Лучший педагог года

План по самообразованию «Пластилинография как средство развития мелкой моторики рук детей шестого года жизни с ЗПР»

Наталия Мысина
План по самообразованию «Пластилинография как средство развития мелкой моторики рук детей шестого года жизни с ЗПР»

Цель работы: выявить влияние пластилинографии на развитие мелкой моторики у старших дошкольников с задержкой психического развития.

Задачи работы:

1. Проанализировать теоретические аспекты проблемы развития мелкой моторики в работах ведущих психологов и педагогов.

2. Выявить особенности развития мелкой моторики у старших дошкольников с задержкой психического развития.

3. Разработать систему работы по пластилинографии на развитие мелкой моторики у старших дошкольников с задержкой психического развития.

Публикация «План по самообразованию „Пластилинография как средство развития мелкой моторики рук детей шестого года жизни с ЗПР“» размещена в разделах

4. Разработать рекомендации для родителей, по коррекции мелкой моторики у детей с задержкой в развитии.

Актуальность выбранной темы

Одной из важных задач перед педагогами дошкольных учреждений для детей с задержкой психического развития является — развитие мелкой моторики кистей рук детей, что непременно будет способствовать их интеллектуальному и речевому развитию. Развитие тонкой моторики является главным условием осуществления познавательной деятельности, обеспечивающим возможность успешного обучения. Решение данной проблемы у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, наиболее успешно осуществляется в разных видах деятельности, среди которых особое место занимает изобразительная деятельность, благодаря её доступности, наглядности, конкретности выражения и максимальной приближенности к игре.

Лепка может являться одним из видов обучения, способствующей развитию мелкой моторики дошкольников с задержкой психического развития, за счет использования пластичных материалов и разнообразных действий с ним.

Пластилинография или рисование пластилином - это относительно новый вид детского творчества и разновидность нетрадиционного рисования, который доступен детям и дома, и в детском саду. Пластилинография - замечательный по своим возможностям вид изобразительной деятельности. В процессе этой деятельности происходит закрепление информации, полученной в других видах деятельности; расширяются возможности изобразительной деятельности. Она доступна даже маленьким детям.

Разностороннее изучение задержки психического развития как специфической аномалии детей позволило получить данные об особенностях их развития. Наряду с незрелостью эмоционально-волевой сферы, недоразвитием познавательной деятельности, недостаточностью представлений об окружающем мире, нарушением речевого развития у детей с ЗПР, в достаточно большем проценте случаев имеется отставание в психомоторном развитии. У многих детей с ЗПР обнаруживаются разные формы общедвигательных нарушений и нарушений тонкой моторики. Поэтому развитие тонкой моторики является важным компонентом в коррекционной работе с детьми с ЗПР, так как она взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий

Занятие пластилинографией с детьми с ЗПР комплексно воздействует на развитие ребёнка :

Повышается сенсорная чувствительность, т. е. Развивается тонкое восприятие формы, фактуры, цвета; развивается воображение, пространственное мышление, общая ручная умелость, мелкая моторика;

Синхронизируется работа обеих рук; формируется умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его; при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел.

Изобразительная деятельность имеет важное значение для всестороннего развития детей дошкольного возраста. В процессе изобразительной деятельности у детей формируются реальные образы предметов окружающей действительности.

Поэтому выбор темы по самообразованию продиктован большими возможностями лепки, а именно пластилинограии в развитии мелкой моторики рук.

Перспектива распространения.

Данная работа может быть апробирована в группах компенсирующей направленности для детей с ЗПР, а также при актуализации содержания может быть применена в общеразвивающих группах, так как позволяет выстроить ситуацию успеха каждого ребенка, раскрыть детскую инициативность и творчество.

Литература:

1. Борякова Н. Ю. «Психологические особенности дошкольников с задержкой психического развития» // ж. «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития»№1, 2004.

2. Галкина Г. Г., Дубинина Т. И. «Пальцы помогают говорить» (Коррекционные занятия по развитию мелкой моторики у детей).//М. «ГНОМ и Д», 2007.

3. Лыкова И. А. «Лепим, фантазируем, играем». // М. : Творческий центр «СФЕРА», 2001.

4. Маркова Л. С. «Построение коррекционной среды для дошкольников с задержкой психического развития»// «АЙРИС-ДИДАКТИКА».-2005.

5. Шевченко С. Г. «Обучение детей с задержкой психического развития», // ж. «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития

План работы

1 этап

Тема Теоретическое обоснование использования приема пластилинографии в развитии мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

Задачи

1. Анализ психолого -педагогической литературы по формированию мелкой моторики рук детей с ЗПР.

2. Диагностика уровня развития мелкой моторики детей

3. Характеристика особенностей развития мелкой моторики рук старшего дошкольного возраста с ЗПР.

Пути реализации и формы работы

1. Обоснование выбора диагностических средств для педагогической диагностики мелкой моторики и ручной умелости в работе с пластичным материалом детей с ЗПР.

2. Оценка имеющихся условий для формирования мелкой моторики и ручной умелости в работе с пластичным материалом детей с ЗПР.

3. Анкетирование с родителями по вопросу осведомленности их в использовании пластилинографии для развития моторики рук.

Способы оформления материала для использования в практической работе

1. Составлен перспективный план работы «Пластилинография» по методике Г. И. Давыдовой. (Занятия составлены с учетом возрастных физиологических, психологических, познавательных особенностей детей дошкольного возраста).

2. Создана социально – развивающая среда;

3. Составлен план работы с родителями.

2 этап

Тема

Система работы по развитию мелкой моторики у детей 5 – 6 лет с ЗПР средствами пластилинографии.

Задачи

1. Разработать и апробировать систему упражнений по развитию мелкой моторики в процессе занятий пластилинографией.

Пути реализации и формы работы

1. Реализация перспективно-тематического плана воспитательно-образовательной работы в развитии мелкой моторики и ручной умелости в работе с пластичным материалом детей с ЗПР.

Способы оформления материала для использования в практической работе

1. Разработан комплекс упражнения для развития тактильной чувствительности и сложнокоординированных движений пальцев и кистей рук.

3 этап

Тема

Внедрение полученных результатов развитию мелкой моторики рук средствами пластилинографии в педагогическую практику ДОУ.

Задачи

1. Проверить эффективность используемой системы работы.

2. Анализ, обобщение и распространение результатов опыта: выступление на педагогическом совете,

3. Размещение материалов проекта в сети Интернет, публикация статей, разработка методических рекомендаций и пр.

Пути реализации и формы работы

1. Доклад на педсовете: «Основные направления работы по развитию мелкой моторки рук средствами пластилинографии»

2. Консультация-практикум «Путешествие в пластилинию»

Семинар-практикум

"Пластилинография с элементами дизайна»,

«Влияние лепки на развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста»

3. Консультация для родителей :

«Пластилинография – это интересно

Способы оформления материала для использования в практической работе

1. Подготовка творческого альбома «Пластиляпа»

2. Наглядно-иллюстративный материал (подготовка большого количества шаблонов для изготовления работ)

3. Организация выставок творческих работ в технике пластилинографии совместно детьми с родителями коллективных и персональных

Публикации по теме:

Развивающая игра «Наряди ёлочку»Развивающая игра «Наряди ёлочку» гра на развитие мелкой моторики. Развитие мелкой моторики в дошкольном детстве имеет большое значение для полноценного развития детей, что.

Проект для второй младшей группы «Весь мир на кончиках пальцев» Проект во 2 младшей группе «Весь мир на кончиках пальцев Развитие мелкой моторики» Цель: развитие и совершенствование мелкой моторики рук.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
План по самообразованию «Пластилинография как средство развития мелкой моторики рук детей шестого года жизни с ЗПР»
Опубликовано: 2 марта 2015 в 16:36
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД