План по самообразованию педагога «Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста»

Инна Лаинская
План по самообразованию педагога «Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста»

Цель: создание условий для успешной деятельности по познавательно- исследовательскому развитию детей в старшей группе.

Задачи:

1. Повысить свой профессиональный уровень.

2. Расширить знания по теме путем изучения педагогической литературы.

3. Пройти курсы повышения квалификации.

4. Дополнить и расширить предметно — развивающую среду в уголке «Любознайка».

5. Провести мастер- класс для педагогов.

6. Составить перспективный план работы на год.

7. Подготовить консультацию для родителей.

8. Провести комплексное занятие по познавательно — исследовательской деятельности.

9. Составить отчет о результатах работы.

Темы работ:

1. Мастер класс для педагогов «Растим любознайку». Январь 2017.

2. Консультация для родителей «Опыты дома, или чудеса из простых вещей.». Февраль 2017.

3. Комплексное занятие по познавательно — исследовательской деятельности. Март 2017.

4. Отчет о работе за год. Май 2017.

Литература для изучения:

«От рождения до школы». Основная образовательная программа дошкольного образования. ФГОС

«Ребенок и окружающий мир». Программа и методические рекомендации. О. В. Дыбина.

«Простые опыты с природными материалами для дошкольников» М. Султанова.

«Простые опыты с воздухом для дошкольников М. Султанова.

«Математика в детском саду». Метлина Л. С.

«Познавательное развитие детей 2-7 лет». Методическое пособие для воспитателей. - М., Просвещение, 2010,

«Методика исследовательского обучения дошкольников». Савенков А. И.

«Учим дошкольников думать: игры, занятия, диагностика». Щетинина А. М.

«20 конспектов познавательных игровых сеансов» Осечкина Л. И., Чапкова В. В.

«Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 6-7 лет». Карпова С. И., Мамаева В. В.

«Методика детского экспериментирования» Рыжова Л. В.

«Развитие познавательных способностей дошкольников» Крашенинников Е. Е., Холодова О. Л.

Актуальность выбранной темы.

«Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму». Так звучит древняя китайская поговорка.

Для меня лично вопросы в познавательно — исследовательской деятельности детей начались с переходом в старший дошкольный возраст, сказался большой перерыв в педагогической практике. Я решила изучить необходимые условия для развития познавательно — исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Формирование интеллектуальных способностей дошкольни­ков осуществляется при целенаправленном руководстве взрос­лых, которые ставят перед ребенком определенную задачу, дают средства её решения и контролируют процесс превращения зна­ний в инструмент творческого освоения мира. Это освоение должно строиться как самостоятельный творческий поиск.

Таким образом, детское экспериментирование строится са­мим ребенком, а не задается взрослым, и направлено на позна­ние свойств и связей объектов разными способами действий, что способствует развитию мышления и других сторон личности ребенка.

Детское экспериментирование, отличаясь специфическими характеристиками от других видов деятельности, пронизывает все сферы жизни ребенка.

В Концепции модернизации российского образования гово­рится, что развивающемуся обществу нужны современно обра­зованные, нравственные, предприимчивые люди, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью мышления, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия. А это во мно­гом зависит от педагогов, работающих с дошкольниками, то есть стоящих у истоков становления личности.

Опираясь на требования к содержанию образования, пред­ставленные в законе РФ «Об образовании» (ст. 14, педагоги должны переориентировать содержание образовательного про­цесса на «обеспечение самоопределения личности, создание ус­ловий для её" самореализации». Саморазвитие личности возмож­но лишь в деятельности, которая включает в себя не только внешнюю активность ребенка, но и внутреннюю психологиче­скую основу.

Такая активная деятельность обеспечивает продуктивные формы мышления, при этом главным фактором выступает ха­рактер деятельности. В работах многих отечественных педаго­гов (Г. М. Лямина, А. П. Усова, Е. А. Панько) говорится о необ­ходимости включения дошкольников в осмысленную деятель­ность, в процессе которой они бы сами могли обнаруживать всё новые и новые свойства предметов, замечать их сходство и раз­личие. Одним словом, необходимо предоставление им возмож­ности приобретать знания самостоятельно.

В связи с этим и представляет особый интерес изучение дет­ского экспериментирования - истинно детской деятельности, -

и его активное внедрение в практику работы детского дошколь­ного учреждения.

И начать данную работу нужно именно с организации пространства для свободной познавательной деятельности детей.

В старшем дошкольном возрасте (5-7 лет) действия ребенка во все большей мере определяются внутренними целями, замыслами. К концу дошкольного возраста разные виды деятельности отчетливо дифференцируются, одновременно возникают внутренние схемы упорядочения опыта (родо-видовые, причинно-следственные, пространственно-временные). Ребенок переходит от внешнего обследования предметов к познанию внутренних связей вещей и явлений, преобразованию предметов с предвосхищением результата, с преднамеренным вызовом определенных эффектов в зависимости от условий действия. Успешность этого движения зависит от разнообразия форм активности ребенка, многообразия материалов, обеспечивающих разные виды его деятельности, в том числе, познавательно-исследовательскую.

Размещение материала в группах старшего дошкольного возраста должно быть следующим: объекты для исследования в действии располагаются в специально выделенном уголке экспериментирования (с рабочим столом на несколько человек и полками или стеллажом). Наборы образно-символического материала помещаются компактно в коробках на открытых полках шкафа, стеллажах. Здесь же находится и иллюстрированная познавательная литература. Нормативно-знаковый материал целесообразно расположить поблизости от магнитной или обычной доски, большого фланелеграфа. Необходимо широко использовать стены группового помещения для размещения больших карт, иллюстрированных таблиц и т. п.

Учитывая:

тенденцию модернизации дошкольного образования;

недостаточность методических разработок в плане осуще­ствления деятельностного подхода к детскому экспериментиро­ванию и, как следствие, затруднения в практической деятельно­сти воспитателей;

противоречие между огромным исследовательским потен­циалом ребенка и бессистемным его использованием в процессе развития и обучения дошкольников, актуальной становится раз­работка системы методической работы по осуществлению деятельностного подхода к проблеме развития познавательно — исследовательской деятельности дошкольников, детского экспериментиро­вания, с учетом реальных условий работы в ДОУ.

Ожидаемые результаты: подтверждение, путем диагностики, выполнения норм возрастного развития познавательных интересов детей.

Публикации по теме:

План по самообразованию на 2016–2017 учебный год «Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста» Годовой план по самообразованию воспитателя старшей «А» группы на 2016-2017 учебный год Тема: «Формирование патриотических чувств у детей.

План по самообразованию «Развитие певческих навыков детей старшего дошкольного возраста» План по самообразованию музыкального руководителя -первой квалификационной категории Каргальской Надежды Константиновны на 2016-2017г учебный.

План по самообразованию воспитателя «Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста» Многие педагоги и родители знают, что математика — это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных.

Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста «Такая разная вода» (план-конспект НОД) План – конспект непосредственно – образовательной деятельности в старшей группе Тема: «Такая разная вода» д/с «Ромашка» Арсентьевский.

Познавательно-исследовательская деятельность детей младшего дошкольного возраста «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму» гласит китайская народная мудрость. И она очень точно характеризует.

Познавательно-исследовательская деятельность для старшего дошкольного возраста «Воздух и его свойства» Тема: Воздух и его свойства. Цель. Формирование представления о воздухе и его свойствах. Развитие способности к преобразованию. Материал.

Познавательно-исследовательская деятельность с детьми старшего дошкольного возраста «Выращиваем бархатцы» Введение. Родная природа – это могущественный источник, из которого ребёнок черпает многие знания и впечатления. Дети открывают для себя.

Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста в рамках реализации программы дошкольного образования «Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на.

Познавательно-речевая деятельность для детей старшего дошкольного возраста «Хлебная история» Задачи: - Дать представление о том, что хлеб нужен каждому человеку; - Уточнить знания детей о том, какой путь проходит зерно, чтобы стать.

Проектно-исследовательская деятельность как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста Статья на тему: «Проектно-исследовательская деятельность – как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста».

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
План по самообразованию педагога «Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 17 декабря 2016 в 13:50
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Консультация для педагогов и родителей «История и традиции проведения...
Консультация для педагогов и родителей «История и традиции проведения праздника - Масленица» Часть вторая Сегодня я продолжаю знакомить вас с историей и...
Международный день эскимо — 24 января. Фотоотчет
Международный день эскимо - 24 января. В нашем мире существует очень много разнообразных праздников. Если открыть календарь, то сегодня 24 января...
Мастер-класс «Игрушка из перчатки «Рыбка»
Предлагаю вашему вниманию мастер класс по изготовлению грушки из перчатки. Наверное, каждый терял зимой перчатки или варежки, особенно обидно, когда одна...
Конспект ОД по познавательному развитию «Зимующие птицы — наши соседи» в...
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект ОД по познавательному развитию...
Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной группе «Нет...
Конспект НОД по нравственно – патриотическому воспитанию в подготовительной группе по теме « Нет лучше Родины нашей». Цель: развивать у детей чувство...