Приложение МААМ

План работы по выявлению и сопровождению способных и одарённых детей старшего дошкольного возраста

Елена Терёшина
План работы по выявлению и сопровождению способных и одарённых детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Пояснительная записка

В последнее время отмечается резкое возрастание интереса к проблеме одаренности детей. И это не случайно. Происходящие изменения в системе дошкольного обучения и воспитания: ориентация на гуманизацию всей педагогической работы, создание условий для развития индивидуальности каждого ребенка позволяют по-новому поставить проблему одаренности детей-дошкольников, открывают новые аспекты ее изучения и решения.

Публикация «План работы по выявлению и сопровождению способных и одарённых детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности.

Существует значительное разнообразие видов одаренности, которые могут проявляться уже в дошкольном возрасте.

В их числе интеллектуальная одаренность, которая во многом определяет склонность ребенка к математике, развивает интеллектуальные, познавательные, творческие способности.

Для детей с интеллектуальной одарё нностью характерны следующие черты:

высоко развитая любознательность, пытливость;способность самому «видеть», находить проблемы и стремление их решать, активно экспериментируя;высокая (относительно возрастных возможностей) устойчивость внимания при погружении в познавательную деятельность (в области его интересов);раннее проявление стремления к классификации предметов и явлений, обнаружению причинно-следственных связей; развитая речь, хорошая память, высокий интерес к новому, необычному; способность к творческому преобразованию образов, импровизациям; раннее развитие сенсорных способностей; оригинальность суждений, высокая обучаемость; стремление к самостоятельности.

На основании выделенных психолого-педагогических условий, характеристик развивающей среды,предложены следующие принципы работы по развитию одаренных детей дошкольного возраста :

1) Вовлечение дошкольников в свободные игры со сверстниками;

2) Моделирование для детей ситуаций незавершённости и открытости деятельности и мышления в отличие от жёстко заданных и строго контролируемых условий;

3) Акцент на вовлечении дошкольников в специфические детские виды деятельности (предметные игры, рисование, конструирование, лепка и др.)

4) Разрешение и поощрение высказывания множества вопросов;

5) Использование в обучении дошкольников провокационных вопросов (постановка проблем или затруднений, для устранения которых нет известных средств, стимуляция выработки детьми собственных средств осуществления деятельности, а не принятие готовых;

6) Привлечение внимания к интересам детей со стороны воспитателей и родителей, предоставление детям возможностей осуществления совместной с взрослыми деятельности, наличие в окружении ребенка образцов и результатов взрослой креативности;

7) Обеспечение предметно-информационной насыщенности развивающей среды (наличие необходимого информационного ресурса, доступность и разнообразие предметов в данной микросреде, в т. ч. современные ИКТ-средства, возможность разнообразного их использования детьми);

8) Стимулирование самостоятельности и независимости дошкольников, формирование ответственности за себя и свое поведение;

9) Использование аргументированной оценки для анализа действий, а не для награды или осуждения;

10) Создание атмосферы взаимопонимания (принятия) и возможности спонтанной экспрессии, творческого использования знаний.

Нормативно-правовая база:

-Федеральный закон РФ от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

-«Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» Зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. Регистрационный N 30384.

Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13 (с изменениями на 27 августа 2015 года).Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования».

Основная образовательная программа дошкольного образования МБОУ «Северная СОШ».

Устав Учреждения.

Цель. выявление, обучение, развитие, воспитание и поддержка одарённых детей; создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность,а данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачек в развитии из способностей;

Задачи.

Выявить детей с предпосылками одаренности.

Составить индивидуальные маршруты психолого-педагогического сопровождения одаренных детей.

Скоординировать и интегрировать деятельность специалистов и родителей в этом направлении.

Разработать план мероприятий для развития творческих способностей воспитанников детского сада.

Планируемые результаты :

Создание банка данных детей с предпосылками различных видов одаренности. Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных, творческих и других направлениях деятельности, к которым у них есть способности. Высокая динамика развития продуктивного творческого мышления детей с общей одаренностью.

Формы работы с одарёнными детьми :

• групповые занятия;

• конкурсы; интеллектуальные игры;

• участие в олимпиадах; презентации;

работа по индивидуальным планам;

• исследовательская деятельность.

• исследования динамики развития

Формы работы с родителями

Влияние семьи на становление личности ребенка и развитие его способностей является решающим на начальном этапе – от рождения до младшего школьного возраста. В дальнейшем развитии ведущую роль будут играть специалисты – педагоги, однако семья незаменима в создании психологического комфорта, в поддержании физического и психического здоровья одаренного человека в любом возрасте.

Направления деятельности семьи в развитии и воспитании одаренного ребенка :

• Пристальное внимание к особенностям развития ребенка.

• Создание благоприятной психологической атмосферы в семье, проявление искренней и разумной любви к ребенку.

• Содействие развитию личности ребенка и его таланта.

• Повышение уровня педагогической и психологической компетентности родителей в отношении одаренных детей.

Формы работы :

• Анкетирование родителей с целью получения первичной информации о характере и направленности интересов, склонностей и способностей детей.

• Консультация для родителей “О талантливых детях, заботливым родителям”.

• Совместное составление индивидуального плана развития ребенка.

• Памятки – рекомендации, папки передвижки, публикации.

• Совместные проекты исследовательской деятельности детей.

Исследовательско - диагностический этап по выявлению и сопровождению способных и одарённых детей

1. Работа сспециалистами и (беседы, заполнение экспертных листов на воспитанников, анализ результатов педагогического мониторинга и индивидуальных карт развития)

2. Работа с детьми (наблюдение, тестирование, анализ продуктов детского творчества)

3. Работа с родителями (беседы, анкетирование)

На основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления и по итогам диагностик в группе были выявлены следующие категории способных детей.

В сфере интеллектуальной одаренности,В сфере музыкальной одаренности,В сфере литературной одаренности,В сфере артистической одаренности;В сфере технической одаренности;В сфере изобразительно-художественной одаренности;В сфере спортивной одаренности.

Анкетирование родителей.

Уважаемые родители!

Просим вас ответить на вопросы анкеты для выявления предпосылок одаренности у вашего

ребенка. Искренние ответы помогут вам и вашим детям.

Ваш ребенок (фамилия, имя, возраст) ___

___

1. Проявляет ли любопытство, задает ли вопросы? ___

2. Имеет ли особую склонность к определенному виду занятий?___

3. Серьезно относится к любимым занятиям, доводит дело до конца?___

4. обладает богатой фантазией, воображением? ___

5. Свободно высказывает свое мнение, предлагает много идей (какие именно? ___ ___

6. Не боится отличаться от других, замкнут, общителен, чувствителен, самокритичен?

___

7. Стремится к самовыражению, самостоятельности?___

8. Ребенок очень наблюдателен, быстро реагирует на все новое, неожиданное? ___

9. Ваш ребенок настойчив, у него ярко выражена потребность к познанию, способен

достичь хороших результатов (приведите пример?___

10. Вы считаете, что ваш ребенок заметно отличается от сверстников?

(в чем это проявляется)___

11. Считаете ли вы своего ребенка одаренным? ___

12. Что вы делаете, чтобы помочь вашему ребенку в развитии его выраженных

способностей?___

13. Поставили ли вы в известность своих педагогов в детском саду о способностях

вашего ребенка?___

14. Нуждается ли одаренный ребенок в помощи взрослого?

___

Спасибо за сотрудничество!

Анкетирование воспитателей

Уважаемыепедагоги!

Просим вас ответить на вопросы анкеты для выявления предпосылок одаренности у ваших

воспитанников. Искренние ответы помогут вам и вашим воспитанникам.

Фамилия, имя, возраст ребенка ___

___

1. В какой сфере деятельности (двигательной, творческой, интеллектуальной) ребенок проявляет себя наиболее ярко? ___

2. В каком возрасте закрепился интерес к этойдеятельности (со слов родителей)

___

3. Ребенок гораздо лучше многих сверстников рисует, охотно лепит, чертит,

комбинирует материалы и краски? ___

4. Любит музыку, поет, играет на музыкальном инструменте?___

5. Лучше других сверстников физически развит? ___

6. Легко и быстро схватывает любую информацию?___

7. Обладает хорошей памятью?___

8. Обгоняет своих сверстников в обучении, легко и быстро схватывает новый

учебный материал? ___

9. Вы считаете, что ребенок заметно отличается от сверстников?

(в чем это проявляется)___

10. Считаете ли данного ребенка одаренным?___

11. Нуждается ли одаренный ребенок в помощи педагога-психолога?___

12. Что вы можете сделать, чтобы помочь ребенку в развитии его выраженных

способностей?___

Анкету заполнил ___

Спасибо за сотрудничество!

Публикации по теме:

Программа работы по сопровождению детей в период адаптации в рассмотрении основных подходов ФГОС дошкольного образования .

Диагностика в форме беседы по выявлению знаний о фемининности у детей старшего дошкольного возраста Вопросы беседы: 1. Назови, какие роли может выполнять женщина в семье (дочь, сестра, внучка, племянница, жена, мать, бабушка, тетя, свекровь.

Календарный план образовательной работы с детьми старшего дошкольного возраста на основе комплексно-тематического плана Календарный план образовательной работы с детьми старшего дошкольного возраста Группа: старшая День недели, число: 5 декабря Тема недели:.

Перспективный план работы по теме «Формирование доброжелательных отношений между детьми старшего дошкольного возраста» Месяц Работа с детьми Работа с родителями Работа с педагогами Сентябрь 1-ая неделя Беседа «Наша группа». Задачи: Формировать чувство товарищества,.

Перспективный план работы с детьми группы старшего дошкольного возраста по патриотическому воспитанию Перспективный план работы с детьми группы старшего дошкольного возраста 5-6 лет по патриотическому воспитанию 1 «История моей семьи» Рассказы.

Перспективный план работы в летний период по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста Цель. Сохранять и укреплять здоровье детей во время летнего отдыха, формировать основы экологического сознания и экологической культуры.

План работы по безопасности группы старшего дошкольного возраста 5–6 лет План работы по безопасности группы старшего дошкольного возраста 5-6 лет Работа с детьми 1 Викторина «Наш друг светофор»Расширение кругозора.

План работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с историей Кубани-своей малой Родины Совсем скоро Краснодарскому краю - 80 лет. Город Краснодар и весь край – в преддверии значимой даты. И, конечно, мы с ребятами не остались.

План работы по профориентации с родителями и детьми старшего дошкольного возраста План работы по профориентации с родителями и детьми. По вопросам профориентации детей старшего дошкольного возраста. Одной из важнейших составляющих.

План работы по здоровьесбережению с детьми старшего дошкольного возраста План работы по здоровьесбережению с детьми старшего дошкольного возраста на 2016-2017 уч. г. Цель данного плана предполагает разностороннее.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
План работы по выявлению и сопровождению способных и одарённых детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 28 июня 2017 в 13:37
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «План работы по выявлению и сопровождению способных и одарённых детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Елена Терёшина (УИ 10368) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД