Лучший педагог года

План самообразования «Проблемы адаптации детей к ДОУ». Отчет по самообразованию «Адаптация детей раннего возраста»

Татьяна Бурлакова
План самообразования «Проблемы адаптации детей к ДОУ». Отчет по самообразованию «Адаптация детей раннего возраста»

Введение

ГЛАВА I. Теоретические основы проблемы адаптации детей к ДОУ

1.1. Адаптация к ДОУ как проблема научных исследований

1.2. Особенности адаптации к ДОУ детей раннего возраста

ГЛАВА II. Системы взаимодействия специалистов ДОУ и семьи в период адаптации

2.1. Взаимодействие ДОУ и семей в процессе адаптации детей раннего возраста к ДОУ

Публикация «План самообразования „Проблемы адаптации детей к ДОУ“, Отчет по самообразованию „Адаптация детей раннего возраста“» размещена в разделах

2.2. Рекомендации педагогам ДОУ по взаимодействию с семьей в период адаптации

Заключение

Список использованных источников

Приложения

Введение

Дошкольный возраст – уникальный, самоценный и важнейший период становления человека и его здоровья. Первые годы жизни ребёнка - важный этап в его формировании. Каким будет взрослый человек по своим физическим и умственным способностям, нравственным качествам, в большей степени зависит от этого периода. Педагоги должны стремиться к тому, чтобы система воспитания маленьких детей была ориентирована в первую очередь на личностные, индивидуальные, возрастные особенности ребёнка. Это значит, что взрослые в процессе общения с ребёнком обеспечивают ему чувство психологической защищенности; доверие к миру; эмоциональное благополучие; формирование базиса личностной культуры; развитие его индивидуальности. Нужно обеспечить ребё нку широкие возможности пользоваться каждым из пяти чувств: он должен видеть, слышать, трогать руками, пробовать на вкус, обонять различные предметы окружающего мира – как можно шире и разнообразнее.

Общеизвестно, что для многих родителей проблема адаптации ребенка к дошкольному учреждению стоит достаточно остро. По мнению Е. В. Жердевой, поступление ребёнка в дошкольное учреждение – процесс сложный и для самого малыша, и для родителей. Для ребёнка это сильное стрессовое переживание, которое необходимо смягчить. Малышу предстоит приспособиться к совершенно иным условиям, чем те, к которым он привык в семье. Четкий режим дня, отсутствие родителей, другой стиль общения, контакт со сверстниками, новое помещение – все эти изменения создают для ребёнка стрессовую ситуацию. Все это может вызвать у малыша защитную реакцию в виде плача, отказа от еды, сна, общения с окружающими. И педагоги, и родители должны понимать, насколько ответственен момент выхода ребёнка в детский сад, насколько серьёзные, хотя и не сразу бросающиеся в глаза последствия он может иметь. Чтобы привыкание ребёнка к детскому саду было максимально безболезненным, необходим комплексный подход к решению проблемы адаптации.

Большой вклад в изучение проблем адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ сделан в отечественной литературе. В последние годы все более активно вопросы социальной адаптации рассматриваются в педагогических работах Ш. А. Амонашвили, Г. Ф. Кумарина, А. В. Мудрик, и др.

Н. Д. Ватутина в своём пособии рассматривает оптимизацию условий для успешной адаптации детей в детском саду, раскрывает особенности поведения детей и соответственно методы педагогического воздействия на них в этот период, требования к подготовке детей в семье к детскому саду.

Т. В. Костяк рассматривает особенности психологической адаптации детей раннего возраста к детскому саду, а также факторы психологического благополучия ребенка и основные закономерности его психического развития в дошкольном возрасте.

Авторы пришли к выводу, что важная роль в период адаптации отводиться воспитателю, его работе с семьёй ребёнка.

Актуальность исследования. На сегодняшний день тема сотрудничества воспитателей и родителей в период адаптации ребёнка к дошкольному учреждению очень актуальна. В последние годы наметилась тенденция к увеличению числа детей, поступающих в дошкольное учреждение в раннем возрасте. Проблема усугубляется тем, что прежняя система взглядов на воспитание детей раннего возраста не соответствует современным представлениям о целях и задачах дошкольной педагогики. Переход от авторитарной системы воспитания к личностно-ориентированной модели требует разработки новых педагогических принципов, методов и технологий работы с детьми, составной частью которых являются разработки комплексного проектирования взаимодействия детского сада и семьи.

Объектом исследования является адаптация детей раннего возраста к условиям системы дошкольного образовательного учреждения.

Предмет исследования – взаимодействие специалистов ДОУ и семей детей раннего возраста в период адаптации к дошкольному учреждению.

Целью работы является изучение особенностей систем взаимодействия воспитателей и родителей детей раннего возраста в адаптационный период к условиям дошкольного учреждения.

Гипотеза моего исследования заключается в том, что если создать комплексную систему сопровождения адаптации детей раннего возраста к ДОУ, включающую в себя психологическое просвещение родителей, развивающие занятия по формированию адаптационных механизмов, и систему наблюдения педагогов за протеканием адаптации детей к ДОУ, то адаптация детей раннего возраста будет происходить безболезненно.

Задачи: - изучить литературу по проблеме адаптации детей к ДОУ;

- изучить особенности адаптации к ДОУ детей раннего возраста;

- изучить взаимодействие ДОУ и семей в процессе адаптации детей раннего возраста к ДОУ;

- выявить наиболее оптимальные рекомендации педагогам ДОУ по взаимодействию с семьей в период адаптации.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы; анализ учебных планов, учебников и учебных программ; изучение и обобщение педагогического опыта; педагогическое наблюдение.

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в конкретизации теоретического и практического материала по проблеме взаимодействия воспитателей и родителей детей раннего возраста в период адаптации к условиям ДОУ.

Список использованных источников

1. Аксарина Н. М. Воспитание детей раннего возраста. - М. ,1977

2. Афонькина Ю. А. "Психолого-педагогическое сопровождение в ДОУ развитие ребенка раннего возраста" : Методическое пособие. - М. :АРКТИ,2010.-80 с. (Растем умными)

3. Белкина Л. В. ’’Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ : Практическое пособие’’- Воронеж ''Учитель '',2006.-236 с.

4. Гуркина А. П. ''Формирование личности ребёнка в детском саду ''.- Учебно – методическое пособие к курсовым работам и спецсеминарам для студентов – заочников факультетов дошкольного воспитания пединститутов- М. ”Просвещение“,1980.-111 с.

5. Горюнова Т. М. ''Развитие детей раннего возраста : Анализ программы дошкольного образования ''. –М. :ТЦ Сфера,2009.-128с. - (Программы ДОУ; Приложение к журналу «Управление ДОУ»)

6. Дронь А. В., Данилюк О. Л. Взаимодействие ДОУ с родителями дошкольников. Программа «Ребёнок – педагог – родитель».- ПСб. : ООО «Детсво-Пресс»,2011.-196с.

7. Лапина И. В. '' Адаптация детей при поступлении в детский сад: программа, психолого – педагогическое сопровождение, комплексные занятия''. Волгоград: Учитель, 2010.- 127 с.

8. Носова Е. А., Швецова Т. Ю. '' Семья и детский сад: педагогическое образование родителей''.- СПб. : ООО '' ИЗДАТЕЛЬСТВО ''ДЕТСТВО - ПРЕСС '',2009. – 80 с.

9. Печора К. Л. '' Развитие и воспитание детей раннего и дошкольного возраста. Актуальные проблемы и их решение в условиях ДОУ и семьи '' .- М. :’’Издательство Скрипторий 2003’’,2006.- 96 с.

10. Печора К. Л., Пантюхина Г. В., Голубева Л. Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. - М. ,2002.

11. Соколовская Н. В. ''Адаптация ребё нка к условиям детского сада : управление процессом, диагностика, рекомендации ''. Волгоград : Учитель,2011.- 188 с.

12. https://nsportal.ru/detskii-sad/raznoe/psihologo-pedagogicheskie-osnovy-problemy-adaptacii-detey-rannego-vozrasta-k

13. https://www.moi-detsad.ru/konsultac364.html

14. https://vospitatel-enm.ru/material-dlya-kolleg/

Отчет по самообразованию «Адаптация детей раннего возраста» (ясельная группа)

«Адаптация – процесс развития приспособительных реакций организма в ответ на новые для него условия. Правильное воспитание увеличивает способность детского организма целесообразно реагировать на изменение окружения. Благоприятные бытовые условия, соблюдение режима питания, сна, спокойные взаимоотношения членов семьи и многое другое – все это не только полезно для здоровья, но и является основой для нормальной адаптации ребенка при поступлении в детский сад. Основными задачами работы с детьми в период адаптации являются : - создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе, - понимание внутреннего мира ребенка и принятие его таким, какой он есть; - предоставление ребенку большей свободы и самостоятельности; - педагогическое просвещение родителей по вопросам адаптации детей. С поступлением ребенка в ДОУ в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в течении 9 и более часов, новые требования, постоянный контакт с детьми, новое помещение, таящее в себе много неизвестного. Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким как капризы, страхи, отказ от еды. Поэтому принципами работы по адаптации детей в ДОУ являются :

1. Предварительное ознакомление родителей с условиями работы ДОУ.

2. Гибкий режим пребывания детей в начальный период адаптации с учетом индивидуальных особенностей детей.

3. Сохранение в первые 2-3 недели имеющихся у малышей привычек.

4. Информирование родителей об особенности адаптации каждого ребенка на основе адаптационных карт. В процессе адаптации ребенка в ДОУ также используют такие формы и способы адаптации детей как : элементы телесной терапии (обнять, погладить). В детском возрасте необходимо развивать координацию, гибкость и выносливость. Процесс перехода ребенка из семьи в детское дошкольное учреждение сложен и для самого малыша и для родителей. Ребенку предстоит приспособиться к совершенно иным условиям, чем те, к которым он привык в семье. А это совсем не просто. Возникает необходимость преодоления психологических преград. Выявлены три наиболее существенные проблемы, с которыми малыши приходят из дома в ДОУ. Они заключаются в следующем: Первая проблема - у детей, поступающих в детский сад, довольно низок уровень нервно-психического развития. Это связано как с особенностями воспитания в семье, так и с биологическими факторами (течение беременности, родов). Наибольшая задержка проявляется в навыках активной речи, в сенсорном развитии, что отрицательно влияет на дальнейшее становление маленького человека. В дошкольном возрасте отмечается замедленное развитие мышления и речи, внимания и памяти, выявляются невысокие показатели интеллектуальной готовности к школе. Вторая проблема связана с различными отклонениями в поведении детей. Она касается сна, аппетита малышей, гипервозбудимых или малоэмоциональных, неконтактных детей, ребят с проявлениями страхов, энуреза, тиков и т. п. Поэтому важно, чтобы воспитатель имел возможность познакомиться с каждым ребенком, узнать его особенности развития и поведения. Целенаправленная подготовка родителей и воспитателей дает свои положительные результаты даже при тяжелой адаптации облегчает его привыкание к новым условиям. Прежде всего это:

1. Положительно-эмоциональное отношение к ребенку (ласковое общение) 2. Удовлетворение его потребностей физиологических и познавательных.

3. Индивидуальный подход к ребенку.

4. Максимальное приближение условий детского сада к домашним. Объективными показателями окончанием адаптационного периода являются : - глубокий сон; - хороший аппетит; - бодрое эмоциональное состояние; - полное восстановление имеющихся навыков; - активное поведение и соответствующая прибавка в весе по возрасту. Воспитатели информируют родителей о протекании адаптации, чтобы снять тревогу за малыша, используя в работе адаптационные развиваю игры, а также при необходимости консультируется со специалистами ДОУ.

Публикации по теме:

Адаптация детей раннего возраста к ДОУ МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД №51 <<ЁЛОЧКА>> Московская.

Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУАдаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ Дети раннего возраста - очаровательные существа. Они деятельны, любопытны, искренни, забавны. От маленьких детей к взрослым идут волны умиротворения.

Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ Раннее детство - период интенсивного развития ребенка. Опыт, приобретенный ребенком в это время, во многом определяет его будущую взрослую.

Презентация «Адаптация детей раннего возраста в условиях ДОУ» В этом году я выпустила группу. 27 деток пошли в школу. Так жалко было расставаться. Но что поделать-такова участь воспитателя: за несколько.

Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ Начало учебного года - трудная пора для детей раннего возраста, так как это период адаптации к новым для них условиям. Малыши тяжело переносят.

Отчет по самообразованию «Дидактическая игра как форма обучения детей раннего возраста»Отчет по самообразованию «Дидактическая игра как форма обучения детей раннего возраста» Отчет по самообразованию на тему: «Дидактическая игра как форма обучения детей раннего возраста" В 2015-2018 учебном году я взяла тему по.

Отчет по самообразованию «Организация двигательной деятельности детей раннего возраста в режиме дня» Отчет по самообразованию Слайд 1: Тема моего самообразования: «Организация двигательной деятельности детей раннего возраста в режиме дня».

Педагогический проект. Адаптация детей раннего возраста к ДОУ Вид проекта краткосрочный Тип проекта педагогический. Участники проекта: воспитатели, педагог психолог, муз. руководитель, методист, заведующая,.

Проект «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Колосок» Проект Адаптации детей раннего возраста.

Статья: Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ Статья:Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ Семенова И. В. ГБДОУ д/с№80 Пероградского района Дети раннего возраста деятельные,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
План самообразования «Проблемы адаптации детей к ДОУ». Отчет по самообразованию «Адаптация детей раннего возраста»
Опубликовано: 15 января 2018 в 15:18
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД