Получи документы

План работы с одаренными детьми на 2014–2015 учебный год

Елена Никитина
План работы с одаренными детьми на 2014–2015 учебный год
▼ Скачать + Заказать документы

Работа с одаренными детьми

Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями или имеет внутренние предпосылки для таких достижений в том или ином виде деятельности.

Банк диагностических методик для выявления интеллектуальных возможностей детей, а также сформулировать проблемы, с которыми приходиться сталкиваться при построении работы с одаренными детьми, и пути коррекции (игры, упражнения)

Публикация «План работы с одаренными детьми на 2014–2015 учебный год» размещена в разделах

Свою работу с одаренными детьми я строила по следующим направлениям:

1. Банк диагностических методик

Методы, направленные на выявление основных черт личности, определяющих ее развитие, процессы адаптации, психическое здоровье; выявление творческого потенциала, мотивации в достижениях, которая обеспечивает достижение высоких результатов во многих областях.

1. Тест 16-PF (Р. Кеттела).

2. Тест «Акцентуации характера».

3. Характерологический тест Айзенка.

4. Тест «Шкала социально-психологической адаптированности.» (Т. В. Снегиревой).

5. Тест «Исследование самооценки» (Дембо-Рубинштейна).

6. Тест-опросник для определения уровня самооценки одаренного школьника.

7. Тест «Шкала оценки потребности в достижении».

8. Методика «Несуществующее животное».

Данные методики позволяют оценить состояние памяти, утомляемости, активности, устойчивости и распределяемости внимания; определить избирательность восприятия, уровень зрительного восприятия материала, уровень зрительного самоконтроля. Изучение кратковременной и долговременной вербальной памяти (А. Р. Лурия).

Изучение кратковременной образной и вербально- логической памяти.

Оценка устойчивости внимания.

Оценка переключения внимания.

Оценка вербально – логического мышления.

Оценка образного мышления.

Диагностика восприятия:

Методики для интеллектуального развития ребенка 1. Тест прогрессивных матриц Равена.

2. Тест Д. Векслера.

3. Тест Р. Амтхауэра.

4. Оценка вербально-логического мышления.

5. Тест «Интеллектуальная лабильность».

Тесты оценивают следующие факторы дивергентного мышления: беглость, гибкость, оригинальность и разработанность; определяют, насколько любознательными, наделенными воображением, умеющими разбираться в сложных идеях и способными на риск считают себя дети. Эти тесты позволяют провести отбор творчески одаренных детей. Творческий потенциал одаренного ребенка.

1. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. (Е. Туник).

2. Диагностика вербальной креативности (адаптация теста С. Медника).

3. Диагностика невербальной креативности (вариант теста Торренса)

4. Модифицированные креативные тесты Вильямса (САР).

5. Методика «Предложения».

6. Методика «Классификация».

7. Методика «Две линии».

8. Творческого мышления вербальный тест «Необычное использование» (К. А. Хеллер)

Данные методики позволяют изучить особенности взаимоотношений одаренных детей в социуме и скорректировать их возможные отклонения в адаптации 1. Тест «Умеете ли Вы говорить и слушать?» (В. Маклени).

2. Методика изучения коммуникативных и организаторских умений.

3. Оценка отношений подростка с классом.

4. Методика «Незаконченные предложения».

Идентификация детской одаренности педагогами и родителями.

1. Тест-опросник для определения уровня самооценки одаренных школьников.

2. Тест по определению склонности учителя к работе с одаренными детьми.

3. Тест-анкета по определению специальной одаренности (А. Хаан, Г. Кафф).

4. Проявление и формирование специальных способностей (А. Савенков).

5. Опросник для определения творческих наклонностей у школьников.

6. Карта интересов для младших школьников (А. Савенков).

7. Характеристика ученика (А. Савенков).

8. Анкета для родительского исследования (А. Савенков).

9. Методика оценки общей одаренности (А. Савенков).

2. Проблемы одаренных детей.

1. Неприязнь к школе. Такое отношение часто появляется оттого, что учебная программа скучна и неинтересна для одаренных детей. Нарушения в поведении могут появляться потому, что учебный план не соответствует их способностям.

2. Игровые интересы. Одаренным детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники. Вследствие этого одаренный ребенок оказывается в изоляции, уходит в себя.

3. Конформность. Одаренные дети, отвергая стандартные требования, не склонны к конформизму, особенно если эти стандарты идут в разрез с их интересами.

4. Погружение в философские проблемы. Для одаренных детей характерно задумываться над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозные верования и философские проблемы.

5. Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Одаренные дети часто предпочитают общаться с детьми старшего возраста. Из-за этого им порой трудно становиться лидерами.

6. Стремление к совершенству. Для одаренных детей характерна внутренняя потребность совершенства. Отсюда ощущение неудовлетворенности, собственной неадекватности и низкая самооценка.

7. Потребность во внимании взрослых. В силу стремления к познанию одаренные дети нередко монополизируют внимание учителей, родителей и других взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми. Нередко одаренные дети нетерпимо относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение.

8. Нередко имеют место проблемы в эмоциональном развитии, когда в сложных ситуациях одаренные дети проявляют явно инфантильную реакцию: например, критическое замечание вызывает немедленные слезы, а любой неуспех приводит к отчаянию.

Для особо одаренных детей ситуация развития часто складывается таким образом, что они занимаются только деятельностью, достаточно интересной и легкой для них, то есть составляющей суть их одаренности. Любую другую деятельность, которая не входит в сферу их склонностей, многие одаренные дети избегают, пользуясь снисходительным отношением к этому взрослых людей.

С учетом вышесказанного, все формы работы с одаренными детьми (развивающие игры, обучение, консультирование, тренинг и др.) должны в полной мере учитывать личностные особенности одаренного ребенка и ориентироваться на эффективную помощь в решении его проблем.

Психологическое развитие и коррекция

Индивидуальные и групповые развивающие занятия, беседы, консультации Коррекция коммуникативных качеств, преодоление трудностей в адаптации, обучении, эмоционально- волевой сфере учащихся 6-7 классы В течение года

Занятия с детьми по социальной адаптации Обучение детей приемам поведения для разрешения конфликтных ситуаций с учителями, сверстниками, родителями 6-7 классы В течение года

Профилактика

Рекомендации, советы, памятки для педагогов, родителей Индивидуальные консультации для учителей по результатам анкетирования В течение года

Посещение уроков Психолого – педагогическое сопровождение учащихся. Определение психологической цели, стиля урока, особенности организации учебного процесса при работе с одаренными детьми 6-7 классы В течение года

Оформление информационных стендов Психологическое просвещение, профилактика, формирование психологической культуры Участники образовательного процесса В течение года

Консультирование

Индивидуальное и групповое консультирование Подготовка педагогических кадров к работе с одаренными детьми Учителя школы, родители. В течение года

Консультативная помощь для учащихся Оказание консультативной помощи по результатам диагностики, анкетирования. 6-7 классы В течение года

Курсы повышения квалификации

3. Рекомендации по организации обучения одаренного ребенка.

Программы обучения для интеллектуально одаренных детей должны :

1) предполагать изучение проблем открытого типа, позволяющих учитывать склонность детей к исследовательскому типу поведения, проблемности обучения и т. д., а также формировать навыки и методы исследовательской работы;

2) в максимальной мере учитывать интересы одаренного ребенка и поощрять углубленное изучение тем, выбранных самим ребенком;

3) поддерживать и развивать самостоятельность в учении;

4) обеспечивать гибкость и вариативность учебного процесса с точки зрения содержания, форм и методов обучения, вплоть до возможности их корректировки самими детьми с учетом характера их меняющихся потребностей и специфики их индивидуальных способов деятельности;

5) предусматривать наличие и свободное использование разнообразных источников и способов получения информации (в том числе через компьютерные сети);

6) включать качественное изменение самой учебной ситуации и учебного материала вплоть до создания специальных учебных комнат с необходимым оборудованием, подготовки специальных учебных пособий, организации полевых исследований, создания рабочих мест при лабораториях, музеях и т. п. ;

7) обучать детей оценивать результаты своей работы с помощью содержательных критериев, формировать у них навыки публичного обсуждения и отстаивания своих идей и результатов художественного творчества;

8) способствовать развитию самопознания, а также пониманию индивидуальных особенностей других людей;

9) включать элементы психологической поддержки и помощи с учетом личностных особенностей одаренного ребенка.

Литература:

1. Азарова Л. Н. Как развивать творческую индивидуальность младших школьников. // Журнал практического психолога. - 1998.- №4.- с. 83.

2. Амтхауер Р. Тест структуры интеллекта. Обнинск, изд-во “Принтер”, 1993.

3. Брюно Ж. и др. Одаренные дети : психолого-педагогические исследования и практика. // Психологический журнал. – 1995.- №4.- с. 73.

4. Варламова Е. П. Принцип рефлексивных контрастов в развитии творческой уникальности человека. // Журнал практического психолога. - 1998.- №3.- с. 48.

5. Гончаров В. С. Сборник раздаточного дидактического материала по педагогической психологии. Курган, 1998.- 40 с.

6. Грязева В. Г., Петровский В. А. Одаренные дети : экология творчества. – Москва-Челябябинск: ИПИ РАО, ЧГИИК, 1993. – 40 с.

7. Гурова Л. Л. Психологический анализ решения задач. Воронеж, 1976.

8. Лосева А. А. Работа практического психолога с одаренными детьми подросткового возраста. // Журнал практического психолога. - 1998.- №3.- с84.

9. Матюшкин А. М. Концепция творческой одаренности. // Вопр. психологии. - 1989. - №6. – с. 29-33.

10. Матюшкин А. М. Загадки одаренности. М. ,1992.

11. Матюшкин А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972.

12. Мелхорн Г., Мелхорн Х. -Г. Гениями не рождаются: Общество и способности человека: Кн. для учителя: Пер. с нем. - М., Просвещение, 1989.- 160 с.

13. Одаренные дети. Пер. с англ. / Под общ. ред. Бурменской Г. В., Слуцкого В. М. – М., Прогресс, 1991. – 383 с.

14. Пономарев Я. А. Психология творчества. М., 1976.

15. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М., 1946.

16. Степанов С. С. Диагностика интеллекта методом рисуночного теста. М. ,1997.

17. Теплов Б. М. Избранные труды: В 2-х т. - М. : Педагогика, 1985.

18. Туник Е. Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. С. -П., 1997.- 35 с.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Использование современных методик и программ в работе с одарёнными детьми в ДОУ Детский дошкольный возраст — первоначальная ступень знакомства ребёнка с элементарными основами музыкального искусства, начало формирования.

Методика работы с художественно одаренными детьми: проблемы и поиски В последнее время отмечается резкое возрастание интереса к проблеме одаренности детей. И это не случайно. Происходящие изменения в системе.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
План работы с одаренными детьми на 2014–2015 учебный год
Опубликовано: 21 октября 2014 в 06:40
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «План работы с одаренными детьми на 2014–2015 учебный год» (включая файлы) размещена пользователем Елена Никитина (УИ 154427) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД