Папки-передвижки

План воспитательной работы по направлению «Я — личность» «Какой Я, Кто Я?» 1–2 классы

Анна Виль
План воспитательной работы по направлению «Я — личность» «Какой Я, Кто Я?» 1–2 классы

План воспитательной работы

по направлению «Я-личность»

«КАКОЙ Я, КТО Я?»

1-2 КЛАСС

Воспитатель: Виль Анна Андреевна

Рассмотрено на заседании МО

Классных руководителей и воспитателей

Протокол № ___

от «___» ___ 2014 г.

Руководитель МО___

___

Уяр, 2014 г.

Пояснительная записка

Публикация «План воспитательной работы по направлению „Я — личность“ „Какой Я, Кто Я?“ 1–2 классы» размещена в разделах

Представленная программа рассчитана на развитие в воспитательном процессе детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Она основывается на закономерностях развития в младшем школьном возрасте, являющимся уникальным и неповторимым этапом в жизни ребенка. Программа рассчитана на проведение коррекционно-развивающей работы с детьми в возрасте от 6 до 12 лет с легкой и умеренной степенью умственной отсталости и в своей структуре имеет 3 этапа работ с детьми:

1Этап. Входящая диагностика: самооценка (восприятие себя, своего имени, психоэмоциональное состояние (выявление причин, невротизм, формы личностного поведения, симптомы стресса, гибкость мышления (критичность).

2 Этап коррекционно-развивающие занятия (Какой я, кто я).

3 Этап исходящая диагностика.

Чтобы воспитать гармоничную личность, необходимо развивать не только познавательные процессы (восприятие, внимание, память, воображение, речь и мышление, но и «эмоциональный интеллект», личностные качества ребенка.

В старшем дошкольном возрасте начинают, а в младшем школьном продолжают формироваться основы первоначального становления личности, самосознания и индивидуальности ребенка.

Родителям, так же, как педагогам и психологам, необходимо знать, что готовность ребенка к школе и дальнейшее его обучение в начальных классах зависят не только от овладения определенным набором навыков и знаний, физического состояния, психологической готовности, но и от развития структуры самосознания, которую образуют следующие компоненты:

Блок 1. «КАКОЙ Я?» (личностные компоненты) направлен на развитие самосознания и самооценки, эмоциональной сферы и индивидуальных способностей, коммуникативных навыков и социальной активности.

Собственное имя

Самооценка

Притязание на признание (эмоциональный компонент)

Образ себя как представителя определенного пола (половая идентификация)

Представление себя во времени (в прошлом, настоящем, будущем)

Оценка себя в отношении прав и обязанностей.

Блок 2.. «КТО Я?» (социальные компоненты) направлен на развитие самосознания и идентификации личности ребенка через смену социальных ролей.

Я – ребёнок

Я - мальчик, я - девочка

Я - сын, я - дочь

Я - ученик, я - ученица

Я - друг, я - подруга

Я - друг природы

Важной чертой личности ребенка, которая начинает складываться в этом возрасте, является мотив достижения успеха. Он связан с двумя противоположно направленными тенденциями: достижением успеха и избеганием неудач, которые формируются у дошкольников в игре, а у младших школьников - в учении. На мотивацию достижения успеха большое влияние оказывают: самооценка и уровень притязаний.

Появление самооценки - не что иное, как рост самостоятельности, переход от системы внешнего управления к самоуправлению.

В дошкольном возрасте внутренняя позиция ребенка по отношению к самому себе в основном положительная. Это ключ к развитию и воспитанию ребенка, подаренный ему природой для формирования личности. Родители и педагоги, владея им, должны осознавать всю ответственность, которую они на себя берут, используя доверительность и открытость, подчинение и подражание ребенка взрослому. Самооценка ребенка непосредственно зависит от тех оценок, которые дают ребенку и его успехам значимые для него взрослые. И если в дошкольном возрасте самооценка еще неустойчива и находится в стадии формирования, то у младших школьников уже встречаются самооценки различных типов: адекватные, завышенные и заниженные.

Адекватная самооценка - реальное отношение к собственным способностям и возможностям, внутренняя гармония, адекватное отношение к оценке себя другими людьми, умение видеть путь к успеху, а также отождествление себя не только с успехом, т. е. представление ребенка о себе соответствует его поведению и оценке значимых людей.

Ребенок с адекватной самооценкой осознает, что хорошо думать и говорить о себе является проявлением чувства собственного достоинства, которое помогает обрести уверенность в своих силах.

Людям с адекватной самооценкой присущи активность, жизнерадостность, общительность, оптимизм.

Ребенок с низкой самооценкой не уверен в своих способностях, возможностях. Даже имея представление о своих положительных качествах, он испытывает постоянный комплекс неполноценности, который мешает ему. Так, выполнив что-то хорошо, получив похвалу и высокую оценку своей деятельности, он затрудняется отнести ее к себе, считая случайностью. Следовательно, ребенок с заниженной самооценкой обнаруживает общую негативную тенденцию в ситуации оценивания себя другими и самим собой. В основе формирования низкой самооценки лежит чувство вины и стыда, т. е. рассогласование того, каков я и мое поведение, с тем, каким я должен быть в соответствии с ожиданиями значимых для меня людей. Детям с заниженной самооценкой свойственны пассивность, повышенная ранимость, обидчивость. Они часто отказываются от участия в играх из-за боязни оказаться хуже других или вступают в игру, но не проявляют инициативу, довольствуясь подчиненными ролями.

Завышенная самооценка проявляется в том, что ребенок преувеличивает свои возможности и достоинства и обычно не обращает внимания на недостатки или вообще не признает их существования. В связи с этим возникает рассогласование между представлением ребенка о том, каким он себя видит, и реальным поведением, а также оценкой окружающими его поведения. Это порождает внутренний конфликт, который может вызвать агрессию, ложь и другие негативные проявления у детей.

Для формирования адекватной самооценки необходимо научить ребенка анализировать свое состояние: какие поступки дают удовлетворение, а какие вызывают неприятные переживания, недовольство собой.

Для изменения самооценки требуется работа по самовоспитанию, которую ребенок должен выполнить сам, но с помощью взрослого. Невозможно избавиться от чувства неполноценности путем простого повышения своих объективных результатов в игре или продуктивной деятельности.

Подлинные изменения происходят под воздействием мышления, стимулируемого возникновением проблем, которые должны быть решены. Выход из проблемной ситуации сопровождается переживаниями, способствующими закреплению и научению определенному образу мыслей, и впоследствии оказывающими значительное влияние на поведение.

Ученые считают, что наша нервная система и головной мозг не отличают реальной ситуации от воображаемой. Нервная система автоматически реагирует на информацию, поступающую из головного мозга, и то, что человек думает или воображает о себе, для нее подлинно. Следовательно, необходимо научить детей концентрировать свое внимание на успехах и достижениях, это поможет выработать привычку к успеху и уверенность в себе. Надо помнить, что фантазии и мечты имеют такое же значение, как и реальные достижения. Используя психологические упражнения и игры, предложенные в программе, мы поможем детям:

- понять, что они могут контролировать, а что неподвластно этому контролю;

- научиться определять доступные им конкретные цели и активно стремиться к их достижению;

- понять, что допустимо проявление любых чувств, но не любое поведение;

- искренне выражать свои чувства и при этом уважительно относиться к другим (научиться выражать свои чувства без агрессии и насилия);

- понять, что каждый человек является неповторимой личностью, имеющей сильные и слабые стороны;

- гордиться своей собственной историей и с надеждой смотреть в будущее;

- жить в мире реальности;

- справляться со своими страхами и стрессами;

- развить сильные стороны своего характера.

…то есть помочь детям соединить чувства и мораль, чтобы они ощущали себя счастливыми наедине с собой и в коллективе.

Программа занятий составлена на основе практического пособия педагога-психолога Е. Н. Лебеденко. Развитие самосознания и индивидуальности. Выпуск 1 и 2.

Тематическое планирование по направлению «Я-личность»

«КАКОЙ Я, КТО Я?» 1-2 класс

Воспитатель: Виль А. А.

Тема

Содержание

(упражнения, задания) №

зан-я Цель занятия Дата

I полугодие

БЛОК 1. Какой Я?

1.

МОЙ ПОРТРЕТ 1. Угадай кто это.

2. Рисунок. «мой портрет в лучах солнца»

3. Расскажи о своем рисунке. 1 Диагностическая : Оценить психоэмоциональное состояние. Прояснить самооценку ребенка.

Развивающая:

Формировать позитивное отношение к себе.

2.

МОЁ ИМЯ

1. Разучиваем стихотворение

2. Оформляем визитную карточку (Имя)

3. Расскажи о своем имени. 2 Диагностическая :выявить самоотношение и предпочтения детей.

Развивающая: научить выражать чувства связанные с именем. Формировать позитивное отношение к собственному имени.

3.

ЧУВСТВА 1. Беседа о чувствах.

2. Интервью

3. Я робот

4. Работа по тетради 3 Диагностическая : выяснить с какими цветами ребенок ассоциирует эмоции.

Развивающая: расширить круг понимаемых эмоций через графические и невербальные средств.

1. Угадай Эмоцию

2. Незаконченные предложения

3. Награждение

4. Работа по тетради 4 Диагностическая : выявить эмоциональное самочувствие и его причину.

Развивающая: учить осознавать свои эмоции и распознавать эмоции других людей.

4.

ЧТО С ТОБОЙ 1. Стихотворение «что с тобой»

2. Разыгрываем сценку

3. Интервью

4. Работа по тетради 5 Диагностическая : выявить эмоциональное самочувствие детей и причину отрицательных эмоций.

Развивающая: научить адекватно выражать негативные эмоции (обиду, раздражение, злость).

Научить самостоятельно снимать эмоциональное напряжение.

5.

ТЕМПЕРАМЕНТ

1. Сказка «Альпинисты».

2. Ролевая игра (сценка по сюжету сказки)

3. Работа по тетради 6 Диагностическая : узнать и понять качества своего темперамента.

Развивающая: познакомить с типами темперамента (Сана, Мела, Хола, Флега). Учить взаимодействовать с людьми учитывая их особенности.

6.

ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА 1. Сказка «Цветочные характеры»

2. Работа по тетради

3. Разговор цветов

4. В гостях у волшебника

5. Три желания 7 Диагностическая : выявить представления ребенка о самом, потребности, ценности.

Развивающая: научить определять свои и чужие черты характера.

7.

МОЯ СЕМЬЯ 1. Стихотворение «Что такое семья»

2. Работа по тетради

3. Дополни предложение 8 Диагностическая : выявить восприятие семьи и свое место в семье.

Развивающая: научить понимать внутрисемейные роли.

8.

МОИ МЫСЛИ

И ЖЕЛАНИЯ 1. Я могу

2. Дорисуй человека

3. Возьми шарики с желаниями 9 Диагностическая: выявить потребности и значимые желания.

Развивающая: учить осознавать и выражать свои желания.

II полугодие

9.

МОЯ СКАЗКА 1. Выбери персонажей (в тетради).

2. Игра в сказку (сочини). 10 Диагностическая: выявить представления о себе и о своих чувствах.

Развивающая: формировать позитивные образы решения конфликтных ситуаций. Снизить психоэм. напряжение и укрепить уверенность в себе.

10.

СЕГОДНЯ, ВЧЕРА И ЗАВТРА 1. Стихотворение «Сегодня, Вчера, Завтра»

2. Линия времени

3. Рисунок «Я в бедующем» 11 Диагностическая: уточнить представление детей о психологическом времени.

Развивающая: формировать положительную направленность в отношении к бедующему, повышать уверенность в собственных силах.

11.

МОЙ ПОРТРЕТ 1. Рисунок «мой портрет»

2. Расскажи о себе, что знаешь

3. Обсуждение результата 12 Диагностическая: выявить изменения в изображении и описании собственного образа ребенка

Тема

Содержание

(упражнения, задания) №

зан-я Цель занятия Дата

БЛОК 2 «КТО Я?»

1.

Я- РЕБЕНОК 1. Стихотворение «Я- ребёнок»

2. «Маленький - большой»

3. Сказка «Дядя Федор, пес и кот»

4. Права и обязанности

5. Зеркало

6. Рефлексия 13 Познакомить детей с ролью «Я- ребенок».

Показать чем отличается взрослый от ребенка.

2.

Я-МАЛЬЧИК

Я-ДЕВОЧКА 1. Стихотворение1 «я- мальчик, я девочка»

2. Два человека

3. Из чего же сделаны девчонки и мальчишки.

4. Зеркало

5. Права и обязанности

6. Рефлексия 14

Познакомить детей с ролью «мальчик и девочка».

Рассказать, что же есть самое важное в этих ролях.

3.

Я – СЫН

Я - ДОЧЬ 1. Стихотворение «Я – сын, Я – дочь»

2. Как я помогаю своим родителям

3. Семья из сказки

4. Нарисуй маму и папу дома и на работе.

5. Зеркало

6. Права и обязанности

7. Рефлексия 15 Познакомить детей с ролью «сына и дочери».

Рассказать о главном в этих ролях.

4.

Я – УЧЕНИК

Я - УЧЕНИЦА

1. Стихотворение Я -- ученик, я — ученица

2. Школа

3. Лесная школа

4. Зеркало

5. Права и обязанности

6. Рефлексия 16 Познакомить детей с ролью «ученика и ученицы».

Рассказать о главном в этих ролях

5.

Я – ДРУГ

Я - ПОДРУГА 1. Стихотворение «Я – друг, я – подруга»

2. Мой друг

3. Дружба

4. Зеркало

5. Права и обязанности

6. Рефлексия 17 Познакомить детей с ролью «друг и подруга».

Рассказать о главном в этих ролях.

6.

Я – ДРУГ ПРИРОДЫ 1. Стихотворение «наш общий дом – земля»

2. Переезд

3. Расскажи и покажи

4. Если бы я превратился…

5. Зеркало

6. Права и обязанности

7. Рефлексия 18 Познакомить детей с ролью «друг природы».

Рассказать о главном в этих роли.

Воспитатель : Виль А. А.

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия «Кто какой голос подаёт» Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально - коммуникативное развитие», «Познавательное развитие». Цель занятия:.

Дидактическая познавательная игра по развитию умственных и мыслительных способностей «Кто какой?»Дидактическая познавательная игра по развитию умственных и мыслительных способностей «Кто какой?» Хочу предложить вашему вниманию дидактическую игру «Кто какой» Предпосылки для создания дидактической игры: обогащение познавательно.

План работы дополнительного образования по художественно-эстетическому направлению «Чудеса природы» (Средняя группа) Актуальность: Природа неисчерпаемый источник эстетических чувств и переживаний. Общение с ней обогащает ребенка, учит наблюдать и замечать.

План работы по направлению «Мир нравственности и гражданственности» проекта «Шустрик» для работы с гиперактивными детьмиПлан работы по направлению «Мир нравственности и гражданственности» проекта «Шустрик» для работы с гиперактивными детьми Цель: Создание условий для воспитания внимания, развития навыков самоконтроля на основе воспитательных занятий по формированию нравственных.

План работы по направлению «Психотерапевтическая коррекция» проекта «Шустрик»План работы по направлению «Психотерапевтическая коррекция» проекта «Шустрик» Цель: Коррекция психической деятельности учащихся с дефицитом внимания. Октябрь Тема: Диагностика воспитанников КОУ «Леушинской школы.

План работы по направлению «Разноцветный мир» в рамках проекта «Шустрик»План работы по направлению «Разноцветный мир» в рамках проекта «Шустрик» Цель: Создание условий для оптимизации психического развития гиперактивных детей с ограниченными возможностями здоровья посредством игровых.

План воспитательной и образовательной работы Шекель Марина Юрьевна Цели и задачи воспитательно-образовательного процесса на 2014-2015 учебный год. ЦЕЛЬ: Продолжить изучение и внедрение.

План воспитательной работы для 1 класса Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Новогремяченская средняя общеобразовательная школа» Хохолского района Воронежской.

Познавательно-развлекательная программа «Все работы хороши» (1–2 классы) Цель: создать условия для формирования ценностного отношения к труду, профессионального просвещения учащихся. Задачи: формировать у учащихся.

Урок познания мира «Кто я? Какой я?» Краткосрочный план Предмет: Познание мира Раздел 1A: Все обо мне Школа: Федоровская ОСОШ№1 Тема: Тема: Кто я? Какой я? Имя учителя:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
План воспитательной работы по направлению «Я — личность» «Какой Я, Кто Я?» 1–2 классы
Опубликовано: 16 октября 2017 в 13:51
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД