МААМ-картинки

План работы по самообразованию «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста через нетрадиционные техники рисования»

Зиночка Гюнзеева
План работы по самообразованию «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста через нетрадиционные техники рисования»

Как часто мы слышим выражение «мелкая моторика». Что же такое мелкая моторика? Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук. При этом важно помнить о координации «рука-глаз», т. к. развитие мелких движений рук происходит под контролем зрения. Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка? Дело в том, что в головном мозге человека центры, которые отвечают за речь и движения пальцев расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за речь. И, кроме того, в дальнейшем эти навыки ребенку потребуются для использования движений, чтобы рисовать, писать, одеваться и т. д.

Публикация «План работы по самообразованию „Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста через нетрадиционные техники рисования“» размещена в разделах

Начинать работу по развитию мелкой мускулатуры рук нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания : застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.

Все дети любят рисовать. Одной из эффективных форм развития мелкой моторики рук является изобразительная деятельность. Испытав интерес к творчеству, они сами находят нужные способы. Но далеко не у всех это получается, тем более, что многие дети только начинают овладевать художественной деятельностью.

Дети любят узнавать новое, с удовольствием учатся. Именно обучаясь, получая знания, навыки ребенок чувствует себя уверенно.

Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.

Цель работы : создание условий для развития мелкой моторики у детей через нетрадиционные техники рисования.

Задачи :

1. Улучшать моторику, координацию движений кистей, пальцев рук детей дошкольного возраста.

2. Развивать внимание, воображение и творческие способности посредством использования нетрадиционных техник рисования.

3. Развивать чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия; чувство фактурности и объёмности;

4. Совершенствовать предметно-пространственную развивающую среду группы.

5. Способствовать формированию благоприятного эмоционального фона в детском коллективе.

Ожидаемые результаты:

• Динамика развития мелкой моторики.

• Применение изученных техник, приёмов и материалов в художественной непосредственно - образовательной и самостоятельной деятельности.

• Пополнение различным бросовым материалом для применения в художественной непосредственно - образовательной и самостоятельной деятельности.

Актуальность.

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». В. А. Сухомлинский.

Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.

Проблема развития мелкой моторики в дошкольном возрасте весьма актуальна, так как именно она способствует развитию сенсомоторики - согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук.

В процессе рисования дети учатся рассуждать, делать выводы. Происходит обогащение их словарного запаса.

Работая с изобразительным материалом, находя удачные цветовые сочетания, узнавая предметы в рисунке, дети получают удовлетворение, у них возникают положительные эмоции, усиливается работа воображения.

Благодаря рисуночной деятельности развивается зрительно-двигательная координация, происходит развитие функций руки, совершенствуется мелкая моторика кистей и пальцев рук.

Включение в работу с детьми нетрадиционных методов рисования и творческого конструирования позволяет развивать сенсорную сферу не только через исследование свойств изображаемых предметов и выполнение соответствующих действий, но и благодаря работе с разными живописными материалами. Кроме того, осуществляется стимуляция познавательных интересов ребёнка (использования предметов, которые окружают ребёнка каждый день в новом ракурсе, - можно рисовать своей собственной ладонью, пальцами, использовать вместо кистей колосок или листок берёзки).Ведь вместо традиционной кисти и карандаша ребёнок использует для создания изображения собственные ладони, разнообразные печати, трафареты, техники "кляксография", "монотипия" и т. д.

Нетрадиционное рисование - искусство изображать, не основываясь на традиции. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей.

Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово "Нельзя", можно рисовать, чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.

Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринуждённости, открытости, содействуют развитию инициативы, самостоятельности, создают эмоционально - благоприятное отношение к деятельности у детей. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребёнка индивидуальна и неповторима.

Работа по развитию мелкой моторики детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования осуществляется с подгруппой детей.

Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому в деятельности важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к дальнейшим действиям при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть:

• игра, которая является основным видом деятельности детей;

• сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;

• просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми;

• музыкальное сопровождение;

• яркая, хорошо продуманная наглядность и др.

• Подготовительный этап – Знакомство с теоретическими знаниями о нетрадиционной технике рисования, изучение литературы, отбор технологий, подбор диагностического материала.

• Основной этап - составление перспективного плана работы с детьми и их родителями, подбор консультаций.

• Заключительный этап - Подведение итогов. Оформление результатов работы по теме самообразования.

Система работы по использованию нетрадиционных техник рисования имеет следующую структуру.

Блок 1 - «Тактильное рисование» :

«Рисование пальчиком»

ребёнок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

«Рисование ладошкой» :

ребёнок опускает ладошку в гуашь (всю кисть) или окрашивает её с помощью кисти и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфетками, затем гуашь легко смывается.

«Точечный рисунок»

ребёнок опускает пальчик в гуашь, ставит его перпендикулярно к белому листу бумаги и начинает изображать.

Блок 2 – «Использование дополнительных средств выразительности» :

«Кляксография обычная»

Способ получения изображения: ребёнок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается: определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.

«Оттиск смятой бумагой»

Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.

«Набрызг»

Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу.

«Поролоновые рисунки»

Делаем из поролона разнообразные маленькие геометрические фигурки, а затем прикрепить их тонкой проволокой к палочке или карандашу (не заточенному). Орудие труда уже готово. Теперь его можно обмакнуть в краску и методом штампов рисовать красные треугольники, желтые кружки, зеленые квадраты (весь поролон в отличие от ваты хорошо моется).

«Рисование на мокрой бумаге»

Но существует целый ряд предметов, сюжетов, образов, которые лучше рисовать на влажной бумаге. Нужна неясность, расплывчатость, например, если ребенок хочет изобразить следующие темы: "Город в тумане", "Мне приснились сны", "Идет дождь", "Ночной город", "Цветы за занавеской" и т. д. Нужно научить дошкольника сделать бумагу немного влажной. Если будет бумага излишне мокрой - рисунка может не получиться. Поэтому рекомендуется намочить в чистой воде комочек ваты, отжать ее и провести или по всему листу бумаги, или (если так требуется) только по отдельной части. И бумага готова к произведению неясных образов.

Блок 3 – «Использование смешанных техник» :

«Рисование вдвоем на длинной полосе бумаги»

В данном случае длинная полоска поможет рисовать вдвоем, не мешая друг другу. Можно рисовать изолированные предметы или сюжеты, т. е. работать рядом. А потом желательно перейти к коллективному рисованию. Взрослые и ребенок договариваются кто, что будет рисовать, чтобы получился один сюжет.

Структура игровых занятий может выглядеть так:

1. Утренний круг, включающий в себя мотивацию детей, пальчиковую гимнастику (речевую игру, дыхательную гимнастику и др.).

2. Художественно – изобразительную деятельность.

3. Итоговый круг, включающий в себя, поощрение детей, высказывание детей по работе, пальчиковую гимнастику и др.

Для реализации поставленных задач, предполагаю тесное сотрудничество с родителями воспитанников.

Работа с родителями предусматривает: оформление консультаций по теме развития мелкой моторики и использованию нетрадиционных техник рисования, папок - передвижек, информационных стендов,совместное оснащение группы бросовым материалом, выставки детского творчества и др.

Работа с педагогами предусматривает: оформление консультаций по теме развития мелкой моторики и использованию нетрадиционных техник рисования, и др.

1. Информационно-аналитический этап работы над темой самообразования :

Изучение методической литературы по теме:

1. Рузанова Ю. В. Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности: Техники выполнения работ, планирование, упражнения для физкультминуток. – СПб. : КАРО, 2009 г.

2. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей. - СПб. : КАРО, 2010 г.

3. Г. И. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», Москва «Издательство Скрипторий 2003», 2008 г.

4. И. В. Тюфанова «Мастерская юных художников. Развитие изобразительных способностей старших дошкольников», Санкт-Петербург, изд-во «Детсво-Пресс», 2004 г.

5. А. А. Фатеева «Рисуем без кисточки», Ярославль, изд-во «Академия развития-Академия холдинг», 2004 г.

6. «Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники» под редакцией Р. Г. Казаковой, Москва, изд-во «Творческий центр Сфера», 2005 г.

Таким образом, теоретический анализ литературы по теме помог сделать следующие выводы:

• Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития мелкой моторики детей показывает, что развитие и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук является главным стимулом развития центральной нервной системы, всех психических процессов, речи.

Развитие мелкой моторики - это не стихийный, самостоятельно протекающий процесс, а специально созданные условия воспитания и целенаправленного обучения, способствующие развитию движений рук.

• Включение в работу с детьми нетрадиционных методов рисования позволяет развивать сенсорную сферу не только через исследование свойств изображаемых предметов и выполнение соответствующих действий, но и благодаря работе с разными живописными материалами, благодаря чему осуществляется стимуляция познавательных интересов ребёнка.

2. Изучение педагогического опыта.

Внедрение в практику:

1. Разработка перспективного плана на сентябрь – май по нетрадиционной техники рисования.

2. Консультация для родителей «Зачем детям рисовать».

3. Выставки детских рисунков для родителей.

4. Составить конспекты занятий по нетрадиционному рисованию.

Представление опыта работы :

1. Консультация для родителей «Нетрадиционные техники рисования в развитии детей дошкольного возраста».

2. Отчёт по теме самообразования на итоговом педсовете.

Перспективное планирование по нетрадиционной технике рисование в первой младшей группе.

Месяц Тема Задачи

Сентябрь Картинки на песке • Создание изображений на песке: рисование палочкой на сухом песке, отпечатки ладошек на влажном песке.

• Сравнение свойств сухого и влажного песка.

Рисуем на манке • Познакомить с техникой рисования на манной крупе пальчиками;

Развивать творческое мышление, воображение, мелкую моторику.

Знакомство с кисточкой и красками • Вызвать интерес к рассматриванию иллюстраций в детских книгах;

• Познакомить с кисточкой и красками;

• Учить правильно держать кисть, набирать краску;

• Воспитывать любознательность, интерес к рисованию и коллективной работе.

Рисование кистью.

«Трава для зайчат» • Учить рисовать траву короткими штрихами, побуждать свободно располагать штрихи на всей поверхности листа;

• Познакомить с зеленым цветом.

• Воспитывать у детей доброжелательное отношение к игровым персонажем;

• Вызвать сочувствие к ним и желание помочь.

Октябрь Рисование пальчиками

«Красивые листочки» • Учить рисовать пальчиками-окунать в краску кончики пальцев и ставить на бумаге отпечатки.

• Воспитывать интерес к ярким, красивым явлениям природы;

Развивать мелкую моторику рук, память, воображение.

Рисование пальчиками.

«Падают, падают листья…» • Продолжать знакомить детей с явление природы-«листопад».

• Учить внимательно рассматривать образец и следовать ему;

• Закрепить знание цветов (красный, желтый, зеленый);

• Учить радоваться полученному результату.

Рисование пальчиками.

«Дождик, чаще, кап-кап-кап!» • Учить рисовать пальчиками дождь на основе тучки, изображенной воспитателем.

Развивать чувство цвета и ритма.

Рисование пальчиками.

«Ягоды на тарелочке» • Продолжать знакомить с нетрадиционной техникой рисования пальчиками.

• Вызвать эстетические чувства к природе и ее изображениям нетрадиционными художественными техниками;

Развивать цветовосприятие и зрительно-двигательную координацию, мелкую моторику.

Ноябрь «Кисточка танцует» • Освоение положения пальцев, удерживающих кисточку.

• Учить обмакивать ее в краску, снимать лишнюю краску о край баночки, промывать кисть в воде и осушать.

Рисование ладошкой.

«Осьминожки» • Учить рисовать ладошкой.

• Воспитывать эстетически-нравственное отношение к морским животным,через изображение их образов в нетрадиционных техниках;

Развивать чувство воображения, творческие способности, мелкую моторику рук.

Рисование пальчиками.

«Мимоза для мамы» • Продолжать учить рисовать пальчиками-окунать в краску кончики пальцев и ставить на бумаге отпечатки;

• Вызвать интерес к созданию праздничной композиции, развивать мелкую моторику рук.

Рисование пальчиками.

«Вот ежик-ни головы, ни ножек». • Учить рисовать колючки на всем изображении ежа, внимательно слушать и наблюдать, формировать способность детей к диалогической речи;

Развивать чувство цвета и ритма.

Декабрь Рисование кистью.

Борцоки – тоhш. • Продолжать учить детей рисовать предметы круглой формы;

• Вызвать у детей интерес к празднику «Зул»;

• Воспитывать уважительное отношение друг к другу.

Рисование ватными палочками.

«Снежок порхает, кружится». • Создание образа снегопада;

• Учить детей рисовать ватными палочками, располагая точки по всему листу;

• Воспитывать аккуратность, самостоятельность.

Рисование ватными палочками

«Праздничная елочка». • Учить детей рисовать праздничную елочку;

• Продолжать освоению формы и цвета как средств образной выразительности;

• Совершенствовать технику рисования гуашевыми красками;

Развивать мелкую моторику рук.

Январь Рисование пальчиками.

«Вот какие у нас сосульки!» • Учить детей описывать предмет (сосульку).

• Закрепить умение различать и называть белый цвет;

• Проводить прямые вертикальные линии пальцем и наносить пятна белого цвета;

• Воспитывать интерес к природе, аккуратность.

Развивать познавательную активность.

Рисование ватными палочками.

«Снежная поляна» • Продолжать знакомить детей со временем года-зима;

• Продолжать учить рисовать ватной палочкой точки (приемом тычка, распределяя их по всему месту);

• Учить ориентироваться в пространстве.

Рисование пальчиками.

«Снежные комочки» • Закрепить умение рисовать пальчиками;

Развивать чувство композиции, цветовосприятия;

Развивать мелкую моторику.

Февраль Рисование ватными палочками.

«Снег идет» • Формировать умения изображать предметы и явления окружающей жизни;

• Продолжать учить рисовать ватными палочками;

• Закрепить знания цвета и свойства снега.

Рисование пальчиками

«Самолеты» • Продолжать учить детей рисовать гуашевыми красками;

Развивать мелкую моторику рук;

• Учить радоваться полученному результату.

Рисование ватными палочками

«Красивые флажки»Развивать эстетические чувства, чувство ритма, композиции;

• Упражнять в умении аккуратно закрашивать рисунок.

«Цаhан сар»

Борцоки. • Познакомить детей с калмыцким народным праздником «Цаhан сар»;

• Учить рисовать предметы круглой формы, закрепление навыка рисования кистью и красками.

Март Рисование ладошками.

«Солнышко-колоколнышко» • Формировать умение рисовать ладошками, рисовать солнышко;

Развивать творчество, умение работать в коллективе;

• Воспитывать аккуратность, интерес к рисованию, отзывчивость, желание помочь.

Рисование пальчиками.

«Цветы для мамы» • Закрепить навыки рисования красками при помощи пальцев, закрепить у детей название цвета;

Развивать внимание, усидчивость, мелкую моторику рук;

• Воспитывать эстетическое восприятие, чувство нежности, любви к маме. Воспитывать у детей интерес к художественному слову.

Рисование ладошкой

«Подводное царство»Развивать чувство композиции и цвета;

• Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Апрель Рисование ладошкой

«Красивая степь» • Учить передавать в рисунке образ степи;

• Воспитывать любовь к родной природе;

• Формировать умение рисовать ладошками.

Рисование пальчиками

«Бабочка» • Учить детей рисованию пальчиками

Развивать познавательную активность

• Воспитывать усидчивость, старание, терпение.

Рисование пальчиками

«Одуванчики цветы-словно солнышко чисты» • Продолжать знакомить с нетрадиционной техникой рисования пальчиками.

• Закрепить равномерно наносить точки пальчиками;

• Воспитывать эстетическое отношение к природе через изображение образа цветка.

