Лучший педагог года

План по самообразованию на тему «Формирование у дошкольников гендерной принадлежности в процессе игровой деятельности»

ЗОЛИНА НАТАЛЬЯ ВАЛЕНТИНОВНА
План по самообразованию на тему «Формирование у дошкольников гендерной принадлежности в процессе игровой деятельности»

План с 2012-2015год.

№ Раздел плана Организация Форма работы Практические цели

1 Подготовительный этап. Проведение беседы с детьми. Рассматривание всех членов семьи. Формировать дружеские отношения всех членов в семье. Воспитывать уважение к своим родным людям.

2 Аналитико-диагнастический. Игра – тренинг. «Мой лучший друг или подруга». Формировать у детей понятия о положительных чертах характера, представление о дружбе. Воспитывать уважение к друг другу. Воспитывать культуру общения между мальчиками и девочками.

Публикация «План по самообразованию на тему „Формирование у дошкольников гендерной принадлежности в процессе игровой деятельности“» размещена в разделах

3 Основной этап. Проведение совместных дидактических игр. «Красивый наряд». Учить детей играть вместе, согласовывать замыслы, исполнять роли, использовать атрибуты. Отражать в игре личный опыт и знания. Воспитывать уважение к взрослым.

4 Основной этап. Наблюдения –беседы с детьми. Игра ситуация «Кинотеатр». Рассказать об устройстве кинотеатра. Уточнить знания детей как надо вести себя в кинотеатре (культура общения).

5 Продуктивная деятельность. «Нарисуй своего соседа по парте». Формировать эмоциональное положительное отношение к соседу. Учить разрешать конфликтные ситуации. Развивать положительные качества и черты характера мальчиков и девочек.

6 Подведение итогов.

Оформление результатов работы по теме самообразования.

Представление материала на педсовете.

Цель исследования: - на основе современной теории и методологии изучение проблемы и особенностей процесса социализации, сформировать правильную модель поведения дошкольников в совместных играх, учитывая их гендерную принадлежность.

Образовательные задачи полового гендерного воспитания и разнополого воспитания в детском саду:

• воспитывать у дошкольников необратимый интерес и положительное отношение к своему гендеру. Закладывать основы осознавания своих особенности, и то, как они воспринимаются окружающими, советовать строить личное поведение с учетом возможных реакций других людей;

• воспитывать у дошкольника интерес и хорошее отношение к окружающим людям;

• развивать у дошкольника представление о себе и других людях как лиц физических и социальных со своими достоинствами и недостатками, типичными и индивидуальными особенностями;

• развивать чуткость и эмпатию, умение чувствовать и распознавать состояние и настроение окружающих людей. Вести себя в соответствии с ними, уметь управлять своими эмоциями и поведением ;

• обогащать знания о своей семье, роде, семейных реликвиях, традициях, знакомить с основными функциями семьи как психологической группы и социального института;

• закладывать основы будущих социальных и гендерных ролей, объяснять особенности их исполнения, воспитывать положительное отношение к разным социальным гендерным ролям, к необходимости их существования;

• углублять знания детей о содержании понятий «мальчик», «девочка», о делении всех людей на мужчин и женщин. Содействовать половой и гендерной идентификации, правильно и компетентно реагировать на проявление сексуального развития детей разных полов.

Объект исследования – организация гендерного подхода в воспитании детей дошкольного возраста.

Актуальность – особенности организации гендерного подхода в воспитании детей дошкольного возраста.

Проблема воспитания и обучения ребёнка в соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного возраста. Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения.

Ожидаемый результат:

Содержание игр детей также вызывало тревогу: дети демонстрировали модели поведения, не соответствующие полу ребёнка, не умели договариваться в игре, распределять роли. Кроме того, в процессе трудовой деятельности, дети не умели самостоятельно распределять обязанности с учётом пола партнёра. Мальчики не проявляли желания прийти на помощь девочкам, тогда, когда была нужна физическая сила, а девочки не спешили помогать мальчикам там, где нужна тщательность и аккуратность.

Процесс формирования гендерной принадлежности дошкольника предполагает внедрение в образовательный процесс нашего детского сада технологии гендерного подхода.

Всё это позволило нам сделать вывод о необходимости создания в ДОУ условий для гендерной социализации дошкольников. Мы уверены: социальное осознанное воспитание необходимо начинать с детского сада, с момента, когда ребёнок начинает различать пол. Сложность такой работы заключается в том, что педагоги испытывают недостаточность теоретических знаний об особенностях физиологических функций и психологических процессов мальчиков и девочек.

В дошкольном возрасте игра является основным видом деятельности,но не потому,что ребенок большую часть времени проводит в играх. Для того, чтобы воспитать у мальчиков и девочек осознанное отношение к себе и окружающим, сформировать правильную модель поведения в совместных играх, были использованы следующие методы и приемы:

- наблюдения;

- беседы;

-дидактические игры;

- игра- тренинг;

- совместные игры;

- игры – ситуации;

- продуктивная деятельность;

После бесед и наблюдений за совместными играми была проведена игра – тренинг «Мой лучший друг или подруга». Была создана среда для продуктивной деятельности дошкольников и соответственное заданию, эмоциональное настроение.

Цель игры: Формировать у детей понятия о положительных чертах характера, представление о дружбе. Воспитывать уважение к друг другу. Воспитывать культуру общения между мальчиками и девочками.

Мальчик и девочка, — какие они?

На первом этапе в процессе игровой деятельности у детей было выявлено:

Поскольку это совершенно новое задание для дошкольников, была проведена предварительная работа, состоящая в следующем:

- дошкольникам напомнили, что есть «девочка» и «мальчик», т. е. «девочка»- подруга, а «мальчик»- друг;

- предложили вспомнить (а если надо и найти глазами) своего друга или подругу;

-увидеть какое настроение у них;

- передать все это в рисунке с помощью цветных карандашей;

- дополнить рисунок не хватающей частью лица (рот, глаза).

Поскольку игровая деятельность занимает большую часть времени дошкольников, необходимо правильно сформировать модель поведения между мальчиками и девочками. Для этого были внесены новые атрибуты и использованы опыт и знания, полученные детьми дома и в детском саду, учитывая гендерную принадлежность. Проведена игра «Красивый наряд». Цели:

Учить детей играть вместе, согласовывать замыслы, исполнять роли, использовать атрибуты.

Предоставить возможность занять позицию взрослого.

Отражать в игре личный опыт и знания.

Воспитывать уважительное отношение друг к другу.

Я - мальчик, будущий мужчина. Я - девочка, будущая женщина.

Содержание этого этапа призвано сформировать предпосылки мужественности и женственности, правильное понимание будущих женских и мужских ролей, эмоционально-положительное отношение к выполнению будущей социальной роли. В разделе разные виды деятельности взаимосвязаны.

Света и Миша играют в семью. Миша предлагает девочке принарядиться. Для этого Света сначала гладит кофточку, затем снимает юбку с вешалки и одевает все на себя. Миша оценивающе смотрит на Свету и говорит о том, что она прекрасно выглядит, ну как его мама всегда.

Было очень интересно наблюдать за процессом игры. Света с таким умением и быстротой выполняла все действия, а Миша с уважением и теплотой помогал ей.

После выполнения задания дошкольники любуются ими, поддерживают дружескую беседу. Затем была проведена еще одна игра – ситуация «Кинотеатр».

Цели:

1. Рассказать об устройстве кинотеатра.

2. Уточнить знания детей как надо вести себя в кинотеатре (культура общения).

После беседы педагога об устройстве кинотеатра, создается ситуация для проверки культуры общения мальчиков и девочек. Мальчики (не все) помогли отнести стулья девочкам. Потом все расселись и началось обсуждение – какое кино будем смотреть. На фото явно видно, что диалог происходит в дружеской обстановке, большинство детей общаются на нормальном уровне. Педагог при необходимости напоминает форму общения.

На прогулке дети тоже играли в совместные игры.

Совместные игры на прогулке способствуют благоприятному протеканию процесса поло-ролевой социализации мальчиков и девочек дошкольного возраста, формированию правильной модели поведения.

Для приобретения опыта общения и обогащения детских взаимоотношений необходимо создавать условия для совместного участия мальчиков и девочек в игре.

Дошкольники самостоятельно уже договариваются – чем займутся на прогулке. Маша и Гриша решили построить крепость из комков снега. Они договорились, что вместе будут катать ком, а Гриша устанавливать его на место. Было любопытно наблюдать, как ребята спорили о постройке, но выглядело это очень дружелюбно со стороны. Гриша как строитель выдвинул свою версию постройки, а Маша предложила ее потом украсить веточками и слепить рядом маленького снеговика.

Таким образом, на прогулке могут общаться дошкольники в соответствии с полученными знаниями и опытом. Это дает возможность закрепить навыки культуры общения и построить модель поведения, соответствующую и адекватную данному полу.

После всех совместных игр и тренингов проводилась продуктивная деятельность (рисование).

В ходе индивидуальной работы по рисованию была предложена тема: «Нарисуй своего соседа».

Цель:

Формировать эмоциональное положительное отношение к соседу.

Учить разрешать конфликтные ситуации.

Развивать положительные качества и черты характера мальчиков и девочек.

При выполнении задания педагог предложила нарисовать своего соседа по парте. Дошкольники использовали различные художественные средства. Было очень интересно наблюдать, как дети воспринимали друг друга, пытаясь и стараясь нарисовать красиво и аккуратно. У девочек, конечно, получился более похож рисунок на своего соседа, мальчика. Однако и мальчики постарались. После этого дошкольники обменялись рисунками, и пошли вместе и дружно доигрывать в игровые уголки.

После проведенных практических занятий мои дети стали относится друг другу более доброжелательно. Мальчики с удовольствием помогают девочкам. Совместных игр в группе и на площадке стало намного больше.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Проанализировав представленную литературу по гендерному воспитанию, в частности связанную с формированием модели поведения дошкольников, я пришла к выводу, что данная проблема актуальна и своевременна.

Наша задача на данном этапе была выполнена. Поставленная цель- способствование благоприятному протеканию процесса гендерной принадлежности мальчиков и девочек, создание эмоционально-положительного отношения к будущей социальной роли и формирование адекватной полу модели поведения - достигнута.

Но есть и еще много проблем, которые надо решить в связи с этой темой. Не многие родители понимают, зачем это нужно дошкольникам, они считают, что мальчики и девочки – это просто дети. И не стоит заострять внимание на их половую принадлежность и разное воспитание. Поэтому моим дельнейшим продолжением работы будет более углубленное взаимодействие с родителями воспитанников: проведение консультаций, открытых показов совместной организованной деятельности, совместных посиделок и т. п.

Также есть большое желание привлечь и воспитателей других групп к этой теме, предложить педагогам специальную литературу по проблемам дифференцированного воспитания девочек и мальчиков.

Публикации по теме:

Формирование коммуникативных навыков у детей с нарушением интеллекта в процессе игровой деятельности В настоящее время широкое распространение получил термин «коммуникация» Коммуникация - это процесс взаимного обмена информацией между партнерами.

Формирование компонентов устной речи и культуры общения в процессе игровой деятельности у дошкольниковФормирование компонентов устной речи и культуры общения в процессе игровой деятельности у дошкольников Формирование компонентов устной речи и культуры общения в процессе игровой деятельности у дошкольников 2 группы раннего возраста № 5. В.

Формирование волевой регуляции старших дошкольников в процессе игровой деятельности Воля относится к ключевым проблемам развития личности, определяющим самостоятельность и ответственность дошкольника. Сегодня физическое.

Консультация для педагогов «Особенности гендерной социализации в игровой деятельности дошкольников» Проблемы гендерного воспитания волнует сегодня большое количество исследователей и педагогов. Интерес обусловлен тем, что современные требования.

Консультация для воспитателей «Формирование у детей дошкольного возраста гендерной принадлежности» Период дошкольного детства - это тот период, в процессе которого педагоги и родители должны понять ребенка и помочь ему раскрыть те уникальные.

Необходимость создания в ДОУ условий для гендерной социализации старших дошкольников. Отчёт по самообразованию Необходимость создания в ДОУ условий для гендерной социализации старших дошкольников. Выстраивание модели образовательного пространства.

Особенности гендерной социализации в игровой деятельности дошкольников Проблемы гендерного воспитания волнует сегодня большое количество исследователей и педагогов. Интерес обусловлен тем, что современные требования.

План по самообразованию «Формирование навыков безопасного поведения у дошкольников» План самообразования воспитателя Агафоновой Розы Ильдусовны Тема: «Формирование навыков безопасного поведения у дошкольников» Квартал/Год.

План по самообразованию «Формирование патриотических чувств у дошкольников в средней группе» План по самообразованию «Формирование патриотических чувств у дошкольников в средней группе» на 2017-2018 г. МДОУ «Центр развития ребёнка.

Программа по самообразованию «Развитие речевой активности детей раннего возраста в процессе игровой деятельности» Программа по самообразованию «Развитие речевой активности детей раннего возраста в процессе игровой деятельности» Содержание 1. Паспорт.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
План по самообразованию на тему «Формирование у дошкольников гендерной принадлежности в процессе игровой деятельности»
Опубликовано: 16 июля 2018 в 19:19
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД