МААМ-картинки

План работы по самообразованию «Развитие мелкой моторики с помощью дидактических игр»

Олеся Белозерова
План работы по самообразованию «Развитие мелкой моторики с помощью дидактических игр»

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение

центр развития ребенка Детский сад №133 «Радуга»

(МБДОУ ЦРР -»Детский сад № 133 Радуга»

Тема самообразования :

«Развитие мелкой моторики у дошкольников через

дидактические игры»

Выполнила воспитатель:

Белозерова О. С.

2017

Публикация «План работы по самообразованию „Развитие мелкой моторики с помощью дидактических игр“» размещена в разделах

Как часто мы слышим выражение «мелкая моторика». Что же такое мелкая моторика? Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук. При этом важно помнить о координации «рука-глаз», т. к. развитие мелких движений рук происходит под контролем зрения.

Дидактические игры для дошкольников – это по сути игры обучающие. Это такая детская деятельность, при которой ребёнок получает или закрепляет информацию, полученную из повседневной жизни или на специальных занятиях, осуществляя игровые действия. Дидактические игры созданы для дошкольников и младших школьников специально в целях их воспитания и обучения. Главная особенность дидактических игр в том, что в этой игре две задачи. Одна задача – обучающая, которая скрыта от ребёнка и ребёнок не подозревает о её существовании (например, развивать у ребёнка память, внимание, или мышление и т. д.). Вторая задача дидактической игры – собственно игровая, которая излагается ребёнку в правилах, т. е. взрослый, который предлагает ребёнку игру рассказывает, что конкретно нужно сделать. Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка? Дело в том, что в головном мозге человека центры, которые отвечают за речь и движения пальцев расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за речь. И, кроме того, в дальнейшем эти навыки ребенку потребуются для использования движений, чтобы рисовать, писать, одеваться и т. д.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Поэтому тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, и имеет большое значение. Сегодня всё чаще родители могут услышать от воспитателя, что у их ребёнка недостаточно развита мелкая моторика. И действительно, в настоящее время отмечается, что у современных детей отстаёт моторное развитие по сравнению с прошлыми поколениями. Ещё буквально двадцать лет назад многое приходилось делать с помощью рук : зашнуровывать ботинки, вручную перебирать крупу, самостоятельно вязать, застёгивать пуговицы на куртке и так далее. Сегодня же практически вся детская обувь на липучках, крупа продаётся уже в чистом виде, вязаные изделия можно без проблем приобрести в магазинах, а пуговицы на куртках сменились липучками и заклёпками. Конечно, всё это очень удобно, но это серьёзный минус для развития мелкой моторики наших детей.

Учёные доказали тесную связь развития мелкой моторики с развитием речи у ребёнка. Оказывается, речевой центр головного мозга расположен очень близко к моторному центру, который отвечает за движения пальцев. Если стимулировать моторный центр, отвечающий за движения пальцев, то речевой центр также активизируется. Поэтому развитие мелкой моторики необходимо для быстрого и правильного формирования навыков речи. Из этого возникла необходимость в создании дидактических игр по развитию у детей мелкой моторики.

Цель : Создание условий для развития и совершенствования мелкой моторики рук у дошкольников.

Задачи :

1. Повысить компетентность родителей, педагогов в значимости дидактических игр, упражнений для мелкой моторики у детей дошкольного возраста;

2. Улучшить моторику, координацию движений кистей, пальцев рук детей дошкольного возраста;

3. Совершенствовать предметно-пространственную развивающую среду группы;

4. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;

5. Способствовать формированию благоприятного эмоционального фона в детском коллективе.

План работы

Формы работы

Планируемые

сроки

Самообразование

С педагогами

С детьми

С родителями

1 этап

организационно-диагностический

09.2016-10.2016

Выбор и определение темы самообразования

Изучение литературы по теме

Планирование работы по теме самообразования

Консультация у старшего воспитателя по теме самообразования

Диагностика эффективности педагогической деятельности в работе с детьми по развитию мелкой моторики

Консультация для родителей «Крупная польза мелкой моторики»

2 этап

теоретический

11.2016-12.2016

Составление плана работы по самообразованию

Консультация для педагогов

«Дидактическая игра в жизни ребенка»

Анкетирование родителей на уровень развития мелкой моторики их детей

3 этап

обобщающий

01.2017-11.2017

Январь

Подбор и разработка дидактических игр

Создание картотеки дидактических игр

Создание картотеки пальчиковых игр

Консультация:

«Три комплекса упражнений по развитию мелкой моторики»

Заучивание пальчиковых игр:

1. «Капуста»

2. «Зайка»

3. «Фрукты»

Дидактические игры :

1. Конструктор

2. Бусы

3. «Чудесный мешочек»

Папка-передвижка «Игры с пальчиками»

Консультация:

«Пальчиковые игры в развитии речи детей»

Февраль

Подбор и разработка дидактических игр

Пополнение картотеки пальчиковых игр

Создание картотеки игр с массажными мячиками

Заучивание пальчиковых игр:

1. «Елка»

2. «Снежок»

3. «Замок»

Заучивание игр с массажным мячиком:

1. «Ежик»

2. «Орех»

Дидактические игры :

1. «Найди вторую половинку»- разрезные картинки

2. Строим забор из счетных палочек

Консультация: «Дидактические игры и упражнения для развития мелкой моторики рук и пальцев»

Март

Создание картотеки самомассаж кистей рук

Пополнение картотеки дидактических игр

Изготовление дидактических игр

Консультация:

«Мелкая моторика развивает малыша»

Заучивание пальчиковых игр:

1. «Медведь»

2. «Белка»

Заучивание игр с массажными мячиками:

1. «Шарик»

2. «Иголки»

Дидактические игры :

1. Развяжи узелок на бельевой веревке

2. «Помоги развесить одежду»- при помощи прищепок

Самомассаж

Листовка:

«Предметы для самомассажа»

Буклеты:

1. «Игра с ежиком»

2. «Испечем мы каравай»

Апрель

Изготовление дидактических игр

Пополнение картотеки самомассаж кистей рук

Разработка конспекта НОД с использованием дидактических игр

Заучивание пальчиковых игр:

1. «Перчатка»

2. «Человечек»

3. «Зима»

Заучивание игр с массажными мячиками:

1. «Горка»

2. «Месим тесто»

Дидактические игры :

1. Выложи дом из цветных геометрических фигур

2. «Кто в домике живет?»- найди фигурку в сухом бассейне

Самомассаж

Папка-передвижка:

«Игры на развитие мелкой моторики рук с предметами домашнего обихода»

Май

Изготовление дидактических игр

Пополнение картотеки дидактических игр

Пополнение картотеки пальчиковых игр

Разработка конспекта НОД с использованием дидактических игр

Мастер-класс по изготовлению дидактических игр

Заучивание пальчиковых игр:

1. «Весна»

2. «Кап, кап, кап»

3. «Уточка»

Заучивание игр с массажным мячем:

1. «Ласковый ежик»

Дидактические игры :

1. «Золушка» сортировать крупу (фасоль, горох.)

2. Пазлы

Самомассаж кистей рук

Памятка «Наши пальчиковые игры»

Консультация:

«Пальчики помогают говорить»

Июнь

Изготовление дидактических игр

Пополнение картотеки дидактических игр

Пополнение картотеки пальчиковых игр

Разработка конспекта НОД с использованием дидактических игр

Краткосрочный проект: «Дидактическая игра для развития мелкой моторики от младшего для старшего дошкольника»

Заучивание пальчиковых игр:

1. «Голуби летели»

2. «У дорожки дуб растет»

3. «Пчела»

Дидактические игры :

1. «Резиночки»

2. «Бусы для мамы»

3. «Шнуровка»

4. «Пальчиковые шаги»

Самомассаж

Консультация:

«Занимательные факты: массаж ладоней и пальчиков рук»

Июль-август

Оформление картотек пальчиковых игр

Оформление картотек дидактических игр

Оформление картотек самомассаж кистей рук

Изготовление дидактических игр

Разработка конспекта НОД с использованием дидактических игр

Ширма:

«Игры для развития осязания»

Пальчиковые игры:

1. «Жук»

2. «Машина каша»

Дидактические игры :

1. «Чудесные пуговицы»

2. «Змейки» скрепки

Самомассаж кистей рук

Листовки:

1. «Средства развития мелкой моторики»

2. «Задания и упражнения по развитию мелкой моторики»

Консультация:

«Играя учимся говорить»

Сентябрь-ноябрь

Оформление проделанной работы

Показ открытого НОД

Отчет по теме самообразования (презентация)

Диагностика эффективности педагогической деятельности в работе с детьми по развитию мелкой моторики

Выставка:

«Дидактические игры на развитие мелкой моторики рук»

Анкетирование родителей на развитие мелкой моторики рук их детей

Стоит помнить, когда работа совершается вместе и в игровой форме, то любые вершины даются быстрее и проще. Так же не лишним будет напомнить: чем раньше будет начата работа по развитию мелкой моторики, тем раньше она начнет приносить свои плоды, тем проще ребенку будет расти, развиваться и овладевать новыми умениями.

Таким образом, целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики во взаимодействии с педагогами, родителями и детьми способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное - способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка.

Литература.

1. Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М. : «Карапуз», 2013. – 18 с.

2. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук : Игры и упражнения. – М. : ТЦ Сфера, 2015. – 64 с.

3. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2014. – 18 с.

4. Ивлев С. В. Занимательные задачки. – М. : Мой мир, 2011. – 256 с.

5. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2014. – 96 с.

6. Никитина А. В. 29 лексических тем. Пальчиковые игры, упражнения на координацию слова с движением, загадки для детей (4 лет) – СПб. : КАРО, 2013. – 96 с.

7. Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. – 211 с.

8. Рымчук Н. Пальчиковые игры и развитие мелкой моторики. Оригинальные пальчиковые игры. Раннее развитие малыша. Ростов-на-Дону: Владис: М. : РИПОЛ классик, 2015. – 320 с.

9. Тимофеева Е. Ю. Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2016. – 32 с.

10. Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М. : «Эксмо», 2013. – 25 с.

11. https://nsportal.ru социальная сеть работников образования.

12. https://www.maam.ru/ Международный образовательный портал.

13. https://www.razvitierebenka.com/сайт «Развитие ребёнка»

14. https://dohcolonoc.ru/ Сайт для воспитателей детских садов.

15. https://detsad-kitty.ru/ Сайт для детей и взрослых.

16. https://www.moi-detsad.ru/ Всё для детского сада.

17. https://ped-kopilka.ru/ Международный образовательный сайт "Учебно-методический кабинет".

Публикации по теме:

Описание опыта работы «Развитие мелкой моторики у дошкольников в процессе пальчиковых игр и упражнений» 1. Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса. Вопрос развития.

Индивидуальный план работы по самообразованию «Использование дидактических игр в работе с детьми дошкольного возраста» Период работы над темой:09.2017 год-05.2018 год Цель:«Развивать познавательные способности, воображение, речь, логическое мышление» Задачи:.

План работы по самообразованию «Тестопластика как средство развития мелкой моторики у детей раннего возраста» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 6 комбинированного вида" города Пикалево Индивидуальный план.

Опыт работы по самообразованию «Развитие речи с помощью дидактических игр» за 2016–2017 год Тема, над которой я работаю по самообразованию, называется «Развитие речи с помощью дидактических игр». Основной целью является создание.

План по самообразованию «Развитие речи детей с использованием словесных и дидактических игр» Цель: Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Задачи: - Изучение научно-методической литературы.

План по самообразованию «Развитие речи детей с использованием словесных и дидактических игр» Сентябрь-Октябрь 18-20г Подбор и изучение литературы по теме; Дидактических игр и упражнений; сюжетных картинок. Рекомендация родителям.

План по самообразованию «Развитие мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста» План по самообразованию на 2017 – 2018 учебный год воспитателя I квалификационной категории подготовительной логопедической группы Зубковой.

План работы по самообразованию «Пальчиковые игры — основа развития речи и мелкой моторики у дошкольников» 2017–2018 «Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают.

Самообразование «Развитие речи с помощью дидактических игр» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 35 ГОРОДА КРЫМСКА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

Система работы по развитию мелкой моторики среднего дошкольного возраста с помощью пальчиковых игр После проведенной диагностики, нами было выявлено ряд проблем развития мелкой моторики у детей старшей группы. Хорошо развитая мелкая моторика.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
План работы по самообразованию «Развитие мелкой моторики с помощью дидактических игр»
Опубликовано: 4 ноября 2017 в 04:04
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД