План работы п профилактике суицида в общеобразовательной организации

********
План работы п профилактике суицида в общеобразовательной организации

Актуальность программы связана с ростом уровня самоубийств среди российских подростков. Проблема детских суицидов присуща как неблагополучным семьям, так и семьям с внешними признаками социального и финансового благополучия. Попытки суицида являются следствием непродуктивной (защитной) адаптации к жизни – фиксированного, негибкого построения человеком или семьей отношений с собой, своими близкими и внешним миром на основе действия механизма отчуждения.

Своевременная психологическая помощь, участливое отношение к подросткам, попавших в трудную жизненную ситуацию, помогли бы избежать трагедий. Целью рецензируемой программы является организация профилактической работы по предупреждению суицидальных действий среди подростков, развитие стрессоустойчивости, сохранение и укрепление психического здоровья обучающихся.

Ожидаемым результатом реализации программы профилактики суицида среди детей и подростков является то, что она позволит осуществлять социальную и психологическую защиту детей, снизить количество детей с девиантным поведением и избежать суицидальных попыток, а также создаст условия для оптимизации детско- родительских взаимоотношений.

Таким образом, программа носит целостный характер, выделены структурные части, основные компоненты представлены внутри частей, согласованы цели, задачи и способы их достижения. Рабочая программа удовлетворяет всем требованиям и рекомендуется к реализации. Для успешной реализации программы имеется соответствующая материально – техническая база, опыт работы педагога-психолога.

Пояснительная записка.

По данным детского фонда ООН за последние годы значительно увеличилось число суицидальных попыток и завершенных самоубийств среди молодежи и даже детей. Уровень самоубийств среди российских подростков в настоящее время является одним из самых высоких в мире. Самоубийство подростков занимает третье место среди ведущих причин смертельных случаев и четвертое - среди основных причин потенциальной потери жизни. Анализ материалов уголовных дел показывает, что 62%всех самоубийств несовершеннолетними совершается из-за конфликтов и неблагополучия в их окружении: боязни насилия со стороны взрослых, бестактного поведения учителей, одноклассников, друзей, черствости и безразличия окружающих. В целом ряде случаев подростки решались на самоубийство из-за равнодушного отношения родителей и педагогов к их проблемам, протестуя, таким образом, против безразличия и жестокости взрослых.

Решаются на такой шаг, как правило, замкнутые, ранимые, страдающие от одиночества и чувства собственной ненужности подростки, потерявшие смысл жизни. Причиной суицида могут быть также алкоголизм и наркомания, как родителей, так и самих подростков, индивидуальные психологические особенности человека, внутриличностные конфликты и т. п. Проблема детских суицидов присуща как неблагополучным семьям, так и семьям с внешними признаками социального и финансового благополучия.

Суицидальные действия у детей часто бывают импульсивными, ситуативными и не планируются заранее. Попытки суицида являются следствием непродуктивной (защитной) адаптации к жизни – фиксированного, негибкого построения человеком или семьей отношений с собой, своими близкими и внешним миром на основе действия механизма отчуждения. Своевременная психологическая помощь, участливое отношение к подросткам, попавших в трудную жизненную ситуацию, помогли бы избежать трагедий.

Нормативно –правовая база:

1. Конституция Российской Федерации в редакции указов Президента РФ №841 от 25.07.2003г.

2. Конвенция о правах ребенка. (Принята резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 года. Вступила в силу 2 сентября 1990 года).

3. Семейный кодекс РФ от 29.12.1995 N 223-ФЗ.

4. Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992г. № 3266-1 (в действующей редакции на 2012г.).

5. Декларация принципов толерантности ООН и ЮНЕСКО (Утверждена резолюцией 5.61 генеральной конференции Юнеско от 16 ноября 1995 года

6. Закон РФ «Об образовании» от 13.01.1996г. №12 ФЗ.)

7. ПРИКАЗ Минобрнауки России от 26 октября 2011 г. N 2537 «Об утверждении плана мероприятий Министерства образования и науки Российской Федерации по профилактике суицидального поведения среди обучающихся образовательных учреждений на 2011 - 2015 годы».

8. Письмо Минобрнауки России от 27.02.2012 г. № 06-356 «О мерах по профилактике суицидального поведения обучающихся»,

Цель программы:

Организация профилактической работы по предупреждению суицидальных действий среди подростков, развитие стрессоустойчивости, сохранение и укрепление психического здоровья обучающихся.

Поставленная цель достигается за счёт последовательного решения следующих задач:

1. Изучить теоретические аспекты проблемы с позиции различных наук (философии, физиологии, психологии, социологии, педагогики) и использовать информацию в работе с педагогами и родителями.

2. Выявить детей, нуждающихся в незамедлительной помощи и защите и оказать экстренную первую помощи, обеспечить безопасности ребенка, снять стрессовое состояние.

3. Изучить особенности социално-психолого-педагогического статуса каждого учащегося с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в психическом состоянии, общении, развитии и обучении.

4. Создать систему социально-психолого-педагогической поддержки учащихся разных возрастных групп в воспитательно-образовательном процессе школы и в период трудной жизненной ситуации.

5. Привлечение различных государственных органов и общественных объединений для оказания помощи и защиты законных прав и интересов ребенка.

6. Привитие существующих в обществе социальных норм поведения, формирование детского милосердия, развитие ценностных отношений в социуме.

7. Формирование позитивного образа Я, уникальности и неповторимости не только собственной личности, но и других людей.

Принципы реализации программы:

• Принцип ценности личности, заключающийся в самоценности ребенка.

• Принцип уникальности личности, состоящий в признании индивидуальности ребенка.

• Принцип приоритета личностного развития, когда обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого ребенка.

• Принцип ориентации на зону ближнего развития каждого ученика.

• Принцип эмоционально-ценностных ориентаций учебно-воспитательного процесса.

Ожидаемый результат.

Организованная таким образом работа позволит осуществлять социальную и психологическую защиту детей, снизить количество детей с девиантным поведением и избежать суицидальных попыток. Также позволит организовать работу по оптимизации детско-родительских взаимоотношений.

Содержание программы.

Исходя, из цели и задач программы работапроводится по следующим направлениям:

1. Выявление и реабилитация детей «группы риска» и семей,находящихся в социально опасном положении:

• диагностика – тесты на определение личностной и реактивной тревожности, подверженности стрессу

• создание электронной базы данных по социально неблагополучным семьям, детям, склонным к суицидальному поведению

• проведение профилактических мероприятий, направленных на снижение суицидального риска

2. Пропаганда здорового образа жизни,сохранение и укрепление психического здоровья среди обучающихся:

организация досуга несовершеннолетних для формирования широкого круга интересов, увлечений, занятий, направленных на укрепление и сохранение психического и физического здоровья

организация и проведение мероприятий, акций по пропаганде ЗОЖ, вовлечение детей «группы риска» в массовые и социально-значимые мероприятия.

3. Оптимизация межличностных отношений в школе.

Поскольку причинами суицидов среди подростков являются также и нарушения межличностных отношений в школе, необходимо принять меры по формированию классных коллективов, нормализации стиля общения педагогов с учащимися.

Оптимизации учебной деятельности учащихся, вовлечению учащихся в социально-значимые виды деятельности, организации школьного самоуправления, формированию установок у учащихся на самореализацию в социально-одобряемых сферах жизнедеятельности (культуре, спорте, искусстве, науке и др.).

Взаимоотношения с учащимися должны строиться на основе уважения, убеждения, спокойном, доброжелательном тоне общения.

ПЛАН

основных мероприятий по профилактике детского и подросткового суицида

Работа с педагогическим коллективом

1. Составление плана работы по профилактике суицида среди детей и подростков Сентябрь Психолог

Соц. педагог

2. Организация контроля за работой по данной проблеме. В течение учебного года Психолог

3. Подбор материалов для работы по данной проблеме В течение учебного года Классные руководители,

Психолог

4. Консультирование классных руководителей овладению методическими навыками педагогических и психологических технологий с данной категорией учащихся. В течение учебного года Психолог

5. Подготовка опросников (анкет) и анализ по результатам проведенных психоисследований среди учащихся. В течение учебного года Психолог

6. Семинар на тему «Молодежные субкультуры» Ноябрь Психолог

7. Индивидуальная работа, консультирование по психологическим проблемам педагогов, учащихся В течение учебного года Психолог

8. Работа по профилактике суицида среди детей и подростков совместно с представителями здравоохранения, правоохранительными органами и др. по данной теме. В течение учебного года Психолог,

Классные руководители

9. Проведение мониторинга по социальным, педагогическим, психологическим проблемам среди учащихся, педагогов школы В течение учебного года Психолог

10. Обзор литературы и информация о новых методических пособиях по работе с классным коллективом, по психологии, по работе с проблемными детьми и подростками. В течение учебного года Библиотекарь

11. Подведение итогов по работе с учащимися «группы риска». В конце каждой четверти учебного года Психолог, Соц. педагог

Работа с учащимися

1. Индивидуальная работа с проблемными учениками по социально-психологическим вопросам В течение учебного года Психолог

2. Классные часы с учащимися на тему ЗОЖ Октябрь -ноябрь Классные руководители,

Психолог

3. Тренинговые занятия с учащимися В течение учебного года Психолог

4.Классные часы:

1. Мое здоровье.

2. Почему трудно признать свою вину?

3. Как справиться с плохим настроением

4. Учимся дарить радость другим людям.

5. Самовосприятие, самоуважение, самоодобрение.

6. Дружба – главное чудо.

7. Давайте понимать друг друга.

8. Освоение способов повышения настроения.

9. Жизнь по собственному выбору. В течение года Классные руководители, медицинские работники

5. Анкетирование среди воспитанников с целью выявления конфликтных ситуаций в семье, физического, психологического насилия. 1-е полугодие Психолог

Список литературы

1. Бережковская Е. Чем и как увлекаются подростки // Школьный психолог, 2005, №1

2. Борщевицкая Л. Психологический час “Как научиться жить без драки” // Школьный психолог, 2006, №10.

3. Бурмистрова Е. В. Психологическая помощь в кризисных ситуациях (предупреждение кризисных ситуаций в образовательной среде). Методические рекомендации для специалистов системы образования. М.: МГППУ, 2006.

4. Войцех В. Ф. К проблеме раннего прогноза суицидального поведения // 5-е клинические павловские чтения («Кризисные состояния. Суицидальное поведение»). СПб., 2002 — С. 13-18.

5. Вроно Е. М. Предотвращение самоубийства. Руководство для подростков. – М., 2001. - 39 с.

6. Галушина Э., Комарова О. Игра для подростков «В чем смысл жизни» // Школьный психолог, 2005, №5.

7. Евграфова Т. У нас новенький!// Школьный психолог, 2005, №20.

8. Иванова В. Сердце// Школьный психолог, 2004, №17.

9. Казакова Е. И., и др.Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка: Пособие для учителя-дефектолога. - Владос, 2003.

10. Калягина Е. А. Диагностика и профилактика суицидального поведения подростков. – Абакан, 2009.

11. Кий Н. М. Педагогическая профилактика суицидального поведения подростков. Автореферат … канд. пед. наук. – Петропавловск-Камчатский, 2005.

12. Кузнецов Д.Демобилизирующая тревожность: некоторые причины и формы проявления невротических расстройств у современных старшеклассников // Школьный психолог, 2005, №2.

13. Лапшин В. Е. Педагогические основы профилактики аутодеструктивного поведения учащейся молодежи. Автореферат … доктора пед. наук. – Кострома, 2010.

14. Личко А. Е., Александров А. А. Суицидальное поведение у подростков / А. Е. Личко, А. А. Александров // Клинико-психологические, социальные и правовые проблемы суицидального поведения: Мат. симпозиума. М.: НИИ психиатрии, НИИ МВД, 1974. - С. 71-79.

15. Манелис Н. Психологический климат в классе // Школьный психолог, 2001, №10, 12, 16, 19.

16. Овчарова Р. В. Практическая психология образования. - М., 2003.

17. Профилактика суицидального поведения. Методические рекомендации. Сост.: А. Г. Абрумова и В. А. Тихоненко. М., 1980.

18. Синягин Ю. В., Синягина Н. Ю. Детский суицид: психологический взгляд. - СПб, КАРО. - 2006.-176с.

19. Синягина Н. Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений. -М.:Владос, 2001.-96с.

20. Стишенок И. Друзья // Школьный психолог, 2010, №19

21. Стишенок И. Две планеты // Школьный психолог, 2010, №20

22. Соболева А. Профилактика конфликтных ситуаций и борьба сними // Школьный психолог, 2004, №40, 41, 42.

23. Тимашова Л. Открытка от одиночества // Школьный психолог, 2003, №39

24. Фоминова А. Как улучшить настроения. Изучение способов саморегуляции эмоционального состояния. Школьный психолог, 2006, №2

25. Фесенко Н, Олейко Н. Акция «Письмо матери»// Школьный психолог, 2008, №16

26. Шашкова З. Ты и я – такие разные. Занятие для подростков 11-12 лет // Школьный психолог, 2002, №11.

Публикации по теме:

Годовой план работы инструктора ФК по реализации основной общеобразовательной программы Годовой план работы инструктора ФК МДОБУ на 2018-2019 учебный год Цели: - достижение гармоничного физического и психического развития воспитанников;.

Перспективный план работы с воспитанниками по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма Содержание работы Форма Сроки Ответствен- ные исполнители Работа с педагогическим коллективом 1. Работа по изучению ПДД и ОБЖ Выборочный.

План мероприятий по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма План мероприятий по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма МБДОУ дскв №7 «Жар-птица» на 2014–2015 г. Цель работы: профилактика.

План работы с родителями по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма сентябрь 1. Общее родительское собрание с приглашением инспектора по пропаганде «Безопасность на дороге» 2. Тестирование родителей «Изучение.

План работы по организации наставничества на 2016–2017 учебный год № п/п Наставники Малоопытные специалисты 1. Клягина Наталия Владимировна Капустина Надежда Васильевна Кулькова Алина Шарифуловна 2. Журавлева.

План работы по профилактике безнадзорности, правонарушений в 2017–2018 учебном году № п/п Название мероприятия Для кого проводится Дата проведения Место проведения Ответственный Приглашённые из различных структур с указанием.

План работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма с дошкольниками План работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма с дошкольниками. Цель: создание условий для формирования у дошкольников устойчивых.

План работы с детьми младшего дошкольного возраста по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма План работы с детьми младшего дошкольного возраста по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Семина Е. Н., воспитатель.

План работы с детьми по профилактике травматизма и несчастных случаев План мероприятий по профилактике несчастных случаев с воспитанниками во время учебно-воспитательного процесса на 2017-2018 учебный год.

План работы с родителями в средней общеобразовательной группе детского сада Сентябрь 1. Организационное родительское собрание «Особенности развития детей пятого года жизни и основные задачи воспитания». Цель: знакомство.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
План работы п профилактике суицида в общеобразовательной организации
Опубликовано: 5 марта 2018 в 11:18
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
26 октября. Кружевной день на МААМ

Очередной тематический день посвящен изящному плетению, над которым трудятся мастерицы-кружевницы. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой, чтобы рассказать детям об этом виде декоративно-прикладного...

26 октября. Международный день школьных библиотек

С 1999 года по инициативе ЮНЕСКО в четвертый понедельник октября отмечается Всемирный день школьных библиотек. Главное событие этого праздника в России – Форум школьных библиотекарей, который проходит в...

Фотоотчет «Развлечение «День именинника»
Цель: Создание праздничной дружеской атмосферы в группе детского сада Задачи: -Способствовать развитию положительных эмоций у детей. -Развивать ловкость,...
Фотоотчёт «На пути железнодорожном будь предельно осторожным!»
«На пути железнодорожном будь предельно осторожным! » В рамках месячника «Безопасная железная дорога», с целью обогащения знаний детей о железной дороге,...
Квест-зарядка по русским народным сказкам
Организация образовательной деятельности с использованием квест технологии. Выполнила воспитатель Клюканова П. В. Квест ( заимствование англ. Quest —...