Елена Терёшина
План работы по выявлению и сопровождению способных и одарённых детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
В последнее время отмечается резкое возрастание интереса к проблеме одаренности детей. И это не случайно. Происходящие изменения в системе дошкольного обучения и воспитания: ориентация на гуманизацию всей педагогической работы, создание условий для развития индивидуальности каждого ребенка позволяют по-новому поставить проблему одаренности детей-дошкольников, открывают новые аспекты ее изучения и решения.
Публикация «План работы по выявлению и сопровождению способных и одарённых детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Планирование. Планы работ
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2017
Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности.
Существует значительное разнообразие видов одаренности, которые могут проявляться уже в дошкольном возрасте.
В их числе интеллектуальная одаренность, которая во многом определяет склонность ребенка к математике, развивает интеллектуальные, познавательные, творческие способности.
Для детей с интеллектуальной одарё нностью характерны следующие черты:
высоко развитая любознательность, пытливость;способность самому «видеть», находить проблемы и стремление их решать, активно экспериментируя;высокая (относительно возрастных возможностей) устойчивость внимания при погружении в познавательную деятельность (в области его интересов);раннее проявление стремления к классификации предметов и явлений, обнаружению причинно-следственных связей; развитая речь, хорошая память, высокий интерес к новому, необычному; способность к творческому преобразованию образов, импровизациям; раннее развитие сенсорных способностей; оригинальность суждений, высокая обучаемость; стремление к самостоятельности.
На основании выделенных психолого-педагогических условий, характеристик развивающей среды,предложены следующие принципы работы по развитию одаренных детей дошкольного возраста :
1) Вовлечение дошкольников в свободные игры со сверстниками;
2) Моделирование для детей ситуаций незавершённости и открытости деятельности и мышления в отличие от жёстко заданных и строго контролируемых условий;
3) Акцент на вовлечении дошкольников в специфические детские виды деятельности (предметные игры, рисование, конструирование, лепка и др.)
4) Разрешение и поощрение высказывания множества вопросов;
5) Использование в обучении дошкольников провокационных вопросов (постановка проблем или затруднений, для устранения которых нет известных средств, стимуляция выработки детьми собственных средств осуществления деятельности, а не принятие готовых;
6) Привлечение внимания к интересам детей со стороны воспитателей и родителей, предоставление детям возможностей осуществления совместной с взрослыми деятельности, наличие в окружении ребенка образцов и результатов взрослой креативности;
7) Обеспечение предметно-информационной насыщенности развивающей среды (наличие необходимого информационного ресурса, доступность и разнообразие предметов в данной микросреде, в т. ч. современные ИКТ-средства, возможность разнообразного их использования детьми);
8) Стимулирование самостоятельности и независимости дошкольников, формирование ответственности за себя и свое поведение;
9) Использование аргументированной оценки для анализа действий, а не для награды или осуждения;
10) Создание атмосферы взаимопонимания (принятия) и возможности спонтанной экспрессии, творческого использования знаний.
Нормативно-правовая база:
-Федеральный закон РФ от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
-«Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» Зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. Регистрационный N 30384.
Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13 (с изменениями на 27 августа 2015 года).Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования».
Основная образовательная программа дошкольного образования МБОУ «Северная СОШ».
Устав Учреждения.
Цель. выявление, обучение, развитие, воспитание и поддержка одарённых детей; создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность,а данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачек в развитии из способностей;
Задачи.
Выявить детей с предпосылками одаренности.
Составить индивидуальные маршруты психолого-педагогического сопровождения одаренных детей.
Скоординировать и интегрировать деятельность специалистов и родителей в этом направлении.
Разработать план мероприятий для развития творческих способностей воспитанников детского сада.
Создание банка данных детей с предпосылками различных видов одаренности. Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных, творческих и других направлениях деятельности, к которым у них есть способности. Высокая динамика развития продуктивного творческого мышления детей с общей одаренностью.
Формы работы с одарёнными детьми :
• групповые занятия;
• конкурсы; интеллектуальные игры;
• участие в олимпиадах; презентации;
• работа по индивидуальным планам;
• исследовательская деятельность.
• исследования динамики развития
Формы работы с родителями
Влияние семьи на становление личности ребенка и развитие его способностей является решающим на начальном этапе – от рождения до младшего школьного возраста. В дальнейшем развитии ведущую роль будут играть специалисты – педагоги, однако семья незаменима в создании психологического комфорта, в поддержании физического и психического здоровья одаренного человека в любом возрасте.
Направления деятельности семьи в развитии и воспитании одаренного ребенка :
• Пристальное внимание к особенностям развития ребенка.
• Создание благоприятной психологической атмосферы в семье, проявление искренней и разумной любви к ребенку.
• Содействие развитию личности ребенка и его таланта.
• Повышение уровня педагогической и психологической компетентности родителей в отношении одаренных детей.
Формы работы :
• Анкетирование родителей с целью получения первичной информации о характере и направленности интересов, склонностей и способностей детей.
• Консультация для родителей “О талантливых детях, заботливым родителям”.
• Совместное составление индивидуального плана развития ребенка.
• Памятки – рекомендации, папки передвижки, публикации.
• Совместные проекты исследовательской деятельности детей.
Исследовательско - диагностический этап по выявлению и сопровождению способных и одарённых детей
1. Работа сспециалистами и (беседы, заполнение экспертных листов на воспитанников, анализ результатов педагогического мониторинга и индивидуальных карт развития)
2. Работа с детьми (наблюдение, тестирование, анализ продуктов детского творчества)
3. Работа с родителями (беседы, анкетирование)
На основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления и по итогам диагностик в группе были выявлены следующие категории способных детей.
В сфере интеллектуальной одаренности,В сфере музыкальной одаренности,В сфере литературной одаренности,В сфере артистической одаренности;В сфере технической одаренности;В сфере изобразительно-художественной одаренности;В сфере спортивной одаренности.
Анкетирование родителей.
Уважаемые родители!
Просим вас ответить на вопросы анкеты для выявления предпосылок одаренности у вашего
ребенка. Искренние ответы помогут вам и вашим детям.
Ваш ребенок (фамилия, имя, возраст) ___
___
1. Проявляет ли любопытство, задает ли вопросы? ___
2. Имеет ли особую склонность к определенному виду занятий?___
3. Серьезно относится к любимым занятиям, доводит дело до конца?___
4. обладает богатой фантазией, воображением? ___
5. Свободно высказывает свое мнение, предлагает много идей (какие именно? ___ ___
6. Не боится отличаться от других, замкнут, общителен, чувствителен, самокритичен?
___
7. Стремится к самовыражению, самостоятельности?___
8. Ребенок очень наблюдателен, быстро реагирует на все новое, неожиданное? ___
9. Ваш ребенок настойчив, у него ярко выражена потребность к познанию, способен
достичь хороших результатов (приведите пример?___
10. Вы считаете, что ваш ребенок заметно отличается от сверстников?
(в чем это проявляется)___
11. Считаете ли вы своего ребенка одаренным? ___
12. Что вы делаете, чтобы помочь вашему ребенку в развитии его выраженных
способностей?___
13. Поставили ли вы в известность своих педагогов в детском саду о способностях
вашего ребенка?___
14. Нуждается ли одаренный ребенок в помощи взрослого?
___
Спасибо за сотрудничество!
Анкетирование воспитателей
Уважаемыепедагоги!
Просим вас ответить на вопросы анкеты для выявления предпосылок одаренности у ваших
воспитанников. Искренние ответы помогут вам и вашим воспитанникам.
Фамилия, имя, возраст ребенка ___
___
1. В какой сфере деятельности (двигательной, творческой, интеллектуальной) ребенок проявляет себя наиболее ярко? ___
2. В каком возрасте закрепился интерес к этойдеятельности (со слов родителей)
___
3. Ребенок гораздо лучше многих сверстников рисует, охотно лепит, чертит,
комбинирует материалы и краски? ___
4. Любит музыку, поет, играет на музыкальном инструменте?___
5. Лучше других сверстников физически развит? ___
6. Легко и быстро схватывает любую информацию?___
7. Обладает хорошей памятью?___
8. Обгоняет своих сверстников в обучении, легко и быстро схватывает новый
учебный материал? ___
9. Вы считаете, что ребенок заметно отличается от сверстников?
(в чем это проявляется)___
10. Считаете ли данного ребенка одаренным?___
11. Нуждается ли одаренный ребенок в помощи педагога-психолога?___
12. Что вы можете сделать, чтобы помочь ребенку в развитии его выраженных
способностей?___
Анкету заполнил ___
Спасибо за сотрудничество!