупаем чудо – ложки,

Поиграем мы немножко!»

Подготовленные мальчики берут хохломские ложки, играет оркестр ложкарей. Развивают музыкальный слух, чувство ритма.

9. Предлагает пройти в мастерские и, как настоящие хохломские мастера, расписать деревянные изделия: доски и блюда.

Выбирают материал, необходимый для работы (гуашь,краски, деревянные заготовки) и расписывают деревянные доски и блюда. Закрепляют умение составлять узор на выбранной форме (доска, блюдо, заполняя форму различными элементами (завитки, ягоды,

листья, травка, усики, реснички, используя разнообразные приемы работы кистью.

10. Предлагает поместить на выставку свои изделия. Выкладывают работы на выставку, рассматривают изделия своих друзей, делятся впечатлениями. Доброжелательно и уважительно относятся к творчеству своих товарищей.

11. Предлагает прочитать стихи о хохломе и спеть песню «Хохломская роспись».

(см. приложение 3).

Предлагает послушать частушки о хохломской росписи.

(см. приложение 4). Подготовленные дети читают стихи.

(см. приложение 2).

Исполняют песню.

Подгруппа детей исполняет частушки.

Совершенствуются художественно-речевые исполнительские навыки при чтении стихов, развивается музыкальный слух, навык хорового пения.

13. Подводит итог занятия. Высказывают своё мнение о прошедшей деятельности.

Делятся впечатлениями, делают выводы.

Литература:

1. Величко Н. Русская роспись. Техника. Приёмы. Изделия. Энциклопедия. – М. : АСТ – ПРЕСС КНИГА, 2011.

2. Грибовская А. А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке и аппликации. - М. : ООО «Издательство Скрипторий 2003», 20012.

3. Жегалова С. К. Росписи хохломы. - М. : Детская литература, 2011.

4. Скорлупова О. А. Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. – М. : ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2009.

5. Яхнин Л. Весёлое слово Хохлома. – М. : Малыш, 2012.

Приложение 1.

Приложение 2.

Стихи о хохломе.

Ребенок 1.

Роспись хохломская, словно колдовская,

В сказочную песню просится сама.

И нигде на свете нет таких соцветий.

Всех чудес чудесней наша хохлома.

Ребенок 2.

Ягоды и листья в «кудрину» сплелися,

И «кривуля» травкой яркой убралась.

И на фоне черном, и на фоне красном

Золото и зелень россыпью зажглась.

Ребенок 3.

Хохлома, хохлома –

Наше диво дивное.

Мы рисуем хохлому

Красоты невиданной.

Ребенок 4.

Резные ложки и ковши

Ты разгляди – ка, не спеши.

Там травка вьется и цветы

Удивительной красы.

Блестят они, как золотые,

Как будто солнцем залитые.

Ребенок 5.

Все листочки, как листочки,

Здесь же каждый - золотой.

Красоту такую люди

Называют хохломой.

Ребенок 6.

Хохломская роспись –

Алых ягод россыпь,

Отголоски лета в зелени травы,

Рощи, перелески, шелковые всплески

Солнечно – медовой, золотой листвы!

Приложение 3.

Автор П. Синявский.

Песня «Хохломская роспись».

1. Хохломская роспись – алых ягод россыпь,

Отголоски лета в зелени травы.

Рощи, перелески, шелковые всплески

Солнечно-медовой золотой листвы.

2. У красы точёной сарафан парчовый,

По волнам узоров яхонты горят.

Что за чародеи хохлому одели

В этот несказанный праздничный наряд.

2. Россыпь хохломская, словно колдовская,

В сказочную песню просится сама.

И нигде на свете нет таких соцветий,

Всех чудес чудесней наша хохлома.

Приложение 4.

Частушки о Хохломе.

1. Все листочки, как листочки,

Здесь же каждый золотой.

Красоту такую люди

Называют хохломой.

2. Хохлома да хохлома,

Разукрашу все дома.

А потом всю улицу,

Петуха да курицу.

3. Бабка деда до обеда

Заставила рисовать –

Ведь в красивую посуду

Щи приятно наливать.

4. Надою я молока

И налью котёнку,

Разрисую хохломой

Милую бурёнку.

5. Хохлома, хохлома -

Наше диво дивное.

Мы рисуем хохлому

Красоты невиданной.

Публикации по теме:

Календарные планы воспитателей первой младшей группы Календарные планы для воспитателей первой младшей группы. Основная воспитательно – образовательная деятельность воспитателя и воспитанников.

План образовательной деятельности в средней группе по программе «Радуга» Предлагаю Вашему вниманию образовательную деятельность в средней группе «Смешарики» по программе «Радуга» с учетом ФГОС ДО на 2014 – 2015.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
План-конспект занятия в старшей группе «Золотая хохлома»
Опубликовано: 28 декабря 2014 в 21:06
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД