Фаниля Абдрахманова
План по самообразованию «Развитие связной речи детей средней группы»
▼ Скачать + Заказать документы
План по самообразованию воспитателя Абдрахмановой Ф. Ф.
«Развитие связной речи детей средней группы».
Задачи:- развитие свободного общения со взрослыми;
- совершенствовать диалогическую форму речи;
- развивать монологическую форму речи;
- учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы;
Публикация «План по самообразованию „Развитие связной речи детей средней группы“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Развитие речи. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Средняя группа
- Темочки
- учить (по плану и образцу) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины; составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающими событиями;
- развивать умение составлять свои рассказы из личного опыта.
- работать над произношением.
Сентябрь
Подбор литературы по теме: «Развитие связной речи детей средней группы»
2. Оформить центр речевого развития детей. Изготовить и внести:
- дидактические игры по речевому развитию («Найди слово», «Мои первые буквы», «Из какой сказки?»);
- дидактические пособия («Пересказ», «Обобщение», «Фонетическая зарядка», «Пословицы», «Загадки», «Скороговорки»);
- сюжетные картинки («Детский сад», «Времена года»);
- сюжетные картинки с фабульным развитием действия («Заяц», «Собака», «Девочка и кукла», «На море»).
Октябрь-Ноябрь
1. Проработать отобранную литературу по теме.
2. Внести в речевую зону:
- дидактические игры: «Слова из звуков», «Что лишнее?», «Употребление предлогов», «Составь рассказ по картинке»; мозаика ;
- сюжетные картинки («Осень», «Осень в лесу», «По грибы».);
- сюжетные картинки с фабульным развитием действия («Огород», «Мальчик и щенок», «Еж и яблоки»);
- оформить и внести книжки самоделки на тему «Осень»;
- в дидактическое пособие «Фонетическая зарядка» добавить картинки на звуки «а», «о», «у», «ы», «с», «м», «т»;
- Загадки-складки о профессиях;
-картинки для артикуляционной гимнастики «чашечка», «язычок», «бегемотик», «хоботок», «иголочка», «вкусное варенье».
3. Беседы:
- «Что я знаю о себе»;
- «Речевой аппарат.
4. Знакомство с пословицами и поговорками о труде:
- Земелька черная, а белый хлеб родит.
- Торопливый дважды одно дело делает.
- Без труда нет плода.
- Муравей не велик, а горы копает.
- Больше дела - меньше слов.
- Всякая работа мастера хвалит.
- Глазам страшно, а руки сделают.
- Баловством хлеба не добудешь.
5. Знакомство считалкой:
Начинается считалка:
На дорогу села галка,
Две вороны, воробей,
Три сороки, соловей.
6. Составление рассказов по сюжетным картинкам:
- «Осень».
- «Осень в лесу».
- «По грибы».
7. Составление рассказов по сюжетным картинкам с фабульным развитием действий :
- «Огород».
- «Мальчик и щенок».
- «Еж и яблоки».
8. Чтение, беседы, пересказ.
9. Чтение и заучивание стихотворения:
- И. Бунин «Листопад» (отрывок).
1о. Чтение и обсуждение, пересказ сказок:
- В. Сутеев «Мешок яблок».
- «Война грибов».
- «Вершки и корешки».
11. Дыхательная гимнастика на развитие речевого дыхания без использования предметов:
- «ветры»;
- «подуем на плечо»;
- «листики осенние»;
- «запасливые хомячки»;
- «пузыри»;
- «надуем шарик».
12. Артикуляционная гимнастика:
- «Чашечка»;
- «Бегемот»;
- «Хоботок»;
- «Иголочка»;
- «Вкусное варенье»;
- «Утиный клювик».
13. Дидактические игры:
- «Буква моего имени»;
- «Назови слова»;
- «Употребление предлогов»;
- «Слова из звуков» (обучение звуковому облику слова);
- «Придумай новое слово»;
- «Что лишнее?»;
14. Консультации для родителей.
Декабрь-Январь
1. Внедрение отработанных методик.
2. Отбор дыхательной и артикуляционной гимнастики, игр, упражнений по теме. Продолжение работы с детьми по теме «Развитие связной речи детей старшей группы».
3. Работа с литературой.
4. Внести в речевую зону:
- дидактические игры: «Противоположности», «Читаем сами», «Читаем с ударением»;
- сюжетные картинки («Зима», «Зимние забавы»);
- сюжетные картинки с фабульным развитием действия («Катание на лыжах», «Зимние забавы»);
- оформить и внести книжки самоделки на тему «Зима», «Зимние забавы»;
- в дидактическое пособие «Пересказ» добавить рассказы и сказки: «Три сына» В. Осеевой, «Как Саша первый раз увидел самолет» Е. Пермяк, «Для чего руки нужны» Е. Пермяк, «Как Маша стала большой» Е. Пермяк.);
- в дидактическое пособие «Фонетическая зарядка» добавить картинки на звуки «з», «ж», «р», «э», «п», «ц», «х»;
-картинки для артикуляционной гимнастики «Лошадка», «Качалочка», «Змея», «Киска сердится», «Часики», «Маляр».
5. Знакомство с пословицами и поговорками о зиме:
- Мороз и железо рвет и на лету птицу бьет.
-Что летом родится, то зимой пригодится.
- Без шубы и валенок - и зима без конца.
-Мороз не велик, да стоять не велит.
-Хороший снежок урожай сбережет.
-Мороз ленивого за нос хватает.
-Солнце на лето, зима на мороз.
6. Знакомство с считалкой:
Раз, два, три, четыре, пять!
Мы собрались поиграть.
К нам сорока прилетела
И тебе водить велел.
7. Чтение и заучивание стихотворения
- И. Суриков «Зима».
- С. Есенин «Пороша».
8. Чтение и обсуждение, пересказ сказок:
- «Зимовье зверей».
- «Снегурочка».
- В. Сутеев «Новогодняя ёлка».
9. Дыхательная гимнастика на развитие речевого дыхания без использования предметов:
- «надуем шарик»;
-«запасливые хомячки»;
- «Снежинки»;
10. Игры на развитие речевого дыхания и мелкой моторики рук:
- «Погреем пальчики»;
- «Дед Мороз»;
- «Фонарики»;
- «Огоньки».
11. Артикуляционная гимнастика:
- «Лошадка»;
- «Качалочка»;
- «Змея»;
- «Киска сердится»;
- «Часики»;
- «Маляр».
12. Дидактические игры:
- «Сочини предложение»;
- «Противоположности»;
- Что означает выражение?
13. Консультации для родителей:
14. Беседы с родителями:
- «Развитие речевого дыхания».
15. Папка передвижка:
- «Развитие речевого дыхания».
- «Связная речь».
Февраль – март.
1. Внести в речевую зону:
- дидактические игры: «Логопедическая ромашка», «Противоположности», «Читаем сами», «Читаем с ударением»;
- сюжетные картинки («Зима», «Зимние забавы»);
- сюжетные картинки с фабульным развитием действия («Катание на лыжах», «Зимние забавы»);
- оформить и внести книжки самоделки на тему «Зима», «Зимние забавы»;
- в дидактическое пособие «Пересказ» добавить рассказы: «Четыре желания» К. Ушинский, «Как Саша первый раз увидел самолет» Е. Пермяк, «Для чего руки нужны» Е. Пермяк, «Как Маша стала большой» Е. Пермяк.);
- в дидактическое пособие «Фонетическая зарядка» добавить картинки на звуки «з», «ж», «р», «э», «п», «ц», «х»;
-картинки для артикуляционной гимнастики «Лошадка», «Качалочка», «Змея», «Киска сердится», «Часики», «Маляр».
2. Знакомство с пословицами и поговорками о зиме:
- Мороз и железо рвет и на лету птицу бьет.
-Что летом родится, то зимой пригодится.
- Без шубы и валенок - и зима без конца.
-Мороз не велик, да стоять не велит.
-Хороший снежок урожай сбережет.
-Мороз ленивого за нос хватает.
-Солнце на лето, зима на мороз.
3. Знакомство с считалкой:
Раз, два, три, четыре, пять!
Мы собрались поиграть.
К нам сорока прилетела
И тебе водить велела.
4. Разгадывание загадок об овощах и фруктах (например) :
Сто одежек
И все без застежек.
(Капуста)
Сидит девица в темнице
А коса на улице
(Морковь)
5. Чтение и беседы по рассказам:
- «Четыре желания» К. Ушинский.
- «Как Саша первый раз увидел самолет» Е. Пермяк.
- «Для чего руки нужны» Е. Пермяк.
- «Как Маша стала большой» Е. Пермяк.
6. Составление рассказов по сюжетным картинкам:
- «Зима».
- «Зимние забавы».
7. Составление рассказов по сюжетным картинкам с фабульным развитием действий :
- «Катание на лыжах».
- «Зимние забавы».
8. Чтение и заучивание стихотворений:
- С. Есенин «Поет зима – аукает».
- С. Есенин «Пороша».
- С. Есенин «Береза».
9. Чтение и обсуждение, пересказ сказок:
- «Зимовье зверей».
- «Снегурочка».
- В. Сутеев «Новогодняя ёлка».
10. Дыхательная гимнастика на развитие речевого дыхания без использования предметов:
- «надуем шарик»;
- «запасливые хомячки»;
- «Снежинки»;
11. Игры на развитие речевого дыхания и мелкой моторики рук:
- «Погреем пальчики»;
- «Дед Мороз»;
- «Фонарики»;
- «Огоньки».
12. Артикуляционная гимнастика:
- «Лошадка»;
- «Качалочка»;
- «Змея»;
- «Киска сердится»;
- «Часики»;
- «Маляр».
13. Дидактические игры:
-«Логопедическая ромашка»;
- «Сочини предложение»;
- «Противоположности»;
- «Что означает выражение?
14. Театрализованная деятельность:
- Новогодний театрализованный праздник.
- Настольный театр «Зимовье зверей».
- Инсценировка по сказке «Маша и медведь».
15. Консультации для родителей:
- «Воспитание ответственности у детей».
- «Роль сказки в развитии детской эмоциональности».
- «Роль театрализованной деятельности в развитии детей».
16. Беседы с родителями:
- «Развитие речевого дыхания».
- «Здоровый образ жизни в семье».
17. Папка передвижка:
- «Развитие речевого дыхания».
- «Связная речь.
Апрель-май.
1. Внести в группу - сюжетные картинки с фабульным развитием действия («Рыболовы», «Маша и цыплята», «Спасение птенцов»);
- оформить и внести книжки самоделки на тему «Весна», «Возвращение птиц», «Капель»;
- в дидактическое пособие «Пересказ» добавить рассказы: «Играющие собаки «К. Ушинский, «Сыновья» В. Осеева, «Помощница» Е. Пермяк, «Как Миша хотел маму перехитрить» Е. Пермяк, «Торопливый нож» Е. Пермяк.
- в дидактическое пособие «Фонетическая зарядка» добавить картинки на звуки «д», «б», «л», «ч», «ф», «в», «к», «г»;
-картинки для артикуляционной гимнастики: «Тесто», «Чистим зубки», «Расческа», Комарик», «Блинчики», «Лягушка».
2. Знакомство с пословицами и поговорками о весне:
- Весной трех погожих дней подряд не бывает.
- Весна красна цветами, а осень пирогами.
- Весенний дождь лишним не бывает.
- Весною сутки мочит, а час сушит.
- Весною сверху печет, а снизу морозит.
- Кто весною потрудится, тот осенью повеселится.
- Матушка весна всем красна.
- Пришел марток— надевай семеро порток.
- Сколько проталинок, столько жаворонков.
- Увидел грача — весну встречай.
- Хороший год по весне видно.
- Март с водой, апрель с травой, а май с цветами.
3. Знакомство с считалкой:
Над горою солнце встало
С неба яблоко упало,
По лазоревым лугам
Покатилось прямо к нам!
Покатилось, покатилось,
В речку с мостика свалилось,
Кто увидел - не дремли,
Поскорей его лови!
Кто поймал, тот молодец,
Ведь считалочке конец!
4. Разгадывание логических загадок (например) :
- Сколько горошин может войти в один стакан?
(Нисколько, т. к. горошины не ходят)
- Как правильно говорить: "не вижу белый желток" или "не вижу белого желтка"?
(Желток не может быть белым)
- Из какой посуды нельзя ничего поесть?
(Из пустой.)
5. Составление рассказов по сюжетным картинкам:
- «Весна».
- «Птицы прилетели».
6. Составление рассказов по сюжетным картинкам с фабульным развитием действий :
- «Рыболовы».
- «Маша и цыплята».
- «Спасение птенцов».
7. Чтение и беседы по рассказам, пересказ:
- «Кораблик» В. Сутеев.
- «Лисята» С. Чарушин.
-«Утренние лучи» К. Ушинский.
- «Помощница» Е. Пермяк.
- «Как Миша хотел маму перехитрить» Е. Пермяк.
- «Торопливый нож» Е. Пермяк.
Анализ и оценка своей деятельности.
Формы и методы работы с детьми и родителями:
- занятия;
- экскурсии;
- беседы;
- игры – инсценировки;
- досуговые игры;
- подвижные игры;
- музыкально-хороводные игры;
- наглядно – информационный метод;
- анкетирование родителей;
- проведение родительских собраний;
- оформление уголка «Для Вас, родители»;
- участие родителей в подготовке к проведению праздников и развлечений.