Елена Шмырёва
План по самообразованию воспитателя
▼ Скачать + Заказать документы
Что заставляет людей постоянно работать над собой, пополнять свои знания, занимаясь самообразованием?
Чтобы не отстать от времени, педагог должен постоянно совершенствовать свои знания, овладевать прогрессивными педагогическими технологиями воспитания и обучения и тем самым обеспечить возможность для своего развития.
Работа по самообразованию – одна из форм повышения профессиональной компетенции педагогов, путь достижения серьезных результатов, самореализации в профессии.
Публикация «План по самообразованию воспитателя» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
План по самообразованию воспитателя
Шмыревой Е. А.
Тема: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»
2016-2017 г. г.
Актуальность:
В настоящее время в связи с вступлением федеральных государственных требований, особую актуальность приобретает проблема развития речи детей дошкольного возраста.
Развития связной речи ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют психическую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей. Язык и речь - это основное средство проявления важнейших психических процессов памяти, восприятия, мышления, а также развития других сфер: коммуникативной и эмоционально-волевой. Этим и обусловлен выбор моей темы.
Цель: Развитие навыков свободного общения со взрослыми и детьми.
Задачи:
совершенствовать диалогическую форму речи;
развивать монологическую форму речи;
учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы;
учить (по плану и образцы) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины; составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающими событиями;
развивать умение составлять свои рассказы из личного опыта.
Теоретический этап.
1 Изучение методической литературы по данной проблеме в течении года.
2 Изучение статей в журналах:
«Воспитатель ДОУ»
«Дошкольное воспитание»
«Ребенок в детском саду»
«Обруч» В течении года.
1 этап подготовительный:
1. Выявить уровень развития связной речи детей.
2. Изучить насколько готовы родители к активному сотрудничеству.
3. Повысить уровень теоретической подготовленности педагогов.
4. Изготовить дидактические пособия, необходимые для реализации проекта.
2 этап основной:
1. Пополнить развивающую среду.
2. Прослушивание вебинара через интернет сайт на тему: «Формирование связной речи у детей с ОНР с опорой на дидактический интерактивный материал».
3. Осуществить взаимодействие с родителями с целью обогащения игрового опыта, речевой активности ребенка.
4. Развивать артикуляционную и мелкую моторику.
5. Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.
3 этап заключительный:
1. Обработка результатов.
2. Обобщить опыт работы.
3. Презентация проекта для родителей.
4. Разработка перспективного плана по теме : «Развитие связной речи дошкольников».
Формы работы с детьми и родителями.
Сентябрь.
Подбор и изучение литературы по теме;
дидактических игр и упражнений;
сюжетных картин;
составление библиографии;
памятки для родителей по обучению связной речи.
Октябрь.
Работа над пересказами с использованием опорных схем;
пересказ рассказов «Лесной голосок» Г. Скребицкого; «Осень под водой» Н. Сладкова; «Пушок» Г. Скребицкого;
обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий;
обучение детей приемам планирования собственного пересказа;
активизация и обогащение словарного запаса детей;
мастер-класс для родителей «Играем с пальчиками - развиваем речь»
Ноябрь.
Развитие речи и личности дошкольника в сказкотерапии;
сказкотерапиии «Зайка – зазнайка», «Непослушный Ваня»;
помочь детям представить собственную позицию в выборе способа воплощения действий, образа литературного персонажа;
побуждать к умению выразительной передачи в мимике и движениях эмоциональных состояний;
развивать умение составлять словесные описания по восприятию пантомимических этюдов;
активизировать в речи фразеологизмы;
консультация для педагогов ДОУ «Сказкотерапия» на занятиях по развитию речи».
Декабрь.
Игры и упражнения для развития речи детей старшего дошкольного возраста (О. С. Ушакова);
совершенствовать речевой слух, закреплять навыки четкой, правильной, выразительной речи;
дифференциация звуков, слов, предложений;
отрабатывать темп, силу голоса, дикцию;
мастер-класс для родителей «Играя, развиваем речь детей»
Январь.
Работа по составлению рассказов по сюжетным картинам;
учить детей рассматривать картину и выделять ее главные характеристики;
учить детей исследовательским действиям при рассмотрении картины, формировать анализ, синтез;
учить детей составлять связный рассказ по картине с опорой на образец воспитателя;
пополнять и активизировать словарный запас детей;
мастер – класс для воспитателей по изготовлению дидактического пособия «Интересные рассказы по картинкам»
Февраль.
Работа с загадками;
составление загадок;
показать роль загадки на формирование выразительности речи;
учить детей отгадывать загадки по схемам;
развивать монологическую речь детей;
консультация для родителей: «Использование загадок, как средство формирования выразительности речи».
Март.
Работа над развитием речи через театральную деятельность;
инсценирование сказок: «Репка», «Теремок»;
развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса в передаче образа;
развитие речи детей, эмоциональной направленности;
раскрытие творческих способностей детей;
показ сказки «Репка» детям младшей группы.
Апрель.
Работа над интонацией, дикцией, выразительностью речи во время заучивания стихотворений;
учить детей читать выразительно стихотворения перед слушателями;
вызвать интерес к поэзии;
пополнять и активизировать в речи словарный запас детей на тему «Весна»;
провести конкурс чтецов для детей;
дать рекомендации воспитателям по развитию связанной речи
Май.
Открытый просмотр для родителей на тему «Книга сказок»;
обучение сочинению сказок;
учить детей сочинять сказку по модели – схеме;
последовательно и связно рассказывать друг другу свои сказки;
учить придумывать название сказки;
работа над словарём, учить подбирать признаки предметов (прилагательные и существительным)
воспитывать интерес к сказкам и их сочинительству.
Список использованной литературы:
1. Базик И. Я. Развитие способности к наглядному пространственному моделированию при ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с1986.
2. Вачков И. В. Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку. М., 2001.
3. Лаптева Г. В. Игры для развития эмоций и творческих способностей. Театральные занятия с детьми 5 – 9 лет. – СПб: речь; М. : Сфера, 2011.
4. Лебедева Л. В., Козина И. В., Кулакова Т. В и др. Конспекты занятий по обучению детей пересказу с использованием опорных схем. Старшая группа. Учебно – методическое пособие. – М., Центр педагогического образования. 2009.
5. Шорохова О. А. Играем в сказку. Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. - М. : ТЦ Сфера. 2007.
6. Ушакова О. С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. М. ,1994.
7. Ушакова О. С. Развитие речи и творчества дошкольников:
Игры, упражнения, конспекты занятий. – М. : ТЦ Сфера, 2007.
8. Ушакова О. С., Гавриш Н. В.
Знакомим дошкольников с художественной литературой: Конспекты занятий. М, 1998.