Светлана Мамедова
Планирование коррекционной работы по развитию звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из главных задач, стоящих перед дошкольным учреждением, является речевое развитие детей и преодоление фонетико-фонематического недоразвития через целенаправленную логопедическую работу по коррекции звуковой стороны речи и фонематического восприятия.
Публикация «Планирование коррекционной работы по развитию звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Коррекционная работа. Для педагогов коррекционных групп
- Планирование. Планы работ
- Старшая группа
- Темочки
Работу по коррекции звукопроизношения начинаем с обследования. Для этого используем традиционные в логопедии методики (Лалаевой Р. И., Архиповой Е. Ф.). Обследование позволяет выявить особенности артикуляционной моторики, звукопроизношения и фонематического слуха каждого ребенка.
Данное обследование позволяет не только выявить особенности речевого развития каждого ребенка, но и сгруппировать детей для дальнейшей работы, а также, в соответствии с принципом личностно-ориентированного подхода, разработать индивидуальное направление коррекционного воздействия.
Дидактические игры являются одной из основных и эффективных форм работы с детьми дошкольного возраста, так как игра является ведущей деятельностью этого возраста, при этом в ней зарождаются элементы учебной деятельности. Кроме того, речевые игры способствуют созданию психологической готовности детей к речевому общению; необходимости многократного повторения ими речевого материала; тренировке детей в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной спонтанной речи. Поэтому дидактические игры используются на индивидуальных и подгрупповых занятиях, в режимных моментах, в домашних заданиях. В случае затруднений оказывается дополнительная логопедическая помощь.
Разработанная нами схема обследования позволяет выявить особенности артикуляционной моторики, звукопроизношения и фонематического слуха каждого ребенка. Содержание коррекционной работы по развитию звукопроизношения у детей дошкольного возраста с ФФН строится с учетом уровня развития фонематического восприятия, артикуляционной моторики и звукопроизношения каждого ребенка, его личностных и психологических особенностей, а также с учетом целей и задач коррекционной программы и перспективного плана логопедической работы.
Дидактические игры для коррекции произношения шипящих звуков.
1.«Веселый язычок». Цель: развивать подвижность органов артикуляции, сформировать необходимый артикуляционный уклад для произношения шипящих звуков. Ход: ребенку предлагается послушать сказку о веселом язычке и выполнить артикуляционные упражнения необходимые для подготовки к постановки шипящих звуков.
2.«Путешествие Буратино». Цель: подготовить артикуляционный аппарат к постановке шипящих звуков. Ход: воспитатель объясняет ребенку, что Буратино пошел в лес. Чтобы он добрался до леса, ребенку необходимо ему помочь преодолеть разные препятствия (например, построить «мостик» через реку, прокатиться на «лошадке», собрать «грибы» и т. д.). Ребенок выполняет точные артикуляционные движения.
3. «Мыльные пузыри». Цель: развивать плавный, длительный, направленный выдох, необходимый для произношения шипящих звуков. Ход: детям раздаются мыльные пузыри. Задача каждого ребенка заключается в том, чтобы надуть самый большой мыльный пузырь. Следить за длительным, плавным выдохом.
4. «Фокус». Цель: развивать плавный, длительный, направленный выдох, необходимый для произношения шипящих звуков. Ход: на кончик носа ребенка кладется кусочек ватки, ребенок его сдувает, положив широкий кончик языка на нижнюю губу.
5. «Оркестр». Цель: развивать длительный, плавный выдох. Ход: по сигналу воспитателя дети играют на игрушечный духовых инструментах (дудочки, флейты, губные гармошки).
6. «Светофор». Цель: выделять звук в ряду других звуков, на фоне слова.
Ход: детям раздаются квадратики синего цвета. Если в произносимом ряду звуков дети слышат заданный шипящий звук, то поднимают синий квадратик, если другие звуки, то красный сигнал. Аналогично проводится игра со словами.
7. «Вратари». Цель: выделять звук в ряду других звуков, на фоне слова. Ход: логопед произносит различные звуки, если в произносимом ряду звуков дети слышат заданный шипящий звук, то «ловят» его, хлопая в ладоши. Аналогично проводится игра со словами.
8. «Где звук?». Цель: учить определять место звука в слове. Ход: детям раздаются «домики» с тремя окошками. Фишку, которая обозначает шипящий звук, ребенок кладет в первое окошко, если звук первый в слове, в третье окошко, если звук последний в слове, во второе окошко, если звук находится в середине слова.
9. «Слова». Цель: упражнять детей в определении первого и последнего звука в словах. Ход: дети становятся в круг. Один ребенок передает мяч другому, называя любое слово. Другой ребенок берет мяч, передает его следующему и говорит при этом слово, начинающееся на последний звук предыдущего слова и т. д. Кто ошибается - выходит из игры.
10. «Кузовок». Цель: тренировать детей в определении места заданного звука в слове. Оборудование: набор игрушек, три коробки с прикрепленными к ним схемами звукового состава слов. Ход: логопед просит детей разложить игрушки по трем коробкам в соответствии со схемами звукового состава слов, наклеенными на коробках. Можно проводить игру в форме соревнования двух команд детей.
11. «Помоги ежику перейти через болото». Цель: упражнять детей в слуховом различении изолированного звука в ряду других звуков. Оборудование: игрушечный ежик, кубики. Ход: Логопед просит детей помочь ежику перейти через болото. Для этого им предлагается хлопать в ладоши, когда услышат заданный звук. Далее логопед произносит изолированные звуки, при правильно сделанных хлопках ежик переходит с одной "кочки" (кубика) на другую. Если дети делают ошибки, ежик возвращается на предыдущий кубик.
12. «Вставь нужную букву». Цель: тренировать детей в выполнении операций по звуко-буквенному анализу слов. Ход: Логопед показывает детям карточки с написанными на них словами, в которых пропущены буквы. Дети отгадывают, каких букв не хватает в каждом из слов.
13. «Придумай слово». Цель: тренировать детей в выборе слов с заданным звуком. Ход: Логопед показывает детям «волшебную палочку». Сообщает, что если дети назовут слова с указанным звуком, то она замигает.
14. «Перебеги дорогу». Цель: развитие слухового внимания, фонематического восприятия. Ход. Дети встают в шеренгу. Логопед произносит слова, близкие по звучанию (лягушка, подушка, кукушка, хлопушка, ватрушка; дочка, кочка, точка, бочка, ночка и т. п.). При произнесении определенного слова логопедом (например, слова «подушка») дети должны перебежать "дорогу" (ковер). Игра повторяется несколько раз. При этом логопед может использовать разные наборы слов.
15. «Тишина». Цель: формировать правильное произношение звука Ш. Ход: водящий стоит у одной стены, а все остальные дети – у противоположной. Дети тихо подходят к водящему; при громком движении водящий подносит указательный палец к губам и произносит:ш-ш-ш. Тот, кто издал шум, должен остановиться. Кто первым тихо дойдет до водящего, становится водящим.
16. «Лес шумит». Цель: формировать правильное произношение звука Ш. Ход: воспитатель напоминает детям, как летом шумят зеленые листочки деревьев: ш-ш-ш. Воспитатель предлагает поднять руки, как веточки у деревьев, и пошуметь листочками так, как будто на них дует ветер.
17. «Мухи в паутине». Цель: формировать правильное произношение звука Ж.
Ход: дети образуют круг и опускают руки – это паутина. Другие дети - мухи. Они жужжат: ж-ж-ж, вбегают в круг и выбегают из круга. По сигналу логопеда дети, изображающие паутину, поднимают руки. Те «мухи», которые не успели выбежать из круга, попадают в паутину и выбывают из игры.
18. «Поезд». Цель: формировать правильное произношение звука Ч. Ход: дети становятся друг за другом – это вагоны. Впереди стоит «паровоз». Ведущий дает свисток – поезд трогается и издает звук ч-ч-ч. Дав поезду немного проехать, ведущий поднимает желтый флажок – поезд замедляет ход; на красный – поезд останавливается. Затем ведущий снова поднимает флажок – машинист дает сигнал. На зеленый – поезд трогается.
19. «Воробушки». Цель: формировать правильное произношение звука Ч. Ход: дети (воробушки) сидят на стульчиках (в гнездышках) и спят. На слова логопеда: «Солнышко встало, воробушки проснулись», - дети открывают глаза и громко повторяют: чирик-чик-чик, чирик-чик-чик. После этого дети разбегаются по комнате, а на слова воспитателя «ночь пришла» возвращаются на свои места. Игра повторяется несколько раз.
20. «Договори словечко». Цель: формировать правильное произношение звука Ч. Ход: воспитатель начинает произносить слово, ребенок заканчивает, произнося правильный звук Ч (кирпи, цирка, скрипа…., и т. д.).
21.«Дворники». Цель: формировать правильное произношение звука Щ. Ход: воспитатель напоминает детям, что осенью, когда с деревьев опадает много листьев, дворники ее сметают в большие кучи: щ-щ-щ. Воспитатель предлагает детям представить, что они дворники, и «подмести» двор.
22. «Поймай рыбку». Цель: автоматизация шипящих звуков в словах. Оборудование: металлические скрепки и небольшие предметные картинки, коробка и удочка с магнитом. Ход: дети по очереди вылавливают удочкой различные предметы и называют их. Определяют место звука в слове. За правильный ответ ребенок получает очко. Выигрывает тот, кто наберет больше очков.
23. «Помоги Маше». Цель: автоматизация звука Ш в словах. Ход: воспитатель говорит: «Маша шла-шла и игрушки нашла». Ребенок помогает собрать Маше игрушки, называя предметные картинки (кошка, матрешка, машинка, неваляшка и т. д.).
24. «Одень куклу на прогулку». Цель: автоматизация звука Ш в словах. Ход: бумажной кукле нужно подобрать предметы одежды по сезону: летнюю или зимнюю. Ребенок подбирает и называет предметные картинки (шуба, шапка, сапожки, шарфик, шорты, шляпа, шлепки и т. д.).
25. «Назови ласково». Цель: автоматизация звука Ш (Ч, Ж) в словах. Воспитатель бросает детям мяч и называет слово, а ребенок бросает мяч обратно и называет слово с уменьшительно-ласкательным суффиксом (кольцо-колечко, сердце-сердечко, петух-петушок, солнце-солнышко, горох-горошек, пирог-пирожок, снег-снежок и т. д.).
26. «Назови детеныша». Цель: автоматизация звуков Ж, Ч в словах. Ход: воспитатель бросает мяч детям и называет взрослое животное, а ребенок возвращает и называет его детеныша (верблюд - верблюжонок, медведь - медвежонок, еж - ежонок, заяц - зайчонок, белка - бельчонок и т. д.).
27. «Маленький – большой». Цель: автоматизация звука Ч в словах. Ход: воспитатель бросает мяч и произносит фразу, а ребенок возвращает мяч и заканчивает фразу словом в превосходной степени:
у кошки – усы, а у тигра - ….
у птички – глаза, у дракона - ….
у гномика – дом, а у великана ….
28. «Беговые дорожки». Цель: закрепить правильное произношение шипящих звуков. Оборудование: на картоне оформляются дорожки со стартом и финишем. На них наклеиваются картинки на разные звуки. Ход: Дети (двое) ведут пальцем по дорожке и проговаривают слова. Логопед задает темп: «Кто быстрее?»