МААМ-картинки

План работы по самообразованию «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания старших дошкольников»

Елена Терпелова
План работы по самообразованию «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания старших дошкольников»

Пояснительная записка.

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает его на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и всем окружающим миром. Сказка является одним из самых доступных средств для духовнонравственного развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Сказка преподносит детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Духовно – нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки Сказка в некотором роде поэзия жизни и фантастика будущего, благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Это духовные богатства народной культуры, познавая которые ребенок познает сердцем родной край и народ.

Публикация «План работы по самообразованию „Сказка как средство духовно-нравственного воспитания старших дошкольников“» размещена в разделах

Актуальность.

Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоничное развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека. Любое общество заинтересовано в сохранении и передаче накопленного опыта, иначе невозможно не только его развитие, но и само существование. Сохранение этого опыта во многом зависит от системы воспитания и образования, которая, в свою очередь, формируется с учетом особенностей мировоззрения и социально-культурного развития данного общества.

Актуальность выбранной мною темы вижу в следующем: в настоящее время сказка, как и многие другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. А ведь именно сказка играет важную роль в духовном обогащении дошкольников, способствует закладке этических и эстетических чувств. В то же время сказка — это среда для развития эмоционально-нравственного опыта ребенка, помогающая не только представлять последствия своих поступков, но и переживать их смысл для себя и окружающих.

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и окружающим миром в целом.

Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию ребенка, - все это делает сказку незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности дошкольника.

Нравственное воспитание всегда рассматривалось в педагогической науке как одно из центральных звеньев всестороннего формирования личности.

Основой нравственности являются нравственные качества личности, которые определяют ее моральный облик, делают человека внутренне свободным и социально ценным во всех сферах его общественной и личной жизни. Нравственные качества выступают одним из существенных внутренних механизмов, лежащих в основе морального выбора, определяют уровень социальной активности и зрелости человека, его нравственной культуры.

Старший дошкольный возраст - важный этап становления морального облика ребенка, когда происходит его вхождение в мир социальных отношений, усвоение элементарных морально-нравственных требований, приучению к их выполнению. На этой ступени возраста формируются дружеские взаимоотношения между детьми, уважение к старшим, начала трудолюбия, любви к Родине.

В сказках перед умственным взором ребенка возникают образы родной природы, люди с их характерами и нравственными чертами; в них дети получают блестящие образцы нравственности и морали. Образы русских народных сказок – и положительные и отрицательные – прочно входя в жизнь детей, раскрывают перед ними в доступной форме понятия добра и зла, воспитывают добрые чувства.

Ребенок проникается этими чувствами, постигает поучительную и убедительную правду жизни именно в форме сказки. «Под влиянием знакомства с миром сказок… – как отмечает Т. В. Кудрявцев, – в дошкольном детстве складывается все, что делает человека универсальным строителем».

Данная проблема позволила определить тему исследования – СКАЗКА КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Цель – изучение влияния сказок на развитие нравственных качеств детей дошкольного возраста.

Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:

- изучить и проанализировать научную литературу по проблеме использования сказок в формировании нравственных качеств у дошкольников;

- выявить особенности нравственного воспитания в старшем дошкольном возрасте;

- создать необходимые условия для знакомства детей с сказками;

- разработать диагностические методы и игровые тесты, направленные на исследование позитивного влияния сказок на воспитание нравственных качеств дошкольников;

- определить эффективность использования сказок для развития нравственных качеств в процессе специально организованной деятельности детей.

Ведущая педагогическая идея опыта: формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством сказок, определение эффективности использования сказок для развития нравственных качеств в процессе различных видов деятельности детей.

Методы исследования

- изучение и анализ литературных источников по проблеме исследования;

- наблюдение за детьми в ходе занятий и в свободной деятельности;

- педагогические наблюдения (тестирование, анкетирование).

- анкетирование и беседа с родителями.

Объектом исследования является воспитание нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста

Предмет исследования –сказка как средство воспитания нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.

Теоретическая значимость заключается в выявлении уровня сформированности нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста, разработке содержания и форм работы по изучению нравственных сторон русских народных сказок, которая предусматривает поэтапную организацию воспитательного процесса, активное участие детей и их родителей в решении проблемы.

Практическая значимость заключается в повышении качества воспитательного процесса, в развитии у детей нравственных качеств, создание методического материала по данной проблеме, поиске новых, эффективных форм и методов работы по нравственному воспитанию.

Познавательная значимость сказок заключается в их влиянии на всестороннее развитие ребенка, а в особенности на нравственное воспитание.

Сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Как правило, страдания положительного героя и его друзей являются преходящими, временными, за ними обычно приходит радость, причем эта радость – результат борьбы, результат совместных усилий.

Чтобы ребенок вырос хорошим человеком, с ним необходимо работать, начиная с раннего детства. Сказки помогают возрождать в людях духовность, милосердие, гуманность.

Самыми целесообразными методами формирования нравственных качеств у детей, являются:

-знакомство с содержанием сказки;

- вовлечение детей в деятельность;

- инсценировка сказки

Методы ознакомления со сказкой :

- чтение воспитателя;

- рассказывание;

- дидактические игры;

- литературные викторины

Приемы формирования восприятия сказки :

-выразительность чтения;

- повторность чтения;

-выборочность чтения;

- драматизация сказки;

-просмотр иллюстраций

Этапы работы со сказкой

Знакомство детей с русской народной сказкой – чтение, рассказывание, беседы по содержанию, рассматривание иллюстраций – с целью развития эмоционального отношения к действиям и героям сказки.

Эмоциональное восприятие сказки детьми – пересказ детьми содержания сказки, настольный театр, подвижные игры с персонажами сказок – с целью закрепления содержания сказок. Данные формы работы над сказкой позволяют узнать, как дети по9няли суть сказки.

Художественная деятельность – отношение к герою сказки в лепке, рисовании, аппликации, конструировании – позволяют детям выразить свое отношение к героям сказки, воплотить свои переживания, развивают навыки сопереживания, сочувствия, к судьбе и поступкам героев сказки.

Подготовка к самостоятельной деятельности – разыгрывание сюжетов из сказок, театрализованные игры, драматизация сказок, творческая игра с использованием персонажей, сюжетов из сказок – метод превращения детей в героев сказок способствует не только развитию симпатии, но и пониманию нравственных уроков сказки, умению оценивать поступки не только героев сказки, но и окружающих людей.

Используя русские народные сказки, при формировании нравственных качеств я планировала добиться следующих результатов:

- формирование позитивного отношения ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе, иерархичность отношений со взрослыми и сверстниками, создание оптимистической детской картины мира;

- готовность проявлять совместное сострадание и радость;

- развитие творческих способностей через ознакомление с русскими народными сказками;

- Конспект учебно - игрового занятия на тему:

«Цветик-семицветик»

- игры-викторины по произведениям К. И. Чуковского

- Доклад «Сказка как средство духовно - нравственного воспитания детей дошкольного возраста

(выступление на родительском собрании)

- Пополнение театрального уголка плакатами, настольными играми, сказками на магнитах.

-Создание альбома «Вежливые слова», «Добрые поступки».

Перспективный план работы

по самообразованию на 2020–2021гг. по теме:

«Сказка, как средство духовно-нравственного воспитания старших дошкольников»

Месяц Тема занятия Задачи Совместная деятельность

педагога с детьми

Сентябрь Знакомство детей со сказкой «О мертвой царевне и о семи богатырях»

Рассказать об источниках зла : зависти, гордости, своенравии, злости; раскрыть красоту качеств, присущих нравственному человеку; воспитывать непримиримость к проявлениям всякого в себе зла, своеволия Творческое задание:

Раскрась картинку так, чтобы получилась царевна или ее мачеха (предлагается контурное изображение). Задача детей – с помощью цвета изобразить положительного и отрицательного героя.

Октябрь Воспитание любви к родителям через сказку «Василиса Прекрасная»

Воспитывать почтительное отношение к родителям; рассказать о том, почему необходимо быть послушными, выполнять наказы со смирением и любовью; раскрыть значение родительского благословения. Беседа по содержанию;

пересказ отрывков сказки

Ноябрь «Сказка о золотом петушке»

Раскрыть понимание чувства совести. Воспитывать чувства ответственности в себе, бдительности по отношению ко злу. Рисование по сказке

Декабрь Знакомство со сказкой «Мороз Иванович»

Воспитание чуткости, честного отношения к труду: лень, грубость и легкомыслие наказываются, осуждаются людьми. Формирование способности давать оценку художественным образам сказки. Чтение по ролям отрывка сказки,

Обсуждение главного героя сказки

Январь Знакомство со сказкой «Снегурочка» Воспитание доброжелательности и сочувствия. Формирование способности детей всесторонне характеризовать главный персонаж сказки.

Показ фильма сказки «Снегурочка» дистанционно

Февраль Знакомство со сказкой «По щучьему веленью» Воспитание благодарности за хорошие дела и поступки Беседа по содержанию

Март «Сказка о старике и рыбки» Знакомство детей с таким качеством нравственного воспитания как скупость, жадность Творческое задание:

Изобразить хорошее и плохое через рисунок. Описать главных героев сказки через рисунок

Апрель Знакомство со сказкой «Никита – Кожемяка Воспитывать в детях такое качество как милосердие. Беседа по содержанию

Май «Сказка Золушка на новый лад» Воспитывать в детях трудолюбие, упорство.

Драматизация сказки

Работа с родителями

Сентябрь Консультация: «Роль книги в нравственном воспитании детей» Обозначить роль книги в формировании нравственных качеств личности ребёнка.

Родители

Октябрь Игра-викторина «Кто лучше знает сказки К. И. Чуковского Познакомить детей с жизнью и творчеством К. И. Чуковского.

Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе, пополнять литературный багаж сказками, стихотворениями, потешками, загадками. Продолжать совершенствовать художественно-исполнительские навыки детей при чтении стихотворений.

Дети

Ноябрь Создание альбома «Вежливые слова»,

«Добрые поступки», Формировать гармоничные детско-взрослые отношения в процессе общения и совместной деятельности: Воспитатели, родители

Декабрь Буклеты для родителей «Как превратить чтение в удовольствие» Помочь родителям в обучении ребенка чтению. Родители

Январь Выставка детских рисунков «Рисуем сказку» Создать условия для организации совместной театральной деятельности детей и взрослых, детского сада и семьи – родители поддерживают формы работы с детьми и продолжают их в семье

Родители, дети

Февраль

Выступление на родительском собрании на тему Доклад «Сказка как средство духовно - нравственного воспитания детей дошкольного возраста

Познакомить родителей со значением сказки, являющейся действенным средством в воспитании моральных качеств личности дошкольников

Родители, воспитатели групп

Март Анкетирование для родителей

Поговорим о нравственности

Показать родителям значимость нравственного воспитания детей в семье; формировать умение родителей видеть отрицательные моменты в воспитании собственных детей.

Родители

Апрель Конкурс на лучшую книгу своими руками «Необычная книжка»

Выявление, детей, увлеченных литературно- художественным творчеством и изобразительным искусством. • Организация интересного и полезного досуга детей и родителей Родители, дети

Май Учебно – игровое занятия на тему:

«Цветик-семицветик»

Познакомить детей с художественным произведением В. Катаева "Цветик семицветик". Подвести детей к пониманию нравственного смысла сказки, оценке поступков и характера главной героини. Дети, воспитатели

Работа с педагогами

Декабрь Открытое занятие: Сказка как средство духовно-нравственного воспитания

Январь

Февраль

Март Провести консультацию для педагогов на тему «Сказка, как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста»

Апрель

Май

Продолжить изучение темы с помощью научной литературы.

Шорохова О. А. Играем в сказку : сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников» ….

В книге предлагается авторская Программа развития языковой личности ребенка.

