Екатерина Стебунова
План по самообразованию «Бизиборд и дидактические игры в обучении детей элементарным математическим представлениям»
▼ Скачать + Заказать документы
Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни ребенка, особенно в дошкольном возрасте. Для него игра - это самое серьезное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.
В. А. Сухомлинский
Публикация «План по самообразованию „Бизиборд и дидактические игры в обучении детей элементарным математическим представлениям“» размещена в разделах
- Бизиборд
- Дидактические игры
- Математика, ФЭМП. Планирование
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Математическое развитие. Самообразование
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Познавательное развитие одно из важнейших направлений дошкольного образования. Наша задача создать условия, найти наиболее удачные способы подачи информации для развития любознательности, познавательной активности, познавательных способностей детей. Познавательная активность имеет большое значения для интеллектуального развития дошкольника, для уточнения его знаний об окружающем мире. С помощью основного вида деятельности – игры, ребенок познает и развивается. Ознакомившись и проработав литературу по теме: «Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста» можно сказать, что этому вопросу уделяли внимание многие известные психологи: А. В. Запорожец, Г. Костюк, М. И. Лисина, Н. Н. Поддъяков, но этот вопрос остаётся актуальным. Под познавательной активностью педагоги понимают самостоятельную, инициативную деятельность ребёнка, направленную на познание окружающей действительности (как проявление любознательности) и определяющую необходимость решать задания, которые ставят перед ним в конкретных жизненных ситуациях Любознательность ребёнка постоянно направлена на познание окружающего мира и построение своей картины этого мира. Ребёнок, играя, экспериментирует, пытается установить причинно-следственные связи и зависимость. Он сам, например, может догадаться, какие предметы тонут, а какие будут плавать. У него возникает множество вопросов по поводу явлений окружающей жизни. Чем активнее в умственном отношении ребёнок, тем больше он задаёт вопросов и тем разнообразнее эти вопросы. Ребёнок стремится к знаниям, а само усвоение знаний происходит через многочисленное «зачем?», «как?», «почему?». Он вынужден оперировать знаниями, представлять ситуации и пытаться найти возможный путь для ответа на вопрос.
Бизиборды (busy board) – развивающая доска (стенд, модуль) со всевозможными кнопками, выключателями, крючками и прочими маленькими «опасностями», которые ребёнку трогать обычно запрещено. Бизиборд – это не просто модное веяние. Это модуль с полезными играми на усидчивость, внимательность, умение концентрироваться, развитие мышления и мозговой активности. Недаром Бизиборды ещё называют «Волшебная доска», «Чудодоска», «Доска – стенд для мелкой моторики». А кроме этого звучит такое название как «Развивающая доска Монтессори», ведь именно итальянский педагог Мария Мотессори, известная своими нетривиальными методиками развития, имеющими успех во всем мире, первой подала идею обучать детей через знакомство с предметами. Она в рамках своей методики предложила развивать мелкую моторику детей через познание сути вещей. Для этого нужно было перенести подручные приспособления на стенд для изучения. Таким образом, дети смогли изучать функциональность каждой мелкой детали, находясь в безопасности
Бизиборд способствует всестороннему развитию ребёнка и помогает уберечь его от травмопасных ситуаций на этапе освоения окружающего мира, развивает сенсорику, речь, логику, укрепляет мелкую моторику, нормализует эмоции и т. д. Оригинальность данного пособия заключается в том, что оно является мобильным, трансформируемым и полифункциональным оборудованием.
Бизиборд имеет логическое последовательное построение, ведущее ребенка по пути поэтапного освоение материала. Может использоваться в качестве дополнительного материала в организованной образовательной и самостоятельной деятельности детей. Цель: Развивать познавательную активность и математические представления у детей дошкольного возраста. Задачи: - способствовать развитию сенсорных, математических, логических способностей детей с помощью игр по ознакомлению с цветом, формой, величиной предметов; - развивать связную речь, умение правильно высказывать свои мысли; - развивать правильное звукопроизношение; - расширять и активизировать словарный запас;
-формировать представление о бережном отношении к окружающим предметам, игрушкам как результатам труда взрослых; - вызывать положительный эмоциональный подъем, хорошее настроение; - укреплять мелкую моторику рук. С появлением развивающей доски Бизиборд, дети с удовольствием играют парами, где один ребенок дает задание другому и контролирует его выполнение, затем меняются. Во время игры с многофункциональным пособием дошколятам легче усвоить новые знания, закрепить полученные в интересной и непринужденной форме. У детей активизируются различные анализаторы (кожнокинестетический, речевой, слуховой, зрительный, повышается уровень эмоционального фона, появляется мотивация в достижении цели, развиваются внимание, восприятие, воображение, память, речь, мышление. Использование Бизиборда позволяет эффективно решать образовательные, коррекционно-развивающие, воспитательные задачи, разнообразить виды деятельности на занятиях, стимулировать работоспособность, поддерживать интерес и внимание детей в течение всей организованной деятельности.
Дидактическая игра, используемая на занятии математикой, делает процесс усвоения учебного материала увлекательным и интересным. Дидактические игры и упражнения, проведённые вне занятий, способствуют закреплению изученного материала, углублению полученных знаний, расширению математических представлений.
Считаем важным на протяжении всего обучения в детском саду использовать в работе с детьми дидактические игры и упражнения, уделять должное внимание математическому развитию будущих школьников.
Цель работы по самообразованию : совершенствование профессиональной деятельности и повышение профессиональной компетентности по данной теме.
Задачи:
-изучить и систематизировать теоретический и практический материал по теме;
-составить картотеку дидактических игр для детей средней группы;
-развивать интерес родителей к совместной работе по вопросу математической подготовки детей.
План работы на год
Раздел Сроки Содержание работы Практические выходы
Изучение методической литературы Сентябрь - май 1. Арапова-Пискунова Н. А. «Формирование элементарных математических представлений в детском саду», Мозаика-Синтез, Москва, 2008.
2. Беженова М. А. «Веселая математика» Донецк «Сталкер», 2000
3. Метлина Л. С. «Занятия по математике в детском саду», Москва «Просвещение», 1985.
4. Смоленцева А. А. «Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием», Москва, «Просвещение», 1987. Анализ изученной литературы (в плане по самообразованию).
Работа с детьми Сентябрь Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием. Совместная и самостоятельная игровая деятельность.
Октябрь Дидактические игры и упражнения на закрепление понятия «количество». Совместная и самостоятельная игровая деятельность.
Ноябрь Дидактические игры и упражнения на закрепление понятия «величина». Совместная и самостоятельная игровая деятельность.
Декабрь Дидактические игры и упражнения на закрепление понятия «форма». Совместная и самостоятельная игровая деятельность.
Январь Дидактические игры и упражнения на закрепление умения ориентироваться в пространстве. Совместная и самостоятельная игровая деятельность.
Февраль Дидактические игры и упражнения на закрепление умения ориентироваться во времени. Совместная и самостоятельная игровая деятельность.
Март Дидактические игры и упражнения на закрепление изученного материала. Совместная и самостоятельная игровая деятельность.
Апрель Дидактические игры и упражнения на закрепление изученного материала. Совместная и самостоятельная игровая деятельность.
Май Дидактические игры и упражнения на закрепление изученного материала. Совместная и самостоятельная игровая деятельность.
Самореализация Сентябрь-май Сбор информации для составления картотеки дидактических игр. Составление картотеки дидактических игр.
Ноябрь Консультация для воспитателей «Роль дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста».
Открытый показ оод «Путешествие в королевство Математики»
Выступление на педсовете.
Февраль Мастер-класс «Дидактические игры для формирования элементарных математических представлений у дошкольников» Выступление на семинаре-практикуме.
Май Отчёт о результатах работы по теме самообразования. Выступление на итоговом педсовете.