Планирование и учет совместной работы учителя-логопеда и воспитателя коррекционно-образовательного процесса в ДОУ

Мячина Галина Вячеславовна
Планирование и учет совместной работы учителя-логопеда и воспитателя коррекционно-образовательного процесса в ДОУ

Планирование и учет совместной работы учителя – логопеда и воспитателя коррекционно-образовательного процесса в ДОУ.

Взаимодействие в работе логопеда и воспитателя.

1 Принципы и задачи построения коррекционно-образовательного процесса.

Успех коррекционно-развивающей работы в логопедической группе определяется строгой, продуманной системой, суть которой заключается в интегрировании логопедии в учебно - воспитательный процесс жизнедеятельности детей.

Педагогический процесс в логопедической группе организуется в соответствии с возрастными потребностями, функциональными и индивидуальными особенностями, в зависимости от структуры и степени выраженности дефекта.

Конечная цель коррекционной группы: воспитание гуманной личности, всесторонне и гармонично-счастливого ребенка; социальная адаптация и интеграция ребенка в среду нормально развивающихся сверстников.

Строится работа в логопедической группе с учетом возраста, профиля группы и индивидуальных проявлений речевого дефекта.

При работе с детьми с ФФН речи главные задачи:

Постановка и закрепление звуков в речи, по необходимости дифференциация по сходным признакам.

Развитие фонематических процессов и навыков полноценного звукобуквенного анализа и синтеза.

Подготовка к обучению грамоте.

При работе с детьми с ОНР задачи:

Развитие лексико-грамматических средств речи.

Формирование правильного звукопроизношения.

Развитие фонематических процессов и навыком звукобуквенного анализа.

Развитие связной речи в соответствии с возрастными нормативами.

Подготовка к обучению грамоте.

2. Функции логопеда и воспитателя в процессе работы.

Каковы же функции логопеда и воспитателей в процессе работы над лексическими темами:

Логопед

- на групповых занятиях знакомит детей с лексико-грамматическими категориями, выявляя детей с которыми необходимо работать на индивидуальных занятиях. Воспитатель

- проводит занятия по развитию речи, ознакомлению с окружающим и с художественной литературой с учетом лексических тем;

- пополняет, уточняет и активизирует словарный запас детей в процессе режимных моментов (сборы на прогулку, дежурство, умывание, игра);

- систематически контролирует грамматический строй речи детей в течение всего времени общения с ним.

Работа воспитателя и логопеда при коррекции звукопроизношения

Логопед

Цель: логопед исправляет нарушения речи: готовит артикуляционный уклад дефектных звуков, ставит их, автоматизирует. Воспитатель

Цель: вос-ль под руководством логопеда активно участвует в коррекционной работе: активизирует поставленные звуки в словах, словосочетаниях, фразах.

Подготовительный этап

Логопед вырабатывает и тренирует движения артикуляционного аппарата, которые были неправильными или совсем отсутствовали. Воспитатель по заданию логопеда в игровой форме закрепляет у детей положения и движения органов артикуляционного аппарата.

Этап появления звука

Логопед ставит звуки, используя специальные приемы и отработанные на предыдущем этапе движения органов артикуляционного аппарата Воспитатель закрепляет произнесение поставленного логопедом звука, фиксируя внимание ребенка на его звучании и артикуляции, используя картинки-символы и звукоподражания.

Этап усвоения звука (правильное произношение звука)

Центральная позиция в коррекционно-образовательном процессе принадлежит логопеду.

Функции логопеда:

Диагностическая.

Профилактическая.

Коррекционно-педагогическая.

Организационно-методическая (учит воспитателей, родителей).

Консультативная.

Координирующая (координирует направления работы).

Контрольно-оценивающая (динамику продвижения оценивает только логопед).

3. Задачи взаимодействия логопеда и воспитателя.

Задачи логопеда:

1. Обследование, выявление детей с нарушениями речи.

Изучение уровня речевого, познавательного, социально-личностного и индивидуальных особенностей детей.

Определение основных направлений и содержания работы с каждым ребенком.

Систематическое проведение коррекционной работы с детьми, согласно с их индивидуальными и подгрупповыми программами.

Оценка результативности и помощи детям и определение степени их готовности к школьному обучению.

Формирование у педагогического коллектива ДОУ и родителей информационной готовности к коррекционной работе. Помощь в организации полноценной речевой среды.

Координация усилий педагогов и родителей. Контроль над качеством проводимой работы.

Задачи воспитателей:

Обеспечение воспитанникам комфортных условий развития, обучения и воспитания.

Создание среды психолого-педагогической и речевой поддержки ребенка:

- закрепление речевых навыков на индивидуальных занятиях по заданию логопеда (коррекционный час).

- проведение групповых занятий по развитию речи. Эти занятия проводятся воспитателем по схеме, отличной от аналогичных занятий в массовых группах.

- систематический контроль над поставленными звуками и грамматически правильной речью.

- обогащение, уточнение и активизация отработанной лексики в соответствии с лексическими темами программы.

- развитие артикуляционной и пальчиковой моторики.

- развитие внимания, памяти, логического мышления в играх, упражнениях на бездефектном речевом материале.

Проведение необходимой работы по профилактике и коррекции речи. Обеспечение эффективности общей и речевой подготовки к школе.

Повышение психолого-педагогической культуры и компетентности родителей, побуждение их к сознательной деятельности по индивидуальному развитию дошкольника в семье.

4. Знание индивидуальных и психических особенностей детей – залог эффективного планирования коррекционной работы воспитателем

Воспитатель, как и логопед, должен знать не только особенности речевой патологии детей, но и особенности психических процессов, тесно связанных с речевой деятельностью,:

- нарушение внимания и памяти;

- нарушения пальцевой и артикуляционной моторики;

- несформированность словесно-логического мышления.

Нарушения внимания и памяти проявляются у детей в следующем: они трудно восстанавливают порядок расположения даже из 4-х предметов после их перестановки, не замечают неточностей в рисунках-шутках; не всегда предметы или слова по заданному признаку. Например, это происходит в случаях, когда предложено показать на листке только квадраты (простые фигурки, круги и т. д.);хлопнуть в ладоши, если будет названа одежда (продукты и т. д.);собрать в коробочку все предметы из металла (дерева, пластмассы и т. д.).

Еще труднее сосредотачиваться и удерживать их внимание на чисто словесном материале, вне наглядной ситуации. Поэтому такие дети не могут воспринимать в полном объеме пространные, неконкретные объяснения педагога, длинные конструкции (занятие без наглядности не эффективно для логопедической группы).

Характерно, что запоминание на непроизвольном уровне, у детей происходит значительно лучше, чем на произвольном. Так, например, ребенок легко воспроизводит названия шести-восьми подарков на день рождения и затрудняется воспроизвести названия 4-5 игрушек, спрятанных на занятии.

Нарушения артикуляционной моторики проявляются в ограниченности,неточности, или слабости движений подвижных органов артикуляции – языка, мягкого неба, губ, нижней челюсти.

У значительного большинства детей пальцы малоподвижны, движения их отличаются неточностью или несогласованностью. Многие дети держат ложку в кулаке, либо с трудом берут кисточку и карандаш, иногда не могут застегнуть пуговицы, зашнуровать ботинки и т. п.

Поскольку речь и мышление связано между собой, следовательно, словесно-логическое мышление детей с речевым недоразвитием несколько ниже возрастной нормы. Дети затрудняются в классификации предметов, обобщений явлений и признаков. Нередко их суждения бедны, отрывочны и логически несвязанны друг с другом. Например, «Зимой дома тепло, тому (потому) что нет снега», «Автобус едет быстрее велосипеда – он больше». К мебели могут отнести и лампу, и телевизор, потому что они стоят в комнате; с трудом решают простейшие математические задачи, не в состоянии отгадать несложные загадки.

Личностные особенности детей логопедической группы заметны любому воспитателю, отработавшему в специализированной группе хотя бы смену. Так, на занятиях одни из них очень быстро утомляются, начинают вертеться, отвлекаться, т. е. перестают воспринимать учебный материал. Другие, напротив, сидят тихо, спокойно, но на вопросы не отвечают, или отвечают невпопад, не могут повторить ответ товарища.

В процессе общения между собой некоторые дети слишком подвижны, трудно управляемы, а иные, наоборот вялы, апатичны. Встречаются дети с навязчивым чувством страха, чересчур впечатлительные, склонные к проявлению негативизма, излишней агрессивности, либо ранимости, обидчивости.

Все эти особенности нужно учитывать, планируя коррекционную работу.

5. Основные направления в работе логопеда и воспитателя

В работе воспитателя и логопеда можно выделить два основных направления:

- коррекционно- воспитательное;

-общеобразовательное.

Воспитатель, совместно с логопедом участвует в исправлении речевого нарушения, а также процессов, связанных с ним, и, кроме того, осуществляет ряд общеобразовательных мероприятий, предусмотренных массовой программой детского сада (умственное, нравственное, эстетическое, патриотическое и др.). Необходимо учитывать, что из двух направлений первое – коррекционно- воспитательное – является наиболее значимым, ведущим. А второе – общеобразовательное – подчиненным.

Коррекционная работа осуществляется под руководством и контролем логопеда. Его главенствующая роль объясняется тем, что он лучше знает речевые и психологические особенности детей, степень отставания каждого от возрастной нормы, динамику всех коррекционных процессов.

В течении первых 2-х недель учебного года логопед обследует каждого ребенка индивидуально. Устанавливает характер речевого и сопутствующего им нарушений, определяет степень выраженности всех нарушений, выбирает пути коррекции.

По окончании обследования логопед подробно сообщает воспитателю группы о результатах своей диагностики (мини-педсовет или индивидуальная беседа, в параметры которой включаются:

-произношение звуков речи;

- их восприятие;

- воспроизведение слоговой структуры слова;

- состояние словарного запаса и грамматического строя;

- сформированость связной речи;

- уровень внимания, памяти, воображения (психолог);

- состояние пальцевой и артикуляционной моторики.

Опираясь на полученные от логопеда сведения, воспитатель сможет решить ряд практических задач:

а\ представит, кого из детей посадить вперед из-за ослабленного внимания, неусидчивости плохого зрения;

б\ запланировать с кем из детей потребуются дополнительные занятия по развитию пальчиковой и артикуляционной моторики;

в\ учесть, чье произношение придется тщательно контролировать и т. п.

Важность контакта, преемственности в работе логопеда и воспитателей объясняется тем, что устранение сложных речевых нарушений возможно только при комплексном подходе.

Причем работа должна быть вдумчивой, серьезной, кропотливой, систематической. И первым, очень ответственным этапом коррекционной работы является обследование, которое проводится в первые две недели сентября. Воспитатель выявляет уровень знаний, умений по всем видам учебной деятельности. Заполняется специальный протокол обследования.

Некоторые качества дошкольника воспитатель может оценить в ходе наблюдения за детьми в режимные моменты, в совместной игре, в трудовой и бытовой деятельности.

У воспитателей, как и у логопеда должен отдельно хранится материал по обследованию.

На основании обследования воспитатель может вывести уровни развития детей, скомплектовать подгруппы для индивидуально-коррекционной работы с детьми. Результаты обследования используются при:

1\ планировании учебно- воспитательной и коррекционной работы ;

2\ отборе программных и коррекционных задач;

3\ создании предметно-развивающей среды;

4\ организации подгрупповой и индивидуальной работы;

Основные направления коррекционной работы воспитателя

Артикуляционная гимнастика (с элементами дыхательной) выполняется в течении дня 3-5 раз.

Пальчиковая гимнастика выполняется в комплексе с артикуляционной 3-5 раз в день.

Корригирующая гимнастика для профилактики нарушений осанки и стопы выполняется ежедневно после сна.

Вечерние индивидуальные занятия по заданию логопеда, закрепляющие звукопроизношение.

Фронтальные занятия по программе ДОУ.

Коррекционная работа вне занятий:

- во время режимных моментов;

- коррекционная работа по восполнению пробелов, выявленных в результате обследования;

- обязательно планируется и учитывается.

Комплексы артикуляционной, дыхательной гимнастики подбираются логопедом и предлагаются воспитателям. Воспитатель должен хорошо знать основные движения органов артикуляционного аппарата, добиваться четкости, точности, хорошей переключаемости. Так, как основным принципом в логопедической работе с детьми является принцип повторяемости, что объясняется сниженной способностью автоматизировать умения, а упражнения, повторяющиеся из занятия в занятие, быстро надоедают, все упражнения можно объединить в сказки и проводить во вторую половину дня.

Вечерние индивидуальные занятия по заданию логопеда проводятся во вторую половину дня, после дневного сна. Это называется логопедический час.

Воспитатель занимается индивидуально с теми детьми, которых логопед записал в специальной тетради для вечерних занятий. Такая тетрадь заполняется ежедневно. Для индивидуальной работы с детьми, которые запланированы логопедом. обязательно в логопедический час выполнение заданий логопеда, а коррекционная работа планируется по подгруппам, но проводится в удобное время утром, на прогулке, вечером и т. д.

Рекомендуются следующие виды упражнений:

1\ игры на развитие зрительного и слухового восприятия;

2\ игры на развитие фонематических представлений;

3\ лексика, грамматика;

4\ речь с движениями;

5\ связная речь;

6\ работа по индивидуальным тетрадям.

Очень важно, чтобы во время индивидуального занятия с ребенком все остальные дети их не отвлекали, были заняты тихими играми. А если воспитатель при их распределении учитывает особенности каждого ребенка, то такая игра одновременно дает и обучающий эффект. Например, если у ребенка трудности мелкой моторики,- ему следует предложить собрать мозаику или нанизывать бусы, если трудности с конструктивной деятельностью,- сложить по образцу разрезные картинки или специальные кубики и т. п.

Занятия с детьми проводятся в специально оборудованном логопедическом уголке. Здесь устанавливается зеркало, в котором могут отразиться лица ребенка и воспитателя одновременно. Кроме того, здесь необходимо иметь изобразительный материал для закрепления звуков.

В тетради «Взаимосвязи» в графе «Примечание» или «Отметка о выполнении», воспитатель отмечает, у кого возникли трудности. Эта информация необходима логопеду, чтобы внести коррекцию в индивидуальные планы работы.

Воспитатель должен знать, на какой стадии закрепления звуков находится каждый ребенок, и следить за поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей в повседневной жизни.

В течение года логопед отмечает в таблице «Экран звукопроизношения» различными условными знаками все изменения в звукопроизношении детей, и это наглядно показывает результаты коррекционной работы логопеда и воспитателя.

Занимаясь с ребенком, воспитатель обязан помнить, что проговаривание всего фонетического материала по тетради должно проходить с обязательным выделением закрепляемого звука голосом – утрировано. Воспитатель не должен пропустить ни одной фонетической или грамматической ошибки в речи ребенка. Занятие может быть продолжено лишь в том случае, если ребенок все скажет правильно. Весь речевой материал воспитатель должен проговаривать громко, четко, медленно и добиваться того же о ребенка.

6. Проведение фронтальных занятий по развитию речи.

Занятия по развитию речи планируются согласно перспективно-тематическому планированию. В течение месяца на занятиях по развитию речи все виды работ в рамках 3-4- лексических тем.

Логопед и воспитатель на протяжении всего времени изучения темы работают в тесной взаимосвязи. Воспитатель осуществляет ознакомление детей с окружающим, уточняет и активизирует словарь, а также совершенствует связную речь. Логопед углубляет и обеспечивает формирование лексико-грамматических категорий.

Изучение выбранной темы осуществляется воспитателем через все виды занятий (ИЗО, развитие речи; сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные игры, целевые прогулки и т. п.)

Коррекционное обучение предусматривает при определении целей занятия, указать какую именно речевую работу предполагается провести на данном занятии. Это может быть уточнение, обогащение или активизация словаря, формирование грамматического строя (особенно работа над предложением, развитие связной речи.

Работа воспитателя над любой темой будет включать обязательно:

1\ Подбор слов по одинаковым вопросам: Кто? Что? Какой? Какая? Какое? Что делает?

2\ Образование уменьшительно-ласкательных названий;

3\ Употребление форм существительных во множественном числе;

4\ Образование притяжательных и относительных прилагательных;

5\ Автоматизация поставленных звуков;

6\ Составление словосочетаний с предлогами, прилагательными, числительными;

7\ Работа над предложением;

Одним из обязательных условий формирование правильной, четкой и внятной речи, как на занятиях логопеда, так и воспитателей, является воспитание активного произвольного внимания к речи. Важно с первых занятий приучать детей вслушиваться в обращенную речь, различать и воспроизводить ее отдельные, достигнутые для ребенка элементы, удерживать в памяти воспринятый на слух материал, уметь слышать ошибки в своей и чужой речи.

В начале учебного года, пока связная речь у детей не разовьется в достаточной степени, на занятиях используются только «простые» виды работ: чтение, разбор сказок и рассказов, рассматривание объектов, сюжетных картинок, пересказ коротких текстов и т. п. Нецелесообразно в начале обучения требовать от детей пересказа объемных текстов, составления рассказов-описаний, придумывания сказок. Т. е. планирую работу по развитию речи нужно опять же учитывать результаты логопедического и педагогического обследования.

В отличии от массовой группы на занятиях в логопедической группе, все виды работ должны быть обеспечены наглядным материалом. Необходима постоянно зрительная опора. Наглядность должна способствовать речевой активности. Каждый ребенок должен 8 раз проявить свою речевую активность, как на логопедическом занятии, так и на занятии воспитателя – это показатель хорошей речевой активности.

Словесные инструкции должны быть четкими, не многословными. (см. «Методические принципы планирования занятий»

При проведении логопедом занятий воспитатель присутствует на них, делает записи, используя эти данные при работе с детьми в вечернее время, а так же планируя коррекционную работу с детьми.

Логопед в течение года обязан периодически присутствовать на занятиях воспитателя, наблюдать режимные процессы с последующим анализом. С целью выявления динамики речевого развития каждого ребенка в режимные моменты, соблюдения комплексного подхода всего педагогического состава группы к речевой коррекционной работе. На любом занятии (по ИЗО, математике, физической культуре и т. д.) должна планироваться коррекционная работа.

По математике:

1. Существительное.

1. Употребление существительных единственного и множественного числа;

2. Сочетание существительных с предлогами.

2. Глагол.

1. Изменение по временам, лицам, числам и родам;

3. Прилагательное.

1. Согласование существительного с прилагательным в роде, числа, падеже.

4. Количественные и порядковые числительные;

5. Местоимения (мой, моя, мое, мои, наш, ваш).

6. Предложения.

По изобразительной деятельности:

1. Предложения с предлогами.

2. Временные формы глагола. (я нарисовал, я вырезаю, я буду разукрашивать).

3. Спряжение глагола. (Что делаешь? Что делают).

4. Согласование существительного с прилагательным в роде, числе, падеже.

5. Навыки связной речи (Как будешь делать, спрашивать детей о предстоящей или выполняемой работе.

Физическая культура и музыка.

1. Предлоги (за кем, перед кем).

2. Глаголы прошедшего, будущего времени.

3. Приставочные глаголы (прыгали, перепрыгнули).

4. Падежные формы местоимений (ко мне, к ней и др.).

Может быть, эта коррекционная работа не планируется, но она проводится. И воспитатель, и логопед должны использовать все виды занятий для целенаправленной коррекционной работы.

Коррекционная работа воспитателя в повседневной жизни.

Раздевалка, умывальная комната, спальня, уголок природы, игровой уголок и другие места групповой комнаты и участка – это широкая наглядная база для формирования словарного запаса у детей. В течение дня воспитатель имеет возможность многократно активизировать и закреплять новые слова, без чего не может происходить их введение в самостоятельную речь. Идет обогащение и активизация словаря, упражняется в грамматически правильном оформлении предложений.

Планирование коррекционно-образовательной работы.

В плане воспитатели выделяют специальную графу «Коррекционная работа», можно для облегчения представить в виде таблицы:

Направления работы Содержание работы Режимные моменты

1. Артикуляционная гимнастика.

2. Дыхательная гимнастика.

3. Пальчиковая гимнастика.

4. Формирование фонетического восприятия.

5. Формирование лексико-грамматических представлений.

6. Развитие психических процессов.

7. Связная речь.

8. Формирование навыков звукового анализа.

9. Контроль за звукопроизношением.

Указать источник

Игры см. картотеку

Лексические темы 1, 2, 3,и т. д.

Дидактические игры

Игры и упражнения

Игры и упражнения.

Имена детей

Утром

Перед обедом

2-ая половина дня

Индивидуальная коррекционная работа

Планируется на месяц. Может быть представлена в виде таблицы. Форма может быть другой.

Дни недели

Список детей 1-ая неделя

Учет 2-ая неделя

Учет 3-ая неделя

Учет 4-ая неделя

Учет

понедельник

вторник

среда

четверг

пятница

Здесь же указываются подгруппы детей. Состав групп может меняться.

Планируются виды работ по восполнению имеющихся пробелов:

1\ по сенсорному развитию (цвет, форма, величина, количество) ;

2\ развитию общей моторики ;

3\ развитию мелкой моторики (шнуровка, мозаика, плетение и т. д.).

4\ развитие графических навыков (обводка, штриховка) ;

5\ формирование пространственных представлений (право, лево, узкий - широкий….);

6\ работа по коррекции лексико-грамматических категорий.

В конце учебного года логопед проводит итоговое занятие. Воспитатель – итоговое комплексное занятие с приглашением родителей, администрации, коллег воспитателей логопедических групп или руководителя МО.

Заучивание стихотворение

Особенности:

1 предварительная словарная работа (как в массовой группе);

2 воспитатель читает наизусть с наглядностью;

3 беседа;

4 чтение стихотворения;

5 заучивание по четверостишию и по строчке;

К праздникам отрабатывают вместе с логопедом весь речевой материал. Не должно быть неправильной речи!

В подготовительной логопедической группе проводятся занятия по подготовке детей к письму (с октября месяца по май включительно) .

Каждое занятие включает:

- письмо тех или иных элементов;

- зрительный или слуховой диктанты;

- зарисовка каемочек, чередующаяся с зарисовкой или обводкой с последующей штриховкой узоров, включенных в слуховой или зрительный диктант.

Публикации по теме:

Рабочая программа коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда «Рабочая программа коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда Неговора Н. Н. МБДОУ детский сад № 43 «Теремок» (далее МБДОУ) в группах.

Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в ДОУ В условиях логопункта в ДОУ очень важно взаимодействие учителя - логопеда с воспитателями, для скорейшего устранения речевого нарушения.

Годовой план коррекционно-педагогической работы учителя-логопедаГодовой план коррекционно-педагогической работы учителя-логопеда Годовой план коррекционно-педагогической работы учителя – логопеда ЦЕЛЬ: формирование предпосылок учебной деятельности, компетенций, обеспечивающих.

Годовой план коррекционно-педагогической работы учителя-логопеда на 2017–2018 учебный год (II часть)Годовой план коррекционно-педагогической работы учителя-логопеда на 2017–2018 учебный год (II часть) Годовой план коррекционно-педагогической работы учителя – логопеда Хворовой Е. В. на 2017 – 2018 учебный год. (II часть) Декабрь. Документационный.

Инновационные формы работы с семьей как условие совместной интегративной деятельности участников образовательного процесса «Дети – зеркало семьи» - это замечательное выражение, которое точно передаёт смысл ориентации ребёнка на духовные и моральные ценности семьи.

Из опыта работы воспитателя «Использование проектной деятельности при организации образовательного процесса» Использование проектной деятельности при организации образовательного процесса. Проектная деятельность - это самостоятельная и совместная.

Программа взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя по индивидуально-ориентированной коррекционно-развивающей работе 1. Пояснительная записка Актуальность Логопедические диагнозы воспитанников: Фонетическое и фонетико-фонематическое недоразвитие речи у.

Современные методы, инновационные технологии в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда ДОУ .

Планирование взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя Осень. Признаки осени. Предметный словарь: осень, листья, листопад, дождь, заморозки, зонт, урожай, ягоды, грибы, ящик, мешок, корзина,.

Учет индивидуально-психических свойств личности в построении воспитательно-образовательного процесса Учет индивидуально-психических свойств личности в построении воспитательно-образовательного процесса в условиях модернизации образования.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
  • Праздники
Автор публикации:
Планирование и учет совместной работы учителя-логопеда и воспитателя коррекционно-образовательного процесса в ДОУ
Опубликовано: 7 мая 2018 в 03:38
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 октября. День хохломы на МААМ

Хохлома – исконно русский народный промысел. Он появился и оформился как особенная традиция росписи деревянной посуды в нижегородских деревнях, среди керженских лесов. Хохлома радует уникальными, только...

21 октября. День каштана

Плоды каштана – главное богатство этого красивого дерева. Древние римляне специально выращивали каштановые деревья ради плодов, которые они, перемалывая в муку, употребляли для выпечки хлеба. По...

Отчет об экскурсии в школьную библиотеку. Старшая группа
Отчет об экскурсии в школьную библиотеку( старшая группа. Цель : продолжать знакомить воспитанников с профессией библиотекаря. - формировать представление...
Фотоочерк об открытии нового сквера ко Дню города Ставрополя
В этом году мой родной город Ставрополь отпраздновал свое 242- летие. В день рождения горожане получили подарок - новый сквер в храмовом комплексе...
Фотоотчет о творческих работах детей подготовительной группы «В осеннем лесу»
В процессе углубления знаний детей об осенних явлениях в лесу были созданы работы по рисованию, аппликации, лепке индивидуальные и коллективные....