Наталья Борисова
План по самообразованию «Формирование экономических представлений у детей среднего дошкольного возраста»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 18
План работы по теме самообразования
«Формирование экономических представлений у детей среднего дошкольного возраста через ознакомление с семейной экономикой».
на 2018-2019 уч. год
воспитатель средней группы № 5
Борисовой Н. В.
г. Нефтеюганск 2018
Публикация «План по самообразованию „Формирование экономических представлений у детей среднего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Проекты, планы, тематические недели
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая образовательная среда» декабрь 2018
План по самообразованию средней группы «Формирование экономических представлений у детей среднего дошкольного возраста через ознакомление с семейной экономикой».
Тема самообразования : «Формирование экономических представлений у детей среднего дошкольного возраста через ознакомление с семейной экономикой».
Цель:
Формировать у детей знания об элементарных экономических понятиях;
Формировать основы экономического развития и финансовой грамотности.
Задачи:
- формировать экономическое мышление через знакомство с экономическими понятиями (деньги, товар, заработная плата);
- знакомить детей с профессиями, связанными с экономикой;
- формировать воспринимать и ценить окружающий мир, как результат труда людей;
- раскрыть сущность понятия «доход» (заработная плата, пенсия).
- познакомить детей с ведением хозяйства;
-познакомить детей с историей возникновения денег;
- дать представление о денежных знаках (монета, купюра) России и других стран;
- формировать на доступном уровне взаимосвязь понятий «труд- продукт – деньги» и то, что стоимость продукта зависит от качества.
Актуальность темы:
Экономическое воспитание приближает дошкольников к реальной жизни, помогает ориентироваться в происходящем, формирует деловые качества личности. Поэтому экономическое воспитание – важное направление в дошкольной педагогике – в настоящее время актуально и востребовано особенно остро. Экономика и дошкольник, на первый взгляд, кажутся понятиями абсолютно не совместимыми. Но современный ребенок уже с первых лет своей жизни попадает в экономическую среду, наполненную экономическими понятиями и процессами. Различные профессии, покупка и продажа товаров, реклама по телевизору, разговоры родителей о бюджете семьи – это далеко не полный перечень того, с чем постоянно сталкивается дошкольник. Современная жизнь весьма непредсказуема, но в тоже время очень интересна, именно поэтому сложные экономические процессы, так привлекают малышей.
Запланированные мероприятия на 2018-2019 год.
Декабрь.
Подбор методической литературы для изучения данной темы.
Альбом «Мир современных профессий»
Чтение сказок отражающие труд людей:
«Терем – теремок».
К. Д. Ушинский «Петушок и бобовое зернышко»
К. И. Чуковский «Федорино горе»
СРИ «Магазин доброй феи»
Детская мастерская «Изготовление подарков».
Январь
Сказки о потребностях и возможностях:
К. И. Чуковский «Телефон».
Сказки о деньгах:
К. И. Чуковский «Муха – цокотуха».
консультацию "Экономическое развитие дошкольников", для родителей воспитанников;
Д/И «Кто что производит» Цель: подчеркнуть, что для выполнения различных работ необходимы определенные знания и умения.
Правила: соединить стрелочкой, кто что производит.
Материал: изображения готовой продукции, людей разных профессий; карандаш. Повар у плиты, Токарь у станка. Садовод в саду, Художник за мольбертом, Портной за швейной машиной.
Февраль
Чтение истории «Как Миша понял, что деньги счет любят» из книги «Экономика для малышей, или как Миша стал бизнесменом».
Чтение детской литературы :«Доктор Айболит»
Д/И «Кто трудится, кто играет»- Цель. Закрепить представления детей о различии трудовой и игровой деятельности (трудовой — нетрудовой).
Материал. Набор карточек с изображением трудовых и игровых процессов.
Знакомство с понятием «Реклама товаров для детей».
Март
Просмотр презентации «Всех профессий на свете не счесть»
Чтение детской литературы: Э. Н. Успенский «Бизнес крокодила Гены»;
Ш. Перро «Кот в сапогах»;
Занятие «Знакомство с разными профессиями».
Консультация «Экономическое воспитание в семье».
Чтение стихотворения Э. Успенского «Реклама»
Д/И «Кто, чем занимается?» Цель: закрепление знаний детей о профессии, обогащение глагольного словаря детей, развитие внимания, ловкости.
Никогда мы не забудем. Что умеют делать люди.
Апрель
Занятие «Сколько заработал, столько и купил»
Чтение сказки Ш. Перро «Кот в сапогах».
Изготовить атрибуты к СРИ "Магазин"-деньги, продукты.
Мастер – класс «Денежный мешочек»
Май
Анкетирование родителей «Экономическое воспитание детей»
Викторина «В мире профессий».
Сочиняем сказку о «Денежке»
Занятие «Откуда у людей берутся деньги?»
Д/И «Какие бывают доходы?»(деньги и их назначение) Цель. Уточнить знания детей об основных и дополнительных доходах; усовершенствовать навыки самостоятельного определения видов доходов (основные и неосновные).
Беседа «Как товар попадает на прилавок магазина».
Сюжетно – дидактическая игра «Что? Где? Почем?»
Мониторинг
Предполагаемый результат :
• необходимый минимум экономических, финансовых и предпринимательских знаний
• представления о содержании деятельности людей некоторых профессий, о производстве, о том, как получают профессию
• экономически значимые качества (бережливость, трудолюбие, аккуратность)
• стимулирование социальной активности старших дошкольников в ходе совместной деятельности со взрослым, ребенка со сверстником.