Лучший педагог года

Планирование и уровневая оценка музыкального развития детей дошкольного возраста

Елена Арабина
Планирование и уровневая оценка музыкального развития детей дошкольного возраста

«Задачи методики музыкального воспитания не могут быть выполнены без тщательного планирования и учета всего хода работы.

Планирование позволяет установить гармонию между всеми видами музыкальной деятельности детей и всеми формами ее организации. Планирование и учет позволит обеспечить последовательность музыкального развития каждого ребенка и продвижение коллективов детей в каждой возрастной группе. Поэтому планирование можно рассматривать как один из способов управления сложной воспитательной работой. Нельзя осуществить принцип систематичности в применении всех педагогических воздействий, не намечая, что и как целесообразно применить в воспитании и обучении детей» (НА. Ветлугина). Еще А. С. Макаренко высказывал идею о системе перспективных линий в воспитании детей далекая перспектива - как осуществление намеченной цели, средняя - конкретная цель, на решение которой направлены предстоящие мероприятия, и ближайшая – повседневное планирование.

Публикация «Планирование и уровневая оценка музыкального развития детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Неслучайно в сегодняшние дни этот принцип лег в основу планирования воспитательно-образовательной работы в детском саду, в том числе и по музыкальному воспитанию.

Далекая перспектива, т. е. конечная цель определена «Программой», средняя - планирование на квартал (или на один-два месяца, ближайшая - на каждый день текущей недели.

В дошкольных учреждениях нередко встречается требование от руководителей писать план на год. Это нецелесообразно, так как любая программа предлагает конечный результат для каждой возрастной группы к концу года. Но к этому результату все идут, используя свои методы, средства, темп, учитывая специфику учреждения, особенности условий и, главное, уровень развития детей. Вот почему в основу перспективного плана педагога целесообразно взять более короткий отрезок времени (один или два месяца, квартал).

В таком перспективном плане конкретизируются программные задачи по всем видам музыкальной деятельности с учетом всех форм их ор-ганизации; указывается репертуар (а в течение года учитывается последовательность усложнения репертуара).

Намеченные задачи соответствуют направлению (конечной цели) «Программы», учитывают уровень общего и музыкального развития де-тей, их музыкальный опыт, природные условия, общественно-важные события, традиции детского сада, его основополагающие задачи на этот год.

Форма записи перспективного плана определяется самим педагогом. В качестве примера предлагается следующая схема (таблица 1).

Календарный план (ежедневный) пишется на неделю и составляется на основе перспективного. В нем записывается план музыкальных занятий, игровая деятельность, содержание индивидуальной работы, подготовка или проведение развлечений, праздников.

При планировании фронтальных занятий целесообразно отразить ход занятия, отметить программное содержание по всем видам дея-тельности с учетом намеченного репертуара и этапа его разучивания, отдельные методические приёмы, требующие особой подготовки. Форма записи других организационных форм работы свободная.

В последние годы закрепилось оправданное право музыкального руководителя писать планы в своей тетради-дневнике, а не совместно с планом воспитателя. Это дает ему возможность не ограничивать свои записи площадью, оставленной воспитателем.

В плане воспитателя отмечается лишь содержание работы на определенный час в режиме дня: например, 2-е занятие - музыкальное (по-дробно изложено в плане музыкального руководителя). Но план музыкального руководителя (и перспективный, и календарный) - отчетный документ, и поэтому он должен находиться постоянно в учреждении.

Чтобы проследить динамику музыкального развития каждого ребенка, необходимо определить показатели его развития в каждом виде му-зыкальной деятельности. Показатели определяются особенностями каждого возраста и на основании программных задач. В конце каждого этапа перспективного плана педагог ставит напротив фамилий детей условные обозначения, соответствующие показателям уровня их музы-кального развития. Рекомендуется заносить эти сведения в таблицы постепенно:

• в начале каждого этапа - только положительные результаты (высокий уровень);

• через каждые три недели - промежуточные;

• в конце этапа - окончательные результаты.

Как правило, у детей показатели по отношению к конкретным задачам разные, поэтому один и тот же ребенок может иметь как высокую оценку, так и среднюю, и даже низкую.

При определении уровня музыкального развития ребенка можно брать за основу следующие критерии.

Высокий уровень - творческая активность ребенка, самостоятельность, инициатива, быстрое осмысление задания, точное выразительное его выполнение без помощи взрослого; ярко выраженная эмоциональность (во всех видах музыкальной деятельности).

Средний уровень - эмоциональная отзывчивость, интерес к музыкальной деятельности, желание включиться в неё, несмотря на неко-торое затруднение в выполнении задания. Ребенок нуждается в помощи педагога, дополнительном объяснении, показе, неоднократных повторах.

Низкий уровень - ребенок малоэмоционален; ровно, спокойно относится к музыке, музыкальной деятельности, не проявляет активного интереса, равнодушен, не способен к самостоятельности.

Критический уровень (редко встречаемая оценка) - негативное отношение ребенка к музыке, к музыкальной деятельности, связанное, как правило, с отклонениями в его здоровье или с педагогической запущенностью (чаще по вине семьи).

Хотелось бы обратить внимание педагогов на то, что в диагностических таблицах необходимо определять показатели музыкального развития выборочно (из 6-8 взять только 3-4, с учетом объективных условий) из-за отсутствия предварительной систематической работы по музыкально-эстетическому воспитанию в детском саду или из-за слабого здоровья детей.

Предлагаем примерную таблицу уровневой оценки музыкального развития детей в старшей группе (таблица 1).

С учетом оценки музыкального развития детей за определенный период, педагог намечает средства, методы на следующий этап, ставит до-полнительные задачи.

Целесообразно для краткости и экономии времени использовать условные обозначения уровней музыкального развития детей :

+ (плюс) - высокий уровень музыкального развития;

- (минус) - низкий уровень;

V (галочка) - средний уровень;

О (ноль) – критический

ИЛИ:

• - красный кружок - высокий уровень;

• - зеленый - средний уровень;

• - синий - низкий;

• - черный - критический. Эмоциональная отзывчивость: U - яркая эмоциональность; — ровное отношение;

П - негативное отношение.

Диапазон отмечается в соответствии с уровнем индивидуального певческого развития каждого ребенка :

Рег - си1; миг до2; догдо2 и т. д.

Хотелось бы обратить внимание на то, что деятельность музыкального руководителя должна быть отражена в годовом плане, во всех его разделах. и «завязана» на ведущих задачах данного учреждения на текущий год.

Все задания выполняются детьми индивидуально, за исключением тех, в которых указано число участников. Знаком отмечены задания, выполнения обязательно для характеристики музыкального уровня детей. Оценка ткачества исполнения проводится по следующим показателям: естественное звучание, чистое интонирование, соблюдение оттенков.

Публикации по теме:

Блочно-тематическое планирование по теме «Лес» для старшей группы Блочно – тематическое планирование Тема: «Лес» Примерное содержание образовательной деятельности по познавательно - речевому и художественно.

Планирование воспитательно-образовательной работы в ДОУ Перспективное планирование Основы планирования воспитательно-образовательной работы в дошкольном образовательном учреждении [cut=Читать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Планирование и уровневая оценка музыкального развития детей дошкольного возраста
Опубликовано: 20 марта 2015 в 15:07
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД