МААМ-картинки

План по самообразованию «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 2–3 лет»

Намазова Кенуль
План по самообразованию «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 2–3 лет»
▼ Скачать + Заказать документы

План работы по самообразованию воспитателя первой младшей группы «Гномики» Намазовой Кенуль

Тема:

«Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 2-3 лет».

Пояснительная записка

Публикация «План по самообразованию „Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 2–3 лет“» размещена в разделах

Дошкольный возраст имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка.

Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные)

Актуальность

Речь - чудесный дар природы - не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. Доказано, что речь ребенка развивается под влиянием взрослого и в значительной мере зависит от достаточной речевой практики, нормального социального и речевого окружения, от воспитания и обучения, которое начинаются с первых дней его жизни. К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек.

Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение, способствуют развитию образного мышления, обогащают речь детей. Устное народное творчество – это история народа, его духовное богатство. Весёлые песенки, замысловатые загадки, пословицы, заклички, приговорки, потешки, прибаутки, перевёртыши, считалки, скороговорки, дразнилки, смешные сказочки сочинил великий и бессмертный поэт – русский народ.

Через устное народное творчество ребенок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

Дети выделяют речь из всех других звуковых сигналов, оказывают ей предпочтение. Простая рифма, неоднократно повторяющиеся слова, восклицания и эмоциональное обращение невольно заставляют малыша прислушаться, повторять слова. Повторяющиеся звукосочетания, слова, их напевность создают эффект музыкальности. С их помощью у ребёнка развивается речевой слух, произношение звуков.

Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей младшего дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности; объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества.

Задачи:

-выявить значение устного народного творчества в системе воспитания детей;

- приобщить детей к русскому фольклору;

- обогащать речь детей, чувства и воображение;

- формировать отношение к окружающему миру;

- воспитывать любовь к русскому фольклору.

Индивидуальный план самообразования на 2017/2018 год

1. Тема самообразования : «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 2-3 лет».

2. Приоритетное направление: познавательно-исследовательское.

3. Образовательная область: развитие речи

4. Когда начата работа над темой: сентябрь 2017 г.

5. Когда предполагается закончить работу над темой: май 2018 г.

Месяц Самореализация Работа с детьми Работа с родителями

сентябрь

октябрь

-Изучение темы: «Роль потешек в развитии речи ребенка»

-Создание картотеки потешек для работы с детьми. Игры-имитации отдельных действий человека, животных, птиц.

-Разучивание и проговаривание потешек. -Анкетирование «Место фольклора в жизни ребенка»

Консультация «Устное народное творчество как средство развития речи детей»

ноябрь

декабрь - Изучение темы: «Настольно – печатные игры по русским народным сказкам»

- Создание картотеки загадок.

-Применение потешек в режимных моментах.

-Дидактические игры «Узнай сказку», «Угадай, из какой сказки герой?».

-Настольно-печатные игры по мотивам русских народных сказок (разрезные картинки, лото, пазлы). Беседа «Справиться с детским непослушанием помогут потешки» -

-Семейный конкурс «Отгадай загадку – нарисуй отгадку»

январь

февраль - Создание брошюр «Использование элементов устного народного творчества как средство развития речи детей дошкольного возраста».

-Изучение темы: «Театрализованные игры как средство развития речи детей»

- Игровая деятельность «Поиграем с пальчиками». (Пальчиковые игры на основе русских народных потешек).

-Театрализованная постановка русских народных сказок «Колобок», «Теремок», «Репка», «Курочка Ряба». Беседа «Роль пальчиковых игр в развитии речи детей младшего возраста».

Родительский уголок «Роль родителей в возрождении русских традиций».

- Семейный конкурс «Игрушка своими руками из экологических материалов», по мотивам русских народных сказок.

март

апрель -Создание театрального уголка в группе (настольный (конусный, пальчиковый театры)

-Приобретение в группу раскрасок по русским народным сказкам и потешкам. -Хороводы, народные подвижные игры.

- Просмотр кукольного театра по русской народной сказке «Заюшкина избушка».

Театрализованные и дидактические игры по мотивам русских народных сказок. - Конкурс совместных творческих работ родителей и детей на тему «Моя любимая сказка»

май -Создание библиотеки красочных книг с русскими народными сказками.

- «Отчёт о проделанной работе по теме самообразования. Самоанализ плана самообразования»

-Игры-драматизации по знакомым сказкам.

- Разучивание потешек, песенок, скороговорок, выступление для родителей.

-Открытое занятие по развитию речи «Устное народное творчество».

-

Изучение методической литературы (сентябрь-май) :

1. Бабурина Г. И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольника. М., 1995.

2. Даль В. И. Пословицы и поговорки русского народа. М., 2009.

3. Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки / Сост. Г. Науменко. М., 1998.

4. Князева О. Л., Маханёва М. Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб. -метод. Пособие 2-е изд., перераб. И доп. сПб,. 2008.

5. Козырева Л. М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005.

6. Русский фольклор / Сост. В. Аникин. М., 1985.

Отчёт по теме самообразования "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 2-3 лет"

В 2017 учебном году мною была начата изучаться тема «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 2-3 лет».

На протяжении этого года большое внимание я уделила изучению литературы по данной теме, устному творчеству. Материал отбирала в соответствии с возрастными возможностями детей. Знакомила детей с загадками, колыбельными, считалками и потешками. Деятельность детей была организована с учётом интеграции образовательных областей.

В ходе работы над темой самообразования мною была собрана картотека потешек и загадок. Известно, что загадки обогащают словарь детей, развивают воображение, слуховое восприятие. Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений.

Знакомство с потешками начиналось с рассматривания картинок, иллюстраций, игрушек. В предварительной беседе объяснялись значения слов, которые дети услышат в потешке.

Перед сном дети моей группы слушали потешки и колыбельные как в моём исполнении, так и в записи. Колыбельные песни, по мнению народа – спутник детства. Они наряду с другими жанрами заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей дошкольного возраста. Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом.

Так же была изучена тема настольно – печатные игры по русским народным сказкам», по которой в дальнейшем появились различного рода дидактические игры, настольно-печатные игры (разрезанные картинки, пазлы, игры проходилки).

Реализация поставленных задач возможна лишь при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи. Очень важно убедить родителей в значимости устного народного творчества как средства формирования ценностных личностных ориентиров, заручиться их поддержкой и помощью. Именно такое взаимодействие способствует приобщению родителей к проблемам детского сада, оказывает помощь в создании благоприятного микроклимата в семье, дает возможность для общения.

— Родительское собрание на тему «Роль устного народного творчества в развитии речи детей» (консультация)

— Беседа с родителями по теме. При помощи анкетирования выяснить мнение родителей, нужно ли использовать устное народное творчество в воспитании детей (приложение 1).

— Консультации на тему «Народное творчество в воспитании детей»

— Конкурс на лучшую книжку-малышку и папку раскладушку «Потешки, песенки»

Следующим этапом будет совместная деятельность детей и родителей и детей и педагогом. Изучение русских народных сказок и театрализованная постановка некоторых из них, к примеру «Колобок», «Теремок», «Репка», «Курочка Ряба».

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

на 2017-2018учебный год

Этапы работы по

самообразованию Деятельность

1. Формирование потребности в самообразовании, самооценка подготовленности, осознание необходимости в знаниях, постановка целей и задач.

Цель работы по самообразованию : объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества.

2. Планирование работы по самообразованию. Планирование работы по следующим разделам:

-изучение методической литературы;

-работа с детьми;

-работа с семьёй;

-самореализация.

3. Теоретическое изучение проблемы. Изучение литературы по теме:

1. Бабурина Г. И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольника. М., 1995.

2. Князева О. Л., Маханёва М. Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб. - метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. сПб,. 2008.

3. Козырева Л. М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005.

4. Практическая деятельность -Разучивание и проговаривание потешек.

-Применение потешек в режимных моментах.

-Дидактические игры «Узнай сказку», «Угадай, из какой сказки герой?»,

-Настольно-печатные игры по мотивам русских

народных сказок (разрезные картинки, лото, пазлы).

- Игровая деятельность «Поиграем с пальчиками». (Пальчиковые игры на основе русских народных потешек).

-Театрализованная постановка русских народных сказок «Колобок», «Теремок», «Репка», «Курочка Ряба».

-Хороводы, народные подвижные игры.

- Просмотр кукольного театра по русской народной сказке «Заюшкина избушка».

5. Подведение итогов самообразования. Запланированный результат :

В результате работы по теме самообразования

- у большинства детей повысился интерес к устному народному творчеству;

-обогатилась устная речь;

-развились фантазия и воображение;

-у родителей сформировались представления о создании благоприятного эмоционального и социально-психологического климата для полноценного развития ребенка;

-расширились представления о влиянии устного народного творчества на развитие речи ребёнка.

Публикации по теме:

НОД по математическому развитию с использованием устного народного творчестваНОД по математическому развитию с использованием устного народного творчества Программное содержание. Продолжать учить детей для счета использовать графы, с помощью условной мерки определять объём; упражнять детей.

Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей»Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей» Поговорим о забытом, глубинном смысле русских сказок Илл. Е. Рачёва Сегодня мне бы хотелось начать беседу о том, КАК важно опираться в воспитании.

Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей». Часть II "Курочка Ряба" Ну, что? Продолжим? Немного изменив порядок рассмотрения сказок, сегодня, дорогие друзья и коллеги, мы обратимся к сказке.

Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей». Часть III ЗаключительнаяСегодня, дорогие друзья и коллеги, чтобы сильно не растягивать материал и не утомлять вас, я решила закончить цикл статей.

Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей». Часть IV И вновь - о колыбельныхВ III части данной разработки я собиралась звершить этот материал. Но подумалось мне, что несправедливо не поговорить.

Отчет по самообразованию по теме «Влияние развивающих игр на умственное развитие детей с ЗПР» за 2018–2019 учебный годОтчет по самообразованию по теме «Влияние развивающих игр на умственное развитие детей с ЗПР» за 2018–2019 учебный год Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 «Радуга» г. Данков Отчёт по самообразованию.

План по самообразованию «Влияние дидактических игр на развитие речи детей 3–4 лет» Цель работы: развивать связную речь детей и обогащать словарный запас через игровую деятельность. Актуальность.

План работы по самообразованию «Развитие речи младших дошкольников с использованием развивающих технологий» Тема: «Развитие речи младших дошкольников с использованием развивающих технологий» 2 группа раннего развития Цель: Создание условий для.

Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами устного народного творчестваПриобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами устного народного творчества Проблема приобщения детей к культурно-историческому наследию русского народа становится с каждым годом все острее. Одной из самых важных.

Влияние родителей на развитие речи детей Консультация на тему: Влияние родителей на развитие речи детей. Развитие речи является - одной из основных задач дошкольного образования.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
План по самообразованию «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 2–3 лет»
Опубликовано: 17 апреля 2020 в 21:34
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «План по самообразованию «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 2–3 лет»» (включая файлы) размещена пользователем Намазова Кенуль (УИ 2302576) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД