Любовь Мартынова
Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством художественной литературы
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад № 167»
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
ТЕМА: «Духовно-нравственное воспитание
дошкольников посредством чтения художественной литературы»
Выполнила: воспитатель
первой квалификационной категории
Мартынова Л. В
г. Оренбург, 2021
«Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством чтения художественной литературы»
Публикация «Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством художественной литературы» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Темочки
Испокон века книга растит человека.
(Русский народный фольклор.)
Актуальность выбранной мной темы:
Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека.
Период дошкольного детства наиболее благоприятен для осуществления духовно-нравственного воспитания ребёнка. Конечно, первые уроки нравственности ребёнок получает в семье. Именно в семье у ребёнка начинает формироваться отношение к окружающему миру, другим людям, любовь к родным. Задача взрослых - указать направление развития и помочь развить высокие нравственные качества у ребёнка.
Ребёнок 4 лет становится способен сочувствовать, сопереживать. Развитие наглядно-образного мышления служит основой для формирования представлений о последствиях того или иного поступка. Кроме этого, наглядно-образное мышление позволяет детям удерживать в сознании представления о правилах поведения.
Художественное слово – хороший помощник в формировании правильных установок в поведении ребёнка. С помощью сказок ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем, у маленького человека начинает складываться представление о добре и зле. Не только сказки, но и рассказы, стихи могут помочь в воспитании духовно-нравственной личности.
Воспитателям, так же, как и родителям, важно осознавать, насколько велико значение чтения ребёнку художественной литературы, обсуждение с детьми прочитанных произведений. Ведь зачастую правильно подобранные произведения помогают формированию у детей представлений о том, как нужно заботиться о своих близких, как дружить, как быть вежливым и т. д.
Цель работы по теме самообразования: способствовать формированию духовно-нравственных качеств у детей среднего дошкольного возраста посредством чтения художественных произведений.
Задачи:
- проанализировать методическую литературу, другие источники и повысить свой уровень знаний по данной теме;
- подобрать художественную литературу, способствующую духовно-нравственному воспитанию детей;
- развивать у детей умение думать, сравнивать, анализировать поступки литературных героев, учить давать оценку своему поведению;
- вызвать интерес у родителей к совместной работе в данном направлении.
Предполагаемый результат:
1. Формирование у детей ценностного отношения к книге.
2. Развитие у детей интереса к чтению художественной литературы.
3. Позитивное отношение детей к окружающему миру, другим людям и
самому себе; потребность и готовность проявлять сострадание и
сорадование.
4. Семьи воспитанников начинают уделять больше внимания чтению
художественной литературы дома.
Срок реализации: 1 год (2021-2022 учебный год)
Содержание работы по самообразованию.
Сроки Тема Содержание Практический выход
сентябрь Формирование потребности в самообразовании, самооценка подготовленности, осознание необходимости в знаниях, постановка целей и задач. Цель работы по самообразованию: повышение своего теоретического уровня профессионального мастерства и компетентности.
сентябрь Планирование работы по самообразованию, изучение проблемы, постановка цели, задач, предполагаемого результата. Планирование работы по следующим разделам:
-изучение методической литературы;
-работа с детьми;
-работа с семьёй;
-самореализация. Составление плана самообразования по теме с внедрением в практику ДОУ.
В течение года Теоретическое изучение проблемы. 1. Алябьева Е. А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками, Творческий центр Сфера, Москва, 2003. 2. Богуславская Н. Е., Купина Н. А. Весёлый этикет, Екатеринбург, 1996. 3. Галигузова Л. Н., Смирнова Е. О. Ступени общения: от года до семи лет, Москва, 1992.
4. Петрова В. И., Стульник Т. Д. Нравственное воспитание в детском саду, Мозаика-Синтез, Москва 2008. 5. Торшилова Е. М. Шалун или мир дому твоему. Программа и методика эстетического развития дошкольника. Москва, 1998. 6. Князева О. Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. 7. Куцакова Л. В. «Нравственно - трудовое воспитание в детском саду». 8. Зацепина М. Б. «Народные праздники в детском саду». 9. Интернет-ресурсы. Изучение литературы по теме.
В течение года Практическая деятельность. 1. Изучение опыта педагогов в ДОУ.
2. Использование методики на ООД, в свободной деятельности, в игре, в индивидуальной работе с детьми.
3. Изучение методик и технологий в интернете.
4. Консультация для родителей «Роль книги в нравственном воспитании детей», «Роль и влияние общения в семье на развитие ребенка».
5. Выставка книг для родителей.
6. Консультация для педагогов «Социально-нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы».
7. Составление картотеки игр по духовно-нравственному воспитанию.
8. Создание картотеки игр-драматизаций с использованием художественных текстов.
9. Отчёт по теме самообразования. Консультации для родителей, консультация для воспитате-лей; составле-ние картотек игр, драматиза-ций- игр; офор-мление выстав-ки для родите-лей.
май Подведение итогов самообразования. В результате работы по теме самообразования ожидаются следующие результаты:
- у детей формируется ценностное отношение к книге;
- у детей развивается интерес к чтению художественной литературы;
- у детей формируется позитивное отношение детей к окружающему миру, другим людям и
самому себе; потребность и готовность проявлять сострадание и сорадование;
- формирование у родителей осознания важности и необходимости в чтении художественной литературы детям дома. отчёт
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН
ПО САМООБРАЗОВАНИЮ НА 2021-2022 УЧЕБНЫЙ ГОД
Месяц Направления работы Способы достижения Анализ достижений
Сентябрь Работа
Самостоятельно изучение методической литературы по самообразованию. Изучение
Планирование работы по самообразованию, изучение проблемы, постановка цели, задач, предполагаемого результата. Составление плана самообразования по теме с внедрением в практику ДОУ.
Работа с родителями Анкетирование родителей «Роль книги в вашем доме»
Работа с детьми: Литературная гостиная (в совместной деятельности по вечерам). Чтение детям книг, беседы о прочитанном по теме: «Дары осени», «Наш огород», «Золотая осень», «Осень в лесу».
Октябрь Изучение темы: «Духовно-нравственное развитие детей посредством книги» Изучение литературы по проблеме.
Работа с детьми: Литературная гостиная (в совместной деятельности по вечерам). Чтение произведений по темам «Родная земля – кормилица – хлеб», «В гостях у бабушки Ульяны», «Домашние животные».
Работа с родителями Консультация для родителей «Роль книги в нравственном воспитании детей».
Ноябрь Посещение занятий воспитателей по разитию речи (Ознакомление с художественной литературой). Обмен опытом по проблеме.
Работа с детьми: Литературная гостиная (в совместной деятельности по вечерам). Чтение произведений по темам «Труд взрослых в детском саду», «Поздняя осень», «Я и моя семья», «Уроки Здоровейки».
Работа с родителями Индивидуальная работа с родителями: Практические советы «Как подружить ребёнка с книгой».
Декабрь Изучение темы: «Устное народное творчество как средство духовно-нравственного развития личности ребенка». Знакомство с литературой.
Работа с детьми: Литературная гостиная (в совместной деятельности по вечерам). Чтение произведений по темам: «Начало зимы», «Новый год», «Бытовая техника».
Работа с родителями
Оформление выставки для родителей: Выставка книг.
Январь Изучение темы: «Использование фольклора в работе с детьми». Составле-ние картотеки игр по нравственному воспитанию. Подбор материала по теме.
Работа с детьми: Литературная гостиная (в совместной деятельности по вечерам). Чтение произведений по темам: «Дикие животные зимой», «Зимующие птицы», «Предметы быта: посуда».
Дидактическая игра «Рассажи, дружок, потешку», «Угадай, из какой потешки прочитан отрывок?», настольно-печатные игры по мотивам потешек (разрезные картинки, лото).
Работа с родителями - сбор информации, подготовка памяток. Памятка «С какими книгами лучше дружить дошколятам».
Февраль Изучение темы: «Роль сказки в воспитании детей».
Изучение литературы.
Работа с детьми: Литературная гостиная (в совместной деятельности по вечерам). Чтение произведений по темам: «Транспорт», «Наша Армия», «Наши папы».
Чтение детям русских народных сказок. Прослушивание аудиозаписей сказок.
Подготовка к открытому занятию: составление конспекта, подбор наглядного материала. Открытое занятие для педагогов «Дорога добра».
Март Составление картотеки игр-драматизаций для детей (по знакомым сказкам) Изучение и подбор литературы.
Работа с детьми: Литературная гостиная (в совместной деятельности по вечерам). Чтение произведений по темам: «Праздник мам», «Наши добрые дела», «Вежливость», «Ранняя весна и её признаки». Дидактические игры «Угадай сказку», «Из какой сказки герой». Настольно – печатные игры по русским народным сказкам (разрезные картинки, лото)
Работа с родителями Приобрести в группу раскраски по русским народ-ным сказкам.
Консультация для педагогов (выступление на педсовете). Консультация «Социально-нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы».
Апрель Подготовка к открытому занятию: составление конспекта, подбор наглядного материала. Открытое занятие для родителей на тему «В гостях у сказки».
Работа с детьми: Литературная гостиная (в совместной деятельности по вечерам). Изучение правил поведения по книге А. Усачёва «Уроки вежливости». Чтение произведений по темам: «Уроки Здоровей-ки», «Космос».
Работа с родителями Конкурс совместных творческих работ родителей и детей на тему «Моя любимая сказка».
Май Самоанализ плана самообразования. Обобщение опыта
Работа с детьми: Литературная гостиная (в совместной деятельности по вечерам). Чтение произведений по темам: «Мой город», «Домашние животные».
Учить детей обыгрывать знакомые сказки (игры-драматизации).
Подготовка отчёта о проделанной работе за учебный год. Презентация для родителей (на родительском собрании) «Мы читали, мы читали, очень многое узнали!»
План работы с детьми.
Литература для чтения художественных произведений.
Месяц Тема Произведения для чтения Задачи
Сентябрь «Дары осени» Ю. Тувим «Овощи»; Т. Егорова «Редиска. Тыква. Морковка». - ознакомление детей с видами овощей;
-развитие памяти;
-привитие навыков трудового воспитания.
«Наш город» С. Михалков «Овощи»;
Ш. Галиев «Три копейки на покупку»;
Сказка «Лисичка со скалочкой». -развитие воображения детей;
-воспитание ответственности и порядочности.
«Золотая осень» С. Михалков «Веселый турист»; «Осень в лесу». -ознакомление детей с описанием красоты природы через прозу;
-развитие воображения детей;
-воспитание желания оберегать окружающую природу.
Октябрь «Родная земля – кормилица – хлеб» Сказка «Колосок»;
А. Мусатов «Откуда хлеб пришел»; Я. Таяц «Все здесь», «Моя мама пахнет хлебом». -ознакомление детей с процессом изготовления хлебобулочной продукции;
-способствование развития положительных эмоций путем сопоставления произведений с реальностью; -воспитание желания трудиться.
«В гостях у бабушки Ульяны» Сказка «Жихарка»;
Ш. Перро «Красная Шапочка». -ознакомление с русскими народ-ными и авторскими сказками;
-развитие эмоционального отношения детей к сказочным
персонажам;
-воспитание культуры поведения с незнакомцами
«Домашние животные» Сказка «Три поросенка»,
Т. Шорыгина «Домашние животные. Какие они?»,
М. Пришвин «Журка»,
К. Ушинский «Бишка», «Васька», «Коровка». -ознакомление детей с рассказами о животных;
- развитие памяти;
-воспитание желания заботиться о братьях наших меньших.
Ноябрь «Труд взрослых в детском саду» А. Карандашова «Большая стирка», Е. Благинина «Не мешайте мне трудиться»;
А. Фомин «Подружки». -ознакомление детей с трудом взрослых;
- развитие умения делать выводы;
-содействование трудовому вос-питанию.
Поздняя осень (живая и неживая природа) С. Воронин «Трусишка». -углубление представлений о жизни животных;
-развитие эмоционального отношения детей к сказочным персонажам;
-воспитание в детях единства слова и дела.
«Я и моя семья» В. Осеева «Волшебное слово». -подвести воспитанников к пониманию правил культурного поведения;
-развитие умений делать выводы;
-воспитание чувства гордости за свои поступки.
Уроки Здоровейки К. Чуковский «Айболит»,
Е. Зайцев «Уроки Айболита». -продолжение ознакомления детей с произведениями К. Чуковский;
-развитие памяти;
-воспитание желания помогать другим.
Декбрь «Начало зимы (неживая природа, растительный мир)» Л. Воронкова «Хитрый снеговик», И. Суриков «Зима», А. Барто «Елка»,
Н. Некрасов «Мороз – воевода», З. Александрова «Птичья елка», А. Фет «Мама, глянь-ка из окошка», Я. Аким «Первый снег», И. С. Никитин «Встреча зимы». -продолжение формирования у детей понятий смены времен года;
-способствование развитию произвольного внимания;
-воспитание желания вести себя в соответствии с нормами морали и нравственности.
«Бытовая техника» К. Чуковский «Федорино горе», «Телефон». -ознакомление детей с произведениями К. Чуковского;
-развитие эмоционального отношения детей к персонажам;
-воспитание желания делать работу самостоятельно и своевременно.
«В мире сказок» «Лисичка – сестричка и серый волк», «Лиса и козел», «Про Иванушку дурачка».
С. Козлов «Зимняя сказка»,
А,И. Одоевский «Мороз Иванович». -углубление представлений детей об авторских и русских народных сказках;
-способствование развитию поло-жительных эмоций путем сопере-живания сказочным персонажам;
-разъяснение сущности моральных норм.
«Новый год» С. Дрожжина «Улицей гуляет Дедушка Мороз». -расширение представлений детей о праздновании Нового года;
-развитие эмоционального отношения детей к наступающим праздникам;
-обеспечение нравственного воспитания.
Январь «Дикие животные зимой» С. Маршак «Детки в клетке», «Где обедал воробей», Е. И. Чарушин «Что за зверь». -обучение детей слушанию стихо-творного текста;
-способствование развитию прои-звольного внимания;
-воспитание желания бережно относиться к живым существам.
«Предметы быта: посуда» С. Могилевская «Поваре-нок Люли», Е. Благинина «То-то горе наше», «Почему они серые», «Обедать»;
С. Капутикян «Маша обедает». -выявление специфики работы с посудой;
-закрепление у воспитанников культуры поведения за столом.
«Зимующие птицы» М. Пришвин «Лесные хоромы», В. Бианки «Бесплатные столовые», Горький «Воробьишко»,
З. Александрова «Птичья елка», «Мы кормушку смастерили». -подвести воспитанников к пони-манию необходимости подкормки птиц зимой;
-развитие эмоционального отношения к проблемам нехватки корма в зимнее время года;
-воспитание чувства сопереживания пернатым, желания помочь им в трудную минуту.
Февраль «Транспорт» Б. Житков «Что я видел»,
З. Александрова «Светофорчик»,
«Маша и медведь». -обучение детей внимательности и аккуратности через произведения;
-развитие самостоятельности мышления;
-воспитание культуры поведения.
«Наша армия» В. Маяковский «Вот какой рассеянный»,
З. Александрова «Дозор»,
А. Барто «На заставе». -ознакомление детей с произведениями на военную тематику;
-развитие воображения детей с помощью иллюстраций по теме недели;
-воспитание чувства гордости за свою страну.
«Наши папы» А. Барто «Есть такие мальчишки»,
С. Сахарнов «Самый лучший пароход». -ознакомление с проявлениями мужества у людей разного возраста;
-развитие умения слушать не перебивая;
-воспитание патриотизма и ответ-ственности за себя и других.
Март «Праздник мам» Л. Квитко «Бабушкины руки», С. Михалков «А что у вас?», Е. Благинина «Вот какая мама», М. Карим «Эту песню мама пела»,
А. Аким «Кто кому кто?»
Г. Бойко «Март»,
С. Я. Маршак «Сказка о глупом мышонке». -расширение представления детей о празднике 8 марта;
-развитие желания помогать своим мамам;
-воспитание чувства гордости за свою маму.
«Наши добрые дела» В. Осеева «Хорошее»,
А. Барто «Медвежонок – невежа», сказка
«Два жадных медвежонка». -продолжение формирования у детей нравственных представлений о хорошем и плохом;
-развитие умений детей выражать свои эмоции;
-воспитание чувства коллективизма.
«Вежливость» В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо»,
А. Барто «Младший брат»,
К. Ушинский «Вместе тесно, а врозь скучно». -обучение детей понятиям вежливости и гуманизма;
-развивать у воспитанников желание помогать другим в сложных ситуациях;
-воспитывать желание поступать в соответствии с нормами морали.
«Ранняя весна и ее признаки» И. Соколова – Микитина «Весна – красна». -ознакомление детей с описанием природных явлений в произведениях российских авторов;
-развитие фантазии воспитанников;
-воспитание желания оберегать природу.
Апрель «Уроки Здоровейки» Р. Ротенберг «Расти здоровым»,
В. И. Мирясова «Таня и мячик». - продолжать знакомить детей с необходимостью ведения здоро-вого образа жизни;
-развитие желания заниматься спортом;
-воспитание чувства ответственности за свое здоровье.
«Космос» И. Левитан «Малышам о звездах и планетах»,
Е. Баруздин «Как мы на ракете летали»,
Д. Биссет «Про поросенка, который учился летать»,
«Жил был звездочет». -продолжение ознакомления детей с космосом;
-развитие желания узнать побольше о других планетах;
-воспитание чувства гордости за Ю. Гагарина.
Май «Мой город» В. Маяковский «Кем быть»,
С. Михалков «Дело было вечером». -ознакомление детей с новыми профессиями;
-развивать желание трудиться;
-воспитание чувства патриотизма.
«Домашние животные» Т. Шорыгина «Моя корова», Е. Чарушин «Собака», Е. Благинина «Щенок», Л. Толстой «Котенок», В. А. Сухомлинский «Старый пес», С. Маршак «Усатый – полосатый». - ознакомление детей с жизнью животных;
-развитие желания помогать и защищать домашних животных;
-воспитание бережного отношения ко всему живому.