Юлия Каплина
План работы по теме самообразования «Развитие творческих способностей детей с применением нетрадиционных форм рисования»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка- детский сад №29» г. Орёл
План работы по теме самообразования «Развитие творческих способностей детей с применением нетрадиционных форм рисования»
Воспитатель:
Каплина Ю. П.
Тема: «Развитие творческих способностей детей с применением нетрадиционных форм рисования»
Направление: «Художественное творчество»
Публикация «План работы по теме самообразования „Развитие творческих способностей детей с применением нетрадиционных форм рисования“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нетрадиционные техники рисования
- Планирование. Планы работ
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Планирование
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Каплина Юлия Павловна.
Воспитатель
Стаж педагогической работы : 6лет
Курсы повышения квалификции:2016год
Дата начала работы над темой : 2015уч. год
Предполагаемая дата окончания работы : 2016уч. год
Тема: «Развитие творческих способностей детей с применением нетрадиционных форм рисования.»
Цель:
1. Изучить нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей
2. Формировать умение выполнять полученные знания о средствах выразительности в собственном творчестве;
3. Формировать умение выполнять коллективную композицию, согласовывать свои действия со сверстниками;
4. Развивать потребность к созданию нового, необычного продукта творческой деятельности;
5. Развивать эстетическую оценку, стремление к творческой самореализации.
Задачи:
- расширять представление о многообразии нетрадиционных техник рисования;
– формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования;
– формировать эстетический вкус, творчество, фантазию;
– развивать ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение;
– совершенствовать технические умения и навыки рисования;
- воспитывать художественный вкус и чувство гармонии.
- повысить собственный уровень знаний, путём изучения необходимой литературы, посещения РМО, Самообразования.
-разработать перспективный план работы с детьми.
-оформить в группе мини-центр «Каляка - маляка»
-подготовить консультацию для педагогов на тему: «Нетрадиционные формы рисования»; выступление на педагогическом совете.
- провести практикум-семинар для педагогов по теме : «Нетрадиционные формы рисования».
Предполагаемый результат:
- формирование у детей младшего дошкольного возраста знаний о нетрадиционных способах рисования;
- владение дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;
- умение воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования;
- повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники.
Форма самообразования : индивидуальная.
Методы и приёмы обучения нетрадиционному рисованию
v 1. Создание игровой ситуации.
v 2. Показ воспитателя.
v 3. Использование движения руки.
v 4. Сравнение двух техник.
v 5. Проговаривание последовательности работы.
v 6. Педагогическая диагностика.
При рисовании нетрадиционными техниками широко используются стихи, загадки, а также игры.
Методические рекомендации
Организуя занятия по нетрадиционному рисованию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы. С возрастом ребёнка расширяется содержание, усложняются элементы, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности.
Формы проведения
С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать:
• рисование пальчиками;
• оттиск печатками из картофеля;
• рисование ладошками.
Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками:
• тычок жесткой полусухой кистью.
• печать поролоном;
• печать пробками;
• восковые мелки + акварель;
• свеча + акварель;
• отпечатки листьев;
• рисунки из ладошки;
• рисование ватными палочками;
• волшебные веревочки.
Практический выход: выставка детских поделок в нетрадиционных техниках. Форма отчета по проделанной работе : сообщение на педсовете, презентация по теме.
Перспектива: Продолжить работу по освоению новых нетрадиционных техник рисования.
Актуальность:
Рисование-интересный и полезный вид деятельности, в ходе которого разнообразными способами с использованием разных материалов создаются живописные и графические изображения. Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка :
- Мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
- Пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
- Внимания и усидчивости;
- Мышления;
- Изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;
- Кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля.
Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринуждённости, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально-положительное отношение к деятельности. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребёнка индивидуальна, неповторима. Кроме того, совместная деятельность, увлечённость общим делом способствуют речевому развитию ребёнка и через межличностное взаимодействие.
Оригинальное рисование привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использование хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. Особенно это явно видно при работе с малышами до изобразительного периода, когда у них еще не сформированы технические навыки работы с красками, кистью, когда еще нет точного пропорционального понятия, сколько надо взять воды, сколько гуаши… Нетрадиционные способы изображения достаточно просты по технологии и напоминают игру. Какому ребенку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок?
Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности.
Для развития творческих способностей детей мы использовали следующие способы нетрадиционного рисования :
1. Рисование пальчиками — нанесение краски на бумагу при помощи кончиков пальцев. При соприкосновении пальца с бумагой на ней остаются отпечатки в виде цветных пятнышек круглой формы, а при проведении им по бумаге получаются линии. Краски (использовала гуашь) разводятся до густоты сметаны. При смене красок пальчики моют водой и вытирают салфеткой.
2. Рисование ладошкой- нанесение слоя краски на внутреннюю сторону ладони и ее прикладывание к листу бумаги для получения отпечатка.
Прикладывая ладошку к бумаге, можно сжать или растопырить пальцы.
3. Рисование с помощью штампа (в качестве штампа использовала фигуры из поролона) — нанесение краски на поверхность специальной формы. Прикладывание края сочным слоем к бумаге и придавливание с целью получения цветного оттиска.
В качестве штампа можно использовать деревянные геометрические фигурки из игрушечного строительного материала или вырезать шаблоны нужной формы.
Перед началом занятия следует подготовить рабочее место.
На столе должно быть самое необходимое. Вначале (при рисовании пальцами или ладонями) - лист бумаги и одна краска для каждого ребенка. Когда дети научатся рисовать красками аккуратно (вытирать руки салфеткой, не пачкать краской стол, одежду) можно предлагать несколько красок
В связи с особенностями раннего возраста на каждом занятии использовались: игровой прием, художественное слово, пальчиковые игры, физкультминутки, подвижные игры.
месяц Формы работы
С детьми С педагогами С родителями
сентябрь «Виноград»
Рисование пальчиками
Подбор литературы.
октябрь «Дождик, дождик пуще…»
Рисование пальчиками Консультация «Значение рисования нетрадиционными способами».
ноябрь «Аквариум»
Рисование ладошками Изучение литературы по теме.
декабрь «украшаем елочку»
Оттиск печатками картофеля Изучение литературы по теме. Консультация «Нетрадиционные техники рисования»
январь «Заяц на снегу»
Тычок
«Снеговик»
Оттиск печатками моркови Выступление на педсовете,
Практикум-семинар. Родительское собрание: «Путешествие с красками»
февраль «Рыбки в аквариуме»
Восковые мелки +акварель
март «Праздник мам»
Рисование поролоновым тампоном
апрель «Березки»
Рисование смятой бумагой Выставка детских работ
май «Дождь идет»
Рисование ватными палочками
Литература:
1. Эйнон Д. Творческая игра : от рождения до 10 лет. – М., 1995.
2. Колдина Д. Н. Игровые занятия с детьми 3-4 лет. – М., 2010.
3. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р. Г. Казаковой. – М., 2007.
4. Белкина В. Н. и др. Дошкольник: обучение и развитие. – Ярославль, 1998.
5. Янушко Е. А. Рисование с детьми раннего возраста. – М., 2010.
6. Акуненок Т. С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования // Дошкольное образование. – 2010. - №18
7. Шклярова О. В. Рисуйте в нетрадиционной форме // Дошкольное воспитание. – 1995. - №11
Самореализация.
1. Участие в системе методической работы в ДОУ. Открытое занятие с использованием нетрадиционных методов рисования. (январь)
2. Прогнозирование интереса детей, их эмоциональное отношение к занятию с применением нетрадиционных форм рисования.
3. Обобщение собственного опыта педагогической деятельности по теме. Отчет по проделанной работе по плану самообразования с сентября по май.