План самообразования «Развитие логического мышления дошкольников посредством дидактических игр»

Татьяна Коробова
План самообразования «Развитие логического мышления дошкольников посредством дидактических игр»

Муниципальное автономное образовательное дошкольное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад №111» г. Казани

УТВЕРЖДАЮ

Заведующая МАДОУ №111

___ / Ф. Ф. Насыйрова/

«___»___2019года

План самообразования

воспитателя

Коробовой Татьяны Владимировны

на 2019-2024 годы

Казань 2019

Личная карта

Дата рождения: 02.07.1977

Образование (когда и какое учебное заведение окончил): Диплом о высшем образовании

ФИО: Коробова Татьяна Владимировна

Дата рождения: 02.07.1977

Образование (когда и какое учебное заведение окончил): Диплом о высшем образовании.

Частное учреждение высшего образования «Институт государственного администрирования», г. Москва.

Диплом Бакалавра 1877050580295; документ о образовании и квалификации., регистрационный номер 4255; дата выдачи 07.07.2017год

Специальность по диплому: Психолог

Место работы: Муниципальное автономное образовательное дошкольное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад №111» г. Казани

Занимаемая должность: Воспитатель

Дата назначения на должность:

Общий стаж трудовой деятельности:

Педагогический стаж: 4

Квалификационная категория,дата присвоения:

Курсы повышения квалификации:

Ф И О:Коробова Татьяна Владимировна

Специальность: воспитатель

Образование: высшее

Стаж педагогической работы: 4 года

Квалификационная категория: не имею

Курсы повышения квалификации: нет

Дата начала работы над темой: Октябрь 2019

Предполагаемая дата окончания работы: апрель 2024

Тема: Развитие логического мышления дошкольников посредством дидактических игр.

Немецкий психолог, философ В. Штерн в своих исследованиях, говорит о том, что уже с полуторогодовалого возраста у ребенка пробуждается понимание того что каждая вещь имеет своё название. Дальнейшие его исследования показывают, что после появления речи и накопления названий предметов, понимания действий происходящего приводят к интеллектуализации сознания и развитию его знаковой природы.

В отечественной литературе огромный вклад в исследование символических функций внес Л. С. Выготский, им был введен анализ структуры, функционирования и развития психических процессов понятия «знак», под которым он понимал искусственны е средства, включаемые человеком в психологическую ситуацию. Согласно Л. С. Выготскому средства напрямую воздействуют на весь процесс поведения, знаки перестраивают структуру деятельности, психических процессов, превращая их в системы.

Ряд исследований проведенных под руководством отечественных ученых П. Я. Гальпирина, Д. Б. Эльконина, В. В Давыдова, Л. А. Венгра говорят, что освоение детьми различных средств, приводит к осознанию и овладению психическими функциями, появлениями новообразований. Преобладающее значение несет в себе развитие мышления.

Актуальность. Развитие логического мышления позволяет ребенку научиться свободно, ориентироваться в окружающем мире, повышает продуктивность и результативность деятельности. Одна из первых задач которую должен постичь ребенок – это научиться наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений, классифицировать, делать простейшие выводы и обобщения. Приобретая и развивая, формы логического мышления, как способы познавательной деятельности, необходимых для решения широкого круга умственных задач, несущих в себе дальнейшее развитие интеллекта ребенка. Сформированность у детей элементарных приемов логического мышления является условием успешного обучения в начальной школе. "Учитесь мыслить, играя" - говорил известный психолог Е. Заика, разработавший целую серию игр, направленных на развитие мышления. Игра и мышление - эти два понятия стали основополагающими в современной системе математического развития дошкольников. Но практическая работа показывает, что целенаправленному формированию логических приемов мышления дошкольников в процессе их познавательной деятельности уделяется недостаточно внимания в дошкольном образовании. Недостаточно часто используются возможности игры, а именно игра как ведущий вид деятельности стимулирует умственное развитие дошкольника, создает условия для развития логического мышления.

Возникает противоречие между необходимостью развития логических приемов мышления дошкольников в процессе познавательной деятельности, с одной стороны, и недостаточной разработанностью содержания педагогической работы на основе использования возможностей игры в решении этой задачи в условиях ДОУ, с другой стороны.

Из данного противоречия возникает, как и каким образом построить систему педагогической работы по развитию логических приемов мышления дошкольников на основе использования дидактических игр и упражнений.

Цели:

определение уровня развития мышления в разных возрастных периодах

научить ребёнка мыслить, используя знания о связях между явлениями, выстроенные на их основе суждений и понятий

формирование предпосылок к развитию мыслительных операций

создание предпосылок для дальнейшего развития математических способностей

Задачи:

Изучение научно-педагогической и методической литературы, изучить теоретическое обоснование использования развивающих игр и упражнений на формирование логического мышления детей дошкольного возраста.

Создать предпосылки для активной познавательной деятельности и экспериментирования на основе действий с предметами, природными материалами, играми, дидактическим материалом

Формировать представления о систематизации образования логической последовательности в играх;

Способствовать развитию речи, учить детей высказывать простые суждения на основе действий и умозаключений;

Учить первым логическим операциям: группировке (классификации по одному признаку) предметов одной формы, цвета, размера; группировке по общему признаку; по признакам математического характера; абстрагированию; обобщению и классификации.

Формировать логические мыслительные операции с помощью дидактических игр соответствующих возрастным особенностям.

Создавать условия для оптимальной предметно – развивающей среды по формирования логического мышления дошкольников.

Совершенствовать формы взаимодействия с родителями по вопросам математического развитиячерез внедрения в практику активных форм взаимодействия: проведение практикумов, круглых столов, открытых занятий, детско – родительских гостиных.

Планирование работы

пн Содержание работы Сроки выполнения

1 Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы:

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ Об образовании в Российской Федерации

Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

Приказ МОиН РТ от 23.04.2014 г. № 2295/14 О внедрении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

Постановление от 15 мая 2013 года № 26 Об утверждении СанПин 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций".

2 Изучение литературы, связанной с совершенствованием профессионального мастерства

Выступления, открытые мероприятия по теме самообразования

Заседания МО С октября 2019- апрель2023г

3 Разработка и реализация перспективного планирования и внедрения занятий по теме самообразования 2019 – 2023г

4 Проведение исследования на мышленияе:

- Методика Р. С. Немова «Что здесь лишнее?»(Образно-логическое мышление, умственные операции обобщения и анализа)

- Методика Н. А. Бернштейна «Последовательность событий». (Исследование развития логического мышления, способности к обобщению, речи).

- Методика «Четвертый лишний». (Обобщение понятий на основе определенного признака).

- Методика «Раздели на группы». (Оценка образно-логического мышления ребенка). 2019 г

5 Консультации для педагогов и родителей:

- «Способы и методы поддержки инициативы ребенка современном детском саду»

- «Логические игры дома и в детском саду»

- «Этапы развития мышления ребенка»

Проведение НОД, с использованием игрового занимательного материала «Головоломки из счетных палочек»(карточки-схемы) 2019- 2020г

6 Публикация статьи: «Развитие образно – логического мышления дошкольника в условиях современного дошкольного образования» 2020г

7 Изготовление пособий по работе с детьми по теме самообразования:

- Методические рекомендации

- Памятки и брошюры для родителей и педагогов

- Изготовление игр для работы с детьми 2020г

8 Подбор и введение в практику Авторских игр по развитию логического мышления

2020г

9 Разработка проекта «Путешествие в страну всезнаек» 2020г

10 Семинар для родителей «Дидактические игры как способ развития мышления» 2020г

11 Проект авторских игр по теме самообразования

Работа с детьми в свободной деятельности с применением игр на развитие внимания, восприятия и памяти,

на развитие речи и интеллектуальное развитие 2021г

12 Оформление папки передвижки: «Развивающие игры»

Консультация для родителей «Развивающая головоломка «Танграм»

Статья в родительский уголок по теме самообразования 2021г

13 Семинар практикум для педагогов по авторским играм 2021г

13 Проведение КВН

Консультация для родителей «Развитие логического мышления в старшем дошкольном возрасте»

Наглядный материал в родительский уголок по теме консультации 2022г

14 Мастер-класс «Развитие логического мышления дошкольников через использование игр и упражнений с логическими блоками Дьенеша».

2022г

15 Открытое занятие по

- Развитию умственных и речевых способностей с помощью словесных игр (Пример «Расселили птиц», «Ассоциации», «Придумай предложение»).

Консультация и наглядный материал в родительский уголок «Игры и упражнения, направленные на развитие умственных и речевых способностей у дошкольников». 2022 – 2023г

16 Открытый семинар практикум по - Работе с обучающими тетрадями

Консультация для родителей «Как организовать игры детей дома с использованием занимательного материала» 2023г

17 Представление игрового материала по авторским играм «Мастерская дошколёнка»

Выход темы:

Картотека «Игры и упражнения на развитие творческого мышления и воображения дошкольников» 2023г

18 Выступление на педсовете. 2023г

19 Оформление отчета о проделанной работе 2023г

Литература

1 1. Безруких М. М. Ступеньки к школе. Книга для педагогов и родителей. – М.: Дрофа, 2001.2.

2 Белошистая А.Занятия по математике: развиваем логическое мышление// ---Дошкольное воспитание. – 2004. - № 9.

3 Белошистая А. В. Развитие логического мышления у дошкольников: пособие для педагогов дошк. учреждений - М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2013. - 296 с.

4 Блонский П. П. Избранные педагогические и психологические сочинения. -Т. 2.-М., 1979 (Память и мышление: 118-341).

5 Бондаренко А. К. «Словесные игры в детском саду». Пособие для воспитателей детского сада. Изд. 2-е, испр. и дополн. - М.: Просвещение, 1997.

6 Гринявичене, Н. Т. Игра и новый подход к организации предметно-игровой среды - М., 2006. – 311

7 Е. А. Носова, Логика и математика для дошкольников

8 3. Журнал «Воспитатель ДОУ» практический журнал. – М.: ТЦ СФЕРА, 2009.

9 Загвязинский В. И., Закирова А. Ф.Педагогический словарь: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений - М.: Издательский центр «Академмия», 2008 - 352 с.

10 Л. В. Воронина, Н. Д. Суворова, Знакомим дошкольников с математикой

4.

11 Левитес В. В. Развитие логического и алгоритмического мышления дошкольника // Начальная школа плюс до и после - 2006. №9 -с. 15-23

12 Маклаков А. Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2008. - 583 с.

13 Немов Р. С. Психология:учебник для студентов высших педагогических учебных заведений: 5-е изд. - М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 687 с

14 Павелко Н. Н., Павлов С. О. Психология и педагогика Учебное пособие для высшей школы / ВУЗы /издательство: КНОРУС. 2012 г. - 495 с.

15 Педагогическая библиотека/ Педагогика/ Российский федеральный портал. - З. А. Михайлова. Игровые задачи для дошкольников: Кн. для воспитателя дет. сада. –СПб: «Детство-Пресс», 2010.;

16 Подласый И. П.Педагогика:100 вопросов - 100 ответов: учеб. пособие для вузов - М.: ВЛАДОС-пресс, 2004. - 365 с.

17 Рубцов В. В., Юдина Е. Г. Современные проблемы дошкольного образования // Психологическая наука и образование. 2010. №3.

18 Сластёнин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н.Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений - М.: Издательский центр «Академия», 2007 г. - 576 с.

19 Смирнова Е. О. Детская психология. -- М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2006. -- 366 с.

20 Тихомирова Л. Ф. Логика. 5-7 лет.- Ярославль: Академия,2000.

5.

21 Тихомирова Л. Ф. Развивающие игры, задания, упражнения. М. 2003 г.

6.

22 7. Тихомирова Л. Ф., Басов А. В. Развитие логического мышления детей. –Ярославль: ТОО Гринго, 1995.

8.

23 Федеральный государственный стандарт дошкольного образования

24 Волков Б. С., Волкова Н. В. Детская психология: Психическое развитие ребёнка до поступления в школу. – М., 2002.

Публикации по теме:

Развитие ассоциативно-образного и логического мышления детей дошкольного возраста посредством развивающих игр Главной целью системы образования является подготовка подрастающего поколения к активной жизни. И, поскольку развитие современного общества.

Конспект по ФЭМП использованием дидактических игр на развитие логического мышления «Путешествие в Математическое Королевство» «Путешествие в Математическое Королевство» Программное содержание: - продолжать формировать у детей старшей группы представление о порядковом.

Презентация «Развитие логического мышления и воображения посредством использования игры «Квадрат В. В. Воскобовича» Уважаемые коллеги! Хочу поделиться с вами, как во время НОД использую игры В. В. Воскобовича. Деткам это очень нравиться, но вот на что следует.

Мастер-класс «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством математических игр» Цель мастер-класса: повышение профессионального умения педагогов – участников в процессе активного общения по освоению опыта работы педагога.

План самообразования «Развитие технического творчества дошкольников посредством LEGO конструирования» План самообразования «Развитие технического творчества и познавательных интересов дошкольников посредством LEGO конструирования»Цель: развитие.

Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по математике посредством дидактических игр «Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по математике посредством дидактических игр и упражнений».

Развитие логического мышления у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья посредством эвристических заданий ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «АНЖЕРО-СУДЖЕНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ» Соловьёва А. Б. Развитие логического.

Родительское собрание на тему «Развитие логического мышления детей посредством дидактических игр и упражнений» Родительское собрание № 2. Тема «Развитие логического мышления детей посредством дидактических игр и упражнений». Время проведения: февраль.

Самообразование «Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством логико-математических игр» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №14 «Умка» Тема самообразования «Развитие логического.

План самообразования «Сенсорное развитие детей 2–3 лет посредством дидактических игр» Тема: «Сенсорное развитие детей 2-3 лет через дидактические игры» Введение: Самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только.

Библиотека изображений:
  • Математика
  • Дикие животные
  • Насекомые и пауки
Автор публикации:
План самообразования «Развитие логического мышления дошкольников посредством дидактических игр»
Опубликовано: 4 октября 2019 в 22:05
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 мая. День защиты природы от мусора на МААМ

Важной экологической теме посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой интересных игр и занятий, чтобы объяснить детям, что такое мусор, как он вредит нашей планете и...

12 мая. День будущих врачей на МААМ

12 мая вот уже почти шестьдесят лет отмечается Международный день медицинской сестры. Предлагаем воспользоваться этим поводом для того, чтобы посвятить тематический день основным медицинским профессиям....


Горячие темочки