Представлены два направления работы с Дошкольниками : сказкотерапии (для всех

возрастных групп) и занятия по развитию связной монологической речи (для старшего

дошкольного возраста). Данный цикл занятий поможет организовать работу по развитию

словесного творчества старших дошкольников, начиная с обучения составлению

репродуктивно-творческих импровизаций по содержанию знакомых сказок и

последующего придумывания собственных сказок и их драматизации.

Шарыгина Т. А. «Вежливые сказки» ….

В пособии представлены занятия, построенные на анализе поступков героев авторских сказок. В доступной и увлекательной форме дети усваивают социальные нормы и правила, приобретают навыки культурного поведения.

В мае провести самоанализ плана по самообразованию

Срок реализации: начало работы по теме 01.09.2020 по 31.05.2021гг.

Список литературы:

• Журнал «Дошкольное воспитание» №4, 2005г. Стр. 14-16

• Гриценко З. А. «Ты детям сказку расскажи» М., 2003.

• Шорохова О. А. Играем в сказку : сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников». М., 2006.

• Виноградова Н. «Воспитание нравственных качеств дошкольника», Просвещение,

• Фесюкова Л. Б. Воспитание сказкой. Харьков. 1996

• О. А. Шиян. Развитие творческого мышления. Работаем по сказке. Мозаика –синтез., Сфера. 2003

• Т. Н. Караманенко, Ю. Г. Караманенко. Кукольный театр – дошкольникам : Театр картинок. Театр игрушек. Театр петрушек. М. Просвещение, 1982

• Петерина В. «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста»

• Шарыгина Т. А. «Вежливые сказки»

• Божова Л. И. «О нравственном развитии и воспитании детей» 1995г.

• Кондрашова, Н. В. Нравственно–духовное воспитание дошкольников посредством народных сказок/ Н. В. Кондрашова, М. О. Шорчева // Концепт. – 2014. – №04.

Публикации по теме:

«Формирование основ духовно-нравственного воспитания у детей через декоративно-прикладное творчество»  (продолжение) 2 часть Издавна на Руси существовали традиции: водить хороводы петь колыбельные песни изготавливать обереги…. Формы работы с детьми разнообразны.

Уголок духовно-нравственного воспитания в средней группеУголок духовно-нравственного воспитания в средней группе Уголок духовно-нравственного воспитания в средней группе Известный педагог современности Шалва Александрович Амонашвили писал: Личность.

Фотоотчет «Сказка как средство нравственно-эстетического воспитания дошкольников»Фотоотчет «Сказка как средство нравственно-эстетического воспитания дошкольников» Фотоотчет: «СКАЗКА КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННО - ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ». Основная цель моей педагогической деятельности –.

Консультация для родителей на тему «Классическая музыка как средство нравственного воспитания ребенка дошкольного возраста» Консультация для родителей на тему: "Классическая музыка как средство нравственного воспитания ребенка дошкольного возраста" Человек стал.

Кукла как средство нравственного воспитания детейКукла как средство нравственного воспитания детей Чем дальше в будущее входим, Тем больше прошлым дорожим. И в старом красоту находим, Хоть новому принадлежим. Вадим Шафнер. Главная цель.

Куклы и необходимые пособия как важный аспект духовно-нравственного воспитания. III часть фотоэкскурсии по группеКуклы и необходимые пособия как важный аспект духовно-нравственного воспитания. III часть фотоэкскурсии по группе Да, вы удивлены? Кукла в инвалидном кресле. Такие вот куколки сейчас - это новое веяние времени, как важный и необходимый аспект, как.

Фотоотчет «Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»Фотоотчет «Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» .

План работы по самообразованию «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольников» Актуальность темы Всем известно, что художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания.

Проектная деятельность в детском саду «Сказка как средство нравственного воспитания детей» АКТУАЛЬНОСТЬ В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким.

Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Слайд 1 Дошкольный возраст – важный этап становления морального облика ребёнка, когда происходит его вхождение в мир социальных отношений,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
План работы по самообразованию «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания старших дошкольников»
Опубликовано: 21 сентября 2020 в 20:54
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД