Папки-передвижки

План самообразования «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»

Валентина Дементьева
План самообразования «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»

План самообразования.

Тема: «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»

Подготовил: воспитатель Дементьева Валентина Михайловна

г. о. Коломна 2017г.

Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.

Цель:

1. Стимулирование речевой и мыслительной деятельности детей через развитие мелкой моторики

2. Повышение своей профессиональной компетентности по данной теме

Задачи:

1. Улучшить координацию и точность движений рук, гибкость рук.

Публикация «План самообразования „Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

2. Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук.

3. Улучшить общую двигательную активность.

4. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие.

5. Содействовать нормализации речевой функции.

6. Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.

7. Совершенствовать предметно-развивающую среду группы на развитие мелкой моторики.

Актуальность выбранной темы

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, собрать пазлы, работать со счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.

Возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя не состоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.

В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, на сколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. На ряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?

• Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.

• Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка.

• Малыш учится концентрировать свое внимание и правильно его распределять.

• Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворениями, то его речь станет более четкой, ритмичной, яркой и усилится контроль над выполняемыми движениями.

Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений.

• У малыша развивается воображение и фантазия.

• В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Основные направления работы с детьми

• Пальчиковая гимнастика (игры с пальцами)

• Игры с мелкими предметами (конструктор, лабиринт, пирамидки, пазлы, мозаика, прищепки, мелкие игрушки, крышки от пластиковых бутылок, каштаны, горох, орехи)

• Игры с нитками (наматывание клубков, плетение косичек)

• Завязывание бантиков, шнуровка, застегивание пуговиц и замков, сворачивание лент

• Работа с бумагой (складывание, сминание, обрывание, вырезание)

• Работа с карандашом (обводка, раскрашивание, выполнение графических заданий)

• Игры в "сухом бассейне" наполненном каштанами, песком

• Лепка

• Аппликации

• Рисование

План работы на 2017-2018 учебный год

1. Подобрать и изучить психолого-педагогическую литературу по данной теме, интернет ресурсы, опыт работы педагогов МБДОУ

2. Провести диагностику детей по уровню развития мелкой моторики, речевого развития, совместно с педагогом-логопедом

3. Подобрать игровые упражнения по развитию мелкой моторики

Изучение методической литературы

1. Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. - М. : ООО «ЭКСМО», 2006.

2. «Энциклопедия развивалок» под. ред. Т. Решетник, Е. Анисина и др. :ООО «ЭКСМО», 2011.

3. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук : Игры и упражнения. - М. : ТЦ «Сфера», 2006.

4. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. — СПб: Изд. дом «Литера», 2006.

5. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. - СПб: Изд. дом «Литера», 2007.

6. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. - СПб: Корона-Век, 2007.

7. Е. Н. Бычкова, Е. В. Перминова «Игры и упражнения на развитие мелкой моторики».

8. Е. Бортникова «Развитие мелкой моторики детей 3-5 лет».

9. С. Е. Гаврина и др. Тесты для детей (мелкая моторика).

10. В. Г. Дмитриева «Альбом по развитию мелкой моторики».

11. В. М. Мёдов «Упражнения для мелкой моторики», рабочая тетрадь, ФГОС

Диагностика

Диагностика нужна чтобы выявить, что развитие мелкой моторики у детей 3-х лет и старше нарушена.

Попросите малыша выполнить следующее:

1. Прочтите ему потешку, выполняя при этом не сложные движения пальцами рук и кистями, а потом попросите повторить их в след за вами.

2. Вытянуть перед собой руки, одна рука сжата в кулак, другая выпрямлена. Нужно медленно, но одновременно, изменить положение кистей.

3. У ребенка должно получаться "шагать" по плоской поверхности пальцами (указательным и средним поочередно).

4. Он должен "загибать" пальчики поочередно, начиная с мизинца.

5. Попросите его выполнить упражнение "щепоть – ладонь". Соединить пальчики левой руки в щепотку так, будто он изображает клюв дятла и постучать по правой ладони, которая дожна быть вертикально раскрыта. Тоже самое выполнить, поменяв руки.

Отклонения

Если развитие мелкой моторики у детей 3-4 лет не достаточное для этого возраста, у ребенка будут наблюдаться характерные отклонения от нормы:

1. Нарушается техника движений.

2. Страдают двигательные качества: ловкость, быстрота, сила, координация, точность.

3. Диагностируются недостатки психо-моторики.

4. Плохо сформированы навыки самообслуживания, слабые технические навыки в рисовании, лепке, конструировании, аппликации.

5. Неумение правильно держать кисточку или карандаш, регулировать силу нажима на них.

6. Затруднение при использовании ножниц.

Если развитие мелкой моторики у детей 4-5 лет происходит по данному плану (5-6 нарушений) то это отклонение от норму

Работа с детьми:

Октябрь

1. Заучивание пальчиковой игры «Замок».

2. Пальчиковая игра «Моя семья».

3. Обучение детей игре «Шнуровка», скручивание лент.

4. Конструирование из палочек «Заборчик», «Дорожка».

5. Настольная игра «Мозаика», «Бусы».

6. Игра «Я катаю мой орех».

7. Игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий - шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек».

Ноябрь

1. Заучивание пальчиковой игры «Капуста».

2. Пальчиковая игра «Переложи игрушки», «Этот пальчик в лес пошел»

3. Изображение пальцами различных фигур: «Очки», «Бинокль», «Стол», «Стул», «Замок», «Домик»

4. Конструирование из палочек «Лесенка», «Квадрат», «Треугольник».

5. Настольная игра «Найди чей детеныш

6. Повторение игр на развитие тактильного восприятия: «Гладкий - шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек».

7. Игра «Найди игрушки в сухом бассейне»

Декабрь

1. Заучивание пальчиковой игры «Коровушка»

2. Учить детей одевать и раздевать кукол.

3. Пальчиковые игры «Солнышко»

4. Конструирование из лего-конструктора «Домик», «Заборчик».

5. Настольная игра «Собери картинку» (крупные пазлы).

6. Открытое занятие «Ладушки в гостях у бабушки»

7. Лепка снеговика

Январь

1. Разучивание пальчиковых игр «Орехи», «Дорожка». Повторение пальчиковой игры «Капуста», «Пирожки», «Замок».

2. Учить детей выкладывать простые узоры из веревочки (по карточкам образцам).

3. Пальчиковая игра «Коза"

4. Конструирование из палочек «Флажок», «Елочка».

5. Настольная игра «Мозаика» (мелкая и крупная). Раскладываем по цветам.

6. Аппликация «Снеговик»

Февраль

1. Заучивание пальчиковой игры «Петушок», повторение игры «Капуста»

2. Научить детей пользоваться ножницами (резать по прямой линии).

3. Пальчиковая игра «Апельсин».

4. Учить детей выкладывать фигурки животных из геометрических фигур.

5. Настольные игры «Мозаика», мелкий конструктор

6. Пальчиковая игра «Котенок» (с прищепками)

Март

1. Закрепление пальчиковых игр «Капуста», «Ладушки-оладушки», «Мальчик-пальчик, где ты был?»

2. Учить детей сматывать нитки в клубок «Шаловливый котенок».

3. Пальчиковые игры «Солнышко», «Моя семья»

4. Конструирование из палочек «Окно», «Домик», «Флажок».

5. Изготовление подарков к праздникам: «День защитников Отечества»

Апрель

1. Заучивание пальчиковой игры «Спокойного сна». Повторение знакомых игр «Дом и ворота».

2. Учить детей скатывать шарики из кусочка салфетки, для комбинированных работ по ИЗО.

3. Пальчиковые игры «Выгладим платочки для мамы и для дочки».

4. Конструирование из палочек предметов мебели: «Стол», Стул», «Кровать», «Телевизор» и т. д.

5. Игра «Поймай игрушку» (наматывание лент)

Май

1. Заучивание пальчиковой игры «Петушок», повторение «Замок», «Капуста», «Спокойного сна».

2. Продолжать учить детей сматывать нитки в клубок.

3. Конструировать из палочек «Ракета» (по образцу и по желанию).

4. Учить детей изображать пальчиками различные фигуры: «Флажок», «Очки», «Стол», «Стул», «Бочка», «Крыша».

5. Учить детей способу обрывания по нарисованным линиям (Полоски, треугольники, квадраты).

Работа с родителями:

Сентябрь

Анкетирование родителей на тему «Развитие мелкой моторики у дошкольников»

Октябрь

Консультация для родителей «Игры и упражнения для развития мелкой моторики», конкурс поделок «Осенины»

Ноябрь

Буклет «Пальчиковые игры для малышей»

Декабрь

Открытое занятие «Ладушки в гостях у бабушки», конкурс поделок «Зима»

Январь

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики у средних дошкольников»

Февраль

Выставка творческих детско-родительских работ «Наши с мамой руки»

Март

Создание картотеки потешек для работы с детьми. Применять потешки в режимных моментах.

Апрель

Мастер-класс «Способности детей - на кончиках их пальцев»

Январь-май

Создание пальчикового театра по мотивам русских народных сказок

Приложение

Пальчиковые игры

«Котенок» (пальчиковая игра с прищепками)

Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой) поочередно "кусаем" ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:

"Сильно кусает котенок-глупыш,

Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)

Но я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться, скажу тебе: "Кыш!"

«Прищепки»

Натягиваем веревку на уровне плеч ребенка и даем ему несколько бельевых прищепок. На каждый ударный слог ребенок цепляет прищепку к веревке:

"Прищеплю прищепки ловко

Я на мамину веревку".

«Я катаю мой орех»

Ребенок катает грецкий орех между ладонями и приговаривает:

"Я катаю мой орех,

Чтобы стал круглее всех".

«Замок».

Ручки складываете в замок, переплетая пальцы. Читая стишок, ритмично раскачиваете «замок» :

На двери висит замок.

Кто его открыть бы мог?

Постучали,

На этом слове ритмично постукиваете друг об друга основаниями ладоней, не расцепляя пальцы

Покрутили,

Не расцепляя пальцы, одну руку тянете к себе, другую от себя, попеременно меняя их.

Потянули

Тянете ручки в разные стороны, выпрямляя пальцы, но не отпуская замок полностью.

И открыли!

Резко отпуская руки, разводите их широко в стороны.

«Капуста»

Говорить ритмично:

Мы капусту рубим, рубим.

Руками показывать, как мы рубим капусту

Мы морковку трем, трем.

Руками показывать, как мы трем морковку

Мы капусту солим, солим.

Пальчики щепоткой - солим

Мы капусту мнем, мнем.

Руками "мнем" капусту

«Дорожка»

Я взяла горошка

Выложить дорожку,

Чтобы бегали по ней

Зайчики и кошки.

Дети берут из коробочки сухой горох пальчиками и выкладывают из него дорожку.

«Карандаш»

Мы зажали карандаш,

Отогнулся пальчик наш.

Он теперь у нас пилот -

Отправляется в полёт.

Дети кладут карандаш па середину безымянного пальца правой руки. Кисть повёрнута ладонью вниз. Указательный, средний пальцы и мизинец — сверху ручки. Покачивают, имитируя движения самолёта. Делают с другой рукой.

«Ослик»

Ослик хвостиком качал,

Чуть его не потерял.

Ты качай - качай - качай,

Но давай-ка не теряй.

«Часы»

Есть часы теперь у нас,

Бьют исправно каждый час.

Снизу маятник у них;

Вправо-влево - так да тик.

«Качели»

Ручку пальчиками взяли,

Вправо-влево покачали.

- «Что такое? Неужели

Я попала на качели?»

Дети зажимают карандаш указательным и средним пальцами правой руки. Начинающего покачивать, имитируя движение маятника. Затем делают левой рукой («Ослик», «Часы», «Качели»)

Игра «Переложи каштан»

Детям предлагается две миски, одна с каштанами, другая-пустая. Нужно при помощи ложки переместить каштаны из одной мисочки в другую. Вместо ложки можно также использовать крупный пинцет.

Игра «Спрячь в ладошках»

Детям предлагается спрятать маленький шарик в одной из рук, зажать его в

ладошке. Воспитатель с детьми угадывают в какой ладошке зажат шарик.

Пальчиковая игра «Как живешь?»

Как живешь?

Вот так! (большие пальцы вперед)

Как плывешь?

Вот так! (имитация плавания)

Как бежишь?

Вот так! (указательные и средние пальцы «бегут»)

Вдаль глядишь?

Вот так! («бинокль»)

Ждешь обед?

Вот так! (Подпереть щеку кулачком)

Машешь вслед?

Вот так! (помахать кистью руки)

Утром спишь?

Вот так! (обе руки под щеку)

А шалишь?

Вот так! (хлопнуть по надутым щекам).

Игра «Спокойного сна!»

Этот пальчик хочет спать, (загните мизинец)

Этот пальчик лег в кровать, (загните безымянный палец)

Этот рядом прикорнул, (загните средний палец)

Этот пальчик уж заснул, (загните указательный палец)

А другой давненько спит. (загните большой палец)

Кто у нас еще шумит? (погрозите пальчиком другой руки)

Тише, тише, не шумите,

Пальчики не разбудите!

Игра «Апельсин»

Мы делили апельсин. (Рука сжата в кулачок)

Много нас, а он один! (Крутим кулачком вправо-влево)

Эта долька для ежа, (Другой рукой разгибаем пальчики, сложенные в кулачок, начиная с большого)

Эта долька для чижа, (Разгибаем указательный пальчик)

Эта долька для утят, (Разгибаем средний пальчик)

Эта долька для котят, (Разгибаем безымянный пальчик)

Эта долька для бобра, (Разгибаем мизинчик)

Ну, а волку - кожура. (Открытую ладошку поворачиваем вправо-влево)

Он сердит на нас - беда! (Двумя руками показываем волчью пасть)

В домик прячемся - сюда! (Складываем руки домиком)

Игра «Моя семья»

Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик -мамочка,

Этот пальчик – я,

Вот и вся моя семья!

Солнышко

Солнышко-ведрышко (руки в стороны, пальцы растопырены,

Взойди поскорее (руки вверх,

Освети, обогрей

Телят, ягнят (рожки,

Еще маленьких ребят (большой и указательный пальцы вместе)

Дом и ворота

На поляне дом стоит (изображаем "дом")

Ну а к дому путь закрыт (изображаем "ворота")

Мы ворота открываем (ладони разворачиваются параллельно друг другу)

В этот домик приглашаем. (изображаем "дом")

Очки

Большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко. Колечки поднести к глазам.

На коне верхом

Сидит Пахом,

Книги читает,

А грамоты не знает.

Флажок

Четыре пальца (указательный, средний, безымянный и мизинец) вместе, большой опущен вниз. Тыльная сторона ладони к себе.

Горит на солнышке флажок,

Как будто я Огонь зажег.

Лодка

Обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням как ковшик.

Лодочка плывет по речке,

Оставляя на воде колечки.

Коза

Внутренняя сторона ладони опущена вниз. Указательный и мизинец выставлены вперед.

Средний и безымянный прижаты к ладони и обхвачены большим.

Тили-тили, тили-тили,

Три козы траву косили

По лугам-лужочкам,

По зеленым кочкам,

Козушки молоденькие,

Хвостики коротенькие.

Коровушка

Рано-рано, поутру

Пастушок туру-ру-ру (показываем дудочку)

А коровки вслед ему (показываем рожки)

Му-му-му!

Ты, коровушка, ступай (пальчики идут)

В чисто поле погуляй,

А вернешься вечерком

Нас напоишь молочком. (Ладошки лодочки)

Дом

Я хочу построить дом, (Руки над головой "домиком".)

Чтоб окошко было в нём, (Руки перед глазами. Концы пальцев рук сомкнуты в "окошко")

Чтоб у дома дверь была, (Ладони повёрнуты к себе, сомкнуты боковыми частями.)

Рядом чтоб сосна росла (Пальцы растопырены. Руки тянем вверх.)

Чтоб вокруг забор стоял, (Руки перед собой кольцом, пальцы соединены)

Пёс ворота охранял. (Одна рука "пес", мизинец отсоединить от других пальцев)

Солнце было, (Скрестить кисти рук, пальцы растопырены)

Дождик шел, ("Стряхивающие" движения)

И тюльпан в саду расцвел. (Предплечья прижаты. Пальцы-лепестки смотрят вверх)

Пальчик-мальчик

Пальчик-мальчик,

Где ты был?

С этим братцем

В лес ходил.

С этим братцем

Щи варил.

С этим братцем

Кашу ел.

С этим братцем

Песни пел. (поочередно соединяем большой палец с остальными)

Публикации по теме:

Развитие мелкой моторики рук у детей раннего и младшего дошкольного возраста Важным фактором в формировании речи является развитие мелкой моторики рук. Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с са-мого раннего.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста» Сенсорное развитие детей во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания подрастающего поколения. Сенсорное.

План работы по теме самообразования «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в разных видах деятельности» СПМКДОУ д/с №7 (д/с 12) г. Алагир Галаова Залина Юрьевна (Ф. И. О. педагога) Первая квалификационная категория, стаж педагогической работы.

План самообразования «Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры» Индивидуальный план самообразования на 2017-2018 учебный год Педагог: Савина Ирина Николаевна Должность: воспитатель Место работы: МКДОУ.

План самообразования воспитателя «Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста» Тема: «Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста». Цель: развитие предпосылок связной речи. Задачи. 1 Учить детей понимать содержание.

Развитие мелкой моторики — кирпичик в фундаменте формирующейся речи детей младшего дошкольного возрастаРазвитие мелкой моторики — кирпичик в фундаменте формирующейся речи детей младшего дошкольного возраста В данной презентации я делюсь опытом своей работы по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста. Привожу примеры.

Проект «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста» Вид проекта: познавательный, творческий. Продолжительность проекта: долгосрочный. По количеству участников: групповой. Участники проекта:.

Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями.

Самообразование «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста» Самообразование. «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста».   Источники способностей и дарований детей - на.

Самообразование: Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста Самообразование воспитателя СОШ п. Верхнеказымский Шелудковой Натальи Александровны Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
План самообразования «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 11 сентября 2018 в 20:17
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД