Екатерина Евгеньевна Семечкина
План работы по самообразованию на 2015–2016 год
▼ Скачать + Заказать документы
Тема самообразования:
Развитие творческих способностей детей раннего
дошкольного возраста через продуктивную деятельность
в соответствии ФГОС ДО
Цель:
Изучить особенности и возможности развития и активизации творческого воображения детей раннего дошкольного возраста в процессе занятий изобразительной деятельностью.
Задачи:
1. Изучить особенности развития творческих способностей детей раннего дошкольного возраста.
Публикация «План работы по самообразованию на 2015–2016 год» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Годовые планы на учебный год
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2016
2. Изучить продуктивную деятельность детей раннего дошкольного возраста и условия её возникновения и организации.
Актуальность выбранной темы:
Дошкольный возраст – сензитивный период, а значит, он наиболее благоприятен для развития конструктивных способностей, формирования «продуктивной деятельности».
Велико участие «продуктивной деятельности» в творческом и интеллектуальном становлении ребенка – в развитии инициативы, любознательности, находчивости, которое проявляется в возможности утвердить себя как деятеля, творца и созидателя, управляющего материалами и инструментами, реализующего свои замыслы. Формирование творческой личности – одна из важнейших задач, заложенных во ФГОС ДО.
«Замысел продуктивной деятельности воплощается с помощью разных изобразительных средств. Ребенок, осваивая эту деятельность, учится выделять в реальном предмете те стороны, которые могут быть отражены в том или ином ее виде. Таким образом, признаки и качества изображаемых предметов выступают опорными точками ребенка в познании действительности. У дошкольника складывается умение вариативно использовать выразительные средства и орудия, возникают обобщенные способы изображения объектов окружающего мира» (Д. Б. Эльконин) .
Продуктивная детская деятельность — деятельность ребенка с целью получения продукта.
К продуктивным видам детской деятельности относятся конструирование, рисование, лепка, аппликация и создание разного рода поделок, макетов из природного и бросового материала.
Рисование - способствует развитию эмоциональной отзывчивости, воспитанию чувства прекрасного; развитию воображения, самостоятельности, настойчивости, аккуратности, трудолюбия, умению доводить работу до конца; формированию изобразительных умений и навыков.
Лепка (пластилин и соленое тесто) - развивает творчество, мелкую моторику рук, пространственное мышление, понятие о цвете, форме предметов и, кроме того, благотворно влияет на нервную систему.
Аппликация – развивает художественное воображение и эстетический вкус; конструктивное мышление (зачастую, во время работы ребенку необходимо из частей собрать целое); мелкую моторику и тактильные ощущения, особенно, если помимо бумаги используются другие материалы: ткань, крупа, сухоцветы, соломка; помогает выучить цвета и формы; знакомит детей с понятием технология: чтобы получить результат, необходимо выполнить последовательность различных действий: вырезать детали, смазать клеем бумагу, посыпать крупу, размазать пластилин и тому подобное.
План работы на год:
1. Раздел
Изучение методической литературы
Сроки
Сентябрь - май
Содержание работы:
1. Изучение методической литературы.
2. Ознакомиться с новыми нормативными документами по вопросам дошкольного воспитания.
3. Изучить новые программы и педагогические технологии (новые редакции в соответствии с ФГОС ДО).
4. Повысить общекультурный уровень.
5. Пройти курсы профессиональной переподготовки "Дошкольное образование" ГБОУ ДПО НИРО.
Практические выходы, результат выполненной работы.
1. Конспекты изученной литературы
2. Конспекты лекций
3. Диплом
2. Раздел
Разработка программно – методического обеспечения учебно-воспитательного процесса
Сроки
Сентябрь - май
Содержание работы:
1. Проанализировать предметно-пространственную развивающую среду в соответствии с ФГОС во II младшей группе
2. развитие продуктивной деятельности;
3. развитие детского творчества; приобщение к изобразительному искусству;
4. формировать у детей интерес к лепке, рисованию, аппликации; создавать у детей желание участвовать в совместной деятельности.
Практические выходы, результат выполненной работы.
Отчеты о проделанной работе в виде презентаций
Мониторинг эфективности своей работы
3. Раздел
Работа с детьми
Октябрь
Рисование. «Осеннее дерево (рисование ладошками)», «Листопад», «Мой веселый, звонкий мяч», «Что за яблоко!».
Лепка. «Оладушки», «Морковка для зайчика», «Яблоки и груши».
Аппликация. «Грибная полянка», «Оладушки», «Воздушные шарики», «Яблоко с листочками».
Выставки творческих работ.
Коллективная работа «Осеннее дерево»
Ноябрь
Рисование. «Красивые чашки», «Узоры для платья лисички», «Зеленый луг», «Цыпленок».
Лепка. «Печенье», «Миска для парного молока», «Цыпленок».
Аппликация. «Украшаем чашку», «морковка для зайчат», «Цыпленок (из ватных дисков)».
Выставки творческих работ.
Декабрь
Рисование. «Снег кружится (тычки)», «Приглашаем снегирей, съесть рябину поскорей», «Зайка», «Елочка».
Лепка. «Снежинки», «Снегирь», «Зайки», «Елочка».
Аппликация. «Снежинки», «Птичка на веточке», «Украшаем елочку».
Выставки творческих работ.
Январь
Рисование. «Снежинки», «Как звери спасаются от стужи зимой», «Снеговик».
Лепка. «Бусы для ёлочки», «Наша Маша маленькая», «Снеговик».
Аппликация. «В зимнем лесу», «Снеговик (мятая салфетка)».
Выставки творческих работ.
Февраль
Рисование. «Кормушка для птиц», «Танк», «праздничный салют».
Лепка. «Зернышки для птичек», «Танк», «Салют (пластелинография)».
Аппликация. «Кормушка для птиц», «Подарок для папы (открытка-рубашка с галстуком)», «Стенгазета С 23 Февраля!».
Выставки творческих работ.
Вручение поздравительных открыток папам.
Стенгазета «С 23 Февраля!»
Март
Рисование. «Красивые салфетки», «Цветы для мамы», «Дом для моей семьи», «Фартук для матрешки», «Дымковская лошадка».
Лепка. «Цветы сердечки», «Сосульки-воображульки», «Украшаем матрешку (пластелинография)», «Козлик».
Аппликация. «Подарок для мамы (открытка)», «Букет в вазе», «Конь в горошек».
Выставки творческих работ.
Вручение поздравительных открыток мамам.
Апрель
Рисование. «Окна в доме», «Вырос наш зеленый лук», «Одуванчики в траве», «Рыбки в аквариуме».
Лепка. «Весеннее дерево», «Овощи», «Доктор Айболит (пластелинография)», «Рыбки».
Аппликация. «Дом», «Вот такой наш огород (Стенгазета)», «Рыбки».
Презентация проекта «Огород на подоконнике»,
Стенгазета «Вот такой наш огород»
Май
Рисование. «Скворечник», «Машина», «Весенние веточки», «Одуванчики».
Лепка. «Бабочка», «Цветы».
Аппликация. «Скворечник», «День Победы (Стенгазета)», «Одуванчики».
Выставки творческих работ.
4. Раздел
Работа с семьёй
Октябрь
Совместное творчество детей и родителей. Вовлечение в проект «Осеннее дерево».
Фотовыставка «Золотая осень»
Декабрь
Конкурс поделок «Скоро Новый год». Совместное творчество родителей и детей. Выставка поделок.
Фотовыставка «Моя зима в детском саду»
Март-Апрель
Совместное творчество детей и родителей.
Конкурс поделок «Первоцветы». Фотовыставка «Мой домашний огород на подоконнике» (в рамках проекта «Огород на подоконнике»)
Выставка поделок, фотовыставка.
Стенгазета «Мой огород на подоконнике»
2. Раздел
Анализ и оценка результатов педагогической деятельности
Апрель
Открытый показ нод
во второй младшей группе.
Открытое занятие по аппликации с элементами рисования в младшей группе «Вырос наш зеленый лук»
Май
Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете.
Подготовка презентации «Развитие и активизация творческого воображения детей раннего дошкольного возраста в процессе занятий изобразительной деятельность в рамках ФГОС ДО» Выступление на педсовете.
Консультация для воспитателей «Развитие и активизация творческого воображения детей раннего дошкольного возраста в процессе занятий изобразительной деятельность».
Список используемых источников:
1. "Основы педагогического мастерства" под ред. И. А. Зязюна. М., 1989. В интернет версии.
2. Амонашвили Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. – М. 1996.
3. Занина Л. В., Меньшикова Н. П. Основы педагогического мастерства. /Серия «Учебники, учебные пособия». — Ростов н/Д: Феникс, 2003.
4. Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Младшая группа. – М. :МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2016,- 144 с.
5. ФГОС ДО ФЗ №1155 от 17.10.2013
6. Закон «Об образовании» №273-ФЗ от 29.12.2012
7. ФЗ №185 от 02.07.2013
8. Волченкова В. Н., Степанова Н. В. Конспект занятий во второй младшей группе детского сада. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004.
9. Парамонова Л. А. Развивающие занятия с детьми 2-3 лет. – Просвещение, 2015.
10. Голицына Н. С. Конспект комплексно-тематических занятий. 2-я младшая группа. Интегрированный подход
11. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Младшая группа.