Татьяна Хлызова
План по самообразованию «Развитие логического мышления детей подготовительной группы средствами математики»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность выбранной мною темы по самообразованию обусловлена тем, что современная стратегия развития системы дошкольного образования выдвигает целый ряд требований к развитию ребенка, а особенно к развитию познавательных интересов. Процесс познания действительности возможен только при участии мышления, важнейшего компонента в структуре познавательной деятельности. Мышление помогает человеку познать свойства, явления, признаки предмета, которые невозможно воспринимать непосредственно. С помощью мыслительной деятельности человек может устанавливать причинно-следственные связи, раскрывать не только объективные закономерности, но и их сущность. Мышление позволяет вести продуктивный поиск решения познавательных проблем, ориентироваться в новых событиях, открывать новые знания.
Публикация «План по самообразованию „Развитие логического мышления детей подготовительной группы средствами математики“» размещена в разделах
- Логическое мышление
- Математика, ФЭМП. Планирование
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Математическое развитие. Самообразование
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Подготовительная группа
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Изучением развития мышления занимались многие отечественные и зарубежные исследователи (С. Л. Рубинштейн, Л. С. Выготский, А. В. Брушлинский, А. Р. Лурия, Л. Д. Столяренко, О. К. Тихомиров, А. Н. Леонтьев, А. В. Петровский и др.) в своих работах авторы описывали природу мышления, рассматривали механизмы мышления, описывали виды мышления, изучали процесс формирования мыслительных операций.
Многие исследователи (Ж. Пиаже, Д. Б. Эльконин, Л. А Венгер, В. В. Давыдов и др.) отмечали необходимость исследования особенностей развития логического мышления у детей дошкольного возраста. В своих работах авторы приходили к выводу, что только систематические занятия, направленные на развитие логического мышления приучают ребенка к познавательной деятельности и способствуют росту интеллектуальных возможностей.
В психолого-педагогических работах приведен значительный материал, который указывает на необходимость развития логического мышления у детей подготовительной группы. Однако анализ педагогической практики показывает, что воспитатели в детских садах для развития логического мышления используют традиционные методы.
Главная цель модернизации дошкольного образования согласно ФГОС ДО развитие у детей любознательности, активности, понимания окружающей действительности, формирование способности решать интеллектуальные задачи.
Подготовительная группа является решающим периодом для развития логического мышления. Педагогическая работа по развитию логического мышления у детей дошкольного возраста должна осуществляться последовательно и своевременно. Проблема развития логического мышления у дошкольников вызывает необходимость поиска новых способов и средств развития, которые бы учитывали потребности и интересы детей 6-7 лет. Поэтому своей темой самообразования в качестве средства развития логического мышления детей 6-7 лет выбраны средства математики.
Исходя из вышеизложенного, были сформулированы тема, цель, обозначены задачи работы.
Цель: создание условий для использования средств математики как эффективного средства развития логического мышления детей подготовительной группы.
Задачи:
1. Повысить уровень педагогических компетенций по выбранной теме путем изучения научно-методической литературы, ознакомления с опытом работы педагогов на сайтах в сети Интернет, при посещении заседаний МО, РМО.
2. Разработать и реализовать в течение 2022-2023 учебного года перспективный план работы с детьми, родителями, педагогами ДОУ по теме самообразования.
3. Провести в начале и конце учебного года мониторинг уровня логического мышления воспитанников группы.
4. Содействовать развитию у дошкольников старшего возраста умений доказывать, рассуждать, делать выводы.
5. Способствовать развитию у воспитанников логико-математических представлений и интеллектуально-творческих проявлений: находчивости, смекалки, догадки, сообразительности, стремления к поиску нестандартных решений;
6. Развитие речи, обогащение словаря ребёнка.
7. Воспитание готовности к обучению в школе, развитие самостоятельности, ответственности, настойчивости в преодолении трудностей, координацию движений глаз и мелкой моторики рук, умений самоконтроля и самооценки.
Предполагаемый результат: применяя в образовательном процессе задания на логическое мышление, у детей развивается внимание, память, речь, интеллект.
Практические выходы:
• Оформление методической папки «Картотека средств математики по развитию логического мышления» для детей подготовительной к школе группы.
• Подготовка иллюстративно-наглядной папки-передвижки для родителей по теме: «Головоломки, задачи, упражнения как эффективное средство развития логического мышления»;
• Обобщение опыта работы «Использование средств математики в развитии логического мышления дошкольников» на итоговом педагогическом совете.
• Пополнение центра развития детей учебно-игровыми и обучающимися пособиями:
• Игры с блоками Дьенеша;
• Игры с цветными палочками Кюизенера;
• Игры Воскобовича;
• Игры на развитие конструктивного и творческого мышления, комбинаторных способностей (Танграмм);
• Шахматы, шашки.
Формы представления результатов самообразования :
• Методические и наглядно-иллюстративные наработки ;
• Подготовка материала на сайт ДОУ.
• Консультация для педагогов ДОУ по теме «Развитие мышления через использование логических задач»;
• Участие в семинаре-практикуме по теме «Развивающие игры, как средство формирования логического мышления»
• Разработка памятки для родителей «Развитие логического мышления дошкольников».
Рекомендации родителям по теме «Организации игр для детей дошкольного возраста с использованием занимательного математического материала».
План по самообразованию
Месяц Формы работы
с детьми с педагогами с родителями
Сентябрь Разработка диагностического инструментария и проведение мониторинга по развитию логического мышления детей подготовительной группы
(см. Приложение 1) Анкетирование родителей «Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста»
(см. Приложение 2)
Октябрь Пополнение предметно- пространственной развивающей среды по развитию логического мышления. Организация выставки средств игрового оборудования по развитию логического мышления. Привлечение родителей к пополнению предметно- пространственной среды по развитию логического мышления
Ноябрь Разработка серии математических задач «Математический знайка».
Организация их проведения в ходе режимных моментов.
Ознакомление педагогов ДОУ с методической папкой «Картотека
математических задач» Разработка наглядно-иллюстративной папки-передвижки для родителей «Игры-головоломки как средство развития логического мышления».
Январь Открытый показ занятия по ФЭМП на семинаре –практикуме с использование учебно-игрового пособия «Логические блоки Дьенеша». Подготовка и проведение мастер-класса на семинаре -практикуме «Использование блоков Дьенеша для развития логического мышления».
Разработка памятки для родителей «Развитие логического мышления дошкольников с использование блоков Дьенеша».
Презентация «Блоки Дьенеша для детей».
Февраль Организация непосредственно образовательной деятельности с использованием игрового занимательного материала (игры с использованием счетных палочек, развивающей игры «Танграм»)
Посещение и анализ открытых занятий по ФЭМП в ДОУ. Подготовка презентации по использованием игрового занимательного материала (игры с использованием счетных палочек, развивающей игры «Танграм») Рекомендации родителям по теме «Организация игр для детей дошкольного возраста дома с использованием занимательного математического материала»
Март Развлечение по ФЭМП «Вечер математических игр»
Просмотр НОД по ФЭМП в ДОУ с целью обмена опытом по использованию развивающих игр и пособий :
блоками Дьенеша; цветные палочки Кюизенера;
игры Воскобовича;
игры на развитие конструктивного и творческого мышления, комбинаторных способностей (Танграмм);
Шахматы, шашки. Памятка «Развитие логического мышления дошкольников»
Апрель Подготовка и проведение развлекательно-познавательной программы «В стране логики»
Консультация для педагогов «Развитие логического мышления старших дошкольников средствами занимательной математики» Оформление папки- передвижки для родителей «Занимательная математика дома».
Май Итоговый мониторинг уровня сформированности логического мышления у воспитанников в подготовительной группе. Обобщение опыта работы «Использование средств математики в развитии логического мышления дошкольников» на итоговом педагогическом совете.
Индивидуальные беседы с родителями по результатам проведенного мониторинга уровня сформированности логического мышления воспитанников подготовительной группы.