Май Рисование ватными палочками

«Вот какой у нас салют!»Развивать у детей умение самостоятельно дорисовывать композицию, ритмично располагая в определенных местах огни салюта, используя разные цвета красок;

• Воспитывать патриотические чувства, гордость за свою Родину и ее защитников.

Рисование ватными палочками

«Звездочки на небе» • Продолжать упражнять умение детей пользоваться красками;

• Закреплять умение детей различать и называть цвета;

Развивать мелкую моторику рук, внимание.

Рисование ладошкой

«Вот какие у нас птички!» • Продолжать знакомить детей с помощью печати разные виды. Дать понятия форма ладошки и отпечаток, получение красочного силуэта;

Развивать восприятие, воспитывать интерес к сотворчеству с воспитателем.

Список литературы

1. Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М. : «Карапуз», 2007.

2. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук : Игры и упражнения. – М. : ТЦ Сфера, 2006.

3. Доронова Т. Н. «Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников». М. : Просвещение, Росмэн. 2008 г.

4. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.

5. Иванова О. Л., Васильева И. И. «Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка. – СПб. : Речь; Образовательные проекты; М. : Сфера, 2011.

6. «Методика обучения изобразительной деятельности» под редакцией Т. С. Комаровой.

7. Лопухина И. С. Логопедия – речь, ритм, движение: Пособие для логопедов и родителей. – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996.

8. Лыкова И. А. «Дидактические игры и занятия. Художественное воспитание и развитие детей 1–7 лет». Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений. «Карапуз-дидактика». Творческий центр СФЕРА. Москва 2009 г.

9. Лыкова И. А. «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2–7 лет. Цветные ладошки».

10. Лыкова И. А. «Педагогическая диагностика. 1-7 лет. Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений. «Карапуз-дидактика». Творческий центр СФЕРА. Москва 2009 г.

11. Лыкова И. А. «Методические рекомендации к программе «Цветные ладошки». «Карапуз-дидактика». Творческий центр СФЕРА. Москва 2009 г.

12. Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.

13. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007.

14. Ткаченко Т. А. "Развиваем мелкую моторику", М. Издательство ЭКСМО,2007

15. Ткаченко Т. А. "Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков", М. Издательство ЭКСМО, 2010

16. Утробина К. К., Утробин Г. Ф. «Увлекательное рисование методом тычка»

17. Фатеева А. А. «Рисуем без кисточки».

18. Цквиария Т. А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ

19. Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М. : Эксмо, 2006.

Публикации по теме:

Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционные техники рисования у детей с ограниченными возможностями здоровья «Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити –ручейки, которые питают источник.

Из опыта работы «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования» "Истоки способностей и дарования детей на кончиках их пальцев… Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок", - писал В. А. Сухомлинский.

Мастер-класс для педагогов «Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования» Конспект мастер-класса для педагогов. Тема: «Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования».

План по самообразованию: развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования План по самообразованию по теме «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования».

План по самообразованию по теме «Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционную технику рисования»План по самообразованию по теме «Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционную технику рисования» Цель: Создание условий для развития у детей мелкой моторики через нетрадиционные методы рисования. Задачи: 1. Расширять представление.

План работы по самообразованию «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста» Название темы: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста» Цель: Совершенствовать условия для развития мелкой моторики пальцев рук.

Расширение возможности в познании окружающего мира через развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями.

Развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста через нетрадиционные техники рисования На всех этапах жизни ребёнка движения рук играют важнейшую роль. Степень развития мелкой моторики у ребенка определяет самые важные для.

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисованияРазвитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования Актуальность данного направления заключается в использовании систематических упражнений по тренировке пальцев, которые являются средством.

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования Дошкольное детство – очень важный и значимый этап в жизни детей. Движение рук в жизни ребенка играют большую роль. Ученные доказали, что.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
План работы по самообразованию «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста через нетрадиционные техники рисования»
Опубликовано: 16 февраля 2019 в 16:45
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД