Марина Бабушкина
План методической работы для обучающихся с ОВЗ на 2016–2017 учебный год
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая тема школы-интерната: «Коррекция и развитие личности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья через оптимизацию учебно-воспитательного процесса».
Цель методической работы школы-интерната: оказание действенной помощи педагогическим работникам школы-интерната в улучшении организации обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ, обобщении и внедрении передового педагогического опыта, повышении уровня теоретических, методологических знаний.
Задачи:
Публикация «План методической работы для обучающихся с ОВЗ на 2016–2017 учебный год» размещена в разделах
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Планирование. Годовые планы на учебный год
- Планирование. Планы работ
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2016
Совершенствование методического уровня педагогов в реализации личностно-ориентированного и системно-деятельностного подходов к процессу обучения и воспитания с целью повышения качества образования.
Обеспечение профессиональной готовности педагогических работников к реализации ФГОС образования детей с ОВЗ.
Совершенствование педагогического мастерства учителей и воспитателей по овладению методикой системного самоанализа своей работы.
Обеспечение оптимального уровня квалификации педагогических кадров, необходимого для успешного развития школы-интерната.
Изучение и распространение положительного педагогического опыта.
Обеспечение методического сопровождения работы с молодыми и вновь принятыми специалистами.
На основании анализа методической работы за 2015-2016 учебный год следует:
Продолжить работу по совершенствованию умений педагогов в использовании технологий подготовки урока, воспитательного занятия, его самоанализу, организации самоконтроля своей деятельности.
При подготовке открытого занятия отражать решение методической проблемы, над которой работает педагог (с целью реализации системного подхода к организации методической работы).
Активизировать деятельность педагогических работников по представлению итогов внеклассной работы, открытых занятий на информационных стендах школы-интерната, на сайте ОО.
Обратить внимание на качество содержания издаваемых в школе-интернате методических материалов (практическую значимость, грамотность изложения, содержательность, соответствие требований к оформлению).
№п/п Направления работы,мероприятия Сроки Ответственный
ОРГАНИЗАЦИОННО - МЕТОДИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
АВГУСТ - СЕНТЯБРЬ
1 Корректировка, разработка Положений ОУ в соответствии с современными требованиями (о МС, МО, Службе мониторинга, ИРЦ, творческих, проблемных группах и др.) Август Администрация, рук. структурных подразделений методической службы
2 Разработка Концепции воспитательной системы школы Август Зам. директора по ВР
3 Определение содержания, форм и методов повышения квалификации педагогов школы на текущий год. Август –
1 неделя
сентября Администрация,
МС, рук. МО
4 Программно-методическое обеспечение по учебным предметам, воспитательным направлениям. Август-
1 неделя сентября Зам. директора по УР, ВР,
рук. МО
5 Организация курсовой переподготовки педагогов (уточнение списка педагогов, нуждающихся в курсовой подготовке)
Корректировка плана – графика повышения квалификации педагогических и руководящих работников школы (по ИКТ, ФГОС, олигофренопедагогике, по содержанию и методике предмета) 1-2 неделя сентября Администрация,
рук. МО
6 Разработка адаптированных рабочих программ по учебным предметам, ПИО, воспитательных программ, программ ДО, факультативов. Август, 1-2 неделя сентября Администрация,
рук. МО
7 Составление скоординированных графиков проведения: предметных недель, открытых уроков, внеклассных мероприятий, графиков занятости кабинетов, годовой циклограммы профессиональной деятельности педагогов. Август-
1 неделя сентября МС, рук. МО
8 Организация работы по аттестации учителей, воспитателей:
• уточнение списка аттестуемых;
• проведение инструктивно-методических совещаний;
• оказание методической помощи аттестуемым. Сентябрь,
в течение периода аттестации Зам. директора по УР, ВР,
рук. МО
9 Определение наставников для молодых специалистов 2 неделя сентября Администрация
10 Обновление банка данных о педагогах школы-интерната.
Сентябрь Служба мониторинга,
Рук. МО, ИРЦ
11 Диагностика качества ЗУН у учащихся по учебным предметам, по выявлению уровня воспитанности учащихся на начало учебного года. 3-4 неделя сентября Зам. директора по УР,
ВР, рук. МО
12 Обновление базы данных в Программах «АРМ - директор» и «АВЕРС - электронный журнал» Администрация,
ИРЦ
13 Педагогический мониторинг Сентябрь Служба мониторинга
14 Реализация проекта «Педагогическая сокровищница». 3-4 неделя Проектная группа
15 Инновационно-проектная деятельность педагогов. По плану Рук. МО
16 Подготовка к конференции «Компетентностный подход: теория, практика, опыт» Сентябрь Проблемная группа
17 Педагогический совет «Анализ работы школы за 2015 – 2016 учебный год.
План работы образовательного учреждения на 2016 – 2017 учебный год» 4 неделя августа Администрация
18 Заседания МС:
• Согласование и утверждение планов работ МС, МО, Службы мониторинга, ИРЦ, ПМПС сопровождения на учебный год.
• Рассмотрение и утверждение:
– Концепции воспитательной системы школы.
– Положений: о МС, МО, Службы мониторинга, ИРЦ; о творческой, проблемной группе; о Программе развития школы; о системе оценивания предметных результатов обучающихся; о мониторинге оценки уровня эффективности урока в соответствии с ФГОС,
– Адаптированных рабочих программ по учебным предметам, ПИО, воспитательных программ, программ ДО, факультативов,
– Графиков проведения: предметных недель, открытых уроков, внеклассных мероприятий (согласно Положению об открытом уроке, графиков занятости кабинетов, годовой циклограммы профессиональной деятельности педагогов,
– Плана исследовательской и проектной деятельности с учащимися, воспитанниками с ОВЗ,
– Индивидуальных тем самообразования педагогов,
– Графика аттестации педагогических работников на соответствие занимаемой должности.
• Рассмотрение:
– списка педагогов, нуждающихся в курсовой подготовке,
– списка аттестуемых педагогов.
– заданий диагностических работ по определению качества ЗУН у учащихся по учебным предметам, по выявлению уровня воспитанности учащихся на начало учебного года,
– Плана проекта «Педагогическая сокровищница».
• Определение состава проблемных групп по основным мероприятиям.
• Определение наставников. 4 неделя августа
и
1-2 неделя сентября Администрация,
МС
ОКТЯБРЬ
КОНФЕРЕНЦИЯ «КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД: ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА, ОПЫТ»
Отв. Проблемная группа
1 Открытые уроки, открытые воспитательные мероприятия. По плану Рук. МО
2 Разработка Программы развития школы-интерната на 2018-2023 гг. По плану Администрация,
Проблемная группа
3 Разработка Программы Информатизации КОУ «Леушинская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» на 2018 – 2023 гг. Октябрь ИРЦ, проблемная группа
4 Разработка диагностического инструментария по определению уровня владения трудовыми функциями профессионального стандарта педагога (критерии педагогической самооценки уровня соответствия требованиям профессионального стандарта) Октябрь Служба мониторинга
5 Разработка диагностики учебных достижений учащихся 10-12 классов, учащихся классов ССД по математике, русскому языку (I полугодие). Октябрь Рук. МО нач. кл., учителей предметников
6 Подготовка к педагогическому совету Октябрь Проблемная группа
7 Подготовка к семинару Октябрь Проблемная группа
8 Заседание МС:
• Рассмотрение вопросов введения ФГОС НОО обучающихся с умственной отсталостью.
• Уровень знаний учащихся программного материала учебных предметов, по воспитательным направлениям (результаты среза ЗУН). Разработка рекомендаций по повышению качества образования на основе результатов диагностических работ.
• Ход разработки Программы развития школы.
• Подготовка к семинару. 3 неделя октября МС
9 Воспитательная неделя по блоку «Творческое развитие». Ноябрь МО воспитателей
НОЯБРЬ
СЕМИНАР «СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ»
Отв. Проектная группа
1 Педагогический совет «Образовательные технологии в коррекционной школе – традиции или инновации?» 1 неделя Администрация, проблемная группа
2 Предметная неделя Начальных классов. 3 неделя МО начальных классов
3 Разработка Программы Информатизации КОУ «Леушинская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» на 2018 – 2023 гг. Ноябрь ИРЦ, проблемная группа
4 Разработка Программы формирования ИКТ-компетентности обучающихся с ОВЗ Ноябрь ИРЦ, проблемная группа
5 Современные педагогические технологии в дополнительном образовании детей с ОВЗ: «Технология коллективной творческой деятельности» По плану МО воспитателей
6 Открытые уроки, открытые воспитательные мероприятия. По плану Рук. МО
7 Разработка Программы развития школы-интерната на 2018-2023 гг. По плану Администрация,
Проблемная группа
8 Разработка диагностического инструментария по определению уровня владения трудовыми функциями профессионального стандарта педагога (критерии педагогической самооценки уровня соответствия требованиям профессионального стандарта) Ноябрь Служба мониторинга
9 Разработка диагностики учебных достижений учащихся 10-12 классов, учащихся классов ССД по математике, русскому языку (I полугодие). Ноябрь Рук. МО нач. кл., учителей предметников
10 Разработка положений согласно плану по сопровождению введения ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ Ноябрь Зам. директора по УР, проблемные группы
ДЕКАБРЬ
1 Разработка Программы развития школы-интерната на 2018-2023 гг. По плану Администрация,
Проблемная группа
2 Разработка Программы Информатизации КОУ «Леушинская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» на 2018 – 2023 гг. Декабрь ИРЦ, проблемная группа
3 Разработка Программы формирования ИКТ-компетентности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Декабрь ИРЦ, проблемная группа
4 Предметная неделя трудового обучения 1 неделя МО учителей ТО
5 Проведение полугодовых контрольных работ 2-3 неделя Зам. директора по УР
6 Разработка диагностического инструментария по определению уровня владения трудовыми функциями профессионального стандарта педагога (критерии педагогической самооценки уровня соответствия требованиям профессионального стандарта) Декабрь Служба мониторинга
7 Аттестация педагогов на соответствие занимаемой должности По графику
8 Педагогический совет «Уровень сформированности у учащегося с ОВЗ информационно – коммуникативной компетентности» 4 неделя Администрация, проблемная группа
9 Заседание МС:
• Рассмотрение:
- Вопросов введения ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ.
- Полугодовых контрольных работ.
- Диагностики учебных достижений учащихся 10-12 классов, учащихся классов ССД по математике, русскому языку (I полугодие).
• Ход аттестации учителей, воспитателей, подавших заявления на I и высшую квалификационную категорию.
• Ход разработки Программы развития школы.
• Анализ работы МС, МО, ПМПС сопровождения за I полугодие. 3 неделя МС
ЯНВАРЬ
1 Предметная неделя математики. 3 неделя Проблемная группа
2 Разработка Программы формирования ИКТ-компетентности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Январь ИРЦ, проблемная группа
3 Разработка Программы развития школы-интерната на 2018-2022 гг. По плану Администрация,
Проблемная группа
4 Разработка Программы Информатизации КОУ «Леушинская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» на 2018 – 2023 гг. Январь ИРЦ, проблемная группа
5 Разработка диагностического инструментария по определению уровня владения трудовыми функциями профессионального стандарта педагога (критерии педагогической самооценки уровня соответствия требованиям профессионального стандарта) Январь Служба мониторинга
6 Разработка диагностики учебных достижений учащихся 10-12 классов, учащихся классов ССД по математике, русскому языку (II полугодие). Январь Рук. МО нач. кл., учителей предметников
7 Подготовка к семинару Январь Проблемная группа
ФЕВРАЛЬ
МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР «КОНТРОЛЬ, ОЦЕНКА И УЧЕТ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
УЧАЩИХСЯ С ОВЗ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС НОО» (для педагогов начальных классов)
Отв. Проблемная группа
1 Новые технологии воспитательной работы. 2 неделя
МО воспитателей,
МО кл. рук.
2 Предметная неделя русского языка. 3 неделя Проблемная группа
3 Разработка Программы Информатизации КОУ «Леушинская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» на 2018 – 2023 гг. Февраль ИРЦ, проблемная группа
4 Разработка Программы формирования ИКТ-компетентности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Февраль ИРЦ, проблемная группа
5 Открытые уроки, открытые воспитательные мероприятия. По плану Рук. МО
6 Разработка Программы развития школы-интерната на 2018-2023 гг. По плану Администрация,
Проблемная группа
7 Технологии внутришкольного управления: «Технология внутришкольного мониторинга» По плану Администрация
8 Разработка диагностического инструментария по определению уровня владения трудовыми функциями профессионального стандарта педагога (критерии педагогической самооценки уровня соответствия требованиям профессионального стандарта) Февраль Служба мониторинга
9 Разработка диагностики учебных достижений учащихся 10-12 классов, учащихся классов ССД по математике, русскому языку (II полугодие). Февраль Рук. МО нач. кл., учителей предметников
10 Воспитательная неделя по блоку «трудовое воспитание». Февраль МО воспитателей
МАРТ
1 Предметная неделя истории, географии. 1 неделя Проблемная группа
2 Разработка годовых контрольных работ 2-3неделя Зам. директора по УР
3 Разработка Программы развития школы-интерната на 2018-2023 гг. По плану Администрация,
Проблемная группа
4 Педагогический мониторинг: «ИКТ-компетентность педагога», «ИКТ-активность педагога» Март Служба мониторинга,
ИРЦ
5 Подготовка к педагогическому совету Март Проблемная группа
6 Подготовка к педагогическим чтениям Март Проблемная группа
7 Аттестация педагогов на соответствие занимаемой должности. По графику Администрация, аттестационная комиссия
8 Реализация проекта в рамках Программы развития школы «Фестиваль педагогических идей» Март Проектная группа
9 Педагогическая диагностика по выявлению уровня владения трудовыми функциями профессионального стандарта педагога 3 неделя Служба мониторинга
10 Заседание МС:
• Ход разработки Программы развития школы.
• Анализ курсовой переподготовки педагогов за учебный год.
• Рассмотрение и утверждение:
– Программы Информатизации КОУ «Леушинская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на 2018 – 2023 гг.
– Программы формирования ИКТ-компетентности обучающихся с ОВЗ.
– Диагностики учебных достижений учащихся 10-12 классов, учащихся классов ССД по математике, русскому языку (II полугодие). 4 неделя Администрация,
рук. проблемных групп,
рук. ИРЦ, рук. МО нач. кл. и МО учителей-предметников
11 Педагогический совет «Профессиональный стандарт педагога как системообразующий механизм повышения профессионального уровня педагогических работников» 3 неделя Администрация, проблемная группа
АПРЕЛЬ-МАЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ
Отв. Проблемная группа
1 Диагностика качества ЗУН у учащихся по учебным предметам, по выявлению уровня воспитанности учащихся на конец учебного года. 3-4 неделя
апреля Зам. директора по УР,
ВР, рук. МО,
Служба мониторинга
2 Анкетирование «ИКТ-компетентность учащихся 8 – 12 классов» 2 неделя
апреля Служба мониторинга,
ИРЦ
3 Ведение рейтинговой оценки деятельности педагогов.
Мониторинг развития профессиональной компетентности педагогов. Май Служба мониторинга
4 Реализация проекта в рамках Программы развития школы «Фестиваль педагогических идей» Апрель-май Проектная группа
5 Подведение итогов по введению ФГОС НОО детей с ОВЗ, внесение предложений в план-график реализации ФГОС на 2017-2018 учебный год Апрель-май Администрация,
рук МО нач. кл.
6 Подготовка к методической выставке Май ИРЦ, рук. МО
7 Подготовка к итоговому педагогическому совету Май Администрация,
МС
8 Педагогический совет «О допуске учащихся 9 и 12 классов к сдаче экзаменов» 16 мая Администрация
9 Заседание МС:
• Рассмотрение вопросов введения ФГОС образования обучающихся с ОВЗ.
• Утверждение годовых административных контрольных работ.
• Отчёт о результатах проектной деятельности педагогов.
• Отчеты наставников.
• Анализ инновационно - проектной деятельности педагогов.
• Анализ работы МС, МО, ИРЦ, Службы мониторинга за 2016-2017 учебный год.
• План работы на 2017-2018 учебный год (определение целей, задач, основных направлений деятельности). 3 неделя мая Администрация,
рук МО, ИРЦ, ПМПС сопровождения, Службы мониторинга
10 Педагогический совет «Итоги работы образовательного учреждения за 2016 – 2017 учебный год» 4 неделя мая Администрация, проблемная группа
МЕТОДИЧЕСКАЯ ВЫСТАВКА
Отв. ИРЦ, рук. МО
ИНФОРМАЦИОННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
1 Информирование обучающихся, родителей, общественности, педагогов о реализации ФГОС образования детей через сайт школы, СМИ, родительские собрания, совещания (оформление стенда) В течение года Администрация, ИРЦ,
учителя начальных классов
2 Отслеживание и своевременное информирование педагогов об изменениях нормативно-правовых документов федерального и регионального уровней В течение года Администрация
3 • Изучение нормативных документов:
• требований ФГОС для детей с ОВЗ;
• методических писем по организации образовательного процесса;
• программно-методического обеспечения по предметам.
В течение года Администрация, МО
4 • Создание банков данных по различным направлениям деятельности:
• банк данных педагогического состава (повышение квалификации, аттестации, темы самообразования и др.);
• учебно-методических комплексов, примерных программ по ФГОС;
• контрольно-измерительных и диагностических материалов.
В течение года Служба мониторинга,
ИРЦ
5 • Разработка и публикация:
• методических разработок уроков, воспитательных занятий, дополнительных занятий, методических рекомендаций;
• информационного сборника «Педагогические технологии в специальном образовании: теория и практика». В течение года ИРЦ, МО
МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ПЕДАГОГОВ
1 Организация лекториев:
• Современные педагогические технологии в дополнительном образовании детей с ОВЗ: «Технология коллективной творческой деятельности»
• Новые технологии воспитательной работы.
• Технологии внутришкольного управления: «Технология внутришкольного мониторинга» В течение года Администрация,
МО
2 Организация и проведение практических семинаров, конференций:
• Семинар «Современные педагогические технологии в обучении и воспитании обучающихся с ОВЗ»
• Семинар «Контроль, оценка и учет новых образовательных результатов
учащихся с ОВЗ в соответствии с ФГОС НОО»
• Педагогические чтения.
• Конференция «Компетентностный подход: теория, практика, опыт» В течение года Проблемные группы
3 Организация консультаций:
• по вопросам введения ФГОС;
• по результатам диагностических исследований;
• по индивидуальным запросам учителей, воспитателей. В течение года Администрация
4 Оказание методической помощи педагогам, участвующим в районных, окружных, Всероссийских конкурсах. В течение года Администрация,
рук. МО
5 Оказание методической помощи учителям, воспитателям (по результатам диагностики);
организация консультаций по индивидуальным запросам учителей, воспитателей. В течение года Зам. директора по УР, ВР, рук. МО, рук. ПМПС
6 Участие педагогических работников в работе педсоветов, различных семинаров, совещаниях. В течение года Администрация, МО
7 Подготовка электронных публикаций, публикаций в СМИ, подготовка методических сборников. В течение года ИРЦ
8 Проведение инструктивно-методических совещаний по вопросам введения ФГОС для педагогов. В течение года Администрация
ДИАГНОСТИКО – АНАЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
1 Диагностические исследования:
• Профессиональные затруднения учителей, выявление запроса на оказание научно – методической, практической помощи.
• Социально-психологическая адаптация учащихся 1-х, 5-х классов к новым условиям обучения.
• Готовность учащихся 4 класса к переходу в среднее звено.
• Сформированность общеучебных навыков, предметных компетентностей у учащихся.
• Диагностирование профессиональных умений и качеств аттестуемых учителей.
• Изучение мнения родителей (законных представителей) по вопросам введения новых стандартов (анкетирование на родительских собраниях).
• «ИКТ-компетентность педагога», «ИКТ-активность педагога».
• Педагогическая диагностика по выявлению уровня владения трудовыми функциями профессионального стандарта педагога.
По плану
Служба мониторинга
2 Диагностика и анализ учебно – воспитательного процесса:
• Общие вопросы (организационно – правовое обеспечение деятельности; локальные акты, структуры подразделений ОУ, материальная база и др.)
• Анализ контингента учащихся: комплектование по классам, состав учащихся по соц. статусу их семей, данные сохранности контингента.
• Содержание образовательной деятельности: программы, концепции, учебный план.
• Образование педагогических кадров, кадровый потенциал ОУ, исполнение учебных программ.
• Обеспечение образовательного процесса: ВШК, итоговая аттестация, методическая работа, использование технологий.
• Воспитательная работа.
• Анализ учебно-методического обеспечения образовательного процесса с позиции требований введения ФГОС для обучающихся с ОВЗ.
По плану
Служба мониторинга
3 Анкетирование учащихся:
• По предпрофильной подготовке, профильной ориентации;
• По определению профессиональной предрасположенности;
• «ИКТ-компетентность учащихся старших классов»
По плану
Служба мониторинга
4 Мониторинговые исследования:
• Качества знаний, умений и навыков школьников.
• Индивидуальной методической работы учителей, воспитателей.
• Мониторинг развития профессиональной компетентности педагогов.
По плану
Служба мониторинга
Составитель: М. В. Бабушкина