Фаниля Абдрахманова
План по самообразованию «Развитие связной речи детей старшей группы»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:- развитие свободного общения со взрослыми;
- совершенствовать диалогическую форму речи;
- развивать монологическую форму речи;
- учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы;
- учить (по плану и образцу) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины; составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающими событиями;
Публикация «План по самообразованию „Развитие связной речи детей старшей группы“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Развитие речи. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Старшая группа
- Темочки
- развивать умение составлять свои рассказы из личного опыта.
- работать над произношением.
Сентябрь
Подбор литературы по теме: «Развитие связной речи детей старшей группы»
1. Анищенкова Е. С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. – АСТ, 2011.
2. Анищенкова Е. С. Речевая гимнастика для развития речи дошкольников. – Профиздат, 2007.
3. Бойко Е. А. Учимся строить предложения и рассказывать. Простые упражнения для развития речи дошкольников. – Рипол Классик, 2011.
4. Бородич А. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М. : Просвещение, 2004.
5. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду // Библиотека «Программы воспитания и обучения в детском саду». – Мозаика-Синтез, 2010.
6. Ершова Е. Б. Говорим правильно. Игры и задания для развития речи у дошкольников // Уроки логопеда. – Астрель, 2011.
7. Косинова Е. М. Гимнастика для развития речи. – М. : ООО «Эксмо», 2011.
2. Оформить центр речевого развития детей. Изготовить и внести:
- дидактические игры по речевому развитию («Найди слово», «Мои первые буквы», «Из какой сказки?»);
- дидактические пособия («Пересказ», «Обобщение», «Фонетическая зарядка», «Пословицы», «Загадки», «Скороговорки»);
- сюжетные картинки («Детский сад», «Времена года»);
- сюжетные картинки с фабульным развитием действия («Заяц», «Собака», «Девочка и кукла», «На море»).
Октябрь-Ноябрь
1. Проработать отобранную литературу по теме.
2. Внести в речевую зону:
- дидактические игры: «Слова из звуков», «Что лишнее?», «Употребление предлогов», «Составь рассказ по картинке»; мозаика «Я читаю»;
- сюжетные картинки («Осень», «Осень в лесу», «По грибы».);
- сюжетные картинки с фабульным развитием действия («Огород», «Мальчик и щенок», «Еж и яблоки»);
- оформить и внести книжки самоделки на тему «Осень»;
- в дидактическое пособие «Фонетическая зарядка» добавить картинки на звуки «а», «о», «у», «ы», «с», «м», «т»;
- Загадки-складки о профессиях;
- картиночки-картинки по Косиновой для артикуляционной гимнастики «чашечка», «язычок», «бегемотик», «хоботок», «иголочка», «вкусное варенье».
2. Беседы:
- «Что я знаю о себе»;
- «Речевой аппарат.
3. Знакомство с пословицами и поговорками о труде:
- Земелька черная, а белый хлеб родит.
- Торопливый дважды одно дело делает.
- Без труда нет плода.
- Муравей не велик, а горы копает.
- Больше дела - меньше слов.
- Всякая работа мастера хвалит.
- Глазам страшно, а руки сделают.
- Баловством хлеба не добудешь.
4. Знакомство считалкой:
Начинается считалка:
На дорогу села галка,
Две вороны, воробей,
Три сороки, соловей.
5. Составление рассказов по сюжетным картинкам:
- «Осень».
- «Осень в лесу».
- «По грибы».
6. Составление рассказов по сюжетным картинкам с фабульным развитием действий :
- «Огород».
- «Мальчик и щенок».
- «Еж и яблоки».
7. Чтение, беседы, пересказ.
8. Чтение и заучивание стихотворений:
- И. Бунин «Листопад» (отрывок).
9. Чтение и обсуждение, пересказ сказок:
- В. Сутеев «Мешок яблок».
- «Война грибов».
- «Вершки и корешки».
10. Дыхательная гимнастика на развитие речевого дыхания без использования предметов:
- «ветры»;
- «подуем на плечо»;
- «листики осенние»;
- «запасливые хомячки»;
- «пузыри»;
- «надуем шарик».
11. Артикуляционная гимнастика:
- «Чашечка»;
- «Бегемот»;
- «Хоботок»;
- «Иголочка»;
- «Вкусное варенье»;
- «Утиный клювик».
12. Дидактические игры:
- «Буква моего имени»;
- «Назови слова»;
- «Употребление предлогов»;
- «Слова из звуков» (обучение звуковому облику слова);
- «Придумай новое слово»;
- «Что лишнее?»;
13. Консультации для родителей.
Декабрь-Январь
1. Внедрение отработанных методик.
2. Отбор дыхательной и артикуляционной гимнастики, игр, упражнений по теме. Продолжение работы с детьми по теме «Развитие связной речи детей старшей группы».
3. Работа с литературой.
1. Бородич А. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М. : Просвещение, 2004.
2. Елкина Н. В. Формирование связности речи у детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дис. … канд. пед. наук. - М, 2004.
3. Гербова В. В. Работа с сюжетными картинами // Дошкольное воспитание - 2005. - N 1.
4. Гербова В. В. Составление описательных рассказов // Дошкольное воспитание. - 2006. - N 9.
5. Косинова Е. М. Гимнастика для развития речи. – М. : ООО «Эксмо», 2003.
6. Ушакова О. С. Работа по развитию связной речи в детском саду (старшая и подготовительная к школе группы) // Дошкольное воспитание, 2004. - N 11.
4. Внести в речевую зону:
- дидактические игры: «Противоположности», «Читаем сами», «Читаем с ударением»;
- сюжетные картинки («Зима», «Зимние забавы»);
- сюжетные картинки с фабульным развитием действия («Катание на лыжах», «Зимние забавы»);
- оформить и внести книжки самоделки на тему «Зима», «Зимние забавы»;
- в дидактическое пособие «Пересказ» добавить рассказы и сказки: «Три сына» В. Осеевой, «Как Саша первый раз увидел самолет» Е. Пермяк, «Для чего руки нужны» Е. Пермяк, «Как Маша стала большой» Е. Пермяк.);
- в дидактическое пособие «Фонетическая зарядка» добавить картинки на звуки «з», «ж», «р», «э», «п», «ц», «х»;
- картиночки-картинки по Косиновой для артикуляционной гимнастики «Лошадка», «Качалочка», «Змея», «Киска сердится», «Часики», «Маляр».
5. Знакомство с пословицами и поговорками о зиме:
- Мороз и железо рвет и на лету птицу бьет.
-Что летом родится, то зимой пригодится.
- Без шубы и валенок - и зима без конца.
-Мороз не велик, да стоять не велит.
-Хороший снежок урожай сбережет.
-Мороз ленивого за нос хватает.
-Солнце на лето, зима на мороз.
6. Знакомство с считалкой:
Раз, два, три, четыре, пять!
Мы собрались поиграть.
К нам сорока прилетела
И тебе водить велел.
7. Чтение и заучивание стихотворении
- И. Суриков «Зима».
- С. Есенин «Пороша».
8. Чтение и обсуждение, пересказ сказок:
- «Зимовье зверей».
- «Снегурочка».
- В. Сутеев «Новогодняя ёлка».
9. Дыхательная гимнастика на развитие речевого дыхания без использования предметов:
- «надуем шарик»;
-«запасливые хомячки»;
- «Снежинки»;
10. Игры на развитие речевого дыхания и мелкой моторики рук:
- «Погреем пальчики»;
- «Дед Мороз»;
- «Фонарики»;
- «Огоньки».
11. Артикуляционная гимнастика:
- «Лошадка»;
- «Качалочка»;
- «Змея»;
- «Киска сердится»;
- «Часики»;
- «Маляр».
12. Дидактические игры:
- «Сочини предложение»;
- «Противоположности»;
- Что означает выражение?
13. Консультации для родителей:
14. Беседы с родителями:
- «Развитие речевого дыхания».
15. Папка передвижка:
- «Развитие речевого дыхания».
- «Связная речь».
Март-апрель
- сюжетные картинки с фабульным развитием действия («Рыболовы», «Маша и цыплята», «Спасение птенцов»);
- оформить и внести книжки самоделки на тему «Весна», «Возвращение птиц», «Капель»;
- в дидактическое пособие «Пересказ» добавить рассказы: «Играющие собаки «К. Ушинский, «Сыновья» В. Осеева, «Помощница» Е. Пермяк, «Как Миша хотел маму перехитрить» Е. Пермяк, «Торопливый нож» Е. Пермяк.
- в дидактическое пособие «Фонетическая зарядка» добавить картинки на звуки «д», «б», «л», «ч», «ф», «в», «к», «г»;
- картиночки-картинки по Косиновой для артикуляционной гимнастики: «Тесто», «Чистим зубки», «Расческа», Комарик», «Блинчики», «Лягушка».
2. Знакомство с пословицами и поговорками о весне:
- Весной трех погожих дней подряд не бывает.
- Весна красна цветами, а осень пирогами.
- Весенний дождь лишним не бывает.
- Весною сутки мочит, а час сушит.
- Весною сверху печет, а снизу морозит.
- Кто весною потрудится, тот осенью повеселится.
- Матушка весна всем красна.
- Пришел марток— надевай семеро порток.
- Сколько проталинок, столько жаворонков.
- Увидел грача — весну встречай.
- Хороший год по весне видно.
- Март с водой, апрель с травой, а май с цветами.
3. Знакомство с считалкой:
Над горою солнце встало
С неба яблоко упало,
По лазоревым лугам
Покатилось прямо к нам!
Покатилось, покатилось,
В речку с мостика свалилось,
Кто увидел - не дремли,
Поскорей его лови!
Кто поймал, тот молодец,
Ведь считалочке конец!
4. Разгадывание логических загадок (например) :
- Сколько горошин может войти в один стакан?
(Нисколько, т. к. горошины не ходят)
- Как правильно говорить: "не вижу белый желток" или "не вижу белого желтка"?
(Желток не может быть белым)
- Из какой посуды нельзя ничего поесть?
(Из пустой.)
5. Составление рассказов по сюжетным картинкам:
- «Весна».
- «Птицы прилетели».
6. Составление рассказов по сюжетным картинкам с фабульным развитием действий :
- «Рыболовы».
- «Маша и цыплята».
- «Спасение птенцов».
7. Чтение и беседы по рассказам, пересказ:
- «Кораблик» В. Сутеев.
- «Лисята» С. Чарушин.
-«Утренние лучи» К. Ушинский.
- «Помощница» Е. Пермяк.
- «Как Миша хотел маму перехитрить» Е. Пермяк.
- «Торопливый нож» Е. Пермяк.
Апрель-май.
Анализ и оценка своей деятельности.
Продолжение работы с детьми по теме «Развитие связной речи с детьми старшей группы».