План по самообразованию «Формирование духовно-нравственного воспитания у дошкольников посредством русских народных сказок»

Елена Колесова
План по самообразованию «Формирование духовно-нравственного воспитания у дошкольников посредством русских народных сказок»

«Сказка - это зернышко, из которого

прорастает эмоциональная оценка

ребенком жизненных явлений». (В. А. Сухомлинский)

Пояснительная записка.

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает его на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и всем окружающим миром. Сказка является одним из самых доступных средств для духовно – нравственного развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает и выражает свое собственное отношение к добру и злу.

Актуальность

В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг к другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко ненравственных мультфильмов у детей искажены представления о духовных и нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому уже с самого младшего возраста необходимо показать нравственную и духовную суть каждого поступка. Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, целесообразно формировать как своим примером, а также с помощью народных сказок, в том числе о животных. Почему же сказка так эффективна при работе с детьми, особенно в дошкольном возрасте?

1. В дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребенка, что позволяет ему свободно мечтать и фантазировать.

2. Воспринимая сказку, ребенок с одной стороны сравнивает себя со сказочным героем, и это позволяет ему почувствовать и понять, что не у него одного есть такие проблемы и переживания. С другой стороны, посредством сказочных образов ребенку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути разрешения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя. При этом ребенок отождествляет себя с положительным героем.

Проблема

Проблемы духовно- нравственного воспитания дошкольников всегда находились а центре внимания выдающихся педагогов, таких как В. А Сухомлинского, Н. С Карпинской, Л. Н Стрелковой и др. Они занимались поиском наиболее эффективных путей и средств осуществления духовно- нравственного воспитания в ДОУ. На мой взгляд, одним из средств создания положительных духовных и нравственных представлений детей, установления более тесных контактов между взрослыми и детьми в семье и в детском саду является сказка. Период дошкольного детства наиболее благоприятен для духовного и нравственного воспитания ребенка, ведь впечатления детства человек проносит через всю жизнь.

Исходя из этого были разработаны цели и задачи.

Цели:

1. Развивать и воспитывать в душе каждого ребенка духовное начало.

2. Выявить и изучить воспитательные особенности русской народной сказки.

3. Формирование нравственных представлений и воспитание нравственных качеств личности (чувство милосердия, сострадания, уважения и послушания).

4. Формирование привычки советоваться со своею совестью в разных жизненных ситуация.

5. Обеспечение социальной адаптации детей путем введения их в культурную традицию народной сказки.

Для достижения цели я определила, следующие задачи:

1. Помогать детям в освоении духовно- нравственных ценностей, формирование нравственных качеств в процессе установления позитивных межличностных отношений.

2. Развивать способность детей отличать добро и зло, хорошее от плохое в сказке и жизни, умение делать нравственный выбор.

3. Способствовать воспитанию послушания родителям на основе любви и уважения к близким людям.

4. Содействовать развитию эстетического вкуса, умение видеть, ценить и беречь красоту.

5. Развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, учить давать оценку поведению своему и других.

6. Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками.

7. Подобрать диагностические материалы направленные на отслеживание уровня воспитания нравственных качеств детей на примере героев русских народных сказок.

8. Помочь родителям понять ценность сказки, ее особую роль в воспитании сегодняшнего и в особенности завтрашнего человека.

Детям интересно слушать сказки. Они сопереживают положительным героям, подсказывают им, как надо и не надо поступать,у кого спрашивать совет, а к чьим советам нельзя прислушиваться.

После прочтения сказки обязательно идет обсуждение. Даже дети старших групп верят в сказку, а значит, через нее легче обучать и воспитывать. Таким образом, сказка жила, живет и будет жить несмотря на гонения и будет играть огромную воспитательную роль.

Реализация программы по самообразованию осуществляется по двум направлениям:

1. Совместная деятельность с детьми.

2. Взаимодействие с родителями.

Работа с родителями:

1. Индивидуальные консультации и беседы с родителями.

2. Оформление уголка для родителей на тему: «Роль сказки в духовно- нравственном воспитании дошкольников».

3. Участие родителей в развлечениях и утренниках

Методы ознакомления со сказкой:

- чтение воспитателя;

- рассказывание;

- дидактические игры;

- литературные викторины

Приемы формирования восприятия сказки:

-выразительность чтения;

- повторность чтения;

-выборочность чтения;

- драматизация сказки;

-просмотр иллюстраций

Методы работы со сказкой

1)Знакомство детей с русской народной сказкой – чтение, рассказывание, беседы по содержанию, рассматривание иллюстраций – с целью развития эмоционального отношения к действиям и героям сказки. Выразительность чтения достигается разнообразием интонаций, мимикой, иногда жестом, намеком на движение. Все эти приемы направлены на то, чтобы дети представили себе живой образ.

2)Эмоциональное восприятие сказки детьми – пересказ детьми содержания сказки, настольный театр, подвижные игры с персонажами сказок – с целью закрепления содержания сказок. Данные формы работы над сказкой позволяют узнать, как дети поняли суть сказки.

3)Художественная деятельность – отношение к герою сказки в лепке, рисовании, аппликации, конструировании – позволяют детям выразить свое отношение к героям сказки, воплотить свои переживания, развивают навыки сопереживания, сочувствия, к судьбе и поступкам героев сказки.

4)Подготовка к самостоятельной деятельности – разыгрывание сюжетов из сказок, театрализованные игры, драматизация сказок, творческая игра с использованием персонажей, сюжетов из сказок – метод превращения детей в героев сказок способствует не только развитию симпатии, но и пониманию нравственных уроков сказки, умению оценивать поступки не только героев сказки, но и окружающих людей.

5) Беседа по сказке. Это комплексный прием, часто включающий в себя целый ряд простых приемов – словесных и наглядных. Во время заключительной беседы акцентируется внимание детей на моральных качествах героев, на мотивах их поступков. В беседах преобладают такие вопросы, ответ на которые требовал бы мотивации оценок.

Сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Как правило, страдания положительного героя и его друзей являются преходящими, временными, за ними обычно приходит радость, причем эта радость – результат борьбы, результат совместных усилий.

Чтобы ребенок вырос хорошим человеком, с ним необходимо работать, начиная с раннего детства. Сказки помогают возрождать в людях духовность, милосердие, гуманность.

Используя русские народные сказки, при формировании нравственных качеств я планировала добиться следующих результатов:

- формирование позитивного отношения ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе, иерархичность отношений со взрослыми и сверстниками, создание оптимистической детской картины мира;

- готовность проявлять совместное сострадание и радость;

- развитие творческих способностей через ознакомление с русскими народными сказками;

Перспективный план по самообразованию по теме:

«Сказка - как средство духовно- нравственного воспитания дошкольников»

Формы работы

Период Работа с детьми Работа с родителями Работа педагога

Сентябрь Консультация для родителей: «Как подружить ребенка с книгой».

-Изучение методической литературы по данной теме.

-Подбор материала необходимого для работы с детьми и родителями на тему: «Сказка как средство духовно- нравственного воспитания»

- Постановка целей и задач по данной теме.

Октябрь Чтение детям и пересказ сказки: «Волк и семеро козлят», рассматривание иллюстрации.

- Консультация для родителей:

«Роль сказок развитии детей»,

«Сказки помогут справиться с детским непослушанием».

Привлечь родителей пополнить библиотеку, «Новыми книгами, дисками». Изучение темы: «Роль народной сказки в развитии речи детей».

Ноябрь -Чтение и пересказ детям сказки: «Бычок, смоляной бочок».

Д/и «Угадай сказку».

Создание картотеки сказок для работы с детьми.

День матери: организация праздника для мам «Маму очень я люблю»

(совместное развлечение детей и родителей)

Декабрь Д/и «Угадай, из какой сказки прочитан отрывок

-Настольно – печатные игры по мотивам

сказок (разрезные картинки, лото).

В уголке для родителей поместить рубрику советов и пожеланий по поводу того, как организовать чтение ребенка в домашних условиях. Темы: «Личная библиотека вашего ребенка», «Как и когда рассказывать сказки «, «Книги и театр».. Изучение темы: «Использование сказок в работе с детьми.

Выставка работ (дети и родители) «Зимние сказки».

Январь Чтение детям сказки: «Три медведя».

-Прослушивание аудиозаписи сказки.

Консультация для родителей: «Почитай мне сказку».

-Беседа индивидуальная с родителями ребенка на тему: «Как подружить ребенка с книгой»- о пользе домашнего чтения.

. Изучение темы: «Сказка как средство духовно – нравственного развития личности ребенка».

Февраль Занятие по теме: «В гостях у сказки».

Рассказывание сказки с новой концовкой: «Волк и семеро козлят»(празднику 23 февраля).

Консультация для родителей: «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказку».

Обустроить уголок ряженья.

Март Дидактическая игра: «Из какой сказки герой».

-Приобрести в группу раскраски по народным сказкам.

Консультация для родителей: «Как выбрать полезную сказку для малыша».

-В уголке для родителей поместить книжку – раскладку: «О чем и как беседовать с детьми после чтения».

Изучение темы: «Влияние сказок на психику ребенка».

Организация праздника посвященного 8 Марта.

(совместное развлечение детей и родителей)

Апрель Знакомим с русскими народными сказками. Театрализация сказки «Теремок», Добавить материал в театральный уголок.

Май Лепка любимых героев из сказок. Самоанализ плана по самообразованию.

Отчетная презентация

«Какая прелесть – эти сказки» на итоговом родительском собрании.

Составление плана работы на следующий год по теме самообразования.

Рекомендуемые сказки для чтения.

Название сказки

Мораль

«Волк и семеро козлят», «Заюшкина избушка» Победа добра над злом

«Репка», «Три поросенка» Трудолюбие, взаимопомощь

«Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Маша и медведь» Наказ слушаться старших

«Теремок», «Зимовье зверей» Дружба помогает победить трудности

«У страха глаза велики» Высмеивание трусость, глупость

«Лиса и журавль», «Лисичка сестричка и серый волк», «Косточка» (Л. Н. Толстой) Осуждение хитрости, обмана

«Петушок и бобовое зернышко» Забота о ближнем

«Заяц-хваста» Осуждение хвастовства

«Два жадных медвежонка», Я. Аким «Жадина» Высмеивание, осуждение жадности

Э. Мошковская «Обида», Е. Благинина «Посидим в тишине», С Капутикян «Бабушкины руки» Забота о ближнем

К. Чцковский «Муха-цокотуха», с. н. с. «Кто сшил Видеку рубашку» Взаимопомощь

Публикации по теме:

Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Знакомство человека со сказкой начинается с первых лет его жизни. И тогда же, в детстве, прививается любовь к родному слову. Еще в середине.

Формирования нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок Ц е л ь – изучение влияния русских народных сказок на развитие нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста. Для достижения.

Формирование нравственных качеств посредством русских народных сказок Нравственное воспитание подрастающего поколения - одна из основных задач общества. Маленький человек входит в сложный многогранный мир,.

Формирование основ духовно-нравственного воспитания В наш век технического прогресса, кибернетики и компьютеризации, люди стали забывать о самом главном: ребенке, душе, человечности! Взрослые.

Особенности духовно-нравственного воспитания дошкольников Духовное воспитание детей лежит в основе любых поступков человека, формирует облик его личности, определяет его систему ценностей и характер.

План работы духовно-нравственного воспитания дошкольников Месяц Содержание Участники Ноябрь Организованная деятельность с детьми. «Своя хатка – родная матка». Цель: познакомить детей с предметами.

Приобщение детей дошкольного возраста к труду посредством русских народных сказок, пословиц, песен, игр Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 44 "Колокольчик" «ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ТРУДУ.

Роль русских народных сказок в духовно-нравственном воспитании детей Сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история.

Воспитание нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок Нравственное воспитание подрастающего поколения — одна из основных задач общества. Маленький человек входит в сложный многогранный мир,.

Воспитание нравственных качеств дошкольников посредством русских народных сказок. Воспитание нравственных качеств дошкольников посредством русских народных сказок. Актуальность. Сегодня мы очень часто становимся свидетелями.

Библиотека изображений:
  • Русские народные сказки
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
План по самообразованию «Формирование духовно-нравственного воспитания у дошкольников посредством русских народных сказок»
Опубликовано: 27 апреля 2018 в 21:49
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 октября. День хохломы на МААМ

Хохлома – исконно русский народный промысел. Он появился и оформился как особенная традиция росписи деревянной посуды в нижегородских деревнях, среди керженских лесов. Хохлома радует уникальными, только...

21 октября. День каштана

Плоды каштана – главное богатство этого красивого дерева. Древние римляне специально выращивали каштановые деревья ради плодов, которые они, перемалывая в муку, употребляли для выпечки хлеба. По...

Фоторепортаж «Путешествие в Абхазию»
Фоторепортаж «Путешествие в Абхазию» Уважаемые коллеги! Недавно листала семейный альбом путешествий и вспоминала нашу поездку в Абхазию в начале октября...
Развлечение первой младшей группы «Давайте поиграем». Внесение новой игры «Блоки...
В этом году я работаю в первой младшей группе. В возрасте 2-3 года дети накапливают множество знаний о форме предметов, о размере, цветах. Прекрасным...
Конспект интегрированной НОД по продуктивной деятельности «Осеннее дерево»
Автор: Чаптыкова Ирина Васильевна Тема: «Осеннее дерево» Цель: создание социальной ситуации развития в процессе занятий объемной аппликацией «Осеннее...